ИГРА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ. ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ И ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ
консультация по коррекционной педагогике на тему
СОПРОВОЖДЕНИЕ К ПРЕЗЕНТАЦИИ:
1-й слайд. ИГРА является основным видом деятельности дошкольника, необходимым для всестороннего развития личности и интеллекта. Наряду с общим влиянием игры на весь ход психического развития ребенка огромное специфическое воздействие она оказывает на становление речи. Обо всём разнообразии игр, влияющих на развитие речи сказать трудно, поэтому сейчас кратко остановимся на играх, именуемых хороводными, играх с пением, способствующих развитию выразительности речи и согласованности речи с движениями. А затем приведем примеры так называемых игр-драматизаций, способствующих формированию у дошкольников уже связной речи.
2-й слайд. Итак, ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ включают в себя песни и хореографические движения, диалог и пантомиму. Содержание игры может быть самым различным и может раскрывать в сюжете песни, которую изображают участники передвигаясь по кругу или двумя партиями навстречу друг другу. Сюжеты игр самые разные и песенные и сказочные. Движения, как правило не замысловатые, подчиняющиеся ритму песни или музыки. В центре круга, может стоять исполнитель, который ведёт двигательный или и речевой диалог с двигающимися по кругу участниками, образно раскрывая содержание, исполняемой песни. А могут исполнители выполнять свои действия и движения, связанные с общим песенным или музыкальным сюжетом игры.
3 слайд. ЧЕМ ЖЕ ПОЛЕЗНЫ ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ? …
· Улучшают настроение детей, помогая поддерживать доброжелательные отношения друг с другом, удовлетворяя самые разные потребности в общении и в физическом контакте, проявляющемся в желании вместе посмеяться, взявшись за руки походить друг с другом, приласкать того, кто в этом нуждается.
· Приобщают к активной совместной игровой деятельности;
· Активизируют речь детей, закрепляя правильное произнесение поставленных звуков в связном речевом потоке; В основе большинства игр народные тексты, которые особенно удобны для распевного выразительного интонирования
· Развивают чувство ритма;
· Совершенствуют двигательные навыки (прыжки, пружинный или дробный, топающий или переменный плавный шаг, подскоки, галоп, стремительный бег), координируя движения отдельных частей тела друг с другом и с текстом, и, активизируя их выразительность;
· Тренируют память (тексты игры не обязательно заучивать наизусть, поскольку запоминаются они в процессе самой игры), фантазию, воображение.
4 слайд. ЧТО ЖЕ ГЛАВНОЕ В ХОРОВОДНЫХ ИГРАХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
ИМЕННО РЕЧИ ДЕТЕЙ?... Выразительное, нараспев, ритмичное произнесение текста, когда сама мелодия помогает найти необходимый двигательный образ, придавая движениям пластичность и выразительность
ДАЛЕЕ ПРЕДЛАГАЕТСЯ
ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГАМ В ДАННОМ НАПРАВЛЕНИИ:
· ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ:
КОЛПАЧОК Цель: воспитание звуковой культуры речи, закрепление правильного произнесения отдельных звуков в связной речи. Развитие фонематического слуха. Координация речи с движением. Ход игры: Дети становятся кругом, в середине круга сидит один ребенок - Колпачок, шагая друг за другом дети произносят стихотворение, выполняя движения: Колпачок, колпачок, тоненькая ножка, (идут по кругу, держась за руки) Мы тебя кормили, мы тебя поили, (повернувшись в центр круга, обращаются к Колпачку, протягивая к нему руки, ладонями вверх) На ноги поставили, танцевать заставили (подходят в центр круга и помогают Колпачку подняться) Танцуй, танцуй столько хочешь, Выбирай кого захочешь (расходятся широким кругом и лопают в ладоши) Колпачок отвечает: Я люблю конечно всех, но а .... больше всех! (Выбранный ребенок выходит с Колпачком в круг, они танцуют под песенку детей) Авт. /Л/: Ла-ла-ла, ла-ла-ла, Пляска славною была! Авт. /Р/: Тра-та-та, тра-та-та, Дружная у нас игра! (Авт. и диф. др. звуков осуществлять в процессе повторения других двустиший предложенных педагогом: ас-ас-ас, ас-ас-ас, потанцуйте здесь сейчас; аш-аш-аш, аш-аш-аш, мы покажем танец наш; и/или другие) После пляски Колпачок и выбранный им ребенок меняются местами, игра возобновляется с начала. | Я И МЫ Цель: учить детей согласовывать местоимения с глаголами и правильно изменять форму глагола в зависимости от числа. Ход игры: Дети становятся кругом, а затем присаживаются на корточки на своих местах, в середине круга присаживается педагог, который читает первое двустишие, а дети отвечают ему своим двустишием. Затем педагог идёт вдоль круга детей, продолжая читать следующее двустишие, дети отвечают ему шагая противоходом по кругу друг за другом. Двустишия педагога содержат местоимения и глаголы в ед. числе. Дети, повторяя двустишия педагога произносят, услышанные местоимения и глаголы уже во мн.числе: Пед.: На скамейке я сижу, и о чем-то говорю. Д.: На семейке мы сидим И о чем-то говорим.
Пед: По садочку я иду И пою-пою-пою. Д.: По садочку мы идем И поем, поем, поем.
Пед.: Я гуляю, загораю, Ягоды я собираю. Д.: Мы гуляем, загораем. Ягоды мы собираем.
Пед: Я бегу, бегу, бегу И на месте на стою! Д.: мы бежим, бежим, бежим И на месте не стоим!
Пед: Я бегу, бегу, бегу И на месте на стою! Д.: мы бежим, бежим, бежим И на месте не стоим!
|
· ИГРА ДРАМАТИЗАЦИЯ ПО СКАЗКЕ «ТЕРЕМОК»( исп. маски персонажей и атрибуты):
Ведущий начинает,заводя хоровод и призывая к движению и хоровому пению всех остальных детей: Стоит в поле теремок-теремок, Мышка: Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Ведущий: Никого в тереме нет, — никто мышке не отвечает. Залезла мышка в теремок; стала жить-поживать — песни распевать: Мышка: Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Хором: Стоит в поле теремок-теремок, Лягушка: Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Мышка: Я мышка-норушка! А ты кто? Ведущий: Прыгнула лягушка в теремок. Стали они с мышкой жить-поживать — песни распевать: Мышка: Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Хором: Стоит в поле теремок-теремок, Зайка: Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! | Мышка: Я мышка-норушка! Ведущий: Прыгнул заяц в теремок. Стали они вместе жить-поживать — песни распевать: Мышка: Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Хором: Стоит в поле теремок-теремок, Лисичка: Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Мышка: Я мышка-норушка! Ведущий: Забралась лиса в теремок. Стали теперь четверо жить-поживать — песни распевать: Мышка: Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!
Хором: Стоит в поле теремок-теремок,
|
ДАЛЕЕ ПРЕДСТАВЛЕН МАТЕРИАЛ КАРТОТЕКИ ХОРОВОДНЫХ ИГР
- Карточка №1
«Каравай»
Цель игры: Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста, воспитывать понимание различной величины предмета, развивать речевую и двигательную активность.
Как на Машины именины
Испекли мы каравай:
Вот такой вышины! (дети поднимают руки как можно выше)
Вот такой низины! (дети опускают руки как можно ниже)
Вот такой ширины! (дети разбегаются как можно шире)
Вот такой ужины! (дети сходятся к центру)
Каравай, каравай, Кого хочешь, выбирай!
Я люблю, признаться, всех, ….. больше всех.
- Карточка №2
«Шарик»
Надуваем быстро шарик, (Дети расходятся, образуя круг.)
Он становится большой,
Вот какой! (Показываем руками.)
Вдруг шар лопнул – тсссс (Сужаем круг к центру.)
Воздух вышел, (ручки вверх.)
Стал он тонкий и худой. (Показываем ручками, какой стал шарик.)
Мы не станем горевать, (Качаем головой.)
Будем надувать опять. Надуваем быстро шарик, (расходятся, образуя круг.) Он становится большой, вот какой!
- Карточка №3
«Заинька» (движения по тексту)
Заинька, походи, серенький, походи. Вот так-этак походи. Вот так-этак походи.
Заинька, покружись, серенький, покружись. Вот так-этак покружись. Вот так-этак покружись.
Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой. Вот так-этак топни ножкой. Вот так-этак топни ножкой.
Заинька, попляши, серенький, попляши. Вот так-этак попляши. Вот так-этак попляши.
Заинька, поклонись, серенький, поклонись. Вот так-этак поклонись. Вот так-этак поклонись.
- Карточка №4
«Ровным кругом»
Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря:
«Ровным кругом Друг за другом мы идем за шагом шаг! Стой на месте! Дружно вместе! Сделаем вот так!»
С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например, повернуться, наклониться, присесть и т. д.
- Карточка №5
«Большая карусель»
Цель игры. Учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал.
Ход игры. Воспитатель знакомит детей с правилами игры, предварительно разложив веревку в виде кольца: «Сегодня мы поиграем в игру «Карусель». Давайте, дети, станем возле веревки в круг, возьмем ее в правую руку и пойдем друг за другом, это будет карусель. Все вместе будем произносить такие слова:
Еле-еле, еле-еле Завертелись карусели.
А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите, Карусель остановите.
Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра.
- Карточка №6
«Пузырь»
Цель: учить детей стоять в кругу и выполнять действия, подпевать песенку, упражнять в согласовании приседания со словами и проговаривании слов – раздувайся пузырь, звука ш-ш-ш.
Раздувайся пузырь, раздувайся большой,
Оставайся такой, да не лопайся
Он летел, летел, летел, да за веточку задел
ш-ш-ш… лоп-нул… ш-ш-ш…
Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают слова, до тех пор пока не скажут «Лопнул…». Тогда они опускают руки и присаживаются, произнося при этом звук «ш-ш-ш»
- Карточка №7
«Солнышко и дождик»
Дети идут по кругу и проговаривают:
«Смотрит солнышко в окошко, Светит в нашу комнатку.
Мы захлопаем в ладоши, очень рады солнышку.
Топ-топ-топ-топ! (Ритмично притоптывают на месте).
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! (Ритмично хлопают в ладоши).
На сигнал «дождь идет, скорей домой» дети бегут к воспитателю под зонтик. Воспитатель говорит: «Дождь прошел. Солнышко светит». Игра повторяется.
- Карточка №8
«Подарки»
Взявшись за руки, дети образуют кругу, один ребенок в центре. Играющие идут по кругу и говорят:
«Принесли мы всем подарки.
Кто захочет, тот возьмет –
Вот вам кукла с лентой яркой,
Конь, волчок и самолет»
С окончание слов останавливаются, стоящий в кругу называет, какой из перечисленных подарков он хочет получить. Если назовет коня, дети скачут, если куклу – пляшут, если волчок – кружатся. Стоящий в кругу, выбирает нового ведущего. Игра повторяется.
- Карточка №9
«Флажок»
Цель: учить детей стоять в кругу и выполнять действия, подпевать песенку.
Дети встали в кружок
увидали флажок,
Кому дать, кому дать
Кому флаг передать?
- Выйди, Саша в кружок,
Возьми, Саша флажок!
Движения: дети стоят в кругу, в середине круга лежит флажок. Воспитатель с детьми идет по кругу и произносит текс. Выходит ребенок по тексту, поднимает флажок, затем, машет им и кладет на место. Затем игра продолжается.
- Карточка №10
«Ходит Ваня»
Цель: учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать доброжелательное отношения друг к другу.
Ходит Ваня, ходит Ваня
Ищет Ваня, ищет Ваня,
Для себя дружочка
Нашел Ваня. Нашел Ваня
Для себя дружочка
Дети и воспитатель становятся в круг Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают слова. Один ребенок находится в кругу и выбирает себе дружочка на слова: Нашел Ваня, нашел Ваня для себя дружочка. Стоя в кругу, они танцую, а остальные дети хлопают в ладоши. Затем воспитатель меняет ведущего, игра продолжается.
- Карточка №11
«Зайка»
Цель: Учить двигаться по кругу, хлопать в ладоши.
Зайка, зайка, что с тобой?
Ты совсем сидишь больной.
Встань, попрыгай, попляши.
Твои ножки хороши.
Движения: Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель и дети ходят по кругу и приговаривают, выполняя при этом движения по тексту.
- Карточка №12
«Колпачок»
Цель: учить детей браться за руки, выполнять движения, согласно тексту игры.
Колпачок, колпачок
Тоненькие ножки,
Красные сапожки
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили
На ноги поставили
Танцевать заставили.
Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель выбирает одного из детей, он будет колпачком. Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают по тексту. Когда произносятся слова «мы тебя кормили, мы тебя поили», круг сужается, затем снова дети расходятся назад, образую большой круг, и хлопают в ладоши. Ребенок, стоящий в круге танцует.
- Карточка №13
«Мы матрешки»
Цель игры: Учить выполнять движения по тексту, показывать ладошки, сапожки.
Ход игры. Дети становятся в круг. Воспитатель и дети ходят по кругу и приговаривают:
Мы матрешки, вот какие крошки.
А у нас, как у нас чистые ладошки.
Мы матрешки, вот какие крошки.
А у нас, как у нас новые сапожки.
Мы матрешки, вот какие крошки.
А у нас, как у нас новые платочки.
Мы матрешки, вот какие крошки.
Побежали, побежали все мы по дорожке.
- Карточка №14
«Зайка шел»
Возьмитесь за руки, образуя круг. Идите по кругу, приговаривая слова: Зайка шел, шел, шел, он морковку нашел, Сел, поел и дальше пошел. Зайка шел, шел, шел, он капустку нашел, Сел, поел и дальше пошел. Зайка шел, шел, шел, он картошку нашел, Сел, поел и дальше пошел. На словах «сел» - останавливайтесь и присаживайтесь на корточки.
- Карточка №15
«Кружок»
Встаем в круг, держась за руки. Ведущий предлагает повторить за ним движения:
Мы сперва пойдем направо, А теперь назад вернемся А затем пойдем налево. И на месте покружимся.
А потом в кружок сойдемся И похлопаем в ладоши. И присядем на немножко. А теперь в кружок все вместе.
(Повтор игры несколько раз, но в ускоряющемся темпе)
- Карточка №16
«Снежок»
На мотив («как на тоненький ледок»)
Выпал беленький снежок,
Собираемся в кружок (идут по кругу)
Мы потопаем, мы потопаем (топают ногами)
Будем весело плясать,
Будем ручки согревать (потирают ладошки)
Мы похлопаем, мы похлопаем (хлопают)
Будем прыгать веселей (пружинки)
Чтобы стало потеплей.
Мы попрыгаем, мы попрыгаем (прыгают)
- Карточка №17
«Зайка беленький сидит»
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит
(подносят пальчики к голове, шевелят ими)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки согреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки согреть (хлопают в ладоши)
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать (прыгают на обеих ногах)
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал! (убегают на места)
- Карточка №18
«Огородная хороводная»
Дети стоят в кругу, предварительно выбираются «морковь», «лук», «капуста», «шофер». Они тоже стоят в кругу.
Дети идут по кругу и поют:
Есть у нас огород. Там своя морковь растет
Вот такой ширины, вот такой вышины! (2 раза)
Дети останавливаются и раскрывают руки в ширину, а затем поднимают их вверх.
Выходит «морковь», пляшет и по окончанию куплета возвращается в круг; дети, стоя на месте:
Ты, морковь, сюда спеши. Ты немного попляши
А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)
Дети идут по кругу и поют:
Есть у нас огород, там зеленый лук растет
Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)
В кругу танцует «лук», по окончанию куплета возвращается в круг, дети, стоя на месте, поют:
Ты лучок сюда спеши, ты немного попляши,
А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)
Дети идут по кругу и поют:
Есть у нас огород и капуста там растет
Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)
Выходит «капуста» и пляшет в кругу, по окончанию куплета возвращается в круг, дети поют:
Ты капуста, к нам спеши, та немного попляши,
А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)
Дети идут по кругу и поют:
Есть у нас грузовик, он не мал и не велик.
Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)
Выходит «шофер» и пляшет в кругу, по окончанию куплета возвращается в круг, дети поют:
Ты, шофер, сюда спеши, ты немного попляши. А потом не зевай увози наш урожай.
Дети стоят в кругу. В центре водящий с закрытыми глазами. Дети идут по кругу и поют: «К нам кукушка в огород Прилетела и поет. Ты кукушка не зевай, Кто кукует отгадай» Воспитатель указывает на любого в кругу. Ребенок пропевает «Ку-ку». Водящий должен угадать по голосу.
«Заинька –горностаинька» Дети стоят в кругу, взявшись за руки. По считалке выбирается «Заинька» Дети идут по кругу пропевая слова: Заинька- горностаинька Некуда заиньки выскочить Кругом заборы высокие А у заиньки ножки коротенькие Ну-ка зайка скоком-скоком, Повернись-ка боком-боком, Ну-ка зайка повернись Кому хочешь, поклонись. С окончание пения зайка выбирает нового водящего.
.«Овощи» Дети идут по кругу взявшись за руки. В центре круга водящий с завязанными глазами. Все поют: Как то вечерком на грядке Репа свекла, редька, лук Поиграть решили в прятки Но сначала встали в круг. Останавливаются, считают загибая пальцы. Водящий кружится. Рассчитались четко тут же Раз, два, три, четыре, пять, Прячься лучше, прячься глубже. Ну, а ты иди искать. Дети приседают, водящий идет искать. Стараясь найти и на ощупь отгадать, кого поймал.
.«Барашек» Дети идут по кругу и поют. В центре водящий «Барашек» Ты барашек серенький, Ты барашек беленький, Мы тебя кормили, Мы тебя поили, Ты нас не бодай, С нами поиграй, Скорее догоняй. С окончанием пения дети разбегаются. Барашек ловит. Кого поймал, тот выполняет роль барашка.
«Шапочка аиста» Перед началом игры выбирается аист и ребенок с шапочкой аиста. Дети становятся по кругу, держась за руки. В центре круг аист. Его руки сложены за спиной ладонями вместе. Дети идут по кругу, аист идет противоходом внутри круга, высоко поднимая ноги. Он ищет шапочку и поет: Аист: Я над речкою гулял, Здесь я шапку потерял, Новенькую шапку, Тепленькую шапку, Красненькую шапку. Дети идут по кругу. Ребенок за кругом держит в руках шапку, идет противоходом и поет: Ребенок: Я на реку пришел, Здесь я шапочку нашел, Новенькую шапку Тепленькую шапку, Красненькую шапку. С концом песни все останавливаются. Ребенок: Ну, попробуй, догони, Свою шапку отними. Дети поднимают соединенный руки, образуя воротца, через которые пробегают аист и ребенок. Аист догоняет, надевает шапочку и танцует парой внутри круга. Аист остается в кругу, ребенок с шапкой выбирается другой. Если аист не поймает, то водящий становится аистом. Аист становится в круг. Игра повторяется.
«Игра с колокольчиком». Звучит музыка. Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В центре круга ребенок с колокольчиком. С началом пения идут противоходом. Ребенок с колокольчиком поет: С колокольчиком хожу, На ребяток я гляжу. Колокольчик золотой, Кто плясать пойдет со мной? В конце песни ребенок с колокольчиком выбирает того, с кем будет танцевать. Двое детей пляшут под любую плясовую музыку. Выбранный ребенок становится ведущим.
«Звездочет» Дети стоят в кругу. В центре Звездочет. Дети идут по кругу вправо и поют: В небе звездочки мигают, Звездам хочется играть, Звездочет считает звезды Раз, два, три, четыре, пять! Припев: (идут в круг, отходят назад.) Звездочет, звездочет, Поиграй- ка с нами! Что покажешь ты нам, Отгадаем сами. Дети отгадывают, что делает звездочет. 2 вариант: Мы позвали Звездочета, Пусть считает нас подряд, В нашем садике, как в небе, Много звездочек –ребят. Звездочет: Отгадает кто из вас, Что я делаю сейчас? Кто отгадает, что делает Звездочет, становится Звездочетом.
«Аист и лягушки» Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В центре круга аист. Дети идут по кругу поют. Аист ходит, высоко поднимая ноги и взмахивает руками-«крыльями». Дети: Аист вышел на охоту, Ходит, ходит по болоту. Аист: Очень хочется лягушкой закусить, Очень хочется лягушку проглотить! Лягушки прыгают, Аист стоит на одной ноге и машет крыльями. Лягушки поют: Кваки, кваки, ква ква. ква. С окончанием музыки лягушки прыгают от аиста, а он их ловит. Кого поймал, тот становится аистом.
«Горелки» Дети, взявшись за руки, идут по кругу. В центре круга стоит водящий. На голове может быть маска зайца. Как только ребята окончат приговорку, все стоящие в кругу разбегаются. С окончанием музыки все игроки должны найти себе пару. Тот кто не нашел себе пару становится водящим. Косой, косой, Не ходи босой, А ходи обутый, Лапочки закутай, Если будешь ты обут, Волки зайца не найдут, Не найдёт тебя медведь. Выходи, тебе гореть!
«Весёлые ребята» На двух противоположных сторонах площадки чертят линии, а сбоку – несколько кружков. Это дом водящего. Играющие собираются за линией на одной стороне площадки и хором пропевают: Мы, весёлые ребята, Любим бегать и скакать. Ну, попробуй нас поймать! Раз, два, три – лови! После слова «лови!» все перебегают на противоположную сторону площадки. Водящий должен поймать кого-либо из бегущих, прежде чем тот переступит вторую линию. Пойманный становится в кружок – дом водящего. Затем дети снова читают стихи и перебегают площадку в обратном направлении. После 2-3 попыток подсчитывают, сколько детей поймано, выбирают нового водящего и игра продолжается.
«Космонавты» Взявшись за руки, дети идут по кругу и поют: Ждут нас быстрые ракеты Для прогулок по планетам. На какую захотим, На такую полетим! Но в игре один секрет: Опоздавшим места нет! Как только сказано последнее слово, все разбегаются по «ракетодромам» и стараются скорее занять места в любой из заранее начерченных ракет. Внутри каждой ракеты обозначено до 5 кружков. Это место для участника. Но кружков в ракетах меньше, чем участников. Опоздавшие на ракету, выходят из игры. Количество ракет уменьшается. Игра начинается сначала.
«Заря –зарница» Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — заря — ходит сзади с лентой и говорит: Заря-зарница, Красная девица, По полю ходила, Ключи обронила, Ключи золотые, Ленты голубые, Кольца обвитые — За водой пошла! С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту
«Карусель» Играющие становятся в круг. На земле лежит верёвка, образующая кольцо (концы верёвки связаны). Ребята поднимают её с земли и, держась за неё правой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами: Еле-еле, еле-еле Завертелись карусели, А потом кругом-кругом, Всё бегом-бегом-бегом. Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде ведущего «Поворот!» они быстро берут верёвку другой рукой и бегут в противоположную сторону. Тише, тише, не спишите! Карусель остановите. Раз и два, раз и два, Вот и кончилась игра! Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут верёвку на землю и разбегаются по площадке.
«Западня» Играющие образуют два круга. Внутренний круг, взявшись за руки, движется в одну сторону, а внешний – в другую сторону. Внешний круг - обезьянки поют: Мы смешные обезьянки, Мы прыгучки, кувыркалки. Мы на месте не сидим И бананы мы едим. Внутренний круг – Тигры поют: А мы тигры –не смешные, Мы голодные и злые, Спойте песню еще раз, Мы поймаем вас сейчас. По сигналу руководителя оба круга останавливаются. Стоящие во внутреннем круге поднимают руки, образуя ворота. Звучит веселая музыка, обезьянки то вбегают в круг, проходя под воротами, то выбегают из него. Музыка останавливается, и игроки внутреннего круга резко опускают руки вниз. Игроки, которые оказались внутри круга, считаются попавшими в западню. Они присоединяются к стоящим во внутреннем круге и берутся за руки. После этого игра повторяется.
«Зайка» Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит грустный зайка. Дети поют: Зайка, зайка! Что с тобой? Ты сидишь совсем больной. Ты вставай, вставай, скачи! Вот морковку получи! (2 раза) Получи и попляши! Все дети подходят к зайке и дают ему воображаемую морковку. Зайчик берёт морковку, делается весёлым и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой зайка.
«Огуречик» Педагог выбирает Огуречика, который садится в центр круга. Дети вместе с педагогом ходят по кругу и поют: Огуречик, огуречик, Ты совсем как человечек. Мы тебя кормили, Мы тебя поили, На ноги поставили, (подходят к огуречику и поднимают его) Танцевать заставили. Танцуй сколько хочешь, Выбирай, кого захочешь. Огуречик танцует, дети хлопают в ладоши. После танца Огуречик выбирает на своё место другого ребёнка, и игра продолжается.
«Курица и цыплята» Дети под руководством педагога в одном конце игровой комнаты расставляют стульчики. Число стульев должно соответствовать числу участников игры. Выбирается водящий-кошка. Педагог выступает в роли мамы-курицы. Остальные участники – её дети-цыплятки. Мама-курица предлагает всем своим цыпляткам взяться за руки. Вместе они идут по кругу и произносят следующие слова: Вышла курица-хохлатка, С нею жёлтые цыплятки, Квохчет курица: ко-ко, Не ходите далеко. Курица и цыплята постепенно приближаются к кошке, сидящей на отдельном стульчике. На скамейке у дорожки Улеглась и дремлет кошка. Кошка глазки открывает И цыпляток догоняет. После этих слов цыплята разбегаются, стараясь каждый занять свой стульчик. Мама-курица волнуется за них, размахивая руками-крыльями. Пойманный цыплёнок становится кошкой. Игра возобновляется сначала.
«Снежный ком» Слова повторяются несколько раз с ускорением темпа. Мы лепили снежный ком (идем хороводом по кругу). Я иду за ним шажком. Ком все больше становился и быстрее покатился. Ком все больше становился и быстрее покатился (ускоряемся и в речи и в движениях) Ком все больше становился и быстрее покатился (еще ускоряемся) Угодил в калитку! Бух! Развалился! (аккуратно падаем) Из сугроба вылезаем (встаем) И одежду отряхаем.
«Яша» Яша садится посреди луга. Вокруг него водят хоровод, припевая: «Сиди, сиди, Яша, в ракитовом кусту, Грызи, грызи, Яша, спелые орехи. Лови себе, Яша, кого тебе надо» Яша бросается за кем-либо. Пойманный становится Яшей.
«Растим мак» Посредине круга сидит «мак». Хоровод поет: -Ай на горе мак, мак, Под горою бел бел! Ах вы маки-маковочки, Золотые головочки! Станьте вы в ряд, Спросим-те про мак. Игроки останавливаются и спрашивают у «мака»: -Сеяли ли мак? -Только землю вспахали. Повторяется припев. Игроки спрашивают последовательно: - «Сеяли ли мак?» - «Сеяли» - «Зацвел ли мак?» - «Зацвел» - «Поспел ли мак?» - «Поспел» - «Отряхивайте!» Все бросаются к хороводнику и трясут его, если он не успел убежать. Если хороводникуспел три раза ударить кого-либо, тот становится хороводником.
«Овес» Все становятся в круг и поют: «Кто хочет знать, как сеют овёс! Мой батюшка сеял так…»(Показывают движениями рук вперёд) «Потом отдыхал вот так…» (Становятся сложив руки крест – накрест)Потом кружатся в хороводе, припевая: -Овёс, овёс, давай бог, чтоб ты рос! Новый куплет: - Кто хочет знать, как жнут овёс? - Отец мой жинал его так (показывают) - Потом отдыхал он вот так (показывает) После припева изображают, как вяжут овёс, как его молотят (при молотьбе, каждый колотит своего соседа).
«Капустка» Дети, берутся за руки, образуя собой длинную вереницу. Идут неспешно и плавно, неторопливо при этом поют: Вейся, вейся капустка моя, Вейся, вейся белая, Как мне, капустке, виться Как мне зимой не валиться! Ведущий вереницы проводит хоровод через своеобразные «ворота» — поднятые кверху сомкнутые руки, которые держат последние участники в веренице. Когда все играющие проходят через «ворота», то самый последний поворачивается и «завивает капустку», т. е. перебрасывает через плечо руку, которой держится за товарища. Затем хоровод проходит через вторые ворота, третьи и так далее до тех пор, пока не «завьются» все играющие. После этого действия последний стоящий участник в веренице остается стоять на месте, а весь хоровод «завивается» вокруг него, постепенно огибая и охватывая в кольцо все плотнее и плотнее, пока не получится своеобразный «вилок капусты». Затем капустка уже начинает «развиваться», пока не придет опять в своё первоначальное исходное положение. Игра все время сопровождается пением.
«Заинька» Играющие становятся в круг, взявшись за руки, поют: Заинька, выйди в круг, Серенький, выйди в круг, Скорей, скорей, выйди в круг, Скорей, скорей, выйди в круг! Один из играющих, предварительно выбранный «заинькой», выходит на середину круга. Играющие продолжают петь: Заинька, ты пройдись, Серенький, ты пройдись, Туда-сюда ты пройдись, Туда-сюда ты пройдись! «Заинька» прохаживается то в одну, То в другую сторону, а играющие хлопают в ладоши: Заинька, умой ручки, Серенький, умой ручки, Леву, праву, умой ручки, Леву, праву, умой ручки! «Заинька» показывает, как он моет ручки. Те же движения повторяют все играющие: Заинька, умой личико, Серенький, умой личико. Сверху донизу умой личико, Сверху донизу умой личико! «Заинька» показывает, как он умывается, остальные играющие повторяют его жесты. Заинька, пригладь шерстку, Серенький, пригладь шерстку. Сзади, спереди пригладь шерстку, Сзади, спереди пригладь шерстку! «Заинька» проводит руками по одежде, одергивает ее, чистит. Все играющие повторяют: Заинька, причешись, Серенький, причешись. Да получше причешись, Да получше причешись! «Заинька» показывает, как он причесывается. Играющие повторяют: Заинька, под бочка, Серенький, под бочка. Пляшет, пляшет казачка, Пляшет, пляшет казачка! «Заинька» танцует, остальные играющие тоже танцуют. После слов «пляшет, пляшет казачка» все разбегаются, «заинька» их ловит. Пойманный становится «заинькой».
«Паучок» Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга. Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют: Паучок, паучок, Тоненькие ножки, Красные сапожки. Мы тебя поили, Мы тебя кормили, На ноги поставили, Танцевать заставили. После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг. Хлопая в ладоши, поют: Танцевать заставили. Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами. Все поют: Танцуй, танцуй, сколько хочешь, Выбирай кого захочешь! Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_horovodnye_igry.pptx | 393.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Хороводные игры издревле любили на Руси. Без них не обходился ни один праздник.
Улучшают настроение детей. Приобщают к активной совместной игровой деятельности. Активизируют речь детей. Развивают чувство ритма и музыкального слуха. Способствуют совершенствованию двигательных навыков. Тренируют память, внимание, воображение
ЧТО ЖЕ ГЛАВНОЕ В ХОРОВОДНЫХ ИГРАХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ?...
Выразительное , нараспев, ритмичное произнесение текста, когда сама мелодия помогает найти необходимый двигательный образ, придавая движениям пластичность и выразительность .
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: Логоритмические игры, как средство коррекции речи детей - дошкольников с ЗПР
В данной статье рассматривается проблема преодоления речевых расстройств, учитывая особенности взаимосвязей между двигательными, психомоторными и речевыми возможностями детского организма. Особое вним...
Опыт работы: Логоритмические игры, как средство коррекции речи детей - дошкольников с ЗПР
В данной статье рассматривается проблема преодоления речевых расстройств, учитывая особенности взаимосвязей между двигательными, психомоторными и речевыми возможностями детского организма. Особое вним...
Театрализованная игра как средство коррекции речи у дошкольников с ОНР"
Доклад на РМО учителей-логопедов по теме: Музыкально-театрализованная деятельность как один из видов логопедической работы с дошкольниками"...
Музыкально театрализованная игра, как средство коррекции речи у дошкольников.
Музыкально театрализованная игра, как средство коррекции речи у дошкольников....
Игра, как средство коррекции речи детей с ОНР.
Консультация для воспитателей групп детей с тяжелыми нарушениями речи....
Музыкальная игра как средство коррекции речи и профилактики нарушения звукопроизношения детей дошкольного возраста.
Содержание коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровь...