Индивидуальный план повышения профессионального уровня в межаттестационный период учителя- логопеда
материал на тему

Индивидуальный план повышения профессионального уровня в межаттестационный период на 2019-2024 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_dmitrieva.docx30.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

“МАДОУ №109 комбинированного вида”

Советского района города Казани Республики Татарстан

 

Индивидуальный план повышения профессионального уровня в межаттестационный период  учителя-логопеда Дмитриевой О. Г.

на 2019 - 2024 учебный год

План самообразования

ТЕМА: «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники»

Данная тема по самообразованию выбрана не случайно. К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи, а именно навыков описания  предметов и явлений. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.  Перспективным направлением совершенствования процесса развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, на мой взгляд, является использование   метода наглядного моделирования. Поэтому в плане по самообразованию была поставлена следующая цель.

ЦЕЛЬ - изучить особенности обучения составлению рассказа старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи посредством наглядного моделирования и мнемотехники.

ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ:

1. Изучить психолого-педагогические исследования проблемы обучения составлению рассказов старших дошкольников с ОНР.

2. Выявить особенности нарушений при составлении описательных рассказов у старших дошкольников с ОНР.

3. Подобрать и реализовать технологии формирования навыков составления описательных рассказов у старших дошкольников с ОНР.

Срок реализации: с сентября 2019 г. по сентябрь 2024г.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Реализация программы по самообразованию рассчитана на 5 лет, с разбивкой по годам, с подведением промежуточных итогов и внесением коррективов в ходе работы над темой.

Форма работы

срок

Информационно-аналитический этап

1

Приобретение, изучение и анализ электронных  пособий направленных на развитие и коррекцию речи детей дошкольного возраста

в течение всего периода

2

Участие в работе вебинаров на логопедическом портале «Мерсибо», «Учмаг»  и др. сайтах для педагогов и учителей-логопедов ДОУ

в течение всего периода

3

Изучение и анализ литературы по направлению деятельности

в течение всего периода

4

Обучение на курсах повышения квалификации по направлению деятельности и смежных областей

2019 г.

5

Обучение на авторских семинарах и мастер-классах

по мере проведения

Внедрение в практику

1

Апробация электронных пособий направленных на развитие и коррекцию речи детей дошкольного возраста

в течение всего периода

2

Апробация авторских методических и дидактических электронных пособий направленных на развитие и коррекцию речи детей дошкольного возраста

в течение всего периода

3

Индивидуальные консультации и видео консультации для родителей через приложения WhatsApp, электронную почту, соц. сети и «Страничку логопеда»

в течение всего периода

Представление опыта работы

1

Открытые мероприятия с детьми логопедических групп

ежегодно

2

Выступления и презентация опыта работы  на педагогических советах ДОУ, на заседаниях методических объединений учителей-логопедов, семинарах-практикумах,  конференциях  и других мероприятиях районного, городского, республиканского, межрегионального и российского уровней.

в течение всего периода

3

Методические публикации в сборниках и на интернет- сайтах

в течение всего периода

4

Участие в конкурсах различного уровня

в течение всего периода

5

Участие в работе стажировочной площадки на базе ДОУ

в течение всего периода

6

Участие в экспериментальной работе  по теме «Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией»

с 2015 по

 2017 г.г.

Инновационно-профессиональная деятельность

по завершении изучения темы

  1. Систематизировать  авторский методический и дидактический материал по следующим блокам:
  • Фонетика;
  • Фонематика;
  • Грамматика;
  • Лексика;
  • Связная речь.
  1. Разработать методическое пособие по теме самообразования.
  2. Внедрение современных образовательных технологий в коррекционный процесс с целью повышения эффективности коррекционной работы

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая

деятельность

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

1. Постановка проблемы.

2. Изучение литературы по проблеме.

3. Определение целей

и задач темы, ее 

актуальности.

2019-

    2024г.

1. Изучение литературы и

других печатных изданий.

2. Подписка на методические журналы и

литературу.

 

ПРОГНОСИЧЕСКИЙ

1.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

2. Прогнозирование результатов.

2019-

2024г.

1. Курсы повышения квалификации

(дистанционные)

2.  Выступление по теме самообразования

на МО 

ПРАКТИЧЕСКИЙ

1. Реализация опыта работы

2. Формирование методического комплекса.

3. Подведение итогов работы.

2018-

    2019 г.

1. Проведение открытых занятий  на разных уровнях.

2. Консультационная помощь воспитателям и родителям дошкольников.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

Сентябрь.  Диагностика. Индивидуальные консультации с логопедом по вопросам темы самообразования.

Октябрь.  Осень. Составление описательных рассказов при помощи мнемодорожки. Подготовка доклада по Теме «Развитие связной речи старших дошкольников с применением наглядного моделирования и графических схем». Анкетирование родителей «Речевое развитие ребёнка». Консультация «Использование мнемотехники при обучении детей связной речи».

Ноябрь. Составление описательных рассказов при помощи мнемотаблиц. Темы: Одежда. Посуда. Составление мнемотаблиц для описательных рассказов. «Развитие связной речи старших дошкольников с применением наглядного моделирования и графических схем». Подготовка памяток для родителей. Информационная ширма «Мнемотехника для детей».

Декабрь.  Зима. Зимующие птицы. Составление описательных рассказов при помощи мнемотаблиц. Новый год. Составление рассказа о празднике по опорным картинкам.

Подготовить консультацию для педагогов «Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Составление дома детьми вместе с родителями мнемотаблицы, мнемоквадраты для заучивания загадок наизусть.

Январь. Дикие, домашние животные зимой. Составлять рассказ-сравнение, используя мнемотаблицу (макет зимнего леса). Подготовка к недели педагогического мастерства.

 Заучивание загадок с помощью мнемоквадратов, составленных совместно с детьми.

Февраль.  Транспорт. Профессии.

 «Как добраться… » составление маршрута, используя алгоритм пути.

 Мастер класс на тему «Формирование основ экологической культуры дошкольников с использованием мнемотехники».  Составление дома детьми вместе с родителями алгоритм пути по конкретному маршруту.

Март. Весна. Составление мнемотаблиц для рассказа о времени года. Заучивание стихотворения "Помощники весны» используя мнемотехнику. Участие в семинаре – практикум. Сообщение на тему «Выразительность речи». Папка - передвижка с образцами мнемотаблиц составленных по произведениям (стихи, рассказы, сказки) .

Апрель.  Диагностика. Весенние сельскохозяйственные работы.

 Рассказы с использованием готовых мнемотаблиц. Консультация для воспитателей «Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя в логопедической группе для детей с ОНР».

 Индивидуальные консультации родителей по интересующим их вопросам.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 1964.
  2. Зимняя И.А. Лингво-психология речевой деятельности. –М.: ТЦ «Сфера», 2001.
  3. Глухов В. П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием [Текст] / В. П. Глухов // Дефектология. – 1990.- №6.
  4. Глухов В. П. Исследования состояния связной монологической речи старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В. П. Глухов // Дефектология. – 1986.- №6.
  5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.: практич. Пособие. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007.
  6. Глухов В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию [Текст] / В. П. Глухов // Дефектология. – 1994.- №4. –С. 57-71.
  7. Нечаева О. А. Функционально-смысловые типы речи. (Описание, повествование, рассуждение). [Текст]/ О. А Нечаева. - М.: Просвещение, 1986.
  8. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования.: метод. Пособие.- М.: Айрис-пресс, 2005.
  9. Методы обследования речи детей [Текст]: пособие по диагностике речевых нарушений/Г. В. Чиркина.- М.: Аркти, 2005.
  10. Зрожевская А. А. Обучение монологам-описаниям [Текст] / А. А Зрожевская // Дошкольное воспитание.- 1986. -№12
  11. Бородич А. М. Методика развития речи у детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие для студ. Пед. ин-тов по спец. «Дошкол. Педагогика и психология»/А. М. Бородич; 2-е изд. – М.: Просвещение, 1984.
  12. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития у детей 5 лет. [Текст]: пособие для воспитателей, логопедов и родителей / Т. А. Ткаченко. - М.: Издательство «Гном и Д», 2005.
  13. Смышляева Т.Н. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников  // Логопед-№ 5
  14. Пищикова О. В. Применение наглядного моделирования при формировании связных речевых высказываний у старших дошкольников с ОНР
  15. Малетина Н.. Моделирование в описательной речи детей с ОНР [Текст]/ Н. Малетина, Л Пономарева // Дошкольное воспитание. - 2004.- №6.
  16. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей.: учеб. Пособие для студ. Вузов.-М.: Изд-во «Астрель», 2006

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период воспитателя коррекционного учреждения Ибатуллиной Любовь Семеновны 2011-216 гг.

Данный план поможет учителям, воспитателям составить собственный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период....

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период с 2015г. по 2020г.

Цели профессионального развития:·                     В течение учебного года продолжать внедрять...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня в межаттестационный период учителя-логопеда

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя – логопеда, как способ оптимизации процесса коррекции речи у детей дошкольного возраста....

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня в межаттестационный период за 2011-2016 годы учителя-логопеда МАДОУ № 310 Саймитовой Р.Ф.

Проблема формирования связного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи обсуждается сегодня на уровне федеральных  ирегиональных программ.Общее недоразвитие речи ...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня в межаттестационный период учителя-логопеда 2014-2018г

Индивидуальный план повышения профессионального уровня в межаттестационный период  учителя-логопеда Зиганшиной Лилии Ильсуровны  на 2014/2018 уч.год Методическая тема: «Дизартрия ...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня в межаттестационный период учителя-логопеда

Индивидуальный план профессионального развития учителя-логопеда на 2018-2023 учебные годы...