Устное народное творчество как фактор развития поликультурного пространства в условиях дошкольного учреждения
консультация на тему

Гарипова Гузель Рамилевна

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete.folklor.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Большеатнинский детский сад» Атнинского муниципального района РТ

Выступление на педсовете на тему: «Устное народное творчество как фактор развития поликультурного пространства в условиях дошкольного учреждения».

                                                                 Выполнила: воспитатель

по обучению русскому  языку

                                                 Гарипова Г.Р.

 

С. Б. Атня, 2013 г.

ФОЛЬКЛОР РУССКОГО НАРОДА

Актуальность проблемы .

    Еще в середине прошлого столетия И.В.Киреевский, литературный критик и публицист (1806-1856) писал: «Уничтожить особенность умственной жизни народной так же невозможно, как невозможно уничтожить его историю. Заменить литературными понятиями коренные убеждения народа так же легко, как отвлеченною мыслию переменить кости развивающегося организма, Впрочем, если бы мы могли допустить на минуту, что предложение это может в самом деле исполниться, то в таком случае единственный результат его заключался бы не в воспитании и просвещении, а в уничтожении самого народа. Ибо, что такое народ, если не совокупность убеждений, более или менее развитых в его нравах, в его обычаях, в его языке, в его понятиях сердечных и умственных, в его религиозных общественных и личных отношениях, - одним словом, во всей полноте его жизни».
        Эти слова оказываются как нельзя более актуальными в настоящее время, время «массированного наступления» на культуру, историю, язык всех без исключения больших и малых народов России.
          Исходя из этого – 
одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта, создаваемого веками громадным количеством предшествующих поколений.

        В связи с этим возникает необходимость поиска новых подходов к определению содержания воспитания и образования, к созданию личностно-ориентированной модели воспитания и образования детей дошкольного возраста.
        Одним из действенных средств воспитания такого человека и его полноценного развития является 
устное народное творчество.  
   Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста 
обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.               
    Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты". 
Произведения русского народного искусства через особую форму выражения отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях. Поэтому широк диапазон исследований по проблемам воспитания и образования, посвященных устному народному творчеству.
 

В детском фольклоре необходимо различать произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими, и детское творчество в собственном смысле этого слова.

Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров.

 

 МАЛЫЕ ЖАНРЫ

А) Колыбельные песни

Колыбельные песни в народе зовут байками. Это название произошло от глагола баять, баить — «говорить». Старинное значение этого слова — «шептать, заговаривать». Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной поэзии. «Дремушка-дрема, отойди ты от меня!» — говорили крестьяне, борясь со сном. Нянька или мать, напротив, звали дрему к малышу:

Сон да дрема,

Приди к Ване в голова,

Сон да дрема,

Накатись на глаза.

Со временем колыбельные песни утратили обрядный и заговорно-заклинательный характер.

Б) Пестушки

В центре пестушек и потешек образ самого подрастающего ребенка.   Пестушки  подучили свое название от слова пестовать — «нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках». Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца в первые месяцы жизни. Проснувшегося ребенка, когда он потягивается, гладят:

Потягунушки, потягунушки!

Поперек толстунушки,

А в ножки ходунушки,

А в ручки хватунушки,

А в роток говорок,

А в головку разумок.

Как и в колыбельных песнях, важное значение в пестушках имеет ритм. Веселая, затейливая песенка с отчетливым скандированием стихотворных строк вызывает у ребенка радостное настроение.

В) Потешки          

Пестушки незаметно переходят в потешки — песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками (известные «Ладушки» и «Сорока»). В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок». В «Сороке» щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького (мизинец), но лентяя:

Зачем дров не колол, Воды не носил?

Этот мотив охотно развивают:

А ты, бедный маленец [маленький],

Ты, коротенец [короткий],

По воду ходи,

Баньку топи,

Робят мой,

Телят корми...

Г) Прибаутки

Детям в первые годы их жизни матери и няньки пели и песенки более сложного содержания, уже не связанные с какой-либо игрой. Все эти разнообразные песни можно определить одним термином — «прибаутки». Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах. Это прибаутка о петушке — золотом гребешке, который летал за овсом на Куликово поле; о курочке-рябе, что «просо сеяла, горох веяла»; о долгоносом журавле, что на мельницу ездил и видел диковинку:

Коза муку мелет, Козел засыпает;

Многообразны и ярки ритмы прибауток. В одном случае они точно следуют за беспокойным колокольным звоном:

Тили-бом, тили-бом,

Загорелся кошкин дом...

В другом случае ритмика воспроизводит ладную, умелую работу:

А чу-чу, чу-чу, чу-чу!

Я горох молочу!

К числу прибауток надо отнести и небылицы-перевертыши — особый вид песен-стишков, вызывающих смех нарочитым смещением реальных   связей   и   отношений.   Так,   свинья   «на   дубу   гнездо свила…

Распустила поросят

Всех по маленьким сучкам.

Поросята визжат,

Полететь они хотят.

                Далее следует группа произведений, которые некогда принадлежали к фольклору взрослых, но, претерпев изменения, перешли к детям. Это заклички, игровые припевы, приговоры.

Д) Календарный детский фольклор

Очень рано дети обучаются на улице у своих сверстников разным закличкам (от слова закликать — «звать, просить, приглашать, обращаться») Это обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам.

От взрослых в детский быт перешли и устные приговорки. Это короткие, обычно стихотворные обращения к животным и птицам, божьей коровке, пчелам; к мышке с просьбой заменить старый, выпавший зуб новым, крепким; к ястребу, чтобы не кружил над домом, не высматривал цыплят. Это и вопрос кукушке: «Сколько мне жить?» Кукушка кукует, а дети считают.

Не менее древни, чем календарный детский фольклор, игровые припевы и игровые приговоры. Ими или начинают игру, или связывают части игрового действия. Они могут выполнять и роль концовок в игре. Игровые приговоры могут также содержать «условия» игры, определять последствия при нарушении этих условий.

Е) Жеребьевые скороговорки, считалки, дразнилки, скороговорки

Детский фольклор — своеобразная кладовая народа, в ней хранятся и образцы творчества взрослых, и то, что создано выдумкой детей. Уже в произведениях, перешедших к детям от взрослых, сказался творческий элемент, привносимый самими детьми. Со значительно большим основанием это можно сказать о жеребьевых сговорках, считалках, дразнилках во всех их разновидностях.

Немало народной выдумки внесено и в считалки. Другие названия их: счет, счетки, пересчет, сосчиталочки, гадалки и во-рожитки. Считалка — рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий с подчеркнуто строгим соблюдением ритма. Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очередь для начала игры.

У считалок две главные особенности. Во-первых, в основе большинства считалок лежит счет, и, во-вторых, считалки поражают нагромождением бессмысленных слов и созвучий.

Дразнилки — вид творчества, почти всецело развитый детьми. Нельзя сказать, чтобы у него не было своего «предка» в творчестве взрослых. Раздоры, столкновения, вражда, кулачные бои, настоящие драки, когда один «конец» деревни шел на другой, были постоянным явлением старого быта. Взрослые давали друг другу прозвища, клички, отмечавшие мнимые и действительные недостатки.

Безобидной и веселой словесной игрой детей старшего возраста является быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз: это скороговорка. Она сочетает однокоренные или созвучные слова: На дворе — трава, на траве — дрова; Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать и перевыколпаковать. Трудно решить, кто творец этих скороговорок — дети или взрослые. Некоторые из них вряд ли созданы детьми.

Ж)  Загадки

Загадка   развивает   в   ребенке  догадливость, сообразительность. Загадывается загадка — вопрошаемый ломает голову над отгадкой. Иносказание переносит предмет в совершенно иную область вещественного мира. «Черненькая собачка свернувшись лежит; не лает, не кусает, а в дом не пускает» — замок замысловато сравнивается с черненькой собачкой. Иносказательный образ в загадке всегда поражает странностью, необычностью, реальной несочетаемостью качеств и свойств.

Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места в согласии с действительными качествами загадываемого предмета.

Говоря другими словами, загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления.      Эти мыслительные операции, однако, важны не сами по себе, а тем, что ребенок открывает для себя поэзию окружающего мира.

З) Пословицы и поговорки                  

                Пословичные суждения воспринимаются ребенком в прямом значении, но и их обобщающий характер в какой-то мере доступен его пониманию.

Народные пословицы содержат мораль, выработанную многими поколениями: «Нет друга — ищи, а нашел — береги»; В приобщении ребенка к человеческой мудрости и состоит большое педагогическое значение пословиц. Пословица тем легче ложится в память, что искусная тонкая работа народа облекла наставительную мысль в краткую ритмическую форму с четким композиционным членением суждения на части.

Народные поговорки — это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление. В отличие от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления. Детская речь, эмоциональная по природе своей, легко сближается с народными поговорочными выражениями, но точное освоение их представляет для ребенка известный труд, и воспитатель должен следить за уместностью и правильностью употребления поговорок в речи ребенка.

БЫЛИНЫ

Наряду с песнями дошкольников необходимо знакомить с героическим эпосом. В наше время, когда эпос ушел из живой памяти народа, о богатырях ребенок узнает из книг. Ценность знакомства детей с эпосом не вызывает сомнения. Былины в художественной форме несут понятия о героической этике, дают уроки служения родине и народу.

В 1949 г. писательница и фольклористка И. В. Карнаухова выпустила сборник «Русские богатыри. Былины», многократно переиздававшийся в последующее время. Былины пересказаны в этой книге ритмической прозой. Писательница освободила их от архаических свойств и качеств, но сохранила своеобразие эпоса в эпитетах, сравнениях, приемах гиперболизации. Карнауховой удалось донести до читателя величавую героику эпоса, дать почувствовать его историческую природу, не смешав при этом эпос со сказкой. В сборник Карнауховой включены пересказы наиболее известных характерных былин об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и других героях эпоса. Илья Муромец — первый богатырь, ему посвящено большинство пересказов. Последовательность былин в сборнике связана с последовательностью развития действия в них.

СКАЗКИ

Народные сказки давно стали включать в детское чтение. Самые элементарные - и в то же время самые важные представления — об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о- доброте и жадности — ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения.

 Сказки о животных можно назвать детскими и потому, что в них много действия, движения, энергии — того, что присуще и ребенку. Сюжет разворачивается стремительно: быстро, сломя голову, бежит курица к хозяйке за маслицем,— петух проглотил зерно и подавился, та посылает ее к коровушке за молоком. В конце концов курица принесла маслица, петух спасен, но скольким он обязан спасением! («Петушок и бобовое зернышко».)  Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом. В сказках о животных много юмора. Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции. Ребенка легко утешить, но легко и огорчить.

В сказках о животных много песенок: поет лиса льстивую песню петуху: «Петушок, петушок, золотой гребешок, маслена головушка, шелкова бородушка...»; поет и петух, призывая на помощь кота: «Несет меня лиса за темные леса…»  Песенки и прибауточные присловья так выразительны, что живут самостоятельно. Запав в память, сказки становятся неотделимой частью детского сознания.

Детям старшего дошкольного возраста нравится волшебная сказка. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел. Этот сказочный мир будит и развивает воображение ребенка. Малыш с горячим сочувствием следит за всем, о чем говорится в сказке: радуется победам Ивана-царевича, чудесам Василисы Премудрой, огорчается их невзгодам.

Волшебная сказка с ее стройной композицией приучает ребенка логически мыслить: события в ней разворачиваются в строгой последовательности. Сказка захватывает динамикой сюжета.

Волшебные сказки живо передают подробности человеческих переживаний и тем волнуют воображение слушателей. «Старшие ушли,— говорится в сказке «Гуси-лебеди»,— а дочка забыла, что ей приказывали, посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась-загулялась.… Испуг, затем поиски с постепенно пропадающей надеждой найти брата и, наконец, горькое отчаяние: «Кликала, заливаясь слезами, причитывала... братец не откликнулся!»

Построение фраз, отбор слов определяются характером содержания. Сказки заполнены солнечным светом, лесным шумом, посвистыванием ветра, ослепительным блеском молний, громыханием грома — всеми чертами окружающего нас мира. Ночь в сказках — темная, солнце — красное, меч у героя — острый, дворцы — белокаменные, камни — самоцветные, столы — дубовые, пироги — пшеничные и т. д. Вещи и предметы имеют четкие формы: известны их материал, качество. Все вместе взятое и делает волшебную сказку образцом национального искусства слова. Искусство сказки уходит своими глубокими корнями в культуру и язык народа.

   

Методы и приёмы, используемые в работе с дошкольниками:

Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.

Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми старшего и среднего возраста, сочинение сказок.

Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.

Средства устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками:

Потешки, пословицы и поговорки, загадки, скороговорки, считалки, сказки.

В младшей группе используются следующие сказки:

Колобок, Теремок. Гуси-Лебеди, Кот, петух и лиса, Лиса и заяц.

В средней группе используются сказки более глубокого смыслового значения: Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Жихорка, Лисичка сестричка и волк, Петушок и бобовое зернышко, Чудесный платочек.

В старшей группе  используются народные сказки, требующие анализа, осмысления и рассуждения детей по проблеме произведения: Лиса и кувшин. Крылатый, мохнатый да масляный. Заяц – хваста. Финист - Ясный сокол. Сивка- бурка.

Сказка не дает прямых наставлений детям (слушай родителей, уважай старших и т. д., но в ее со-держании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают. Например:

Сказка «Репка», «Теремок», учит детей быть дружными трудолюбивыми,

«Гуси лебеди», «Сестрица-Алёнушка и братец Иванушка» учат слушать родителей.

Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики».

Трудолюбие в сказках всегда вознаграждается; «Ховрошечка», «Царевна Лягушка».

Формы работы с детьми:

1. Художественно-творческая деятельность: изодеятельность, аппликация, лепка.

2. Музыкально-театральная деятельность.

3. Художественная литература, народный фольклор.

4. Проведение народных праздников.

5. Знакомство с русскими народными инструментами.

Формы работы с взрослыми:

1. Создание мини-музея.

2. Оформление выставок.

3. Проведение экскурсий.

4. Показ спектаклей кукольного театра.

5. Праздники и развлечения.

6. Консультации для воспитателей и родителей.

Создание условий:

1. Уголок “Русская изба”.

2. Выставки произведений народного творчества.

3. Иллюстрации по народной тематике.

4. Оборудование для театрализации: маски, костюмы.

5. Кукольные театры: пальчиковый, плоскостной.

6. Детские музыкальные инструменты.

7. Картотеки народных игр, песенок, потешек.

Постановка сказок-драматизаций.

Постановка сказок-драматизаций с применением приёмов игры-драматизации и игры-беседы – является неисчерпаемым источником развития творческой активности, развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, позволяющих ребёнку психологически сблизиться с героями сказки, пережить их счастье и беду. В работе детского фольклорного театра используются сказки с несложным сюжетом и небольшим объёмом текста, что позволяло детям выбрать роль по душе и предоставляло возможность импровизации на знакомом фольклорном материале. Органично вплетаются в канву сказки и преображают её детские дразнилки (своеобразные юмористические характеристики героев, потешки, заклички, небылицы. Особое место в этих постановках отводится народ-ной музыке – это хороводы и игры с пением, т. к. развитие музыкальных способностей содействует развитию творческой личности.

Дети любят сочинять сказки или создавать их по «готовой модели», то есть интересный сюжет получает новую интерпретацию. Следует отметить, что проживая различные ситуации в играх-драматизациях, дети получают возможность переносить качества собственной личности на игровой образ.

Таким образом, игры и сказки-драматизации на фольклорном материале позволяют реализовать творческую индивидуальность, эстетическое отношение к миру природы и человеку в ней, приобщают к этнокультуре, вводят в мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий.

Фольклорные праздники.

На фольклорных праздниках дети в полной мере раскрывают свои творческие способности, проявляя творческую инициативу и активность, что способствует развитию творческой личности. При подготовке к нему, каждый ребёнок раскрывается по своему, открываются таланты, о наличии которых не подозревают даже сами их носители.

Занятия познавательно-речевого цикла по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

На занятиях познавательного цикла, через устное народное творчество, ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту и лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Дети получают богатый познавательный опыт о традициях и культуре русского народа, а каждодневное звучание пословиц, поговорок, загадок, сказок и т. д. даёт толчок в развитии их речевого творчества.

Работа с родителями.

Реализация поставленных задач возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Очень важно убедить родителей в значимости устного народного творчества как средства формирования ценностных личностных ориентиров, заручиться их поддержкой и помощью. Презентации могут проходить через родительские собрания, наглядную агитацию, культурно-досуговую деятельность, игротеки, где родители вместе с воспитателями и детьми разучивают игры. Для популяризации устного народного творчества необходимо организовать «Клуб семейного чтения», где педагоги предлагают родителям и детям чтение сказок дома с последующей беседой по предложенным вопросам, разбор пословиц и поговорок, совместное изготовление поделок, альбома рисунков по теме. Такое взаимодействие способствует приобщению родителей к проблемам детского сада, оказывает помощь в создании благоприятного микроклимата в семье, дает возможность для общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Устное народное творчество как средство развития компонентов устной речи детей дошкольного возраста»

Моя работа, о развитие компонентов  устной речи  у детей с помощью устного народного творчества....

План самообразования на 2014-2015г. по теме "Устное народное творчество как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста"

В   2014-2015учебном году   наша творческая группа"Наследие"  работает  над  темой "Роль устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста". В наше время...

«Устное народное творчество, как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»

laquo;Устное народное творчество, как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»...

Доклад по теме: «Устное народное творчество, как фактор духовно-нравственного развития дошкольника».

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на окружающий мир, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчест...

Устное народное творчество как фактор духовно-нравственного воспитания дошкольников

В статье рассматривается значение устного народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников...

Презентация: "Устное народное творчество как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста"

В презентации раскрыты вопросы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества...

Устное народное творчество как средство развития связной речи у детей с ОВЗ. Деловая игра: «Использование устного народного творчества в работе с детьми».

Устное народное творчество как средство развития связной речи у детей с ОВЗ. Деловая игра: «Использование устного народного творчества в работе с детьми»....