Индивидуальный план повышения профессионального уровня в межаттестационный период учителя-логопеда
календарно-тематическое планирование по логопедии на тему
Индивидуальный план профессионального развития учителя-логопеда на 2018-2023 учебные годы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 40» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Индивидуальный план работы
на межаттестационный период
по повышению профессионального уровня
учителя-логопеда
первой квалификационной категории
Айдуковой Юлии Леонидовны
на 2018-2023 год
Тема самообразования:
«Нетрадиционные методы как одно из направлений коррекции речи детей с ОНР »
г. Нижнекамск
Пояснительная записка
Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучение в школе. На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. На наш взгляд, любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому мы отнесли нетрадиционные логопедические технологии. Это: логопедический массаж, массаж языка, аурикулотерапию, японскую методику пальцевого массажа, Су-Джок терапию, модели артикуляции звуков и другие нетрадиционные методы в коррекционной педагогике.
Массаж артикуляционного аппарата давно занял прочную позицию в коррекционной работе учителей-логопедов, поэтому рекомендации, относящиеся к массажу, скорее всего, могут служить просто памяткой. Развитие мелкой моторики у детей как одно из средств развития речи также предлагается давно. Влияние мануальных ручных действий на развитие мозга человека было известно еще но II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. По мнению известного философа Канта: «Рука — это выдвинувшийся вперед человеческий мозг». В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики рук способствует развитию высших корковых функций: памяти, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия, воображения, а также работоспособности, усидчивости и т.д. В свою очередь мы предлагаем некоторые достаточно нераспространенные методы воздействия, способствующие развитию моторики рук: массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс», массаж грецкими орехами, массаж шестигранными карандашами, чётками и т.д.
Далее, для развития речевой сферы ребенка мы предлагаем использовать Су-Джок терапию. В исследованиях южнокорейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су-Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.). Эти лечебные системы созданы не человеком — он только открыл их, а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек соответствия приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред — оно просто неэффективно. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия, можно развивать и речевую сферу ребенка.
Систематическое применение нетрадиционных методик оказывает стимулирующее влияние на развитие речи детей. Нетрадиционные методы коррекции желательно проводить регулярно, уделяя им по 5-10 минут ежедневно.
Самообразование
Тема, цель и задачи самообразования
Тема самообразования: «Нетрадиционные методы как одно из направлений коррекции речи детей с ОНР»
Актуальность выбранной темы: Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формулирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.
Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени - ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка.
Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняются их общение с людьми.
Речевая запущенность ярко проявляется при поступлении детей в школу.
Анализ научной литературы по проблеме речевой патологии, ее этиологии и социальной адаптации детей логопатов, статистические данные нашего МБДОУ, свидетельствуют о том, что положение детей в современной России вызывают тревогу у общественности.
В современных условиях возникла новая педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением контингента детей в детском саду, что, в свою очередь требует пересмотра традиционных путей организации коррекционно-образовательного процесса.
В настоящий момент существует множество разнообразного практического материала, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.
В специальных журналах, в различных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми-логопатами в дополнении к академическим методам. Над этими работами трудились такие авторы как М.А.Поваляева, М.И.Чистякова, Е.А.Пожиленко, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко и другие.
Цель: самосовершенствование профессиональной компетенции для повышения эффективности работы.
Задачи:
-Обеспечение собственного непрерывного профессионального образования в условиях введения ФГОС ДО.
-Расширить общепедагогические, логопедические и психологические знания с целью совершенствования методов обучения и воспитания.
-Повышение общекультурного уровня.
-Повышение квалификации.
-Изучение и внедрение инновационных подходов в работе логопеда.
Разделы плана профессионального развития педагога
-Пройти курсы повышения квалификации для учителей-логопедов.
-Совершенствовать знания в области воспитания и обучения дошкольников в соответствии с учетом федеральным государственным образовательным стандартом.
-Изучить материалы по написанию рабочей программы учителя – логопеда с учетом ФГОС.
-Изучение литературы по теме.
-Участие в реализации программы развития дошкольного учреждения; в системе методической работы.
-Принимать активное участие в работе педсовета в дошкольном учреждении.
-Участие в работе творческих, экспериментальных групп.
-Участвовать в педагогических конкурсах, творческих работ, экспериментальной деятельности.
-Повысить знания в области ИКТ и внедрять их в образовательный процесс.
-Участвовать в конкурсах с воспитанниками.
-Посещать открытые занятия коллег и участвовать в обмене опытом на разных уровнях.
-Регулярное пополнение материалов в интернет ресурсах.
-Публикации в сборниках, журналах и т.д.
-Разработка программно-методического обеспечения корреционно - развивающего процесса.
-Выбор критериев и показателей результата образования, разработка диагностического инструментария.
-Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
Формы представления результатов педагогической деятельности
Методическая продукция
Портфолио
Творческий отчет
Представление результатов педагогической деятельности
Творческая мастерская
Педагогический проект
Профессиональные конкурсы
Методическая продукция (учебно-программная документация)
Рабочие программы.
Планы.
Программно-методическое обеспечение коррекционно – развивающей деятельности.
Проекты (конспекты) ООД, развлечений, семинаров, конкурсных форм и т.д.
Предполагаемый результат: овладение альтернативными формами и способами ведения коррекционно – развивающей деятельности, в том числе и нетрадиционными методами. Повышение уровня профессионального мастерства. Создание необходимых условия для сотрудничества с родителями детей логопедической группы, обеспечивающих речевое развитие дошкольника; повышение компетентности и заинтересованности родителей в области коррекционной работы логопеда с детьми; разработаны и проведены открытые занятия и мероприятия по собственным, новаторским технологиям в соответствии с ФГОС ДО; разработать дидактические материалы, тесты, видео пособия, способствующие развитию речи у дошкольников
Источники самообразования: Интернет, методическая литература, журналы, семинары и конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, обмен опытом с коллегами.
Срок работы над темой: 2018-2023уч.г.
Работа по реализации поставленных задач должна включать следующие мероприятия:
организация работы с детьми;
организация работы с педагогами;
организация работы с родителями;
организация работы с социумом (общественные организации).
Формы и содержание профессионального развития
Изучение литературы, связанной образовательным процессом в ДОУ
Литература, нормативно правовые документы | Задачи использования литературных источников | сроки | Форма отчетности | Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы |
1.Акименко В.М. Новые логопедические технологии : учебно-метод. пособие / В.М. Акименко. — Ростов н/Д : Феникс, 2008. — 105 с.: ил. — (Сердце отдаю детям). 2.Савельева Н. Песочная терапия в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи // Дошк. образование. – 2002. - № 1. – С. 21. 3. Докудовская Е. С. Использование песочной терапии во время логопедических занятий / Е. С. Докудовская, Л. Д. Тульчий // Шк. логопед. – 2006. - № 5. – С. 24-27. 4. Колеошкина С. Н. Арт-терапевтические технологии учителя-логопеда // Шк. логопед. – 2007. – № 2. – С. 31-39. 5. Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе: Логопед, № 6, 2004. — С.78 -82. 6.Дудьев В. П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. //Дефектология. 1999. N4. 7. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. М., 2006. 8.Кудрина Г. Я. Оздоровительные кинезиологические упражнения. — Иркутск, 2012. 9.Пак ЧжэВу Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / ЧжэВу Пак — Су Джок Академия, 2009 — С. 208 10.Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. — СПб. Издательство «Лань», 2002. | Освоение нетрадиционных методов, как одно из направлений коррекции речи детей с ОНР | 2018 - 2023 | Аннотация к прочитанным книгам | Обсуждение на педсоветах |
Разработка программно – методического обеспечения обновленного образовательного процесса
содержание деятельности | сроки | Форма предоставления результатов работы | Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы |
Планирование коррекционно – развивающей работы | 2018- 2019 | планы | педсовет |
Организация развивающей предметно – пространственной среды: -Разработка методических материалов - Изготовление дидактических пособий (развивающие игры, раздаточный материал, модели, схемы, лепбуки, компьютерные игры | 2018 - 2023 | Презентация пособий, публикации из опыта работы | Семинары различного уровня, издательская деятельность |
Использование современных информационных технологий, мультимедийных средств для мотивация детей, актуализация их знаний: применение аудио- и видео - обогащение творческой лаборатории электронными презентациями, учебными программами | 2018 - 2023 | Презентация инновационных технологий | Семинары различного уровня, родительские собрания |
Консультации для родителей | 2018 - 2023 | Папки – передвижки, стендовый материал | Педагогические советы |
Консультации для педагогов | 2018 - 2023 | Выступления из опыта работы, презентации | Педчасы, педсоветы |
Обогащение собственного опыта педагогической деятельности
Задачи или содержание деятельности | сроки | Форма предоставления результатов | Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы |
Открытая ОД | 2018 – 2023 Раз в квартал | Показ занятий, мастер - классов | Для педагогов ДОУ, учителей начальных классов, родителей |
Участие в городских, региональных, республиканских семинарах, конференциях | ежегодно | Выступления, презентации | педсовет |
Распространение опыта в СМИ | 2018 – 2023 | публикации | педсовет |
Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне образовательной организации
Темы курсов | Место прохождения курсов | Форма предоставления результатов | сроки | Форма отчета о результатах подготовки |
«Современные подходы к организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда дошкольной образовательной организации» | Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр-социально-гуманитарного образования» (г.Казань) | Очная | 10.09.2018-20.09.2018 | Удостоверение, № 162407837496, регистрационный номер 4512, выдано 20.09.2018 |
Оценка результатов профессионального развития
Содержание деятельности | сроки | Форма предоставления результатов | Где, кем и когда заслушивается отчет о профессиональном развитии |
Аналитический отчет о деятельности учителя - логопеда за 2018 – 2019 учебный год | Май, 19 год | Презентация , выступление | Педсовет МБДОУ № 40 |
Аналитический отчет о деятельности учителя - логопеда за 2019 – 2020 учебный год | Май, 20 год | Презентация , выступление | Педсовет МБДОУ № 40 |
Аналитический отчет о деятельности учителя - логопеда за 2020 – 2021 учебный год | Май, 21 год | Презентация, выступление | Педсовет МБДОУ № 40 |
Аналитический отчет о деятельности учителя - логопеда за 2021 – 2022 учебный год | Май, 22 год | Презентация, выступление | Педсовет МБДОУ № 40 |
Аналитический отчет о деятельности учителя - логопеда за 2022 – 2023 учебный год | Май, 23 год | Презентация , выступление | Педсовет МБДОУ № 40 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня воспитателя по обучению татарскому языку за последние 2016-2020г.
Индивидуальный план работы на межаттестационный период...
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня воспитателя Гилемхановой Г.Ю.
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня воспитателя Гилемхановой Г.Ю....
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня воспитателя II группы компенсирующей направленности (подготовительной) СЫСУЕВОЙ НАТАЛЬИ ВЛАДИМИРОВНЫ
В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач - к фо...
Индивидуальный план работы на межаттестационный период (2013 – 2018) по повышению профессионального уровня
Раскрыто содержание работы по нескольким направлениям: повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, использование новых образовательных технологий, транслирование о...
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня на 2011 - 2015 гг.
Индивидуальный план по самообразованию...
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня на 2013 - 2017 гг.
Индивидуальный план повышения самообразования...
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня...