Статья "Проектирование индивидуального маршрута развития как средство адаптации ребёнка к детскому саду"
статья по теме
Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Социализация, или усвоение ребенком общественного опыта происходит только в совместной деятельности и в общении с другими людьми. Взаимодействие ребёнка со сверстниками в игре является одним из основных компонентов социальной компетентности. В тоже время взаимодействие ребенка со сверстниками в игре – это показатель адаптации ребенка к детскому саду. Элементарные способы общения в процессе адаптации между сверстниками,взрослыми формируются через проектирование индивидуальных маршрутов развития у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dou_16_2_1.doc | 351 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектирование индивидуального маршрута развития как средство адаптации ребёнка к детскому саду
Самусева Светлана Анатольевна,
воспитатель,
Старицина Вероника Михайловна,
заместитель заведующего по воспитательно-методической работе,
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 16 «Ласточка».
Проектирование индивидуального маршрута развития как средство адаптации ребёнка к детскому саду
В настоящее время образование носит инновационный характер. Он заключается во внедрении компетентностного подхода: интеллектуальной, социальной компетенции и т.д. Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Социализация, или усвоение ребенком общественного опыта происходит только в совместной деятельности и в общении с другими людьми. Взаимодействие ребёнка со сверстниками в игре является одним из основных компонентов социальной компетентности. В тоже время взаимодействие ребенка со сверстниками в игре – это показатель адаптации ребенка к детскому саду.
Картина адаптации ребенка к детскому саду диагностична в плане проявления невротичности у детей. Отрыв от дома, близких родных, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе могут стать для ребенка серьезным психогенным фактором, рассматриваемым малышом как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход, новая попытка «разрыва пуповины», был плавным, мягким, бестравматичным.
По данной проблеме мы стали работать в 2007-2008 учебном году, когда был набор детей во 2 младшую группу. Это дети, впервые поступали в детский сад. Всего поступивших детей - 15. Из них семь девочек и восемь мальчиков. В октябре-ноябре проводилось обследование по выявлению степени адаптации. Результаты адаптации таковы: Готовы к поступлению - 12 детей. Условно готовы - 2 человека. Не готовы - 1 ребенок. Также определили степень течения адаптации:
легкая адаптация (от 5 дней – до 1 недели) 10 детей;
адаптация средней тяжести (от 15 дней – до 3 недель) 4 детей;
адаптация усложненная (от 25 дней – до 5 недель) 1 ребенок.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что у трети детей наблюдаются проблемы во взаимодействии с взрослыми и детьми, вследствие чего частые пропуски детей детского сада по болезни, отрицательный общий эмоциональный фон поведения и пассивность во взаимоотношениях с взрослыми и детьми, неприятие изменений привычной ситуации.
Результаты обследования взаимодействия детей с взрослыми и сверстниками показали, что в общении детей со взрослыми средний уровень составляет 26,7 %, низкий уровень – 73,3 %.
В отношениях «ребенок – сверстники» низкий уровень составляет 66,7%, средний 33,3 %.
Полученные данные свидетельствуют о том, что формирование отношений «ребенок – сверстники» находятся в прямой зависимости от сформированности отношений «ребенок – взрослый». То есть, чтобы научить детей общаться между собой, решать конфликты, необходимо решить задачу формирования умения вступать во взаимодействие со взрослым.
Полученные в ходе обследования данные позволили определить направления работы, составить индивидуальные маршруты. Мы определили направления и содержание работы. В составлении индивидуального маршрута мы опирались на результаты мониторинга и идеи Я.И. Ковальчук «Индивидуальный подход в воспитании ребенка». Я.И. Ковальчук подчеркивает, что индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка, «если он осуществляется в определенной системе: изучение и установление причин формирования особенностей характера и поведения; определение соответствующих средств и методов, четких организационных форм индивидуального подхода к каждому ребенку в общей педагогической работе со всеми детьми».
Разница в два-три месяца имеет существенное значение для освоения образовательной программы. Поэтому мы не вправе применять усредненные подходы к развитию детей, использовать преимущественно фронтальные методы обучения. Нельзя также пытаться «подтягивать» одного ребенка к уровню развития другого, сравнивать детей между собой. Это антигуманно. Кроме того, следует помнить, что генетические и биологические законы игнорировать нельзя, как нельзя не принимать во внимание тот факт, что психическое развитие ребенка совершается в определенной последовательности и соответствующими темпами. А наша задача – обеспечить этот темп всеми имеющимися в нашем распоряжении средствами.
При составлении индивидуальных маршрутов мы руководствовались Программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство» и анализом зоны актуального развития каждого ребёнка.
После проведения диагностических срезов, составляются индивидуальные маршруты.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ РАЗВИТИЯ
ВОСПИТАННИКА ГРУППЫ 2 младшая группа «В»
МДОУ ЦРР ДС № 16 «ЛАСТОЧКА»
Ф.И. ребенка: _____________________
Проблемы | Декабрь | Янв. | Февраль | Март | Апрель | Май | ||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Социальные отношения | ||||||||||||||||||||||
Ребенок и взрослые 1. 2. 3. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | +- | +- | +- | + | + | |||||
Ребенок и сверстники 1. 2. 3. | - | - | - | - | +- | +- | + | + |
Разработанный маршрут на каждого ребенка также является инструментом отслеживания результатов.
В маршрутах каждую неделю отслеживалось, насколько справился ребёнок с той или иной задачей или нет, результаты фиксировались знаками: « - » задача не усвоена;
« -, + » задача усвоена в некоторой степени;
«+» задача усвоена.
В своей деятельности мы наметили направления работы, а именно:
1. Ребенок и взрослые.
2. Ребенок и сверстники.
Только в такой последовательности можно обеспечить благоприятную адаптацию детей. При поступлении в детский сад ребенок учится общаться, вступать во взаимодействие со взрослым, только потом он вступает в общение со сверстниками.
В нашей работе мы также учитывали уровень развития детей, а также идеи деятельного подхода, предложенные Л.С. Выготским, Л. С.Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым и т.д. Идеи ведущих специалистов в области педагоги позволили поставить цель работы: формировать элементарные способы общения в процессе адаптации между сверстниками, с взрослыми посредством проектирования индивидуальных маршрутов развития. В свою очередь цель мы конкретизировали в ряде задач.
Задачи:
1.Способствовать благоприятной адаптации и формированию социальной компетентности через внедрение деятельного подхода при проектировании индивидуального маршрута.
2.Организовать взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми с учётом их индивидуальных особенностей.
3.Привлечь родителей в процесс овладения детьми способами общения.
Направления | Задачи | Ф.И. ребенка | Планирование | |
Специально-организованная деятельность | Совместная деятельность | |||
Ребенок и взрослые | 1. Формировать умение понимать взрослых людей по половому признаку. 2. Формировать умение выделять особенности внешности, прически, одежды, обуви взрослых людей. 3. Формировать умение различать эмоциональные состояния взрослых: радостный, грустный, сердитый, испуганный. 4. Формировать умение выделять на картинках факты доброго отношения взрослых к детям и, наоборот. | Тема: «Кривляки, хвастунишки и дразнилки».
Праздник Знакомства Тема: «Прогулка в зимний лес». Бал «Посвящение в жизнь детского сада» Тема: « Грубость и драка». Тема: «Шаловливые игры». Тема: «Злой язычок». Тема: «Цирк». Тема: «В гостях у зайчихи». | Игра «Давайте познакомимся» Игра «Лови – лови» Игра «Чей голосок?» Игра «Раздувайся пузырь» Психогимнастические упражнения: «Новая кукла» «Баба-Яга» «Золушка» «Лисичка подслушивает» «Кот Васька» «В лесу» «Кто съел варенье?" | |
Ребенок и сверстники | 1. Формировать знания и умение различать изображения детей по половому признаку (мальчик, девочка). 2. Формировать умение выделять особенности внешности, прически, одежды, обуви мальчика и девочек. 3. Формировать знания и умение различать элементарные состояния детей на картинках и детей своей группы: радостный, грустный, испуганный, сердитый. 4. Формировать умение устанавливать связь между соответствующим эмоциональным состоянием детей или игровых персонажей литературных произведений и их последующими действиями (понимает, что если кто-то плачет или огорчен, надо ему помочь). |
В своей работе мы опирались на следующие принципы:
1. Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий ребенку самостоятельно выбирать цель, определяться в мотивах и способах деятельности, в дальнейшем применении результата данной деятельности и самооценки.
2. Деятельностный подход. То есть, формируем навыки общения в совместной деятельности.
3. Принцип индивидуализации, проявляющийся в проектировании индивидуального пространства развития ребенка, где происходит его рефлексия, создается собственная «Я - концепция». Он заключается как в изучении особенностей детей, так и в создании управляемой системы форм и методов индивидуального развития.
4. Принцип ориентации на зону ближайшего развития включает в себя дифференциацию образования в соответствии с индивидуальным темпом усвоения ребенком, обеспечения доступного для него уровня трудности в освоении образования, построение с каждым воспитанником индивидуальных зон его личностного развития.
Социальная среда считается источником психического развития ребенка, который «врастает» в культуру и понимает самого себя через другого человека. Семья, как первая социальная общность, закладывает основы личностных качеств ребенка, обеспечивает опыт общения.
Изучение родительских запросов выявило необходимость обучать родителей взаимодействию взрослых с детьми в адаптационный период. Методами консультирования – психологического типа, методом тренингов, деловых игр и лекций. Для этого было разработано перспективное планирование работы с родителями по взаимодействию с детьми и сверстниками.
Перспективный план работы с родителями
Тема | Форма поведения | Срок проведения | Ответственный |
1. «Адаптация без угроз». 2. Игра «Здравствуйте». | Консультация Тренинг | Сентябрь | Воспитатели |
1. «Адаптация к детскому саду» или искусство встречи вольных и невольных гостей». 2. «Международный симпозиум». | Консультация Упражнение | Октябрь | Воспитатели |
1. «Как помочь детям с нарушениями в общении?» 2. «Какие дети разные!» | Консультация | Ноябрь | Воспитатели |
1.Праздник – знакомства. | Тренинг | Февраль | воспитатели муз руководитель |
1. «Дети – зеркало семьи» | Консультация | Март | воспитатели |
1. День открытых дверей | Апрель | воспитатели | |
1. Успехи детей 2. «Страхи позади» | Выставка совместных работ детей и родителей. Родительское собрание | Май Май | воспитатели |
Это позволяет наглядно отслеживать процесс формирования взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками.
В апреле 2008 года было проведено повторное обследование сформированности социальных навыков.
Динамика формирования отношения «ребенок – взрослый», «ребенок – сверстники»
№ | Ф.И.О. | Ребенок и взрослые | Ребенок и сверстники | ||
с | к | с | к | ||
1. | Кирилл | с | в | в | в |
2. | Елизавета | с | с | с | с |
3. | Анастасия Б | н | в | н | в |
4. | Амаль | н | в | н | с |
5. | Никита | н | в | н | в |
6. | Арина | с | в | с | в |
7. | Вадим | н | в | с | в |
8. | Анастасия И. | н | в | н | с |
9. | Полина | н | в | н | в |
10. | Мигель | н | в | н | с |
11. | Илья | н | в | н | с |
12. | Константин | н | в | н | с |
13. | Егор | н | в | н | с |
14. | Вероника | с | в | с | в |
15. | Мария | н | с | н | с |
Данные таблицы свидетельствуют о положительной динамике формирования отношений «ребенок – взрослый» - высокий уровень – 87,7%, средний уровень 13,3% и «ребенок – сверстники» - высокий уровень – 47,7%, средний уровень – 53,3%.
Чем лучше сформированы коммуникативные умения в отношениях «ребенок – взрослый», тем лучше у детей сформированы отношения «ребенок – сверстники».
Библиография.
- Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие. М., 2006.
- Дорофеева Н.В. Рефлексивное развитие в познавательно-творческой активности дошкольников: Монография.- Нижневартовск, 2008.
- Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М., 2005.
- Князева О.Л. Методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста «Я – ТЫ – МЫ».
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1997.
- Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н.., Мещерякова С.Ю. Система развивающих игр для детей раннего возраста.
- Сушкова И.В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования. М., 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Добро пожаловать" (Или как готовить ребёнка в детский сад). Адаптация ребёнка к детскому саду.
Готовим ребенка к детскому саду....
Малые формы фольклора как средство благополучной адаптации ребёнка в детском саду
Серьезную психологическую проблему для ребенка и его родителей составляет поступление маленького члена общества в ДОУ. Поступление в ДОУ всегда сопровождается для ребенка определенными психологическим...
Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад «Наш ребёнок поступает в детский сад!» Адаптация ребёнка к детскому саду.
Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад«Наш ребёнок поступает в детский сад!»Адаптация ребёнка к детскому саду. - Добрый день, уважаемые родители!- Тема...
К ВОПРОСУ ОБ УСКОРЕНИИ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА К ДЕТСКОМУ САДУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведения – самост...
Консультации для родителей:"Малые формы фольклора, как средство благополучной адаптации ребёнка в детском саду"; " Роль потешек, колыбельных песенок в развитии речи детей младших дошкольников"
Серъёзную психологическую проблему для ребёнка и его родителей составляет поступление маленького члена общества в дошкольное учреждение. Сгладить негативное влияние такого перехода признана народная м...
Консультация для родителей.Успешная адаптация ребёнка в детском саду. Успешная адаптация ребёнка в детском саду.
Успешная адаптация ребёнка в детском саду. ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Малые формы фольклора, как средство благополучной адаптации ребёнка в детском саду»
Серьёзную психологическую проблему для ребёнка и его родителей составляет поступление маленького члена общества в дошкольное учреждение. Приход в детский сад всегда сопровождается для ребёнка определё...