Игра-драматизация сказок в ДОУ
методическая разработка

Дурманова Наталья Александровна

Игра-драматизация сказок в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_igra-dramatizatsiya.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-драматизация сказок в ДОУ.

Театр - это волшебный мир, в котором ребёнок радуется, играя, а играя, познаёт окружающее. Театрализованные игры помогают успешно решить многие воспитательно- образовательные задачи дошкольного учреждения: воспитать художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству. Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ.

Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя раскованно, свободно. Игра – драматизация представляет собой разновидность театрализованной, сюжетно – ролевой, режиссёрской игры. Сохраняет типичные признаки сюжетно – ролевой игры: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Тематика и содержание данных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость и другие. Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя с любимым образом. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты.

Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. В играх-драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями. Игра-драматизация так же оказывает большое влияние на речь ребенка. Ребенок усваивает богатства родного языка, его выразительные средства, использует различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Л.В.Артемова выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников:

 Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

  Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

  Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

Игры – драматизации создают бодрое и радостное настроение. Характерной особенностью таких игр является то, что в них дети имеют возможность максимально выражать свои замыслы, воображать, фантазировать, передавать всё многообразие впечатлений от окружающей их действительности, учатся сопереживать. Большое значение имеет сотворчество ребёнка и взрослого. Это важно не только для оказания ребёнку помощи и побуждения к работе, но и для развития его воображения, которое активизируется в совместной деятельности. Сначала ребёнку показывают, как надо выполнять работу, как можно создавать новый образ, затем идёт совместное действие, и только после этого он действует самостоятельно. Обязательна актуализация прошлого опыта ребёнка с помощью вопросов, опорных слов, наглядных средств. Взрослый должен управлять этим процессом, учить  ребенка понимать и эмоционально выражать различные состояния с помощью интонации, определять состояние человека по схематическим рисункам, выражению лица сверстника или взрослого; находить средства выразительности для адекватного выражения своего настроения с помощью мимики; определять особенности внешнего проявления эмоциональных состояний по различным позам и принимать позы в соответствии с настроением  и характером изображаемого героя. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на вопросы взрослого являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему. В своей работе педагог должен учитывать и возрастные особенности детей и знать определённые ступени обучения детей играм, педагогическое сопровождение строить с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка, театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании должны принимать участие дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика является совокупностью средств физического воспитания, музыки, игры-драматизации и содержания сказок, в целом обеспечивающих интеграцию двигательной и познавательной деятельности детей.

Жак Далькроз в начале века (20-го) в звук движение вложил - В основание системы он фундамент заложил. Позже физиолог Купер ключ к здоровью в ней открыл – Аэробный механизм досконально изучил...

ИГРА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ. ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ И ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ

СОПРОВОЖДЕНИЕ К ПРЕЗЕНТАЦИИ:1-й слайд. ИГРА является основным видом деятельности дошкольника, необходимым для всестороннего развития личности и интеллекта. Наряду с общим влиянием игры на весь ход пси...

Игры-драматизации русских народных сказок с детьми раннего возраста «Репка. Теремок. Колобок»

Игры-драматизации русских народных сказок с детьми раннего возраста «Репка. Теремок. Колобок»...

План образовательной деятельности средняя группа. Тема недели "Игры драматизации знакомых сказок"

План образовательной деятельности средняя группа. Тема недели "Игры драматизации знакомых сказок"...

Игра-драматизация по мотивам русских народных сказок как средство формирования интонационной выразительной речи дошкольников

Консультация для воспитателей ДОУ на тему: "Игра-драматизация по мотивам русских народных сказок как средство формирования интонационной выразительной речи дошкольников"...

Театрализованная игра-драматизация по мотивам сказок "Репка" ,"Колобок". Вторая младшая группа

Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Театрализованная игра, как один из ее видов, формирует у детей широкий простор для проявления инициативы, творчества. Она создает благоприятные у...