Индивидуальный план повышения профессионального уровня в межаттестационный период за 2011-2016 годы учителя-логопеда МАДОУ № 310 Саймитовой Р.Ф.
рабочая программа по логопедии на тему

Саймитова Римма Фаритовна

Проблема формирования связного высказывания у детей дошкольного возраста

 с общим недоразвитием речи обсуждается сегодня на уровне федеральных  и

региональных программ.

Общее недоразвитие речи - это неравномерный , замедленный процесс овладения

языковыми средствами родного языка. Дети с ОНР не овладевают самостоятельной

речью, и с возрастом эти расхождения становятся более заметными. Следовательно,

спонтанное речевое развитие ребёнка с общим недоразвитием речи протекает

замедленно и своеобразно, вследствие чего  различные звенья речевой системы

долгое время остаются не сформированными. Замедление речевого развития,

трудности в овладении словарным запасом и грамматическим строем  в совокупности

с особенностями восприятия обращенной речи ограничивают  речевые контакты ребёнка

 со взрослыми  и сверстниками, препятствуют полноценной деятельности общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_na_2011_-_2016gg.odt30.36 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Индивидуальный     план

                            повышения    профессионального   уровня

                    в  межаттестационный  период  за  2011 – 2016  годы

                              учителя – логопеда     МАДОУ  № 310

                                   Саймитовой  Риммы  Фаритовны

   

Тема : « Формирование связного высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи »

Цель : сформировать у дошкольников с общим недоразвитием речи связную, грамматически  правильную диалогическую и монологическую речь.

Задачи :

  1. Развивать у детей с ОНР коммуникативные функции речи.
  2. Научить самостоятельно и грамотно строить речевое высказывание в ситуации общения.
  3. Воспитать умение использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний.
  4. Воспитать интерес к детской литературе , умение пересказывать тексты коротких рассказов, сказок , историй.
  5. Развивать умение составлять рассказы разных типов.

Актуальность.

    Проблема формирования связного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи обсуждается сегодня на уровне федеральных и региональных программ.

    Общее недоразвитие речи — это неравномерный, замедленный процесс овладения языковыми средствами родного языка. Дети не овладевают самостоятельной речью , и с  возрастом  эти  расхождения становятся  все более заметными. Как показывают исследования  Н.С. Жуковой,  Е.М. Мастюковой,  Т.Б .Филичевой, время появления

первых слов  у  детей с ОНР не имеет резкого отличия от нормы. Однако  сроки, в течение которых дети продолжают пользоваться отдельными словами, не объединяя их в двухсловное предложение, различны. Основными симптомами дизонтогенеза речи являются стойкое и длительное отсутствие речевого подражания новым для ребёнка словам, воспроизведение в основном  открытых слогов, укорочение слова за счет пропуска его отдельных фрагментов.

    Исследования С.Н. Шаховской показывают, что у детей с тяжелой патологией речи пассивный запас слов значительно преобладает  над активным и переводится в актив крайне медленно. Дети не используют имеющийся у них запас лингвистических единиц, не умеют оперировать ими, что говорит о несформированности  языковых средств, о невозможности осуществлять спонтанно выбор языковых знаков и использовать их в речевой деятельности. При ограниченности словарного запаса отмечается преобладание  предметного словаря по отношению к другим частям речи , число глаголов составляет не более половины  номинативного словаря. Ограничено использование в речи прилагательных. У детей с недоразвитием речи  нет правильной группировки слов при их усвоении, лексика не точна по значению. Выявляются функциональные замещения  с расширением значений слов с  многочисленными взаимозаменами,  недочеты при усвоении абстрактной лексики.

     По наблюдениям  Н.С. Жуковой,  среди признаков раннего речевого дизонтогенеза выступает морфологически  нечленимое использование слов. Слова, соединяемые в предложении, не имеют грамматической связи  между собой, используются ребенком в какой-либо одной форме. Данная тенденция может наблюдаться в течение многих лет  жизни  ребенка. Отмечаются факты длительного существования  предложений, грамматически правильно и неправильно оформленных.

    Известно, что для осуществления речевого  общения необходимо  умение выражать и передавать  мысли. Этот процесс реализуется с помощью фраз. При нарушении речевого развития трудности построения фраз и оперирования ими  в процессе речевой коммуникации  выступают достаточно отчетливо, проявляются в аграмматизме  речи ( сужение набора употребляемых конструкций, их дефекты , нарушения грамматической формы слова ), что свидетельствует и о несформированности грамматического структурирования.

    Исследования В.К. Воробьёвой , С.Н. Шаховской  и других ученых позволяют говорить также о том , что самостоятельная связная контекстная речь детей с ОНР является несовершенной по своей структурно-семантической организации. У них недостаточно развито  умение связно и последовательно излагать свои мысли. Они владеют набором слов и синтаксических конструкций  в  ограниченном объёме  и упрощенном виде, испытывают значительные трудности  в программировании высказывания, в синтезировании отдельных элементов в структурное целое . С затруднениями  в программировании содержания развернутых высказываний связаны длительные паузы, пропуски отдельных смысловых звеньев.

   Следовательно, спонтанное речевое развитие ребёнка с общим недоразвитием речи протекает замедленно и своеобразно, вследствие чего различные звенья речевой системы долгое время остаются не сформированными. Замедление речевого развития, трудности  в овладении словарным запасом и грамматическим строем в совокупности с особенностями восприятия обращенной речи ограничивают речевые контакты ребёнка со взрослыми и сверстниками, препятствуют полноценной деятельности общения.

   Овладение связной, грамматически правильной диалогической  и  монологической речью дошкольниками с ОНР  позволяет  успешно реализовать индивидуально-образовательный маршрут каждого воспитанника и  выполнить все требования к усвоению программного материала и времени его изучения в логопедической группе, а в дальнейшем и успешного обучения детей с общим недоразвитием речи  по программам общеобразовательной школы.

                                                      Форма   работы

                                Информационно- аналитический этап.

   I. Изучение методической литературы, освещающей данную тему различными авторами / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б .Филичева, С.Н. Шаховская,  Т.А. Ткаченко, В.К. Воробьёва , Л. Н. Ефименкова, В.А. Ковшиков, В.П. Глухов и др. /  Сравнительный анализ методик Т.А. Ткаченко, В.К. Воробьёвой , В.П. Глухова по формированию у детей с ОНР связного высказывания.

     Ожидаемый результат : разработка цели, задач, принципов построения системы обучения и дидактических требований  коррекционно-педагогической  работы по методике обучения связному высказыванию  детей с общим недоразвитием речи.

   II. Составление перспективного годового плана коррекционно-педагогической работы по теме самообразования на текущий учебный год.

                                 Коррекционно-педагогическая  работа

  I. Обследование состояния связной речи детей с ОНР по методике В.П. Глухова. Использование для изучения состояния связной речи  детей дошкольного возраста с ОНР следующих методов:

- обследование словарного запаса по специальной схеме ;

- исследование связной речи с помощью серии заданий ;

- наблюдения за детьми в процессе учебной, предметно-практической, игровой и обиходно-бытовой деятельности в условиях детского образовательного учреждения;

- изучение методико-педагогической  документации  ( данные анамнеза, медицинских и психологических исследований, педагогические характеристики и заключения и т.  п. );  использование данных бесед  с  родителями, воспитателями и детьми.

    Ожидаемые результаты: составление и заполнение  таблиц по уровням выполнения детьми с ОНР заданий на составление рассказа.

   II. Работа по исправлению у детей с ОНР нарушений звукопроизношения,  по обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, мышления. Работа   над лексико-грамматической стороной речи.

     Ожидаемые результаты: правильное произношение детьми с ОНР звуков русского языка в словах разной слоговой структуры, пополнение активного словарного запаса в рамках возрастной нормы , повышение уровня развития восприятия, памяти ( зрительной и слуховой ), логического мышления, грамотное употребление лексико-грамматических категорий..

   III. Обучение детей с ОНР  пересказу с использованием высокохудожественных текстов  детской литературы. Проведение работы по развитию «чувства языка»- развитие внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи. Развитие у детей с ОНР способности  оценивать правильность  высказываний с точки зрения соответствия их языковой норме.

     Ожидаемые результаты: овладение  детьми с ОНР  нормативными основами построения фраз различных синтаксических структур, правильным употреблением фраз на языковом материале литературных произведений с последующим применением  навыков при самостоятельном составлении пересказа.   Развитие внимания к синтаксису языка, умения замечать ошибки в  построении фраз  в рассказах других  детей  и ошибки в собственных высказываниях.

    IV. Обучение детей с ОНР рассказыванию по картинам. Проведение специальной подготовительной работы, отбора и последовательности иллюстративного материала , структуры занятий и приёмов коррекционной работы.

      Ожидаемые результаты: овладение детьми  с ОНР навыками составления рассказов по сюжетным многофигурным картинам с изображением несколько групп действующих лиц  или несколько сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета. Составление детьми с ОНР  небольших по объему рассказов-описаний по сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение места действия , предметов , события , определяющих общую тематику картины. Рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно  изображающих развитие сюжетного действия. Рассказывание по отдельной сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий. Овладение навыком составления описания пейзажной картины.

   V. Обучение детей с ОНР рассказу-описанию предметов. Развитие умения создавать словесный образ объекта, признаки и свойства которого раскрываются  в выбранной последовательности ( по методике В.К. Воробьёвой ).

   Ожидаемые результаты: развитие умения у детей с ОНР выделять существенные признаки  и основные части ( детали ) предметов. Формирование обобщенных  представлений о правилах построения рассказа-описания предмета. Овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа.

Составление детьми с ОНР описательных рассказов про овощи, фрукты, игрушки и другие предметы с использованием авторского, коллективного пособия «Опиши предмет », разработанного по методике В.К. Воробьёвой. Составление детьми с ОНР описательно-повествовательных рассказов с использованием авторского  пособия  «Всё, что я люблю!» ( «Любимая семья», «Любимый город», «Любимая страна»).

 

                              Организационно — педагогическая  работа

   I. Повышение заинтересованности родителей в преодолении речевых нарушений у своего ребёнка, в работе по закреплению навыков грамотной диалогической и монологической детской речи.

  II.  Привлечение  родителей   к  коллективным  формам  работы :   родительские собрания, открытые  занятия,  праздники,  консультации, проекты.

    Ожидаемый результат  :

 1. Проведение индивидуальных консультаций по вопросам , возникающим в ходе    

     коррекционно-педагогической работы, с целью донести до  каждого   родителя    

     понимание  того, что  единство  в  требованиях  взрослых  (логопеда и  родителей)  

     значительно способствует  речевому развитию ребенка , его психологическому  

     настрою,  повышению мотивации  к  логопедическим  занятиям.

 2. Организация   кратковременных  совместных  наблюдений  за  ребёнком   в  

      различных ситуациях  общения, с  последующим анализом его вербального

      поведения. Подборка педагогических индивидуальных рекомендаций для

      каждого ребёнка по развитию  речевого самоконтроля.

 3. Проведение цикла индивидуальных бесед на тему « Диалог с моим ребенком».

     Предложить  родителям отстраниться  от собственных  представлений о своем

     ребенке  и  попробовать  понять  его  общение  с  другими  людьми, со своими

     сверстниками, развивать у своего ребенка диалогическую форму речи в разных

     видах детской деятельности. Проведение подгрупповых консультаций на темы :          

    «Воспитываем  в  детях  интерес  к  детской  художественной  литературе»,  

    «Воспитываем в детях интерес к чтению», «Воспитываем тактичного собеседника».

     

 4.  Проведение родительских собраний, мастер- классов  по закреплению у детей  

      навыков  монологического  высказывания на темы:  «Учимся рассказывать» ,    

     «Составление рассказов разных типов», «Расскажи правила дорожного движения».

 

 5. Участие  родителей в совместном информационно-творческом проекте на  тему:

      «Безопасный транспорт».

 6. Оформление информационных стендов для родителей логопедических и массовых

     групп детского сада по обучению дошкольников умению рассказывать.

III. Создание необходимой развивающей среды в логопедической группе детского  

       сада.

   Ожидаемый результат : разработка и изготовление необходимых дидактических пособий. Разработка игр и игровых упражнений по теме самообразования.

 Пополнение предметно-развивающей  среды в  логопедической группе зонами литературного творчества и грамотной связной речи.

IV. Организация совместной  работы специалистов  детского  сада   по закреплению

       навыков связного высказывания  у  детей  с  нарушениями речи.

    Ожидаемый результат : разработка  плана совместной работы  специалистов   ( воспитателей, инструктора по физической культуре , музыкального руководителя, педагога-психолога) по закреплению у детей с ОНР  навыков диалогической и монологической речи.  Консультирование специалистов детского сада по развитию речевого самоконтроля у детей  с ОНР в  процессе  их диалога, составления рассказа, чтения стихотворений.

                                        Представление опыта работы

     I.  Участие в Международных и Всероссийских  дистанционных конкурсах с целью повышения профессионального мастерства и совершенствования научно-методического обеспечения коррекционно-педагогического процесса, выявления и распространения современных инновационных образовательных технологий.

  Ожидаемые результаты : обмен опытом с педагогами детских садов России, зарубежных стран ; оценка конкурсных работ ; получение сертификатов и дипломов.

   II. Сообщения: « Формы работы по развитию речи в детском саду», « Как сделать речь звучной, красивой и выразительной ?», «Поэтапное обучение детей составлению описательных рассказов», «Формирование собственной экспрессивной речи», «Обучение составлению разных типов рассказов  в подготовительной группе», «Занимательные речевые игры для взрослых и детей» , « Роль  предметно-развивающей среды в  познавательно- речевом развитии ребёнка с нарушениями речи  дошкольного возраста»  на педагогических советах детского сада.

   Ожидаемые результаты : обмен  опытом  с педагогами  детского сада.

    III.  Презентация ежегодного информационно-творческого  проекта  « Безопасный транспорт», подготовленного педагогами  и  родителями логопедической группы,  на открытом педагогическом совете детского сада № 310.  

   Ожидаемые результаты : повышение  интереса  к  проведению  информационно- творческих проектов у детей , родителей воспитанников логопедических и массовых групп, педагогического коллектива детского сада..

  IV.  Ежегодное участие в  районном конкурсе   « Правила дорожного движения » и во Всероссийском фестивале конкурсных идей  «Проектная деятельность в ДОУ».

   Ожидаемые результаты : оценка  информационно- творческого  проекта                « Безопасный транспорт », проведенного  для детей с общим недоразвитием речи  совместно с их родителями, и других конкурсных работ.

   V. Выступления на темы : « Совместная работа специалистов ДОУ с детьми , имеющими речевые нарушения», «Формирование монологического высказывания у дошкольников с ОНР », « Приёмы мнемотехники в работе по обучению детей с нарушениями речи », « Игры и упражнения по формированию элементарной фразы у детей 2-3 лет».

   Ожидаемые результаты : обмен опытом  коррекционно-педагогической работы по данной теме с учителями-логопедами Авиастроительного и  Ново-Савиновского  районов, города Казани , Республики Татарстан.

       

                                    Перспектива развития на 2016 -2020 годы

 1. Продолжить изучение новинок методической литературы , периодических изданий по логопедии, дефектологии, психологии по теме самообразования.

 2. Участвовать в работе методических объединений учителей-логопедов районов, города  Казани,  Республики Татарстан с целью обмена опытом в обучении грамматически правильной связной речи  детей с ОНР.

 3. Расширить работу по формированию связного высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи, имеющих ограниченные возможности здоровья . Разработать цели, задачи, методические приёмы  по обучению данной категории детей связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

 4. Подготовить материалы выступлений из опыта работы  по теме самообразования. Включить в план самообразования раздел  по обучению детей с ОНР  рассказыванию с  элементами творчества. Разработать цели , задачи, методические приемы для обучения творческому рассказыванию детей с общим недоразвитием речи

 5. Разработать цели, задачи, методические приёмы по диагностике «неговорящих»  детей 2-3 лет. Внести в план самообразования коррекционно-педагогическую работу по формированию элементарной фразы  у  детей раннего возраста.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период на 2015 - 2020 годы

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период ...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период 2015-2020 учебные годы воспитателя Шигаповой Альфии Фахриевны

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период  2015- 2020 учебный годы воспитателя  Шигаповой Альфии Фахриевны...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ НА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД НА 2016-2021 ГОДЫ

индивидуальный план направлен на саморазвитие и совершенствование профессиональных качеств...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ НА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД НА 2016-2021 ГОДЫ

Индивидуальный маршрут воспитателя на тему: "Использование интерактивных технологий в работе воспитателя ДОО"...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период на 2017-2022 года

Тема самообразования: «Роль дидактических и интерактивных игр в условиях двуязычия на занятиях по обучению детей татарскому языку».Цели профессионального развития: Повы...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период на 2013 - 2017 годы

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период на 2013-2017 годы...