«Устное народное творчество, как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»
статья
«Устное народное творчество, как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Автор: воспитатель ВКК Серебрякова Т.А. МБДОУ ЦРР детский сад №4 «Золотой ключик» Ростовская область, город Константиновск
«Устное народное творчество, как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»
Речь начинает активно формироваться уже в раннем возрасте. Основными задачами развития речи являются: воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи.
Устное народное творчество – это обобщенный и систематизированный опыт предшествующих поколений, отражающий сущность их жизни. Оно возникло задолго до того, как люди овладели письменной речью. Они передавали свое творчество последующему поколению из уст в уста. Отсюда и произошло название. По-другому устное народное творчество называют словом «фольклор».
В современном мире, как правило, дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, занятые родители забывают об этом и пускают процесс развития речи ребёнка на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы, сказки, песенки, потешки, колыбельные из уст мамы с папой и, как следствие всего этого, у ребёнка возникает много проблем с речью. Поэтому для развития речи детей раннего возраста рекомендуется использовать устное народное творчество.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства - речевые, смысловые, звуковые. Через фольклор ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получая первые представления о ней. Благодаря устному народному творчеству развиваем активную речь детей. Показываем красоту русского языка, выраженное в песнях, потешках, сказках, колядках, припевках, колыбельных. Сформированность у детей интереса к устному народному творчеству, обогатить словарный запас детей.
В раннем дошкольном возрасте, фольклор присутствует на протяжении всех режимных моментов в течении дня: приём, умывание, одевание, приём пищи, укладывание спать, во время непосредственной образовательной деятельности.
Приветствие детей в детском саду
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дружок!
Мы живём в одном краю-
Всех я вас приветствую!
Умывание
Водичка, водичка
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки алели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Приём пищи Идет коза рогатая за малыми ребятами. Кто кашу не ест, кто молоко не пьет –Забодает, забодает, забодает… Подготовка к образовательной деятельности Мы игрушки соберем Хоровод да заведем В хоровод скорей вставай Да игру затевай. Физминутки Аист, аист, длинноногий, Покажи домой дорогу. Аист отвечает: - топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова правою ногой,
Снова левою ногой.
После правою ногой,
После левою ногой,
Вот тогда придешь домой.
Пальчиковые гимнастики
«Сорока-белобока»
Сорока-белобока
Кашу варила
Деток кормила
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Ты дров не рубил,
Кашу не варил,
На стол не накрывал,
Всех не созывал!
Кашу сами мы съедим,
А лентяю не дадим!»
Подготовка к прогулке
Все игрушки соберем,
Будем одеваться,
Лени не бояться.
Прогулка
Голосянка
Солнышко, солнышко,
Не скрывайся в тучку,
Холод нам наскучил.
Покажись нам, Солнышко,
Посвети немножко,
Просуши дорожки.
Возвращение с прогулки
Мы снимаем шапочки,
Надеваем тапочки.
Подготовка ко сну. Сон
Ай, люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стали гули ворковать,
Стали детки засыпать.
Пробуждение
Просыпайся, лежебока.
Наше Солнышко встает,
На зарядку всех зовет.
Глазки открываются,
Глазки просыпаются,
Потягушки-ножки,
Потягушки-пяточки,
Ручки и ладошки,
Сладкие ребяточки!
Расчёсывание
Петушок-петушок,
Подари мне гребешок,
Ну, пожалуйста, прошу,
Я кудряшки причешу.
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят
Все волосики в ряд.
Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Способствуем развитию познавательных, коммуникативных способностей детей.
Вызывая интерес к устному народному творчеству и помогаем детям успешно войти в мир сказок, прибауток, с использованием различных методов и приёмов. Наглядный метод: демонстрация иллюстраций, показ способов действий.
Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми.
Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.
Таким образом, ознакомление детей с малыми формами фольклора влияет на всестороннее развитие речи: звуковую культуру, грамматический строй, словарь, учит детей ориентировке в пространстве, даёт понятие о временных представлениях, величине, цвете. С помощью устного народного творчества знакомим детей с окружающим миром; с укладом жизни и быта русского народа. Закладываются основы развития связной речи.
Русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и развитии речи в частности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования на 2014-2015г. по теме "Устное народное творчество как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста"
В 2014-2015учебном году наша творческая группа"Наследие" работает над темой "Роль устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста". В наше время...
Методические рекомендации для воспитателей "Устное народное творчество как средство развития речи у детей дошкольного возраста"
quot;Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающег...
Методические рекомендации для воспитателей «Устное народное творчество как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
В последние годы вопрос использования устного народного творчества в обучении и воспитании детей приобретает все большую актуальность в связи с бесконечным потоком иноязычных слов, которые засорят рус...
Методические рекомендации для воспитателей «Устное народное творчество как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
В последние годы вопрос использования устного народного творчества в обучении и воспитании детей приобретает все большую актуальность в связи с бесконечным потоком иноязычных слов, которые засорят рус...
Методические рекомендации для воспитателей "Устное народное творчество как средство развития речи у детей дошкольного возраста"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Пушкино Городского округа Пушкинский Московской области «Средняя общеобразовательная школа №11 »ОДО «Аистено...
Проект «Устное народное творчество как средство развития речи» для детей раннего возраста по сказке «Курочка Ряба»
Проект «Устное народное творчество как средство развития речи» для детей раннего возраста по сказке «Курочка Ряба»...
Презентация: "Устное народное творчество как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста"
В презентации раскрыты вопросы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества...