Проектирование индивидуального маршрута саморазвития педагога
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektirovanie_samorazvitiya.docx | 21.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Егорова Юлия Владимировна
Педагог-психолог
МБДОУ Азовский детский сад комбинированного вида «Сказка»
Проектирование индивидуального маршрута профессионального саморазвития педагога
Профессионализм отличается от псевдопрофессионализма тем, что его
сущность заключается не столько в том, чтобы формировать профессиональные знания, умения и навыки, а главным образом в том, чтобы в процессе их основания формировалась личность работника
Н.С. Пряжников.
Развитие педагога, как профессионала, в условиях реализации ФГОС предполагает повышение его профессиональной адаптированности, профессионального мастерства, что и обеспечивает формирование профессиональной компетенции. В современном образовании, просто необходимо проектирование модели построения системы саморазвития профессиональных компетенций, профессионального и карьерного роста, повышение методической грамотности, мобильности, мотивации, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС.
Современным методом развития профессиональной компетентности является индивидуальный маршрут профессионального саморазвития. Маршрут представляет собой целенаправленную проектированную дифференцированную программу, обеспечивающую разработку и реализацию личностной программы развития профессиональной компетентности при осуществлении научно-методического сопровождения его профессионального развития.
Основополагающими моментами индивидуального маршрута развития педагога являются, с одной стороны, мотивационная сфера педагога, а с другой – его индивидуальные образовательные потребности как профессионала. Таким образом, педагог выступает субъектом своего профессионального развития.
Ключевыми моментами в мотивационной сфере для высоких уровней профессионализма, психологи выделяют следующие критерии:
- Увлеченность смыслом профессиональной деятельности, направленной на благо других людей, стремление проникнуть в современные гуманистические ориентации, желание оставаться в профессии.
- Мотивация высокого уровня достижения в профессии.
- Мотивация профессионального роста и саморазвития в профессии, использование любого шанса для профессионального роста, сильное профессиональное целеполагание.
- Гармоничное прохождение всех этапов профессионализации.
- Отсутствие профессиональных деформаций в мотивационный сфере.
- Внутренний локус профессионального контроля, то есть поиск причин успеха и неуспеха в себе самом и внутри своей профессии.
- Оптимальная психологическая цена высоких результатов в профессиональной деятельности, то есть отсутствие перезагрузок, стресса, срывов, конфликтов.
Содержательную сторону маршрута, составляет решение тех профессиональных проблем, которые актуальны не только для конкретного педагога, но и для педагогического сообщества, муниципалитета, региона, которые и определяют приоритетное развитие.
Психологическими механизмами реализации индивидуального маршрута являются самодиагностика и самоменеджмент.
В организационном контексте индивидуальный маршрут педагога реализуется в трех взаимосвязанных плоскостях, таких как:
- профессиональное самообразование, предполагает изучение современных научных и методических разработок, инновационного опыта, в том числе и регионального, прохождение курсов повышения квалификации.
- деятельность специалиста в профессиональном сообществе, осуществляется через руководство или участие в работе профессиональных сообществ (методических объединениях, творческих, рабочих и проблемных групп), на уровне учреждения, муниципалитета, региона.
- участие в методической работе своего учреждения, своего рода корпоративное обучение. Оно осуществляется в традиционных и интерактивных формах методической работы.
Этапы составление индивидуального маршрута
профессионального саморазвития педагога
Этап 1. Диагностика и самодиагностика
Предшествует выявлению профессиональных интересов и профессиональных затруднений специалиста.
Для достижения конечного результата запланированной работы – необходимо на основе всестороннего и комплексного анализа реальной ситуации осуществления своей деятельности определить профессиональные трудности и достижения педагога.
Педагог проводит самодиагностику, предполагающую самопознания (выявления своего потенциала), осознание и соотнесение своих индивидуальных потребностей саморазвития с внешними требованиями (прежде всего с ФГОС, а также запросами родителей на образовательную деятельность) для определения сфер профессиональной деятельности, раскрывающих профессионально-личностный потенциал педагога.
Этап 2. Проектирование индивидуального маршрута самообразования
Предполагает разработку и фиксацию в карте индивидуального маршрута саморазвития программы конкретных действий по реализации задач профессионального развития.
Разработка путей решения проблем и развития профессиональных интересов, преодоление профессиональных затруднений, содержания деятельности педагога в контексте профессионального развития; планирование собственных действий по реализации цели. Определение ожидаемых результатов, собственных достижений отражаются в карте индивидуального маршрута профессионального саморазвития.
Определяются условия для достижения результатов: курсы повышения квалификации, посещение семинаров и открытых мероприятий, изучение инновационного опыта работы, анализ интернет-ресурсов, консультации старшего воспитателя, завуча, методистов муниципальных методических центров, участие в экспериментальной, инновационной деятельности, в проблемных, рабочих, творческих группах, наставничество.
Карта индивидуального маршрута профессионального саморазвития педагога заполняется в соответствии с его трудовыми функциями. И включает следующие разделы:
- период – определяется на межаттестационный период (5 лет) на каждый учебный год;
- уровень мероприятий включает три возможных варианта: персональный, командный, методический;
- педагогический продукт – это реальные результаты, отраженные в определенном материальном носителе; обязательно указывается тема/название полученного педагогического продукта;
- субъективные достижения определяются педагогом на основе профессиональной рефлексии, отраженное педагогом в виде эссе, самоотчета, самопрезентации;
- формы презентации полученных достижений как обобщения инновационного опыта с указанием места и времени презентации.
Карта индивидуального маршрута саморазвития педагога
Ф.И.О. педагога:_________________________________________________
Стаж в занимаемой должности:_____________________________________
Квалификационная категория:______________________________________
Межаттестационный период______/_______ учебный год
Повышение квалификации (сроки, тема/проблема)_____________________
_________________________________________________________________
Дата заполнения:_________________
Период реализации (учебный год) | Уровень мероприятий | Мероприятия | Педагогический продукт как результат | Субъективные достижения | Формы предоставления результатов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
20_/20_ | Самообразование (персональный уровень | ||||
Работа в профессиональном сообществе (командный уровень) | |||||
Участие в медодической работе (организационный уровень) |
Этап 3. Реализация индивидуального маршрута саморазвития
Предполагает осуществление профессиональной деятельности по составленному плану. Обязательно анализируются, обобщаются и систематизируются промежуточные результаты за каждый учебный год. Составляются отчеты, данные которых представляют и обсуждаются в педагогическом сообществе образовательного учреждения. Коллегиально принимаются решения о трансляции результатов на уровне образовательной организации, муниципальном, региональном, всероссийском уровнях.
На основе профессиональной рефлексии педагог при необходимости вносит уточнения и коррективы в карту своего индивидуального маршрута саморазвития.
Этап 4. Оценка и самооценка
Предполагает оценку и самооценку эффективности деятельности педагога по повышению своей профессиональной компетентности.
Важным моментом выступает самоанализ своей деятельности. В диагностических картах «самооценка» заполняет сам специалист на основе самоанализа, раздел «Экспертная оценка» заполняется экспертом, в качестве которого может выступать коллега, старший воспитатель, завуч.
В данные разделы вписываются выводы по следующим шкалам:
- трудовые действия;
- необходимые умения;
- необходимые знания.
Диагностическая карта самооценки и экспертной оценки по повышению профессиональной компетентности педгога
Аспекты трудовых функций | Содержание трудовых функций | Самооценка | Экспертная оценка |
Трудовые действия |
| ||
Необходимые знания | |||
Необходимые умения |
А также в конце года составляется отчет о реализации индивидуального маршрута профессионального саморазвития педагога.
В заключение, стоит сказать, что готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию очень важна для педагога. Активность человека в таких условиях, может быть направлена на лучшее и более полное приспособление к среде за счет своих внутренних ресурсов и собственных резервов, где ключевым фактором динамического развития будет выступать личностное развитие.
Самообразование и саморазвитие педагога базируется на принятие цели самоподготовки, содержания педагогических знаний, обеспечивающих информационную базу, оценке и самооценке достигнутого результата в соответствии с принятой целью. И именно проектирование индивидуального образовательного маршрута предполагает поиск индивидуальных путей достижения профессиональных вершин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Проектирование индивидуального маршрута семьи"
Консультация для родителей...
Индивидуальный маршрут саморазвития педагога
Индивидуальный маршрут саморазвития педагога 2015-2016Индивидуальный маршрут саморазвития педагога 2017-2018...
Статья "Проектирование индивидуального маршрута развития как средство адаптации ребёнка к детскому саду"
Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Социализация, или усвоение реб...
Программа индивидуального профессионального саморазвития педагога на 2017 – 2021 учебный год
Актуальность темы:«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».«Истоки ...
Проектирование индивидуального маршрута ребенка с ЗПР
Презентация подготовлена для методического объединения учителей-дефектологов....
Индивидуальный план саморазвития педагога «Формирование культурно-гигиенических навыков»
Цель самообразования по теме:- повышение педагогического уровня, профессиональной компетенции;- внедрение в педагогическую практику инновационной технологии по формированию культурно-гигиенических нав...
проектирование индивидуального маршрута
проект индивидуального маршрута...