«Устное народное творчество как средство развития компонентов устной речи детей дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме
Моя работа, о развитие компонентов устной речи у детей с помощью устного народного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perevodnaya_rabota_na_kategoriyu.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ
ЗАВОЛЖСКОГО района
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
Дошкольное образовательное
Учреждение
Детский сад общеразвивающего вида № 162 "Сказка".
«Устное народное творчество как средство
Развития речи детей»
Квалификационная работа.
Воспитатель МДОУ № 162 «Сказка»
Дорофеева М. И.
Содержание.
Введение – актуальность проблемы.
- Устное народное творчество как средство развития речи ребёнка.
- Русский фольклор: потешки, заклички, дразнилки, перевёртыши, считалки, колыбельные песни, пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, прибаутки, чистоговорки - их воспитательное значение для развития речи ребёнка.
- Роль сказки как средство развития речи ребёнка, его языка, знакомство с традициями русского народа.
- Практическая
2.1.Исследования речи детей с целью выявления уровня развития речи детей.
2.2.Разучивание потешек, считалок, обыгрывание сюжетов сказок с целью обогащения речи у детей дошкольного возраста.
III. Выводы и педагогические рекомендации.
Введение
Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний.
К.Д. Ушинский
На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.
Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е.
Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти - шести лет.
К.Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится еще актуальнее.
Над проблемой развития речи детей работали многие педагоги, такие как Сохина, Тихеева, Ушакова. Они считают, что развивающая речь способствует развитию личности ребёнка в целом, и любая из сторон развития личности содействует развитию языка.
Для того чтобы развивался язык ребёнка, понимаемый как отражение ясных и отчётливых представлений, а не пустая , вредная болтовня, дети должны быть окружены вещами, которые они могут рассматривать, сравнивать, изучать в играх и труде, и результаты наблюдений отражать в слове.
«В раннем детстве, - писал Песталоцци, - вовсе не следует резонерствовать с детьми, а надо ограничиться следующими средствами для их умственного развития: 1) как можно больше расширять круг их наблюдений; 2) прочно и систематически укреплять в них представления, добытые при наблюдении; 3) давать им обширное знакомство с языком, необходимое для выражения словом того, с чем их познакомила природа и искусство посредством наблюдения.»
На мой взгляд, значение этой проблемы велико. На основе вышеизложенного актуальность темы обуславливается необходимостью теоретической и практической разработки названной проблемы. Её решение составляет цель исследования: разработка методики развития речи на основе ознакомления с устным народным творчеством. Предметом исследования является процесс развития речи через ознакомление с устным народным творчеством.
Задачи исследования:
- Изучить и проанализировать научно – методическую литературу по данной проблеме.
- Выявить наличие и определить значение взаимосвязи ознакомления дошкольников с устным народным творчеством и развития речи.
- Определить уровни развития речи детей при ознакомлении с устным народным творчеством.
- Разработать методику развития речи детей на основе ознакомления с устным народным творчеством.
- Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Устное народное творчество – это история народа, его духовное богастство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ.
- Есть в русском фольклоре особые стишки – потешки, которыми забавляют, потешают ребёнка, когда держат его на руках. Некоторые потешки связаны с игрой. Ребёнок играет всегда с удовольствием, легко включается в игру. Постепенно он выучивает стишки – потешки, сопровождающие игру и сам произносит некоторые слова, отвечает на вопросы. Таким образом, потешки способствуют развитию связанной речи, регулируют интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от её содержания, закрепляет правильное произношение отдельных звуков.
Как только ребёнок немного подрос, стал свободно говорить, он сам без подсказки начинает пользоваться народными поэтическими произведениями. Связные повествовательные тексты ему ещё не под силу. А вот коротенькие стишки он легко запоминает и может применить при случае.
Таковы заклички – обращения к природе, животным с просьбой или требованием. Когда – то давно заклички были логическими формулами, своего рода заговорами, которыми древний земледелец заклинал солнце, дождь, чтобы дать нужные земле тепло и влагу. Потом заклички стали детскими игровыми стишками. Дети, фантазёры и выдумщики, чуткие к слову дополняют старинные заклятья новыми строками и получаются стишки, наивные с точки зрения взрослого, но выражающие детский взгляд на мир. Заклички – это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. В закличке не просто обращение к природным стихиям, но и выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств, и переживаний. Эмоция радости, доверия убеждённость в хорошем заложены в самом строе стиха – волнообразных поворотах, в смене картинок – просьб, в бойком, задорном ритме звучания каждой строчки, каждого слова. Повторные сочетания действей ребёнка со словами заклички приучают его вслушиваться в звуки речи, улавливать его ритм, отдельные звукосочетания.
Заклички дают возможность ребёнку в поэтической форме выразить своё эмоциональное отношение к природе, развивают речь ребёнка, мышление, фантазию, развивают артикуляционный аппарат.
Пословица – коротенькая притча. Это суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот, под чеканом народности. Пословица – обиняк, с приложением к делу, понятый и принятый всеми. Но «одна речь не пословица: как всякая притча», полная пословица состоит из двух частей: из обиняка, картины общего суждения и из приложения, толкования, поучения; нередко вторая часть опускается, предоставляется сметливости слушателя, и тогда пословицу не отличишь от поговорки.
К.Д.Ушинский говорил, что пословицы помогают детям изучать окружающий мир, лучше понимать различные явления, события.
Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений.
Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости. В.П. Адрианова-Перетц отмечает, что они в обобщенном суждении о типических явлениях прибегают к наиболее устойчивой части лексики общенародного языка, в них нет никаких украшающих средств, мысль передается лишь самыми необходимыми и притом точно отобранными словами. К тому же, как отмечает Н.А. Дмитриева, что выражено словом, то уже в большей или меньшей мере понятно и объяснимо, "определенность, ясность, пластичность" художественной речи – это есть определенность выражаемого духовного состояния: думы, чувства, впечатления, настроения, переживания.
Используя в своей речи пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику Поговорка, по народному же определению, цветочек, а пословица ягодка; и это верно. Поговорка – окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, обиняк, способ выражения, но без притчи, без суждения, заключения, применения; это одна первая половина пословицы. Поговорка заменяет только прямую речь окольною, не договаривает, иногда не называет вещи, но условно весьма ясно намекает.
Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключённые в них, легко воспринимаются и запоминаются. Выверенные опытом многих поколений, эти выражения народной мудрости служат в борьбе за то, чтобы честность, справедливость, любовь к труду стали жизненными принципами каждого человека.
Пословицы и поговорки образны, поэтичны, они наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, метких определений. Не даром великий поэт А.С. Пушкин говорил он них: «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!».
Использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь ребёнка, способствует развитию умения ясно формулировать свои мысли, помогает лучше понять правила житейской мудрости.
Скороговорки – тоже игра со словом. В них поставлены слова, похожие по звучанию, в которых используются одни и те же или сходные звуки, но в разных комбинациях. Произнести их трудно, при быстром произнесении органы речи не успевают перестроиться, получается что – то не то, и это вызывает у детей веселье, смех. Но скороговорка не только забава, она и хорошая гимнастика для органов речи.
Скороговорка слагается для упражнения в скором и чистом произношении, почему в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор.
Скороговорки – это удивительный жанр фольклора, создан народной мудростью не для пустословия, а для тренировки движений речеобразующего органа, который был бы способен воспроизводить все звуки родного языка.
Скороговорки способствуют развитию правильной речи, закрепляют правильное произношение звуков, для тренировки и совершенствования голосового аппарата, развивают фонематический слух у ребёнка.
Загадки всякому известны; допустив всё остальное – такие же короткие изречения то довольно пошлые и ничтожные, то замысловатые, со своеобразным взглядом на вещи. Но и загадки иногда, переходят в пословицы становясь, и тем и другим. Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается в исследованиях Ф.А. Сохина.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность" Ю.Г. Илларионова считает, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи – доказательства и речи – описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь – доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции.
Обычно дошкольники в своей речи этим не пользуются, но надо создавать условия для их понимания и освоения .
Чтобы вызвать у детей интерес и потребность в доказательстве, Ю.Г.
Илларионова рекомендует при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна. Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений. Заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обосноанными и полными.
Систематическая работа по развитию у детей навыков речь – доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки.
Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций.
Загадки способствуют развитию речи, мышления, памяти.
Приговорка или пустоговорка, которую также иногда зовут поговоркой – это изречение, иногда одно слово, часто приговариваемое, повторяемое без большого толку и значения, а по местной или личной привычке. В сказках таких условных приговорок много. Приговорки – способ интимного общения с природой один на один. Приговорки нацелены на домашний быт, к повседневным занятиям. Фактически все живое, что окружает ребенка, не обойдено вниманием. Приговорка своим словесным строем и оформлением настраивает ребенка уважительно относиться к каждому растению в лесу, в поле, в огороде.Приговорки во время игр – это своеобразные просьбы к природе о соучастии, о доброй помощи.Они обращены к ветру, воде, ручью.Они учат детей быть внимательными к своим действиям, проверять действия правилами, строго соблюдать правила.
Фольклорные прибаутки – небольшие стихотворения из двух – четырёх, редко восьми строчек. Это красочные, яркие словестные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребёнка: всё то, что окружает его в доме, во дворе, на улице, обрисовано придельно кратко, только в главных, определяющих чертах. Для прибауток характерна уважительное отнашение ко всему живому, ласковые слова, добрые прозвища: котя – коток, курочка – рябушечка. Прибаутки лишены описательности и нравоучения. Слово в них передаёт звук, движение, объём, цвет и даже вкус. Прибаутка, пустобайка показывает, что она может быть иногда и тоже, что пустоговорка, а об остряке своего рода говорят, что он знает много прибауток. Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться это смешное передовать в слове. Это лучший способ развития как координации движения, так и общей и мелкой моторики. Ребёнок учится согласовывать свой движения с ритмом прибаутки.
Прибаутки способствуют развитию образной речи.
Чистоговорка – слагается для упражнения в скором и чистом произношении, почему в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор.
Детям младшего и среднего возраста предлагаются чистоговорки небольшие по объёму, простые по содержанию. Их смысл должен быть понятен детям, близок их жизненому опыту. Переходить к быстрому произнесению чистоговорок следует лишь после того как дети научатся чётко и ясно произносить их в медленном и умеренном темпе.
В младшем и среднем дошкольном возрасте шутки – чистоговорки даются в игровой форме с применением наглядного материала, используются инсценировки. Шутки чистоговорки можно применять не только в качестве речевого материала для формирования правильного звукопроизношения, но и для развития и совершенствования речевого слуха. Чистоговорки в качестве речевого материала можно использовать и в работе над речевым дыханием с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
Сначала подбираются небольшие по объёму чистоговорки, состоящие из трёх – четырёх слов и дети произносят на одном выдохе, затем из четырёх, шести и более, при чтении длинных чистоговорок дети учатся делать паузы.
Чистоговорки можно использовать для тренировки в смене громкости голоса, в смене скорости речевого высказывания, в правильной постановке логического ударения, вопросительных и утвердительных интонаций.
Таким образом чистоговорки развивают и совершенствуют речевой слух, развивают фонематический слух, формируют правильное звукопроизношение.
Среди народных стишков большую группу составляют такие, содержанием которых является заведомая чепуха, нелепость, ерунда. Но чепуха эта особого свойства. Она подчиняется определённому правилу – перевёртышу.
Нелепецы, чепуха, небывальщина – прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, здоровая пища для детской душы, удолетворяющая ненасытную потребность ребёнка в смехе, веселье, радости. Ребёнку доставляет удовольствие сознавать, что он не глупец: он – то знает, как всё бывает на самом деле, и никогда не допустит, чтобы ему заморочили голову и обманули на чепухе. Перевёртыши открывают ребёнку возможность через игру словами, звуками, звукосочетаниями уловить специфику звучания речи и характерные для неё выразительность, образность, юмор.
Народные дразнилки предназначены для того, чтобы поставить на место обидчика, высказать своё отнашение к неприятным отклонениям в поведении, привычках, во внешнем виде.
Содержание традиционной народной дразнилки – нелепица, перевёртыш. Дразнилки все искажения – звуковые, смысловые, образные действия – приписываются тому, кого дразнят. В ней сочетаются смех, веселье, дураченье посторонних, тех кто кричит дразнилку, и обида, стыд, негодование того, кого дразнят.
Дразнилка склонна к преувеличению и преуменьшению.
Она учит подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым жизненным ситуациям.
Колыбельные песни – это заговоры, обереги, основанные на магической силе слова и музыки, на их способности успокоить, уберечь, охранить. Народ создал множество песенок и потешек именно для эмоционального контакта с ребенком. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька".
Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. Причем это не просто кот, а "котенька",
"коток", "котик", "котя". К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.
Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.
Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей
Считалки – это истории, придуманные для детей, способ осуществления объективной справедливости – как бы судьба распоряжается распределением ролей.
Главная особенность считалки – четкий ритм, возможность кричать раздельно все слова.
Считалки тесно связаны с играми.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Действия часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками.
1.2. Сказка является сугубо педагогическим жанром, выполняющим для ребенка роль учителя и толкователя основных нравственных заповедей.
Сказка является одним из элементов культуры, и прежде всего её эстетического слагаемого.
Она базируется на народноэтнической культуре, на фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственно – педагогическим потенциалом.
Сказка создает богатые возможности для развития творческого воображения слушателя, подключение его образного мышления к волшебному, ирреальному плану.
Спецификой сказки является то, что она всегда является продуктом творчества определённого народа. Она содержит в себе такие сюжеты, образы, ситуации, которые специфичны для определённого этноса.
Это находит отражение в именах действующих лиц, в названиях животных и растений, в особенностях места действия. Эти элементы могут переходить из сказки в сказку ( «жил да был», «в некотором царстве, в некотором государстве», «добрый молодец», «красна девица» ), от сказителя к сказителю, от этноса к этносу.
В сказке можно обнаружить голографическую функцию, проявляющуюся в трёх основных формах.
1. Прежде всего голографичность образных построений сказки проявляется в её способности своим внутренним строем совокупно представлять мироздание его трёхмерном, пространственном ( высота, ширина, длина; макромир и микромир; небесный, земной, подземный миры; неживая, живая природа и человеческое общество) и временном измерениях ( прошлое, настоящее, будущее ).
В сказках дети находят созвучие своему универсальному, внутреннему миру.
2. Сказка способна не только актуализировать все органы чувств и психические функции формирующейся личности, но и основой, фундаментом для создания всех видов, жанров, типов эстетического творчества.
3. Сказка способна отображать глобальные проблемы, вечные темы противоборство доброго и злого, света и тьмы, радости и печали, силы и слабости.
В сказке присутствует функция профилактики, функция воспитания здорового образа жизни, охраны человека от пагубных, наносящих урон здоровью увлечений, пристрастий. Сказка выполняет терапевтическую и профилактическую функцию.
Сказка отражает в себе хозяйственно – бытовой уклад народа, его язык, его традиции и обычаи, предметно – вещную атрибутику.
А.С. Пушкин писал о сказке: « Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
Сказка выполняет функцию социализации, т.е. преобщения новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту. Сказке присуща креативная функция, т.е. способность выявлять, формировать, развивать, реализовывать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление. В исследованиях сказок с позиций литературоведения, педагогики фиксируетсся и лексико-образная функция сказки, её способность формировать языковую культуру личности, владение многозначностью народной речи, её художественно – образным богатством, композиционно- сюжетной вариативностью.
В настоящее время сказка становится преимущественно авторской, она приобретает новые формы и пытается отвечать требованиям времени, ставит перед собой иные задачи. Но не утрачивает связи с фольклором.
Не столь важно как мы определяем сказку – как народную, литературную или авторскую. Важно чтобы сказка оставалась такой, какая она есть доброй и строгой, нежной и поэтической, справедливой и умной.
Сказка удовлетворяет три естественные психологические потребности ребёнка:
- Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решение, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.
- Потребность в компетентности ( всемогуществе)
Герой способен преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило оказывается победителем, достигает успеха, хотя может потерпеть временные неудачи.
- Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда – то идёт, кого – то встречает, кому – то помогает, что – то добывает, с кем – то борется, от кого – то убегает. Народные сказки, особенно волшебные, где обязательно присутствуют сверхъестественная сила и персонажи – «вредители», аккумулируют в себе богатый материал, на основе которого дошкольники способны усвоить типичные образцы и модели поведения, определяемые не только сложившейся ситуацией ( Иванушку посылают за Жар – Птицей, Василису Премудрая похищает Кощей, Баба – Яга помогает царю и т. п. ), но и характером персонажа. Среди многообразных форм взаимодействия модели взаимоотнашений типа «Хищник – жертва», «Вредитель – даритель – герой» не редкость. Детям легче понять это через сказку, через игру в театр, где каждый может «поиграть в образ», выбрав адекватный способ обшения и взаимодействия с другим ребёнком – персонажем.
Таким образом сказка обучает, предупреждает, воспитывает, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказка способствует развитию речи ребёнка, обогащает речь эпитетами, сравнениями, образными выражениями и является одним из важнейших социально – педагогических средств формирования личности.
- Работать над развитием речи детей в процессе ознакомления детей с устным народным творчеством я начала с сентября 2002 года с момента образования группы. Группа была сформирована из детей, которые не посещали детский сад, а так же из детей переведённых из других групп. 2.1. Провела диагностику детей по выявлению уровня развития речи у детей. Для этого использовала метод индивидуальной беседы по вопросам с использованием художественных произведений, предметных картинок.
- Кто у вас любимые герои сказок?
- Чем вам понравились герои сказок?
- Как бы вы поступили на их месте?
4)Чем бы вы могли им помочь?
5)Что нарисовано на картинках?
6)Что они делают?
III. Предложила детям разгадать загадки о живых существах, а предметах и явлениях нашей жизни. IV. Предлагала после прочтения художественных произведений охарактеризовать героев сказок, высказать своё отношение к ним, изобразить героев сказки посредством мимики и жестов.
Была проведена диагностика детей по Ушаковой. Диагностика дала следующие результаты. Высокий уровень развития имеют 4 человека – 17, 4%, средний уровень имеют 13 человек - 56.4 %, низкий уровень – 6 человек – 26.1%.
После проведения диагностики выявила, что речь детей бедная, дети плохо выражают свои мысли, чувства, с трудом пересказывают сказки, используют в своей речи простые предложения.
С целью обогащения речи детей наметила следующие задачи:
1). Разучивание с детьми потешек, чистоговорок, скороговорок, потешек с целью приобщения к устному народному творчеству.
2). Использовать беседы после прочтения сказок, загадывание загадок, обыгрывание потешек, драматизация сказок, обыгрывание игровых ситуаций.
Знакомство с народным творчеством начиналось для малышей с потешек, колыбельных песенок. Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. Пока дети рассматривали игрушку, я рассказывала о персонаже потешки, её особенностях, объясняла значения новых слов в потешке.
Во время умывания, причёсывания детей знакомила с такими потешками, как « Водичка, водичка», « Расти коса до пояса».
Дети взрослели и я стала подбирать потешки с более сложным содержанием. Перед ними я ставила не только запомнить потешку, но и эмоционально обыграть её. Дети учились двигаться и говорить как лисичка, заяц, медведь в зависимости от того, о ком потешка.
2.2. Были разучены и обыграны такие потешки, как « Кисонька – мурысенька», «Я по лесу по зелёному бреду», «Ваня, Ванечка, куда ходил», «Ножки, ножки где вы были», «Зайчишка – трусишка», «Уж ты зимушка – зима», «Тили – бом». С целью обогащения знаний детей о художественных произведениях детям были прочитаны следующие произведения, русские народные сказки: « Колобок», « Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Жихарка», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Репка», «Три медведя», «Лисичка со скалочкой», «Лиса, заяц и петух», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Пых», «Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «По щучьему веленью», «Бычок - чёрный бочок, белое копытце».
После прочтения художественных произведений дети узнавали, что в сказках побеждает всегда добро зло, узнавали, что нехорошо быть жадным, злым, нужно заботиться о ближних, высмеивались неряхи, воспитывались такие качества как аккуратность, трудолюбие, прилежание.
Затем проводились игры – драматизации отдельных эпизодов из сказки, если сказка объёмная или целой сказки.
Были обыграны сюжеты из сказок: «Лиса и журавль», «Бычок – чёрный бочок, белое копытце», проведены драматизации по сказкам: «Колобок», «Жихарка», «Заюшкина избушка»,»Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Кот петух и лиса», «Теремок» и «Лиса и журавль».
В ходе обыгрывания сюжетов и сказок, драматизаций дети научились передавать характеры и голоса персонажей, их мимику, говорить голосами героев сказки (лиса – хитрым голосом, волк и медведь – грубым), высказывать отнашения к героям сказки, передавать их настроение.
В ходе этих драматизаций развивалась у детей речь, память, творческое воображение.
Часто я прибегала к такому приёму, как прослушивание сказок в грамзаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки её персонажей помогали детям вслушаться в музыку, вдуматься в характер героев, насладиться нежностью, напевностью народного языка.
С целью развития речи детей я в своей работе использовала чистоговорки, скороговорки. Были проведены дидактические игры: « Угадай какой звук», « Определи, какой звук в начале, в середине и в конце», «Назови слово с заданным звуком», «Назови слово на определенную тему», «Докончи предложение» и другие. Были разучены чистоговорки и скороговорки со звуками «ч», «ц», «ш», «щ», «з», «с», «ж», а также скороговорки на мягкие звуки «л», «д», «т».
В ходе таких упражнений совершенствовалась речь детей , дети научились четко выговаривать слова со звуками «ч», «ц», «ш», «щ», «ж», «з», «с», «л», «д», «т», развивался фонематический слух у ребёнка, дети научились подбирать слова с этими звуками.
Загадки – полезное упражнение для детского ума. Сначала я выставляла игрушку и подбирала к ней загадку. Дети быстро отгадывали загадку, ведь загадываемый предмет был перед глазами. Позже я приносила ту или иную игрушку в группу и спрашивала какую загадку можно про неё загадать, дети легко справлялись с этой задачей. Иногда я начанала занятие с загадки. В работе с детьми я использовала загадки про явления природы, про живых существ, про предметы домашнего обихода, про животных и растений.
На прогулке, когда дети наблюдали за птицами, деревьями или сезонными явлениями, я предлогала им соответствующую загадку: «Бел да не сахар, ног нет, а идёт» (снег), «Кричит «крак», всем червякам враг» (ворона), «Стоят в лугах сестрички – жёлтый глазок, белые реснички» (ромашки). Чтобы углубить и уточнить знания детей об окружающем мире проводились игры «Кто и что это», «Я загадаю, а ты угадай».
Много радости доставляли детям загадки «Подскажи словечко». «Летом в болоте вы её найдёте, зелёная квакушка. Кто это? (ЛЯГУШКА)
Проводились вечера – развлечений, где в гости к ребятам приходила бабушка – загадушка, литературные развлечения: «Путешествия по сказкам», «Угадай сказку», досуг по русским народным сказкам, досуг по сказкам К.И.Чуковского.
Были показаны настольный театр по сказкам: «Волк и семеро козлят», «Кто сказал мяу?», театр на фланелеграфе «Лиса, заяц и петух», «Жихарка», «Кошкин дом», «Лиса и журавль», «Репка», «Теремок», «Дюймовочка», «Три поросёнка».
В ходе таких показов воспитываются у детей интерес к героям сказок, они учатся сопереживать к героям сказок. Были оформлены театр на фланелеграфе по сказкам «Лиса, заяц и петух», «Кошкин дом», «Кот, петух и лиса», «Кто сказал мяу?», «Гадкий утёнок» и «Дюймовочка».
Чтобы заинтересовать детей, вызвать у них положительные эмоции часто использовала стихи русских поэтов.
В конце каждого месяца в группе организовывались выставки рисунков, аппликаций, фигурок из пластилина выполненных по мотивам произведений устного народного творчества.
Было проведено родительское собрание на тему: «Устное народное творчество, как средство развития речи детей», с показом драматизации сказки «Заюшкина избушка».
Моя работа не была бы столь плодотворной без помощи родителей. С Родителями я проводила беседы, консультации на тему: « Устное народное творчество как средство развития речи детей».
В уголок для родителей помещала статьи: « Что за прелесть эти сказки», « Пословицы и поговорки – жемчужины народного творчества».
Вместе с родителями оформили альбомы по устному народному творчеству : « Загадки», « Пословицы и поговорки», «Скороговорки «.
Родители оказали большую помощь в оформлении дидактических игр по фольклору, в обновлении и обогащении театральной зоны.
После проведенной работ ы была проведена диагностика детей, которая выявила следующие результаты. Уровень развития речи детей повысился.
Так с высоким уровнем развития- 13 человек- 56,5%, со средним уровнем- 9 человек – 39,1%, с низким уровнем 1 человек- 5,4%.
- Из итогов проведённой работы можно сделать следующие выводы:
1)Для повышения уровня развития речи детей необходима система работы по развитию речи детей через проведение занятий по ознакомлению с окружающим, использование дидактичестких игр, загадок и развлечений.
2)Определяя методику проведения данной работы необходимо учитывать взаимовлияние разнообразных форм работы с детьми ( занятия, беседы, вечера досуга, познавательные, дидактические игры ).
3)При отборе содержания надо строго учитывать принцип доступности и возрастные особенности детей.
4)Учитывая сложность содержания и малообеспечение наглядными материалами можно привлекать к этой работе родителей.
5)Нужно давать большой простор для развития детского творчества, развития фантазии ( драматизация сказок, обыгрывание потешек, придумывание игровых ситуаций).
В ходе проведённой работы речь детей стала богатой образными сравнениями, выражениями, дети научились чётко излагать свои мысли, пользуясь законченными предложениями, улучшилась память у детей.
Таким образом произведения устного народного творчества развивают речь у детей, мышление, память и имеют огромное познавательное и воспитательное значение.
Библиография.
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. –М.: Академия, 2000. –400с.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. –М.:
Академия, 1999. –159с.
3. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. –М.: Учпедгиз, 1957. –240с.
4. Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание.-1992.-№5-6.-С.5-8.
5. Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. –М.: Просвещение, 1970. –148с.
6. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981.
–255с.
7. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. –Курск: Академия Холдинг, 1976. –178с.
8. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. –М.: Просвещение, 1988.
–328с.
9. Воспитание детей в старшей группе детского сада /Сост.: Г.М.
Лямина. –М.: Просвещение, 1984. –370с.
10. Дошкольная педагогика- июль 2008 г.
11. Дошкольное воспитание № 1, 2006 г.
12. Дошкольная педагогика № 6 , 2006 г.
13. Дошкольное воспитание № 1 , 2007 г.
14. Дошкольное воспитание № 9, 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
И детям и взрослым хорошо известны скороговорки, смешилки и прочая стихотворная шумиха, которую в житейском обиходе принято считать простой забавой. На самом деле вся эта стихотворная шумиха незаменим...
Методическая разработка: консультация для родителей. Тема: Влияние устного народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста.
Аннотация к методической разработке.Консультация для родителей.Тема: «Влияние устного народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста».Образовательная область: п...
«Устное народное творчество в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей и родителей....
Консультация для родителей «ЗНАЧЕНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Устное народное творчество нужно нам для развития просодической стороны речи. Дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь достаточное дыхание, нормальный темп...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ : " Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей Ппо теме : «Роль устного народного творчества в развитии детей младшего дошкольного возраста»...
Консультация для родителей на тему: «ЗНАЧЕНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Народное творчество дает возможность окунуться в особый, свойственный только детям взгляд на мир, запечатленный в слове....
Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скорог...