Презентация: "Устное народное творчество как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста"
презентация
В презентации раскрыты вопросы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки , пословицы, поговорки). Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство наиболее благоприятно для усвоения речи. Поэтому проблема речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день очень актуальна. Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности, черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Овладение родным языком, развитие речи - самые важные приобретения ребенка в дошкольном возрасте. И почему же в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился? Да потому что с детьми все меньше и меньше разговаривают. Дети больше смотрят и слушают. К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, всё чаще приходится сталкиваться с такой проблемой развития речи дошкольников, как нарушение связной речи . Устное народное творчество является эффективным средством развития речи дошкольников, поскольку его произведения раскрывают перед ребёнком красоту и меткость русского языка и, по словам К. Д. Ушинского, «пробуждают к жизни семена родного слова, обогащают детскую речь». Использование прибауток, потешек , пословиц, поговорок и других малых жанров фольклора в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл.
Для развития речи детей используются разные жанры малого фольклора . Потешки – песенки и стишки – привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, способствует развитию разговорной речи. Дети легко запоминают потешки . Они начинают вводить слова потешек в свои игры. Для запоминания потешек , используется подбор различного материала – это красочные книжки с потешками , наглядно-дидактические пособия, которые лежат в доступном для детей месте. Загадки очень близки игровой форме, в них есть юмор и смелые образы, что так близко детскому воображению. Особенно полезны для развития наглядно-образного, ассоциативного мышления. Загадки способствуют формированию образности речи детей, так как в них для создания метафорического образа используются эпитеты, олицетворения, многозначные слова, сравнения. Скороговорки – малая форма фольклора, которая используется для совершенствования дикции и устранения нарушений в произношении. Инсценирование , театрализованные игры на основе сюжетов русских народных сказок способствует развитию умений диалогической и монологической речи детей дошкольного возраста. С помощью народных песен развивается фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией.
Для формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста существует комплекс упражнений, речевым материалом для которого служат произведения малых форм фольклора . Комплекс включает 5 групп упражнений: Упражнения на отработку дикции – заучивание скороговорок; использование мнемотехники. Упражнения, способствующие совершенствованию силы голоса – колыбельные песни, потешки , прибаутки. Упражнения на совершенствование темпа речи – потешки , поговорки, скороговорки, считалочки, народные игры, игры- потешки . Упражнения на совершенствование тембра голоса – прибаутки, пословицы, поговорки, заклички , потешки . Упражнения на совершенствование мелодики речи, ее интонационной выразительности – пословицы, небылицы . При проговаривании всех фольклорных произведений необходимо понимание содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраске речи взрослого, изменению тембра голоса. Таким образом, устанавливается речевое взаимодействие с ребёнком, направленное на развитие звуковой культуры речи.
Педагогическая работа по развитию речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества легли следующие дидактические принципы : И нтеграции фольклора с различными формами деятельности детей (непосредственно образовательная деятельность, игры, досуг, прогулки, отдельные режимные моменты); А ктивного включения детей в разнообразные виды деятельности: игровую, двигательную, речевую, художественно-творческую, музыкальную, театрализованную); П ринцип индивидуального подхода к детям, учета их предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития речи; П ринцип наглядности (использование яркого, занимательного и доступного пониманию детей наглядного материала – иллюстраций и картинок к произведениям устного народного творчества, мнемотаблиц – для их заучивания, атрибутов театрализованных игр).
В работе по развитию речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества используются различные методы : наглядные (рассматривание книжек с картинками, иллюстраций, фотографий и т.д.); словесные методы: выразительное чтение (рассказывание), объяснение, беседа, пояснение; игровые методы; игры с пальчиками; ритмические движения под музыку и текст фольклорного произведения; имитационные упражнения (имитация поведения животных, птиц, героев фольклорных произведений); метод ассоциаций при использовании загадок ; Все эти методы позволяют развивать все стороны речи, конструктивные способы и средства свободного общения детей с окружающими людьми.
Таким образом, успешному развитию речи детей дошкольного возраста способствуют следующие условия: П одбор произведений устного народного творчества, их жанров в соответствии с возрастными интересами детей; С ледование дидактическим принципам в педагогической работе по развитию речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества; И спользование комплекса разнообразных методов и специальных упражнений, в которых речевым материалом являются произведения малых форм фольклора . Устное народное творчество – это эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста. Фольклорные произведения вызывают живой интерес и привлекают внимание детей своей краткой формой, яркими поэтическими образами и художественными средствами, вызывают у детей положительные эмоции. Все это вместе повышает эффективность работы по речевому и социально-коммуникативному развитию детей, делает речь детей более правильной, выразительной, яркой, мелодичной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклор как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста
Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, даёт прекрасные образцы р...
План самообразования на 2014-2015г. по теме "Устное народное творчество как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста"
В 2014-2015учебном году наша творческая группа"Наследие" работает над темой "Роль устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста". В наше время...
План самообразования «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»
План самообразования для воспитателей ДОУ на тему: «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»...
Консультация для воспитателей "Устное народное творчество как средство формирования речевой активности детей младшего дошкольного возраста"
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие ...
"Картотека русских народных игр" как средство развития музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста.
В наше время особо остро стоит задача формирования духовного мира человека, возрождение культурных традиций, поэтому так важно знакомить детей с культурой своего народа, с народной муз...
Педагогический опыт "Устное народное творчество как средство нравственно - патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста."
ВВЕДЕНИЕТЕМА: «Устное народное творчество как средство нравственно - патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста.»АВТОР: Ерилина Галина Александровна.Дата рождения: 17.1...
«Устное народное творчество, как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»
laquo;Устное народное творчество, как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»...