Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности педагога-психолога в условиях реализации ФГОС ДО
статья на тему
Деятельность педагога-психолога может рассматриваться в настоящее время как один из наиболее значимых факторов развития образования. Вместе с тем у него больше потенциальных ресурсов на этом пути, чем реально задействованных. Процесс модернизации образования сам по себе создаст целую серию ситуаций, которые могут стать источниками сложных личностных проблем развития: переход на систему единого государственного экзамена, профилизация в старшей школе, необходимость массового освоения иностранного языка или компьютерной грамотности и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
barysheva_e.m.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Барышева Е.М.
педагог-психолог МБДОО "Детский сад "Подсолнушек"
Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности педагога-психолога в условиях реализации ФГОС ДО
Деятельность любого специалиста регламентируется нормативными актами и документами, которые придают профессиональной деятельности официальный статус, задают нормы и стандарты профессионального поведения. Для педагога-психолога таких документов достаточно много, часть из них являются общими для всех специалистов сферы образования, другие касаются только его деятельности в конкретном образовательном учреждении.
Деятельность педагога-психолога может рассматриваться в настоящее время как один из наиболее значимых факторов развития образования. Вместе с тем у него больше потенциальных ресурсов на этом пути, чем реально задействованных. Процесс модернизации образования сам по себе создаст целую серию ситуаций, которые могут стать источниками сложных личностных проблем развития: переход на систему единого государственного экзамена, профилизация в старшей школе, необходимость массового освоения иностранного языка или компьютерной грамотности и т.д.
Главной целью деятельности педагога-психолога является психологическое сопровождение решения образовательных задач в соответствии с Законом об образовании, Областной программой развития образования.
Сопровождение – это система профессиональной деятельности специалистов, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития ребенка в ситуациях взаимодействия.
Педагог-психолог в своей работе должен руководствоваться: Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав и свобод человека, Конституцией РФ, Законом «Об образовании» и другими законами РФ, решениями Правительства РФ, подзаконными актами, регулирующими вопросы охраны труда, охраны здоровья, профориентации, организации учебы и жизнедеятельности, социальной защиты обучающихся, организационными и методическими документами Минобрнауки РФ, уставом и положением образовательного учреждения, документами об аттестации.
Педагог-психолог должен знать:
Конституцию РФ, Всеобщую декларацию прав человека, Конвенцию о правах ребенка, Закон РФ «Об образовании», нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и подростков, основы законодательства в области охраны труда, здравоохранения, профориентации и социальной защиты детей и подростков.
Педагог-психолог должен:
1. Рассматривать вопросы и принимать решения в пределах своей профессиональной компетенции.
2. Не брать на себя решение вопросов, невыполнимых с точки зрения современного состояния, а также находящихся в компетенции представителей других специальностей.
3. Постоянно повышать свою профессиональную компетенцию.
4. Применять современные научно обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной и психопрофилактической работы.
5. Знать и постоянно использовать в работе специальную литературу по возрастной психологии, психологии развития, современные психодиагностические методики, способы обработки исследовательских материалов, порядок оформления документов психологической службы.
6. Препятствовать проведению диагностической и психокоррекционной работы некомпетентными лицами, не обладающими соответствующими полномочиями. В решении всех вопросов исходить из интересов ребенка, задач его полноценного развития.
7. Проводить работу по основным направлениям деятельности психолога с родителями и детьми.
8. Проводить психологическое консультирование с родителями и воспитателями.
9. Изучать интеллектуальные, эмоциональные, волевые, личностные особенности ребенка.
10. Участвовать в приеме детей, выявлять уровень психологической готовности к школе.
11. Проводить психологическое обследование детей при переходе к очередному этапу обучения.
12. Выявлять психологические причины, дезадаптации, нарушений межличностного общения со сверстниками, воспитателями, родителями. Выявлять причины отклонения в поведении.
13. Разрабатывать программы и проводить развивающую и психокоррекционную работу с детьми.
14. Оказывать необходимую помощь администрации и педагогическому коллективу в решении проблем обеспечением полноценного психического развития и индивидуального подхода к ребенку.
15. Вести постоянную работу по психологическому просвещению педагогов, родителей, населения.
16. Готовить необходимую информацию для педагогического совета, психолого-педагогического консилиума.
17. Проводить психологическую экспертизу форм и методов работы с детьми.
18. Совместно с педагогическими работниками разрабатывать и осуществлять программы психокоррекционной и развивающей работы.
19. Вести записи и регистрацию всех видов работы.
20. Иметь план работы, согласованный и утвержденный администрацией, журнал учета консультаций и специально оформленные материалы (папка с рекомендациями, журнал запросов, отчеты о работе).
21. Хранить профессиональную тайну, нести ответственность за сохранность, использование результатов и специальной документации.
22. Не предоставлять профессиональные тесты, анкеты, методики некомпетентным лицам.
23. Принимать участие в разработке годового и текущих планов учреждения, согласовывать свои мероприятия и виды планирования с деятельностью педагогического коллектива.
24. Соблюдать нормы и правила охраны труда, техники безопасности, противопожарной защиты.
Права педагога-психолога
1. Самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми. Выбирать формы и методы работы, очередность проведения видов работы, выделять приоритетные направления, участвовать в работе методического объединения и профессиональных советов.
2. Требовать от администрации условий, необходимых для успешного выполнения всех направлений деятельности: кабинет, телефон, компьютер, канцелярские товары и т.д.
3. Отказываться от выполнения распоряжения администрации, если эти распоряжения противоречат профессиональным и этическим принципам его работы, которые определены положением о психологической службе системы образования и статусом практического психолога.
4. Запрашивать необходимые для работы документы внутри учреждения и вне его.
5. Участвовать с правом решающего голоса в работе психолого-медико-педагогического консилиума и психолого-медико-педагогической комиссии, педагогических советов, где решается судьба детей и подростков.
6. Участвовать в разработке новых методов диагностики при наличии специалистов, выполняющих эту работу.
7. Проводить индивидуальные и групповые психологические исследования для своих исследовательских целей.
8. Выступать с обобщением своей работы в изданиях и средствах массовых коммуникаций.
9. Ставить вопрос перед вышестоящим руководством о профессиональном несоответствии деятельности педагога, если его деятельность наносит ущерб ребенку.
10. Иметь дополнительную учебную нагрузку в соответствии с образованием и квалификацией, вести работу на договорных началах, если количество детей превышает норму, и работа превышает норму.
11. Использовать один день, методический, для самообразования, участия в семинарах, конференциях и т.д.
В настоящее время педагог-психолог является одним из важнейших компонентов целостной системы образования страны. Основное назначение профессиональной деятельности педагога-психолога – изучение и создание условий, максимально содействующих развитию индивидуальности человека и субъектного начала в нем, наиболее полному раскрытию и развитию индивидуальности ребенка.
Список литературы
1. Психолог в образовательном учреждении: методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений / сост.: Н. В. Афанасьева, Т. В. Загоскина, М. Н. Крутцова; науч. ред. Н. В. Афанасьева. – Вологда: ИЦ ВИРО, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Активные формы методической работы – как фактор повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»
Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важно...
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОО КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Профессия воспитателя – одна из самых сложных и ответственных. Найти подход к каждому ребёнку, познакомить его с окружающим миром, помочь раскрыть его способности, найти общий язык со сверс...
«Активные формы методической работы – как фактор повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»
«Активные формы методической работы – как фактор повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»...
Инструментарий для оценивания уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС
Инструментарий для оценивания уровня профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...
Профессиональные компетенции учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС ДО
quot;Для того,чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним" Л.Н.ТолстойПроцесс обучения детей с ОВЗ - эт...
План самообразования "ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО"
Внедрение информационно-коммуникативных технологий способствует созданию единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне с...
План профильных мероприятий реализации одной из задач профессиональной деятельности педагога-психолога по одному из объектов профессиональной деятельности «ребенок и детский коллектив», «семья».
Психологическая служба образования – интегральное явление, которое представляет собой единство четырех составляющих, или аспектов, научного, прикладного, практического и организационного. Каждый...