Устное народное творчество как фактор духовно-нравственного воспитания дошкольников
статья (старшая группа)
В статье рассматривается значение устного народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnoe_narodnoe_tvorchestvo_v_vospitanii_doshkolnikov.docx | 16.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Устное народное творчество как фактор духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Одним из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников является устное народное творчество. Устное народное творчество многожанровое, оно включает в себя пословицы, поговорки, потешки, сказки. Корни народного устного творчества уходят своими корнями глубоко в древность. Оно заключает в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, что соответствует психофизиологическим особенностям детей.
Важно включать устное народное совместную деятельность педагога с детьми, а также при организации режимных моментов и самостоятельной деятельности.
Использование потешек в режимных процессах, позволяет создать доброжелательную атмосферу, вызывает положительное отношение к режимным моментам.
Можно использовать потешки как пальчиковые игры, что способствует развитию мелкой моторики.
Загадка, как одна из малых форм устного народного творчества, формирует у детей познавательный интерес, помогает усвоить грамматический строй речи.
Пословицы и поговорки называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы важно использовать во всех режимных процессах воспитательной работы.
Дети легко запоминают пословицы и поговорки и используют их в повседневной жизни. Таким образом, пословицы и поговорки помогают прививать детям нравственные нормы поведения, показывать им моральные эталоны.
Скороговорка – это веселая игра для быстрого повторения труднопроизносимых стихов и фраз. В народе говорят: «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь». Скороговорки являются полезными грамматическими упражнениями, тренирующими ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно баловство – любимая игра в словотворчество. Скороговорки чаще всего используются для развития речи. Они способствуют развитию умения следить за четкостью произношения каждого звука.
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, возможно формировать с помощью русских народных сказок. Так как материалом для них является жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Многие русские народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются приходящими, временными. За ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий. Сказки лучше не читать, а рассказывать, глядя на детей, особенно это важно для детей, потому что дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание, отношение к ее персонажам. Для того, чтобы создать сказочную атмосферу, можно использовать образ Бабушки-сказочницы, в который несложно превратится, стоит только накинуть шаль на плечи, и сказать детям: «Я бабушка-сказочница, пришла сказку рассказать». Слушая сказочный голос, дети запоминают сказку, а потом пересказывают, манипулируя игрушками, имитируя интонацию персонажей. Под впечатлением услышанной сказки у детей возникает естественное желание показать действие персонажей: как шел медведь, прыгал зайчик, бежала мышка, для этого разыгрывали с детьми пластические этюды с использованием ряженья, где каждое выразительное движение сопровождали меткой характеристикой: лисичка красивая, игривая, хитрая, а лягушка прыгает, растопырив лапки, шлепает по болоту, простодушная, добрая.
Народные игры, хороводы, прививают детям такие нравственные понятия, как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к родной стране. Это такие всем известные игры, песни, хороводы как: «Гуси-лебеди», У медведя во бору», и др., в которых звучит художественное слово, позволяя ребенку еще раз прикоснуться к богатству народного творчества, где радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Игры всегда образны и сопровождаются потешками, считалочками, забавными запевалками, в играх можно проявить смекалку, ловкость, чувство товарищества и просто любознательность.
Таким образом, систематически организованная работа с дошкольниками по использованию народного фольклора благотворно влияет на всестороннее развитие личности ребенка с раннего возраста и играет огромную роль в его духовно-нравственном воспитании.
Литература:
Болдырева, Н. Г. Устное народное творчество как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2018. — № 27 .
Ветохина, А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей
дошкольного возраста: методическое пособие для педагогов / СПб.: «ООО Издательство Пресс», 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязыч...
Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях образовательной программы ДОУ Творческая разработка
Творческая разработка...
План работы по самообразованию на тему: «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
В данном материале представлен план по самообразованию на тему: "Устное народное творчество как срество духовно-нравственного воспитания дошкольников"...
План по самообразованию по теме: «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» в средней группе на 2017 – 2018 учебный год
Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основ...
Доклад по теме: "Устное народное творчество как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников"
воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей....
Доклад по теме: «Устное народное творчество, как фактор духовно-нравственного развития дошкольника».
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на окружающий мир, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчест...
Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, сам...