Индивидуальный план повышения профессионального уровня в межаттестационный период за 2011-2016 годы учителя-логопеда МАДОУ № 310 Саймитовой Р.Ф.
рабочая программа по логопедии на тему
Проблема формирования связного высказывания у детей дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи обсуждается сегодня на уровне федеральных и
региональных программ.
Общее недоразвитие речи - это неравномерный , замедленный процесс овладения
языковыми средствами родного языка. Дети с ОНР не овладевают самостоятельной
речью, и с возрастом эти расхождения становятся более заметными. Следовательно,
спонтанное речевое развитие ребёнка с общим недоразвитием речи протекает
замедленно и своеобразно, вследствие чего различные звенья речевой системы
долгое время остаются не сформированными. Замедление речевого развития,
трудности в овладении словарным запасом и грамматическим строем в совокупности
с особенностями восприятия обращенной речи ограничивают речевые контакты ребёнка
со взрослыми и сверстниками, препятствуют полноценной деятельности общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_na_2011_-_2016gg.odt | 30.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план
повышения профессионального уровня
в межаттестационный период за 2011 – 2016 годы
учителя – логопеда МАДОУ № 310
Саймитовой Риммы Фаритовны
Тема : « Формирование связного высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи »
Цель : сформировать у дошкольников с общим недоразвитием речи связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
Задачи :
- Развивать у детей с ОНР коммуникативные функции речи.
- Научить самостоятельно и грамотно строить речевое высказывание в ситуации общения.
- Воспитать умение использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний.
- Воспитать интерес к детской литературе , умение пересказывать тексты коротких рассказов, сказок , историй.
- Развивать умение составлять рассказы разных типов.
Актуальность.
Проблема формирования связного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи обсуждается сегодня на уровне федеральных и региональных программ.
Общее недоразвитие речи — это неравномерный, замедленный процесс овладения языковыми средствами родного языка. Дети не овладевают самостоятельной речью , и с возрастом эти расхождения становятся все более заметными. Как показывают исследования Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б .Филичевой, время появления
первых слов у детей с ОНР не имеет резкого отличия от нормы. Однако сроки, в течение которых дети продолжают пользоваться отдельными словами, не объединяя их в двухсловное предложение, различны. Основными симптомами дизонтогенеза речи являются стойкое и длительное отсутствие речевого подражания новым для ребёнка словам, воспроизведение в основном открытых слогов, укорочение слова за счет пропуска его отдельных фрагментов.
Исследования С.Н. Шаховской показывают, что у детей с тяжелой патологией речи пассивный запас слов значительно преобладает над активным и переводится в актив крайне медленно. Дети не используют имеющийся у них запас лингвистических единиц, не умеют оперировать ими, что говорит о несформированности языковых средств, о невозможности осуществлять спонтанно выбор языковых знаков и использовать их в речевой деятельности. При ограниченности словарного запаса отмечается преобладание предметного словаря по отношению к другим частям речи , число глаголов составляет не более половины номинативного словаря. Ограничено использование в речи прилагательных. У детей с недоразвитием речи нет правильной группировки слов при их усвоении, лексика не точна по значению. Выявляются функциональные замещения с расширением значений слов с многочисленными взаимозаменами, недочеты при усвоении абстрактной лексики.
По наблюдениям Н.С. Жуковой, среди признаков раннего речевого дизонтогенеза выступает морфологически нечленимое использование слов. Слова, соединяемые в предложении, не имеют грамматической связи между собой, используются ребенком в какой-либо одной форме. Данная тенденция может наблюдаться в течение многих лет жизни ребенка. Отмечаются факты длительного существования предложений, грамматически правильно и неправильно оформленных.
Известно, что для осуществления речевого общения необходимо умение выражать и передавать мысли. Этот процесс реализуется с помощью фраз. При нарушении речевого развития трудности построения фраз и оперирования ими в процессе речевой коммуникации выступают достаточно отчетливо, проявляются в аграмматизме речи ( сужение набора употребляемых конструкций, их дефекты , нарушения грамматической формы слова ), что свидетельствует и о несформированности грамматического структурирования.
Исследования В.К. Воробьёвой , С.Н. Шаховской и других ученых позволяют говорить также о том , что самостоятельная связная контекстная речь детей с ОНР является несовершенной по своей структурно-семантической организации. У них недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли. Они владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объёме и упрощенном виде, испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в синтезировании отдельных элементов в структурное целое . С затруднениями в программировании содержания развернутых высказываний связаны длительные паузы, пропуски отдельных смысловых звеньев.
Следовательно, спонтанное речевое развитие ребёнка с общим недоразвитием речи протекает замедленно и своеобразно, вследствие чего различные звенья речевой системы долгое время остаются не сформированными. Замедление речевого развития, трудности в овладении словарным запасом и грамматическим строем в совокупности с особенностями восприятия обращенной речи ограничивают речевые контакты ребёнка со взрослыми и сверстниками, препятствуют полноценной деятельности общения.
Овладение связной, грамматически правильной диалогической и монологической речью дошкольниками с ОНР позволяет успешно реализовать индивидуально-образовательный маршрут каждого воспитанника и выполнить все требования к усвоению программного материала и времени его изучения в логопедической группе, а в дальнейшем и успешного обучения детей с общим недоразвитием речи по программам общеобразовательной школы.
Форма работы
Информационно- аналитический этап.
I. Изучение методической литературы, освещающей данную тему различными авторами / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б .Филичева, С.Н. Шаховская, Т.А. Ткаченко, В.К. Воробьёва , Л. Н. Ефименкова, В.А. Ковшиков, В.П. Глухов и др. / Сравнительный анализ методик Т.А. Ткаченко, В.К. Воробьёвой , В.П. Глухова по формированию у детей с ОНР связного высказывания.
Ожидаемый результат : разработка цели, задач, принципов построения системы обучения и дидактических требований коррекционно-педагогической работы по методике обучения связному высказыванию детей с общим недоразвитием речи.
II. Составление перспективного годового плана коррекционно-педагогической работы по теме самообразования на текущий учебный год.
Коррекционно-педагогическая работа
I. Обследование состояния связной речи детей с ОНР по методике В.П. Глухова. Использование для изучения состояния связной речи детей дошкольного возраста с ОНР следующих методов:
- обследование словарного запаса по специальной схеме ;
- исследование связной речи с помощью серии заданий ;
- наблюдения за детьми в процессе учебной, предметно-практической, игровой и обиходно-бытовой деятельности в условиях детского образовательного учреждения;
- изучение методико-педагогической документации ( данные анамнеза, медицинских и психологических исследований, педагогические характеристики и заключения и т. п. ); использование данных бесед с родителями, воспитателями и детьми.
Ожидаемые результаты: составление и заполнение таблиц по уровням выполнения детьми с ОНР заданий на составление рассказа.
II. Работа по исправлению у детей с ОНР нарушений звукопроизношения, по обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, мышления. Работа над лексико-грамматической стороной речи.
Ожидаемые результаты: правильное произношение детьми с ОНР звуков русского языка в словах разной слоговой структуры, пополнение активного словарного запаса в рамках возрастной нормы , повышение уровня развития восприятия, памяти ( зрительной и слуховой ), логического мышления, грамотное употребление лексико-грамматических категорий..
III. Обучение детей с ОНР пересказу с использованием высокохудожественных текстов детской литературы. Проведение работы по развитию «чувства языка»- развитие внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи. Развитие у детей с ОНР способности оценивать правильность высказываний с точки зрения соответствия их языковой норме.
Ожидаемые результаты: овладение детьми с ОНР нормативными основами построения фраз различных синтаксических структур, правильным употреблением фраз на языковом материале литературных произведений с последующим применением навыков при самостоятельном составлении пересказа. Развитие внимания к синтаксису языка, умения замечать ошибки в построении фраз в рассказах других детей и ошибки в собственных высказываниях.
IV. Обучение детей с ОНР рассказыванию по картинам. Проведение специальной подготовительной работы, отбора и последовательности иллюстративного материала , структуры занятий и приёмов коррекционной работы.
Ожидаемые результаты: овладение детьми с ОНР навыками составления рассказов по сюжетным многофигурным картинам с изображением несколько групп действующих лиц или несколько сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета. Составление детьми с ОНР небольших по объему рассказов-описаний по сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение места действия , предметов , события , определяющих общую тематику картины. Рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия. Рассказывание по отдельной сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий. Овладение навыком составления описания пейзажной картины.
V. Обучение детей с ОНР рассказу-описанию предметов. Развитие умения создавать словесный образ объекта, признаки и свойства которого раскрываются в выбранной последовательности ( по методике В.К. Воробьёвой ).
Ожидаемые результаты: развитие умения у детей с ОНР выделять существенные признаки и основные части ( детали ) предметов. Формирование обобщенных представлений о правилах построения рассказа-описания предмета. Овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа.
Составление детьми с ОНР описательных рассказов про овощи, фрукты, игрушки и другие предметы с использованием авторского, коллективного пособия «Опиши предмет », разработанного по методике В.К. Воробьёвой. Составление детьми с ОНР описательно-повествовательных рассказов с использованием авторского пособия «Всё, что я люблю!» ( «Любимая семья», «Любимый город», «Любимая страна»).
Организационно — педагогическая работа
I. Повышение заинтересованности родителей в преодолении речевых нарушений у своего ребёнка, в работе по закреплению навыков грамотной диалогической и монологической детской речи.
II. Привлечение родителей к коллективным формам работы : родительские собрания, открытые занятия, праздники, консультации, проекты.
Ожидаемый результат :
1. Проведение индивидуальных консультаций по вопросам , возникающим в ходе
коррекционно-педагогической работы, с целью донести до каждого родителя
понимание того, что единство в требованиях взрослых (логопеда и родителей)
значительно способствует речевому развитию ребенка , его психологическому
настрою, повышению мотивации к логопедическим занятиям.
2. Организация кратковременных совместных наблюдений за ребёнком в
различных ситуациях общения, с последующим анализом его вербального
поведения. Подборка педагогических индивидуальных рекомендаций для
каждого ребёнка по развитию речевого самоконтроля.
3. Проведение цикла индивидуальных бесед на тему « Диалог с моим ребенком».
Предложить родителям отстраниться от собственных представлений о своем
ребенке и попробовать понять его общение с другими людьми, со своими
сверстниками, развивать у своего ребенка диалогическую форму речи в разных
видах детской деятельности. Проведение подгрупповых консультаций на темы :
«Воспитываем в детях интерес к детской художественной литературе»,
«Воспитываем в детях интерес к чтению», «Воспитываем тактичного собеседника».
4. Проведение родительских собраний, мастер- классов по закреплению у детей
навыков монологического высказывания на темы: «Учимся рассказывать» ,
«Составление рассказов разных типов», «Расскажи правила дорожного движения».
5. Участие родителей в совместном информационно-творческом проекте на тему:
«Безопасный транспорт».
6. Оформление информационных стендов для родителей логопедических и массовых
групп детского сада по обучению дошкольников умению рассказывать.
III. Создание необходимой развивающей среды в логопедической группе детского
сада.
Ожидаемый результат : разработка и изготовление необходимых дидактических пособий. Разработка игр и игровых упражнений по теме самообразования.
Пополнение предметно-развивающей среды в логопедической группе зонами литературного творчества и грамотной связной речи.
IV. Организация совместной работы специалистов детского сада по закреплению
навыков связного высказывания у детей с нарушениями речи.
Ожидаемый результат : разработка плана совместной работы специалистов ( воспитателей, инструктора по физической культуре , музыкального руководителя, педагога-психолога) по закреплению у детей с ОНР навыков диалогической и монологической речи. Консультирование специалистов детского сада по развитию речевого самоконтроля у детей с ОНР в процессе их диалога, составления рассказа, чтения стихотворений.
Представление опыта работы
I. Участие в Международных и Всероссийских дистанционных конкурсах с целью повышения профессионального мастерства и совершенствования научно-методического обеспечения коррекционно-педагогического процесса, выявления и распространения современных инновационных образовательных технологий.
Ожидаемые результаты : обмен опытом с педагогами детских садов России, зарубежных стран ; оценка конкурсных работ ; получение сертификатов и дипломов.
II. Сообщения: « Формы работы по развитию речи в детском саду», « Как сделать речь звучной, красивой и выразительной ?», «Поэтапное обучение детей составлению описательных рассказов», «Формирование собственной экспрессивной речи», «Обучение составлению разных типов рассказов в подготовительной группе», «Занимательные речевые игры для взрослых и детей» , « Роль предметно-развивающей среды в познавательно- речевом развитии ребёнка с нарушениями речи дошкольного возраста» на педагогических советах детского сада.
Ожидаемые результаты : обмен опытом с педагогами детского сада.
III. Презентация ежегодного информационно-творческого проекта « Безопасный транспорт», подготовленного педагогами и родителями логопедической группы, на открытом педагогическом совете детского сада № 310.
Ожидаемые результаты : повышение интереса к проведению информационно- творческих проектов у детей , родителей воспитанников логопедических и массовых групп, педагогического коллектива детского сада..
IV. Ежегодное участие в районном конкурсе « Правила дорожного движения » и во Всероссийском фестивале конкурсных идей «Проектная деятельность в ДОУ».
Ожидаемые результаты : оценка информационно- творческого проекта « Безопасный транспорт », проведенного для детей с общим недоразвитием речи совместно с их родителями, и других конкурсных работ.
V. Выступления на темы : « Совместная работа специалистов ДОУ с детьми , имеющими речевые нарушения», «Формирование монологического высказывания у дошкольников с ОНР », « Приёмы мнемотехники в работе по обучению детей с нарушениями речи », « Игры и упражнения по формированию элементарной фразы у детей 2-3 лет».
Ожидаемые результаты : обмен опытом коррекционно-педагогической работы по данной теме с учителями-логопедами Авиастроительного и Ново-Савиновского районов, города Казани , Республики Татарстан.
Перспектива развития на 2016 -2020 годы
1. Продолжить изучение новинок методической литературы , периодических изданий по логопедии, дефектологии, психологии по теме самообразования.
2. Участвовать в работе методических объединений учителей-логопедов районов, города Казани, Республики Татарстан с целью обмена опытом в обучении грамматически правильной связной речи детей с ОНР.
3. Расширить работу по формированию связного высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи, имеющих ограниченные возможности здоровья . Разработать цели, задачи, методические приёмы по обучению данной категории детей связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
4. Подготовить материалы выступлений из опыта работы по теме самообразования. Включить в план самообразования раздел по обучению детей с ОНР рассказыванию с элементами творчества. Разработать цели , задачи, методические приемы для обучения творческому рассказыванию детей с общим недоразвитием речи
5. Разработать цели, задачи, методические приёмы по диагностике «неговорящих» детей 2-3 лет. Внести в план самообразования коррекционно-педагогическую работу по формированию элементарной фразы у детей раннего возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период на 2015 - 2020 годы
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период ...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период 2015-2020 учебные годы воспитателя Шигаповой Альфии Фахриевны
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период 2015- 2020 учебный годы воспитателя Шигаповой Альфии Фахриевны...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ НА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД НА 2016-2021 ГОДЫ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ НА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД НА 2016-2021 ГОДЫ
индивидуальный план направлен на саморазвитие и совершенствование профессиональных качеств...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ НА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД НА 2016-2021 ГОДЫ
Индивидуальный маршрут воспитателя на тему: "Использование интерактивных технологий в работе воспитателя ДОО"...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период на 2017-2022 года
Тема самообразования: «Роль дидактических и интерактивных игр в условиях двуязычия на занятиях по обучению детей татарскому языку».Цели профессионального развития: Повы...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период на 2013 - 2017 годы
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период на 2013-2017 годы...