«ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОУ в контексте реализации ФГОС ДО»
материал на тему

Жалнина Ольга Николаевна

Индивидуальный план работы по самообразованию. Цель профессионально – личностного саморазвития:

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в работе с детьми старшего дошкольного возраста, путем внедрения в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий в соответствии с ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx44.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                               

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ «Детский сад «Солнышко»

___________________

«____»________________20____г.

Индивидуальный план работы

по самообразованию на 2018-2019 учебный год

Жалниной О. Н.

 Тема: «ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОУ в контексте реализации ФГОС ДО»

Дата начала работы над темой: Сентябрь 2018 год

Предполагаемая дата окончания работы: Май 2019 год.

Цель программы профессионально – личностного саморазвития:

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в работе с детьми старшего дошкольного возраста, путем внедрения в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий в соответствии с ФГОС ДО.

 Ожидаемые результаты:

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

  • совершенствовать навыки работы на ПК, используя программы: Microsoft Office 2013 (Word-текстовый редактор; PowerPoint-программа для создания мультимедийных презентаций; Internet Explorer. Мicrosoft Оffice Publisher)
  • апробировать инновационную технологию «Познавательные комплексные занятия с интерактивным методическим обеспечением» серии « Информационно-компьютерные технологии» ФГОС ДО: практика реализации
  • изучить методическую литературу, интернет – ресурсы, познакомиться с передовым опытом и наработками других педагогов по данной теме;
  • освоить новые подходы к организации образовательного процесса  с использованием ИКТ;
  • накопить личный опыт использования ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОУ;
  • усилить интерес родителей к событиям в детском саду через ИКТ
  • систематизировать опыт работы с детьми по образовательным областям в виде медиатеки.
  •  Продолжать пополнять электронную методическую копилку воспитателя детского сада на информационном портале.

Актуальность

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на развитие дошкольного образования в Российской Федерации. В то же время, он работает на развитие маленького ребенка. И основная задача детских садов – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развит и мотивированным переходит на следующий уровень образования. Такие дети действительно хотят учиться в начальной школе.

Развитие современного общества неразрывной нитью связано с научно-техническим прогрессом. Человечество вступило в новую эпоху нового развития, которая получила название «информационное общество». Внедрение информационно-коммуникативных технологий ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека к другому. В системе дошкольного образования также происходят большие перемены. Новые стандарты образования, внедряются новые законы «Об образовании», принятие на государственном уровне Стратегии развития информационного общества, реализуется программа «Электронная Россия». Процесс информационных технологий в дошкольном образовании обусловлен социальными потребностями в повышении качества обучения и развития детей дошкольного возраста, требованиями современного общества и занимают особое положение в нашем современном мире модернизации. Современные инновации способствуют повысить качество обучения и образования, и позволяют каждому ребенку успешно и быстро адаптироваться в окружающей среде и происходящим социальным изменениям.

Информационная технология – это совокупность методов, средств, которые объединены в одну цепочку, которая обеспечивает сбор, хранение, обработку, вывод и распространение необходимой информации. Использование ИКТ способствует не только достигнуть максимально нового качества образования среди дошкольников, развивает логическое мышление детей, но и повышает мотивацию детей к получению новых знаний, знакомят детей с социальным миром, создают новые средства воспитательного воздействия.

Внедрения ИКТ в работу детского сада обусловлено одним из требований к кадровому обеспечению, что является новизной и регламентируется ФГОС - владение педагогом основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.

Каждый педагог должен использовать инновационные технологии, так как использование ИКТ является одним из приоритетов образования и успешно входит в нашу практику, т. к. современное общество – это век всеобщей компьютеризации.

Каждый педагог, который работает в детском саду, должен свободно пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, создавать свои собственные ресурсы и активно использовать их в своей педагогической работе.

Использование в педагогической деятельности инновационных технологий даже и не новинка, а необходимость для работы с дошкольниками, родителями, со специалистами детского сада в методической, экспериментальной и инновационной деятельности и, наконец, помощь в самообразовании педагога. Создается единое информационное пространство в образовательном учреждении. Педагог имеет возможность знакомиться с передовым опытом и наработками других педагогов. Многие современные журналы имеют электронную версию в сети Интернет и воспитатель может воспользоваться необходимыми материалами по назначению. Используя в работе ИКТ воспитатель осуществляет и решает важные задачи развития дошкольника в современном обществе, способствует развитию успешной личности, так как является проводником в мир инноваций. ИКТ – средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность дошкольников и участвовать в освоении новых знаний.

Одним из основных участников воспитательно-образовательного процесса являются родители воспитанников. Использование ИКТ позволяет сделать работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей более успешной. Главной проблемой у родителей является отсутствие знаний в выборе обучающих компьютерных игр, которые соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей. Чаще подборка игр происходит стихийно, беспланово, случайно. При этом остро встает вопрос о «засиживании» дошкольников за ПК. Таким образом, перед педагогом стоит важная задача – консультирование, тематические рекомендации родителям в грамотном выборе и использовании ИКТ в домашних условиях.

Большинство детей, посещающих логопеда, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью компьютерных технологий.

При использовании ИКТ на занятиях в детском саду позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. И это немаловажно, если учесть, что категория детей, имеющих те или иные речевые нарушения, характеризуется нестабильным психоэмоциональным состоянием, пониженной работоспособностью и быстрой утомляемостью. Положительным моментом является и то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем.

Учитывая важность проблемы по внедрению, ИКТ в образовательный процесс, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и специалистами детского сада.

Перед собой я поставила цель.

Цель: Создание единой системы использования информационных компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, с участием детей, родителей, педагогов и сообществ.

Для достижения цели обозначены задачи:

Задачи:

  • повысить собственный профессиональный уровень знаний путём изучения нормативно-правовой, организационно-методической литературы, интернет источников, участия и посещения МО и семинаров на базе МБДОУ «Детский сад «Солнышко», по использованию ИКТ в ДОУ;
  • изучить возможности использования ИКТ в своей практике;
  • систематизировать опыт работы с детьми по образовательным областям в виде медиатеки с презентациями; видеороликами, виртуальными экскурсиями, интерактивными играми, дидактическими и методическими материалами по использованию ИКТ в работе с дошкольниками;
  •  создать собственный сайт воспитателя детского сада на информационном портале дошкольного учреждения.
  • использовать ИКТ в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей.
  • презентовать отчет по теме профессионального самообразования на итоговом педсовете.

Формы работы:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми;
  • индивидуальная работа с детьми;
  • консультативная работа с педагогами, обмен опытом работы;
  • консультативная работа с родителями.

Возможности использования технических средств:

  • Компьютер
  • Принтер
  • Фотоаппарат
  • Видеокамера
  • Интерактивная доска
  • Мультимедийный проектор

Литература:

  • Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
  • Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г. №223-ФЗ. (Принят ГД ФС РФ 08.12.1995г.)
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические  требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный N 28564);
  • Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, И.И.Комарова;
  • А.В.Туликов «Информационно - коммуникативные технологии в дошкольном образовании», 2013г.
  • Е.В. Новикова «Влияние интерактивных технологий на образование»
  • Горбунова Л. Н., Семибратов А. М. Повышение квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий как развивающаяся система/Педагогическая информатика. — № 3. —  2004.
  • Журнал «Управление ДОУ». №6 2008г.
  • Газета «Мой компьютер». ЗАО. Издательство «Газетный мир».
  • Гаргуша Ю. Ф. Черлина Н. А. Новые информационные технологии. 2004г.
  • Иванова Е. В. Повышение ИКТ – компетентности педагогов. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №12 2009
  • Электронное пособие "Познавательные интерактивные занятия в видеосюжетах. Автор: Славина Т.Н. Издательство: Учитель г. Волгоград Год издания: 2016
  • Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании Комарова И. И., Комарова Т. С., Туликова А. В - 2008
  • Ходченкова О. А. Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада.
  • Интернет-ресурсы:
  • http:// festival .1 september. ru / articles /520782/
  • http://razum.myinsales.ru/
  • http://www.solnet.ee
    http://www.detsat.ru

Этапы проработки материала:

№ п/п

Формы работы

Сроки

Содержание

работы

Практический выход

1

Изучение нормативно-правовых документов

сентябрь

Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Конвенция о правах ребенка;

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г. №223-ФЗ. (Принят ГД ФС РФ 08.12.1995г.)

СанПиН 2.4.1.3049-13  «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации  режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным  постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 (зарегистрировано Министерством юстиции  Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный N 28564);

Теоретические знания педагога. Знание содержания документов

2

Изучение организационно методической литературы по теме  самообразования

октябрь

Программа «От рождения до школы» под ред.   Н. Е. Вераксы

И.И.Комарова, А.В.Туликов «Информационно - коммуникативные технологии в дошкольном образовании.», 2013г.

Е.В. Новикова «Влияние интерактивных технологий на образование»

Горбунова Л. Н., Семибратов А. М. Повышение квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий как развивающаяся система/Педагогическая информатика. — № 3. —  2004.

Журнал «Управление ДОУ». №6 2008г.

Газета «Мой компьютер». ЗАО. Издательство «Газетный мир».

Гаргуша Ю. Ф. Черлина Н. А. Новые информационные технологии. 2004г.

Иванова Е. В. Повышение ИКТ – компетентности педагогов. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №12 2009

Ходченкова О. А. Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада.

Интернет-ресурсы: maam.ru

http:// festival .1 september. ru / articles /520782/

Теоретические знания педагога. Знание содержания методической литературы, применение в работе.

3

Организация развивающей предметно-пространственной среды с использованием ИКТ технологий. Создание авторской медиатеки игр, презентаций, развлечений и др.

В течение года

Изучение опыта работы педагогов России, по организация развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Систематизация материала по теме самообразования для создания медиатеки.

Развивающая предметно-пространственная среда с использованием ИКТ технологий, медиатека.

4

Работа с педагогами, обмен опытом работы

Консультация для педагогов «ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОО   в контексте внедрения ФГОС ДО»

ноябрь

Изучение программы «От рождения до школы» под ред.   Н. Е. Вераксы

И.И.Комарова, А.В.Туликов «Информационно - коммуникативные технологии в дошкольном образовании», 2013г.

Е.В. Новикова «Влияние интерактивных технологий на образование»

Консультация для воспитателей по теме «Использование ИКТ в образовательном процессе в ДОУ» (http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-vospitatelei-po-teme-ispolzovanie-ikt-v-obrazovatelnom-procese-v-dou.html)

Консультация для педагогов

5

Выступление на родительском собрании «Виртуальная экскурсия, как средство развития познавательной активности дошкольников по изучению истории родного края»

март

Подготовка материалов для выступления, систематизация материалов по теме выступления.

Конспект выступления, презентация

6

Разработка конспекта занятий для детей подготовительной к школе группы  с использованием ИКТ

апрель

Интернет ресурсы, журналы «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика».

Конспект занятия

7

Работа с детьми Открытый просмотр

январь

Проведение открытого просмотра в подготовительной к школе группе

Конспект занятия, презентация, интерактивная игра.

8

Подготовка серии развлечений и праздников для детей с использованием ИКТ: Игра- Викторина «Что? Где? «Когда?»,  «Зимние фантазии»,

 «Нет в России  семьи такой, где б ни памятен был свой герой»,   «Выпускной».

Ноябрь, декабрь, апрель, май

Интернет ресурсы, копилка материалов собственных наработок, опыт работы по данной теме, других педагогов.

Презентации, видеоролики, дидактические игры с использованием ИКТ, конспекты развлечений.

9

Работа с родителями

 Разработка и проведение родительского собрания на тему «Роль родителей в воспитании у дошкольников любви к родному краю» с применением ИКТ

декабрь

Изучение истории родного края, монтаж видеороликов создание презентации, виртуальной экскурсии, написание конспекта родительского собрания.

Протокол родительского собрания, презентация, видеоролики.

10

Проведение консультации для родителей  "Роль ИКТ в образовании дошкольников"  Рекомендации родителям в грамотном выборе и использовании ИКТ в домашних условиях.

 

февраль

Изучение материалов  

1. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание 2008г.

2. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М. ,Сфера, 2008г

Яковлев А. И. Информационно коммуникативные технологии в образовании. 2005г.

 

Подготовка рекомендаций родителям в грамотном выборе и использовании ИКТ в домашних условиях.

 

Консультация Применение информационно-коммуникативных технологий в обучении дошкольников Презентация

 

 

Папка передвижка, рекомендации

11

Обобщение педагогического опыта работы по теме саморазвития

На протяжении учебного года

Размещение конспектов ООД на страницах интернет- сообществ в «Социальных сетях образования педагогических работников» , проекте «Инфоурок», Maaam.ru, Интранет- портале Правительства  Московской области.

Конспекты занятий

12

Подготовка изученного материала для отчета по теме саморазвития

май

Все используемые ранее источники методической литературы по теме самообразования

Выступление на итоговом педсовете, презентация.

1 Этап информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

Изучение научной и учебно-методической литературы, интернет источников, накопленного опыта современных педагогов по изучаемой теме.

2 Этап — внедрение в практику.

Разработка конспектов занятий с использованием ИКТ.

Разработка консультаций для педагогов и родителей.

Создание презентаций и видеороликов, приобретение навыка работы на ПК, используя программы: Microsoft Office 2013 Word-текстовый редактор; PowerPoint-программа для создания мультимедийных презентаций; Internet Explorer. Мicrosoft Оffice Publisher.

Создание медиатеки

3 ЭТАП — представление опыта работы по теме.

Форма отчетности:

Обмен опытом на страницах педагогических сайтов.

Выступление на педагогическом совете.

 

ВЫВОД:

Таким образом, использование ИКТ в работе с детьми открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается и собственно качество наглядности, и ее содержательное наполнение. В частности, прекрасные возможности создает систематизация и структурирование учебного материала. Появляется возможность для концентрации больших объемов демонстрационного материала из разных источников, представленных в разных формах, оптимально выбранных и скомпонованных педагогом в зависимости от потребностей детей и особенностей программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОО в контексте введения ФГОС ДО

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены.   С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственно...

план по самообразованию по теме:"ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОО в контексте введения ФГОС ДО"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 9 «Рябинка»                            ...

Самообразование по теме «ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОУ в контексте введения ФГОС ДО»

Самообразование по теме «ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОУ в контексте  введения ФГОС ДО»...

Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности педагога-психолога в условиях реализации ФГОС ДО

Деятельность педагога-психолога может рассматриваться в настоящее время как один из наиболее значимых факторов развития образования. Вместе с тем у него больше потенциальных ресурсов на этом пути, чем...

Самообразование по теме «ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОУ в контексте введения ФГОС ДО»

laquo;ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОУ в контексте введения ФГОС ДО»...

Самообразование. Тема: «ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОУ в контексте введения ФГОС ДО»

Самообразование. ИКТ в профенссиональной деятельности педагога ДОУ в контексте введения ФГОС ДО....

Консультация для педагогов по теме самообразования «ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОУ в контексте введения ФГОС ДО»

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому з...