Проектирование индивидуального маршрута ребенка с ЗПР
презентация по коррекционной педагогике
Презентация подготовлена для методического объединения учителей-дефектологов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektirovanie_individualnogo_marshruta_razvitiya_rebenka_s_zpr.pptx | 648.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
воспитателям детского сада, логопедам, психологам, дефектологам Данный материал рекомендован
Индивидуальный образовательный маршрут - это … … персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении: • Интеллектуального; • Эмоционально-волевого; • Деятельностного ; • Духовно-нравственного.
Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ): Создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.
Задачи по социально - личностному развитию ребенка: • Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка; • Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка; • Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;
• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей; • Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время). Провести профилактику и коррекцию имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.
Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления: • организация движения (развитие общей и мелкой моторики); • развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных); • формирование деятельности ребенка ( манипулятивной , сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивных видов - лепки, аппликации, рисования); • развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций); • формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях); • формирование представлений о пространстве, времени и количестве.
При разработке индивидуального маршрута дошкольника, мы опираемся на следующие принципы: • Принцип опоры на обучаемость ребенка . • Принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития . • Принцип соблюдения интересов ребенка . • Принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды» специалистов, в ходе изучения ребенка (явления, ситуации ). • Принцип непрерывности . • Принцип отказа от усредненного нормирования. • Принцип опоры на детскую субкультуру.
Методы, используемые в работе: • Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания; • Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций) • Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения); • Приемы арт - терапии ( куклотерапия , изотерапия , сказкотерапия ); • Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т.д.)
Примерная программа составления индивидуального образовательного маршрута
Осуществление индивидуального сопровождения ребенка в ДОУ. 1 . Собирается информация о ребенке, его родителях, условиях жизни и др . 2. Изучаются особенности ребенка в период адаптации к условиям детского сада. 3 . Анализ полученной информации и выбор индивидуального маршрута сопровождения. 4 . Выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения . 5. Анализ выполненных рекомендаций всеми участниками сопровождения (Что удалось? Что не получилось? Почему?). Выбор дальнейшего пути.
Условия, удовлетворяющие «индивидуальные образовательные потребности» определённые организационные формы обучения; определённая система коррекционно-развивающего обучения (КРО); содержание индивидуально-групповых коррекционных занятий; индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут.
Структура индивидуальной программы для конкретного ребёнка включает в себя: диагностику; индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут; характеристику динамики развития ребёнка по разделам программы.
Индивидуальная карта развития ребенка общие сведения о ребёнке. анамнестические данные психолого-педагогическое обследование, которое включает: внешний вид ребёнка (осанка, походка, координация движений, взгляд, мимика лица). исследование движений и действий (состояние опорно-двигательного аппарата и оценка двигательных возможностей, подвижность и моторика пальцев , готовность руки к овладению письмом). состояние познавательной деятельности (пространственные представления, временные представления, тактильный предметный гнозис , мышление (матрица фигур, классификация картинок «Что к чему?», «Почини коврик», счёт). изучение представлений о ближайшем окружении, об окружающем мире, математические представления. состояние игровой деятельности. состояние продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация) состояние психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление) состояние эмоционально-волевой сферы (контактность, волевые проявления, работоспособность, мотивы деятельности, продуктивность). особенности речевой деятельности (звукопроизношение, фонематические восприятие, звуковой анализ, состояние звуковой структуры слова и лексики, грамматический строй и связная речь ).
Мы определили принципы построения индивидуального образовательного маршрута. Это- Диагностика. Индивидуальный подбор педагогических технологий. Систематический контроль и корректировка. Наблюдение. Пошаговая фиксация.
Наметили цели работы по построению индивидуального коррекционно-развивающего маршрута для конкретного ребёнка: -повышение уровня общего развития ребёнка, восполнение пробелов предшествующего воспитания и обучения, -индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных знаний, умений и навыков, -социально-личностное развитие ребёнка и оказание ему необходимой коррекционно-педагогической помощи. -коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности и речи, -направленная подготовка к восприятию элементов учебного материала.
Н аправления коррекционной работы индивидуально для каждого ребёнка: сенсорное развитие, соответствующее возрасту: освоение эталонов – образцов цвета, формы, величины, эталонов звуков; накопление обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), материалов; освоение предметно-практической деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств в предметах, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, количественных); освоение продуктивных видов деятельности (конструирование, лепка, аппликация, работа с природным материалом), способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию ребёнка; накопление языковых представлений, развитие фонетико-фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте; уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира; формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения; развитие элементарных математических представлений и понятий, соответствующих возрасту; формирование соответствующих возрасту навыков игровой деятельности; формирование элементов учебной деятельности; формирование адекватных эмоционально - волевых проявлений и способов общения и взаимодействия.
Лист контроля игровая деятельность, развитие речи, обучение грамоте, формирование элементарных математических представлений, самообслуживание, физическое развитие, эмоционально – волевая сфера, продуктивные виды деятельности.
Характеристика динамики развития ребёнка положительная динамика: высокий уровень; положительная динамика: выше среднего уровень;0 относительно – положительная динамика: средний уровень; незначительная динамика: низкий уровень; отрицательная динамика (невозможность ребёнка усвоить содержание того или иного раздела программ); волнообразная динамика; избирательная динамика.
Основными средствами реализации предназначения образовательного учреждения являются: · Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. · Реализация специализированных (коррекционных) программ дошкольного образования: Программа «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» под редакцией Е.А. Стребелевой,программа «Подготовка к школе детей с ЗПР» под редакцией С.Г. Шевченко, программа «Здоровье» (В.Г. Алямовская ), технология М. Монтессори ( сенсомоторика ), а так же используются коррекционные методики, которые не противоречат основным направлениям образовательной работы по вышеуказанным программам, совершенствуют содержание образования и обеспечивают его программно-методическими материалами. Процессы воспитания и обучения не противоречат друг другу, взаимодополняют и обогащают развитие ребенка. Реализуя каждый раздел программы, сохраняется общая тенденция преемственности в обучении и воспитании детей, непрерывности образования, обеспечивающих ребенку успешное продвижение вперед на каждом из последовательных возрастных этапов его развития.
Л ичностно-ориентированная образовательная среда, направленная на : · Обеспечение конституционного права каждого ребенка на охрану жизни и здоровья, получение гуманистического образования, предусмотренного Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании» · Освоение дошкольниками обязательного минимума содержания дошкольного образования. · Использование современных развивающих технологий, обеспечивающих качество образовательного процесса: проблемно-диалогическое обучение, игровые технологии обучения. · Предоставление воспитанникам возможности реализовать себя в различных видах деятельности: игровой, учебной, коммуникативной, организаторской, трудовой в специально-организованных формах обучения и свободной деятельности, создание личностно-ориентированной образовательной среды. · Организация комплексного подхода к ребенку со стороны всех участников педагогического процесса. · Построение воспитательно -образовательной работы на основе психолого-медико-педагогической диагностики. · Обеспечение благоприятного психологического климата, развитие совершенствование предметно - развивающей среды.
Таким образом Развивается мыслительная деятельность, что способствует эффективному освоению детьми таких действий, как сравнение, обобщение, анализ, синтез.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Проектирование индивидуального маршрута семьи"
Консультация для родителей...
Индивидуальный маршрут ребенка
Индивидуальный маршрут ребенка...
Индивидуальный маршрут ребенка
Индивидуальный маршрут ребенка...
Индивидуальный маршрут ребенка
индивидуальное планирование (программа) ребенка с ТНР...
Статья "Проектирование индивидуального маршрута развития как средство адаптации ребёнка к детскому саду"
Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Социализация, или усвоение реб...
Проектирование индивидуального маршрута саморазвития педагога
Описаны этапы проектирования индивидуального маршрута саморазвития педагога ...
проектирование индивидуального маршрута
проект индивидуального маршрута...