Интеграция образовательных областей в системе комплексно-тематического планирования и реализации основной общеобразовательной программы Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными тр
учебно-методический материал по теме

Бляблина Елена Владимировна

Интеграция образовательных областей в системе комплексно-тематического планирования и реализации основной общеобразовательной программы

 

Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ) - принцип интеграции образовательных областей.

Данный принцип является инновационным и обязывает ДОУ коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, что предполагает получение целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности дошкольника и его гармоничное вхождение в социум.

Прежде чем охарактеризовать его, рассмотрим, какие образовательные области выделены в ФГТ в качестве структуры обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

«Физическая культура». Содержание направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.

«Здоровье». Содержание направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья.

«Безопасность». Содержание направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).

«Социализация». Содержание направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений.

«Труд». Содержание направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду.

«Познание». Содержание направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей.

«Коммуникация». Содержание направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

«Чтение художественной литературы». Содержание направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.

«Художественное творчество». Содержание направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

«Музыка». Содержание направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.

Два основания, по которым составлялся перечень образовательных областей.

Первое – деятельностный подход. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности и основана на ней: «Физическая культура» - двигательной (как двигательной активности), «Социализация» - игровой, «Труд» - трудовой, «Коммуникация»  - коммуникативной, «Познание»  - познавательно-исследовательской, «Чтение художественной литературы» - восприятия художественной литературы как особого вида детской деятельности, «Музыка» - музыкально-художественной, «Художественное творчество» - продуктивной.

Исключение «из деятельностного подхода» составляют две образовательные области – «Здоровье» и «Безопасность». Область «Здоровье» в строгом смысле слова не является вполне образовательной, так как наряду с задачами психолого-педагогической работы по формированию культурно-гигиенических навыков и начальных представлений о здоровом образе жизни, предусматривает решение оздоровительных и профилактических задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей.

Выделение «Безопасности» из области «Социализация» в отдельную образовательную область – во многом особый социальный заказ семьи, общества и государства, обуславливающий важность и актуальность ее реализации. Есть и еще один фактор, повлиявший на обособление данной образовательной области. Это – определенная сложность работы педагогов: возрастные особенности детей дошкольного возраста не являются благодатной почвой для решения задач области «Безопасность».

Второе основание – выделение в каждой образовательной области специфических задач психолого-педагогической работы (помимо общеразвивающих, на решение которых направлено все содержание до­школьного образования).

Определение перечня образовательных областей и основных задач психолого-педагогической работы в обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования направлено на упорядочивание образовательного процесса в современном вариативном дошкольном образовании и обеспечение права каждого ребенка, какое бы дошкольное учреждение Российской Федерации он ни посещал, на получение равноценного дошкольного образования.

Ребенок-дошкольник «целостен», именно поэтому в результате освоения интегративной деятельности у ребёнка формируются целостные социальные и психологические образования, интегрированные способы деятельности, легко переносимые из одной сферы в  другую, индивидуальный стиль деятельности, освоение социального опыта, развитие творческих способностей.

Данный принцип является инновационным и обязывает ДОУ коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, что предполагает получение целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности дошкольника и его гармоничное вхождение в социум.

Понятие интеграции относится к общенаучным и заимствовано педагогической наукой из философии, где интеграция понимается как сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов.

В отечественной педагогике первая попытка теоретического исследования аспектов данной проблемы предпринималась К.Д. Ушинским, выявившим психологические основы взаимосвязи различных предметов. Система знаний, которая должна быть сформирована у учащихся, понималась К.Д. Ушинским не как механическая сумма абстрактных представлений, а как единство органически связанных между собой знаний об объективно существующем мире.

В частности, К.Д. Ушинский первым предложил интеграцию чтения и письма в начальной школе на основе звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте. Таким образом, при обучении грамоте К.Д. Ушинский предложил объединить чтение и письмо, исходя из общих лингвистических основ: знакомства со звуком, буквой, слогами, словами, предложениями, текстом.

На протяжении XX столетия интеграция использовалась педагогами на разных ступенях обучения как гармоничное объединение различных предметов, которое позволило внести целостность в познание ребёнком мира. Особый интерес к проблеме интеграции появился в конце XX в. В это же время появился сам термин «интеграция». На сессии ЮНЕСКО (1993 г.) было принято рабочее определение интеграции как такой органической взаимосвязи, такого взаимопроникновения знаний, которое должно вывести ученика на понимание единой научной картины мира. Данное определение даёт понимание конечной цели интегрированного процесса и имеет мировоззренческий аспект, но (как и любое определение) требует уточнения.

Интересные признаки интегративного процесса выделяет Ю.С. Тюнников: 1) интеграция строится как взаимодействие разнородных, ранее разобщённых отдельных элементов; 2) интеграция связана с качественными и количественными преобразованиями взаимодействующих элементов; 3) интегративный процесс имеет свою логико-содержательную основу; 4) должны иметь место педагогическая целесообразность и относительная самостоятельность интегративного процесса.

По проблеме взаимосвязи видов детской деятельности с позиции комплексного и интегрированного подходов в дошкольной педагогике накоплен значительный материал как теоретический, так и практический (Т.С. Комарова, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова и др.). Так, Т.С. Комарова рассматривает интеграцию как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания образования детей дошкольного возраста, охватывающую все виды художественно-творческой деятельности. При этом автор подчёркивает, что в интеграции один вид искусства выступает стержневым, другой – помогает более широкому и глубокому осмыслению образов и их созданию разными выразительными средствами.

Однако, как форма интегрированного образования дошкольников интегрированные занятия специально не изучались. Сейчас же перед дошкольными образовательными учреждениями поставлена задача не разработать интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течение одного дня, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Это принципиально новый подход к дошкольному образованию.

Необходимость реализации принципа интеграции в дошкольном образовании заключена в самой природе мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законами психологии и физиологии. Использование интеграции в дошкольном образовании объясняется прежде всего биологическим феноменом, который характеризуется интенсивным созреванием организма и формированием психики: происходит быстрое физическое развитие, изменяются пропорции тела, нарастает мышечная масса, увеличивается масса мозга. Ребёнок дошкольного возраста в сравнительно короткий период проходит все стадии развития человечества.

Для эффективной организации интеграционного процесса в дошкольном образовании необходимо выделить системообразующий фактор интеграции как «рабочей единицы», которым может быть любой компонент содержания дошкольного образования, качественные характеристики его участников. Основным системообразующим фактором выступают образовательные области.

Вторым системообразующим фактором является интеграция образовательных областей на основе календарно-тематического планирования, которая определяет логико-содержательную основу целостного образовательного процесса.

Третьим фактором выступает интеграция основных видов деятельности детей дошкольного возраста: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной. Деятельность как психологическая основа интеграции способна объединять внутри себя разрозненные компоненты и обеспечить необходимые условия для появления нового образовательного продукта, в создание которого включены и педагоги, и дети, и родители. Таким образовательным продуктом могут выступать новое знание, рисунок, танец, спектакль, составленный ребёнком текст и др.

Четвёртым системообразующим фактором можно считать формирование интегральных качеств личности, которые предусмотрены ФГТ в качестве конечного результата образовательной деятельности ДОУ. По своей сути личность целостна, системна. В процессе личностного становления ребёнок постепенно обретает самостоятельность как способность к автономному существованию и социальную активность как способность создавать и поддерживать свои отношения со средой. Интегральная индивидуальность каждой личности складывается в процессе воспитания, развития и обучения.

В ФГТ чётко выделяются линии воспитания: духовно-нравственное, гражданское, патриотическое, гендерное, а также воспитание здорового безопасного образа жизни. В Федеральном документе также выделены единые воспитательные процессы, ориентированные на воспитание гражданина, любящего свой народ, свой край и свою Родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. Помимо этого, ФГТ намечает линии развития детей дошкольного возраста: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое. Несомненно, что интеграция образовательной деятельности должна учитывать и обеспечивать процессы воспитания и развития дошкольника.

Несколько аспектов реализации принципа интеграции, которые могут помочь педагогическим коллективам, реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования строить образовательный процесс на основе ФГТ.

1.     Интеграция содержания и задач психолого-педагогической работы.

Так, содержание образовательной области «Здоровье» интегрируется с содержанием таких образовательных областей, как «Физическая культура» (развитие физических качеств и накопление двигательного опыта как важнейшие условия сохранения и укрепления здоровья детей), «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека), «Социализация» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части здорового образа жизни), «Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья), «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни человека).

Содержание образовательной области «Физическая культура» интегрируется с содержанием образовательных областей: «Здоровье» (в части решения общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья), «Музыка» (развитие музыкально-ритмической деятельности на основе физических качеств и основных движений детей), «Познание» (в части двигательной активности как способа усвоения ребенком предметных действий, а также как одного из средств овладения операциональным составом различных видов детской деятельности), «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования; игровое общение), «Социализация» (приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности), «Труд» (накопление опыта двигательной активности).

Содержание образовательной области «Социализация» интегрируется с содержанием образовательных областей: «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения), «Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, тендерной принадлежности, социуме, государстве, мире), «Труд» (формирование представлений о труде, профессиях, людях труда, желания трудиться, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности»), «Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье и обществе, а также безопасности окружающего мира), «Физическая культура» (развитие игровой деятельности в части подвижных игр с правилами).

«Безопасность» интегрируется с «Коммуникацией» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания помощи самому себе, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания), «Трудом» (формирование представлений и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания в процессе трудовой деятельности), «Познанием» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы), «Социализацией» (формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания), «Здоровьем» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека).

«Труд» интегрируется с образовательными областями: «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых), «Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части развития представлений о труде взрослых, детей), «Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности), «Социализация» (формирование первичных представлений о себе, тендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте развития детского труда и представлений о труде взрослых), «Физическая культура» (развитие физических качеств ребенка в процессе освоения разных видов труда).

«Познание» интегрируется с образовательными областями: «Коммуникация» (развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми), «Чтение художественной литературы» (решение специфическими средствами идентичной основной задачи психолого-педагогической работы — фор­мирования целостной картины мира), «Здоровье» (расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни), «Социализация» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире), «Труд» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности), «Безопасность» (фор­мирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы), «Музыка» и «Художественное творчество» (расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства).

Специфика модели интеграции образовательной области «Коммуникация» состо­ит в том, что решение основных психолого-педагогических задач указанной области осуществляется во всех образовательных областях основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

«Чтение художественной литературы» интегрируется с образовательными областями: «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, практическое овладение нормами русской речи), «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей), «Социализация» (формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, окружающем мире людей, природы, а также формирование первичных ценностных представлений), «Художественное творчество» (развитие детского творчества).

Содержание образовательной области «Музыка» интегрируется с содержанием образовательных областей: «Физическая культура» (развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности), «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу музыки), «Познание» (расширение кругозора детей в части элементарных представлений о музыке как виде искусства), «Социализация» (формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, а также окружающем мире в части культуры и музыкального искусства).

Содержание образовательной области «Художественное творчество» интегрируется с содержанием таких образовательных областей, как «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности), «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества), «Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности), «Труд» (формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности), «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура» (развитие детского творчества, приобщение к раз­личным видам искусства).

2.                      Интеграция детских деятельностей.

Самые простые примеры – интеграция музыкально-художественной деятельности и двигательной активности (утренняя гимнастика под музыку), музыкально-художественной и продуктивной деятельностей (рисование, лепка, аппликация и слушание соответствующей музыки), познавательно-исследовательской, игровой и коммуникативной деятельностей (игры с правилами, направленные на познавательно-речевое развитие детей) и т.д.

3.         Использование адекватных форм образовательной работы для решения психолого-педагогических задач двух и более образовательных областей.

Так, например, в ходе создания коллективного панно по какой-либо теме воспитатель, работающий в логике «предметного» принципа, в первую очередь, будет решать специфические задачи образовательной области «Художественное творчество» (учить детей вырезать геометрические фигуры, составлять из них композицию, создавать определенный аппликационный образ, правильно пользоваться кистью при наклеивании элементов аппликации и т.п.). Это не означает того, что дети при этом не будут общаться (со взрослым и сверстниками) или расширять представления (по крайней мере, на интуитивном уровне) о свойствах предметов и т.д., просто все, что окажется за пределами образовательной области «Художественное творчество», будет являться второстепенным для воспитателя, работающего в логике «предметного» принципа. Педагог, работающий в логике интегративного подхода, изначально не ограничится постановкой лежащих на поверхности задач образовательной области «Художественное творчество». Он воспользуется указанной формой работы также и для того, чтобы:

-    создать ситуацию, стимулирующую эмоциональный отклик на проживаемое детьми событие, которое каким-либо образом отражается в тематике и содержании изготавливаемого панно («Социализация»);

-    продолжить формирование умений детей работать во взаимодействии (договариваться, распределять обязанности, организовывать коллективный труд) («Коммуникация»);

-    закрепить у детей понятие формы, а также представления об основных и оттеночных цветах («Познание»);

-    обратить внимание детей на возможные источники опасности в ходе создания коллективного панно, сформировать представление о способах безопасного поведения в данной и аналогичных ситуациях («Безопасность»).

4. Использование средств одной образовательной области для организации и оптимизации образовательного процесса в ходе реализации другой образовательной области или основной общеобразовательной программы в целом.

Один из наиболее распространенных вариантов – это чтение (восприятие) художественных текстов не только для решения задач образовательной области «Чтение художественной литературы», но и в качестве средства для обогащения образовательного процесса:

- образовательной области «Социализация» (чтение стихов и рассказов о Родине для решения задачи по формированию патриотических чувств детей);

- образовательной области «Труд» (чтение сказок «Золушка», «Морозко», стихотворений и рассказов В. Маяковского, Г Михалкова, А. Барто, С. Баруздина и др. для решения задачи по формированию первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека) и т.п. в соответствии с тематикой чтения художественных произведений и фольклора.

В ФГТ чётко выделяются линии воспитания: духовно-нравственное, гражданское, патриотическое, гендерное, а также воспитание здорового безопасного образа жизни. В Федеральном документе также выделены единые воспитательные процессы, ориентированные на воспитание гражданина, любящего свой народ, свой край и свою Родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. Помимо этого, ФГТ намечает линии развития детей дошкольного возраста: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое. Несомненно, что интеграция образовательной деятельности должна учитывать и обеспечивать процессы воспитания и развития дошкольника.

Чтобы качественно осуществить интеграцию в ДОУ, необходимо выделить формы интеграции, которые будут обеспечивать синтез образовательных областей, взаимосвязь разных видов деятельности и формирование интегральных качеств личности дошкольника в процессе воспитания, развития на основе календарно-тематического планирования. Формы интегративного процесса характеризуют конечный продукт, приобретающий новые функции и новые взаимоотношения педагога, воспитанника, родителей в течение одного дня, одной недели. Такими интегративными формами в ДОУ могут выступать совместные творческие проекты, праздники, эксперименты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры.

Особенность организации интегративного процесса в ДОУ такова, что все перечисленные формы не могут существовать в чистом виде, выбор определённой темы предполагает их интеграцию.

Интеграцию образовательных областей и видов деятельности можно представить в виде технологической карты:

Образовательные области

Вид  деятельности

Содержание деятельности

Познание

Составление схемы-карты космического маршрута

Дети обозначают планеты на которых они делают остановки

Исследовательская деятельность

Получение знаний о галактике, космических полётах, одежде космонавтов

Труд

Конструирование ракеты из  кубиков

Совместная деятельность по конструированию

Физическая культура

Активная физическая деятельность

Разучивание гимнастики для космонавтов

Здоровье

Исследовательская деятельность

Пища космонавтов

Безопасность

Исследовательская деятельность

Коммуникативная деятельность

Творческие рассказы о полёте, о путешествии по Луне

Коммуникация

Коммуникативная деятельность

Первичные представления о деятельности космонавтов

Чтение художественной литературы

Читательская деятельность

Чтение-слушание рассказов

Музыка

Художественно-творческая деятельность

Разучивание и исполнение песни о космосе

Художественное творчество

Художественно-творческая деятельность

Рисование на тему "Путешествие в космос"

Социализация

Коммуникативная деятельность

Сюжетно-ролевые игры

Такая технологическая карта помогает воспитателю объединить образовательные области, спроектировать совместную и самостоятельную деятельность детей, определить её содержание и конечный продукт.

Таким образом, интеграция как целостное явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности, приёмы и методы в единую систему на основе календарно-тематического планирования, выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательного процесса, ведущей формой которого становятся не занятия, а совместная со взрослыми и самостоятельная деятельность детей. 

Использованная литература

1.  Давыдов, В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении / В.В. Давыдов. – Томск : Пеленг, 1992. – 102 с.

2. Дошкольное воспитание, 2010, № 7

3. Трубайчук Л.В.  Интеграция как средство организации

образовательного процесса

Консультации для воспитателей

«Проектирование педагогического процесса  в ДОУ на основе интеграции образовательных областей»

Семинар - практикум.

Автор: Саутина Елена Владимировна, Старший воспитатель, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа N 1 г. Вельска» структурное подразделение «Детский сад N 27 «Солнышко».

Цель семинара – повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта.

Задачи семинара:

  1. Формировать мотивационную готовность у всех участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания детской деятельности.
  2. Способствовать повышению уровня теоретической и методической подготовки воспитателей в вопросах интеграции и реализации образовательных областей общеобразовательной программы.
  3. Совершенствовать профессиональный уровень педагогов через использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности.
  4. Формировать творческий подход в работе с педагогическим коллективом по обновлению содержания образования на основе ФГОС ДО.
  5. Развивать профессиональные навыки и умения воспитателей в разработке комплексно-тематического планирования работы с детьми.

Основные принципы семинара:

  • Принцип безоценочности действий и личности участников;
  • Принцип приоритета деятельности над ее формальным результатом;
  • Принцип активности;
  • Принцип осознания поведения;
  • Принцип партнерского общения.

Предшествующая работа: участникам семинара было предложено подготовить ответы на вопросы:
-  Какие чувства вас одолевают, решая проблему проектирования педагогического процесса, в соответствии с ФГОС?
- Какие проблемы возникают у Вас при проектировании педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации ФГОС?

Содержание семинара:

  1. Рассмотреть понятия «проектирование в образовании», «интеграция» и ознакомиться с сущностью и особенностями интегративного подхода как метода проектирования целостной картины мира.
  2. Выделить потенциальные проблемы, используя метод «Шести шляп».
  3. Провести «Мозговой штурм» для поиска решений проблем.
  4. Познакомиться со способами разработки проектов, сконструировать модель реализации содержания образовательных областей на основе интегративного подхода с помощью «Системной паутинки».

Оборудование:  мяч, 6 шляп разных цветов, магнитная доска, корзина с осенними дарами, карточки с овощами, фруктами, геометрические фигуры, детские книги со стихами об овощах, листы для записи, фломастеры, карточки по классификации проектов, карточки с образовательными областями и формами образовательной деятельности, слайдовая презентация, карты для комплексно – тематического планирования, мишень для рефлексии.

Ход семинара.

I. Вступительная часть (Участники семинара стоят по кругу)
Добрый день, дорогие коллеги. Приветствуем вас на семинаре «Проектирование педагогического процесса  в ДОУ на основе интеграции образовательных областей».  Давайте настроимся на работу.  Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите эту фразу. Упражнение «Ассоциация» (см. Приложение N 1)

II. Основная часть.

 Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает нормы и положения обязательные при реализации основной образовательной программы детского сада. Основная образовательная программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. Однако расширение объема содержания в разных областях знаний педагогического процесса может привести к перегруженности, что в первую очередь, отражается на ребёнке. Складывается противоречие между желанием «больше дать ребёнку» (каждый специалист расширяет объем содержания) и действительными психическими и физическими возможностями ребёнка дошкольного возраста. Благодаря реализации интегрированного подхода, возможно, избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развивая все стороны личности.

1. Начнём с того, что выясним, что же такое интеграция? (ответы педагогов). Верно, интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

В настоящее время перед детским садом поставлена совершенно иная задача - разработать не интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течение одного дня или недели, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира.

2. Как осуществить интеграцию образовательных областей? Что для этого нужно сделать? Нам разобраться в этом поможет игра «Осенняя корзина» (см. Приложение N 2).

Использование проектного метода в дошкольных организациях – один из методов интегрированного обучения дошкольников. Использование данного метода в образовательном процессе помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели. Педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.

Таким образом, педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.

3. Дайте определение «Что такое проект?».

Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Он стал результатом "педагогизации", включения в образовательный процесс (в котором ведущей деятельностью ребенка является познавательная деятельность) проектирования как вида деятельности. 

4. Предлагаю педагогам составить типологию проектов в доу (воспитателям дана классификация проектов, к данной классификации надо подобрать тип проекта) (см. Приложение N 3). Кисилёва Л.В. все проекты разделила на типы: исследовательско-творческий, ролево – игровой, информационно-практико-ориентированный, творческий. Предлагаю педагогам определить тип проекта по содержанию (см. Приложение N 4)

5. Проанализировать и воспринять проблему проектирования педагогического процесса и интеграции мы попробуем, используя метод «Шести шляп». Перед вами шляпы разного цвета, с соответствующим аспектом мышления.

Почему именно шляпы? Это тот предмет, который легко, примерить на себя. «Надевая» на себя ту или иную шляпу мы будем рассматривать нашу проблему в выбранном цвете.

КРАСНАЯ ШЛЯПА выражает чувства и интуицию.   В режиме Красной шляпы у участников появится возможность высказать свои чувства,  которые их одолевают, решая проблему проектирования педагогического процесса, в соответствии с ФГОС (предлагаю педагогам высказать свои чувства).

Снимем Красную шляпу и примерим Белую.

БЕЛАЯ ШЛЯПА информационная.

Обратимся к фактам.

В июне 2013 года вышел проект Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. 15.07.2013г. вышел доработанный вариант ФГОС по результатам общественного обсуждения.

   Стандарт разработан на основе  Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, в соответствии с которыми утверждаются следующие базовые ценности российского дошкольного образования:
- поддержки специфики и разнообразия детства;
- сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
- личностно – развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
- уважение личности ребёнка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательного процесса;
- осуществление образовательного процесса в формах, специфических для детей данной возрастной      группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.

Это первый в истории российского образования документ, который на федеральном уровне определяет  каким должно быть дошкольное образования, направленное на достижение каждым ребёнком оптимального для его возраста уровня развития с учётом его индивидуальных, возрастных особенностей.

Основополагающий принцип ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования – принцип интеграции образовательных областей. Их пять:
- социально – коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно – эстетическое развитие;
- физическое развитие.

Социально – коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе; других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно – эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие  включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость способствующих правильному формированию опорно–двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

Одним из оснований, по которым составлялся перечень образовательных областей –  деятельностный подход. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо деятельности:

«Физическое развитие» - двигательная деятельность;

«Социально – коммуникативное развитие» - игровая деятельность;

«Познавательное развитие» - познавательно-исследовательская деятельность;

«Речевое развитие» - коммуникативная;

«Художественно-эстетическое развитие» - продуктивная деятельность

Настроимся на оптимизм, веру в успех, поиск преимуществ. Сменим Белую шляпу на Жёлтую.

ЖЁЛТАЯ ШЛЯПА: логический позитив.

Сформулируйте всевозможные выгоды и преимущества ФГОС в дошкольное образование, в частности принципа интеграции образовательных областей, комплексно – тематического принципа построения образовательного процесса.

Высказывания педагогов.

Подводя итог высказываний педагогов можно сделать вывод, что введение ФГОС в дошкольное образование направлено  в первую очередь на обеспечение каждому ребёнку того самого равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе. Для этого необходимо определённым образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении (или в семье) ребёнок его не получал. Однако, специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств. Выпускник, освоивший основную образовательную программу ДО, должен обладать, прежде всего, интегративными качествами личности, которые позволят ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.

ЧЁРНАЯ ШЛЯПА: критика.

Говоря о положительных сторонах, невозможно обойтись и без критического взгляда. Примерив ЧЕРНУЮ шляпу, поговорим о проблемах, возникающих у многих педагогов при проектировании педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации ФГОС.

Высказывания педагогов.

Итак, проблемы, возникающие у многих педагогов при проектировании педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации ФГОС связаны с отсутствием Примерных программ, методических разработок, которые учитывали бы основополагающие принципы, предъявляемые к образовательному процессу в ДО на современном этапе. Поэтому во многом мы действуем по наитию. Пока не закончился переходный период, мы работаем, учитывая рекомендации наших региональных и муниципальных методических служб.

ЗЕЛЁНАЯ ШЛЯПА: креативность.

Сейчас мы проведем «Мозговой штурм», который позволит найти средства, необходимые для осуществления интеграции образовательных областей. Задача этого тренинга – найти решение проблемы, используя средства, формы и методы. (см. Приложение N 5).

Осталась последняя, не примеренная сегодня шляпа – СИНЯЯ ШЛЯПА (управление процессом). Она подразумевает системное мышление, организацию творческого процесса. Надев Синие шляпы, вы должны будете выполнить следующее задание: разработать проект. Но сначала давайте рассмотрим способы разработки проектов.

  • Системная паутинка по проекту.

Познавательное развитие
ведущая деятельность - познавательно-исследовательская,
формы:

Речевое развитие
ведущая деятельность - коммуникативная,
 формы:

Физическое развитие
ведущая деятельность -двигательная,
 формы:

Социально-коммуникативное развитие
ведущая деятельность - игровая,
формы:

Художественно-эстетическое  развитие
ведущая деятельность - продуктивная,
формы:

Формы взаимодействия с семьей и соц. партнерами
формы:

 
  • «Модель трёх вопросов».

ЧТО ЗНАЮ?

ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ?

КАК УЗНАТЬ?

Содержание, то что дети уже знают

План (тема проекта)

Источники новых знаний, т. е. средства

 
  • Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен) - это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи.

Именно этот приём - обрамление мыслей в графические образы и является механизмом, запускающим в работу мыслительную деятельность!

Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.

Задание педагогам.

Вам надо разработать и записать проект способом «Системная паутинка» (см. Приложение N 6).

Таким образом: работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов дошкольника. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и других видов деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. 

Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, формирует исследовательские навыки, развивает познавательную активность, самостоятельность, творческие способности, умение планировать, работать в коллективе. Всё это способствует успешному обучению детей в школе. 

III Заключительная часть.

Рефлексия.   Упражнение «Мишень» (см. Приложение N 7)

Список литературы:

  1. Кисилева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2005.
  2. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: Сфера, 2006.
  3. Виноградова Н. А., Микляева Н. В., Родионова Ю. «Методическая работа в ДОУ: эффективные формы и методы», - М.: Айрис - пресс, Москва, 2008 г.
  4. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008.
  5.  Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008
  6. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, N 4.
  7. Скоролупова, О. О комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании. [Текст] / О. Скоролупова,  Н.Федина  //Дошкольное воспитание. – 2010. N5
  8. Скоролупова, О. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция. [Текст] / О. Скоролупова,  Н.Федина  //Дошкольное воспитание. – 2010  N7
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

 Приложение N 1

Упражнение «Ассоциация».

Цель: настроить педагогов на работу, снять психологическое напряжение.

Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите эту фразу.
Если педагог – это цвет, то какой?
Если педагог – это геометрическая фигура, то какая?
Если педагог – это настроение, то какое?
Если представить, что педагог – это сказочный герой, то кто?
Если время года, то какое?
Если педагог – это вид спорта, то какой?
Если педагог – это цветок, то это…
Если педагог – это драгоценный камень, то какой?
Если педагог – игра, то какая?
Если педагог – это планета?

 

Приложение N 2.

Игра «Осенняя корзина».

Цель игры: Практически показать понятие «Интеграции», на примере «осенней корзины».

Оборудование: Корзина с осенними дарами, карточки с овощами, фруктами, геометрические фигуры, детские книги со стихами об овощах, времени года «Осень», ткани и т.д., лист А4 для записи, фломастеры.

Участники: Педагоги, социальный педагог, музыкальный руководитель, воспитатель по физическому воспитанию и др.

Ведущий: Посмотрите на предметы нашей игры. Тема «Осенняя корзина». Каждый специалист, педагог могут предложить формы и методы работы по данной теме. 

В течение 5 -10 минут придумайте, как через разные виды деятельности можно внедрить данную тему в различные образовательные области. 

А, теперь, возьмите лист, фломастер. Я называю образовательную область, а Вы записываете, как можно там раскрыть данную тему, потом подписываете возрастную группу, специальность. Затем складываете листочек, закрывая свой текст, и передаёте по кругу соседу справа.

Называются образовательные области: («Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное»).

После этого листы открываются и зачитываются по очереди каждым педагогом.

Подводятся результаты, делаются выводы.

 

Приложение N 3

ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ В ДОУ

Классификация

Типы

По количеству

 

индивидуальные; парные;

групповые, фронтальные

По содержанию

 

моно проекты  (1 образовательная область)

 

Интегративные (2 и более образовательных областей)

По продолжительности

 

краткосрочные (мини-проекты – несколько занятий, 1-4 недели); среднесрочные (от 1 месяца);

долгосрочные проекты (полугодие, учебный год)

По доминирующему виду проектной деятельности

Исследовательские - дети совместно со взрослыми формулируют проблему исследования, обозначают задачи, определяют методы, источники информации, изучают, обсуждают полученные результаты, выводы, оформляют результаты исследования.

Творческие - дети договариваются о планируемых результатах и форме их представления (совместная газета, видеофильм, праздник).

Ролево – игровые - с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.

Информационные – этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов.

Практико – ориентированные (прикладные) - дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление группы, проект изоуголка, проект правил группы, витражи и т.д.)

Комбинированные (универсальные) - представления
с использованием предварительно изготовленных изделий
 (показы моделей одежды, кукольный спектакль и т.д.).

 

 

Приложение N 4.

Типы проектов в ДО (по Л.В. Киселевой)

Тип проекта

Содержание

Исследовательско-творческий

Дети экспериментируют, исследуют, а затем оформляют результаты в виде газет или журналов, отчётов, докладов.

Ролево-игровой

Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы

Информационно-практико-ориентированный

Дети собирают информацию и реализуют ее,
ориентируясь на социальные интересы. Результатом могут быть предметы, которые используются в реальной жизни
(лук на подоконнике) или используются в оформлении группы (выращивание цветов).

Творческий

Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна, спектакля, постановки.

 

 

Приложение N 5.

«Мозговой штурм».

Сейчас мы проведем «Мозговой штурм», который позволит найти средства, необходимые для осуществления интеграции образовательных областей. Задача этого тренинга – найти решение проблемы, используя средства, формы и методы. Решать проблему будем на основе решения проблемы «Как заставить человека есть зеленый салат».

Давайте составим некий алгоритм действий по решению нашей проблемы, уговорив человека есть зеленый салат:
- Тщательно очистить его
- Украсить салат
- Подать в необычной сервировке
- Добавить в салат необычные продукты, например трюфели
- Придумать интригующее название
- Убедить в простоте приготовления в домашних условиях
- Убедить в полезности состава ингредиентов.

А теперь давайте попробуем разобрать похожую ситуацию, но помещенную в другой контекст и применим найденные решения к реальным обстоятельствам - найдем средства, необходимые для осуществления интеграции образовательных областей по аналогии, т.е. решить наш главный поисковый вопрос.

Тщательно очистить его

Тщательно готовиться к осуществлению образовательной деятельности в режимные моменты

Украсить салат

Использовать наглядность, в том числе современные средства (ИКТ, мультимедиа)

Подать в необычной сервировке

Проводить образовательную деятельность в нестандартной форме

Добавить в салат необычные продукты, например трюфели

Интегрировать с другой деятельностью

Придумать интригующее название

Превратить скучные темы организованной деятельности в увлекательные, «вкусные» для детей

Убедить в простоте приготовления в домашних условиях

Давать интересные и увлекательные самостоятельные задания, которые ребёнок сможет выполнить

Убедить в полезности состава ингредиентов.

Сделать приобретаемые знания актуальными и полезными в жизни.

 

Приложение N 6.

Задание педагогам.

Вам надо разработать и записать проект способом «Системная паутинка»

1 команда: составить системную паутинку (младшая группа)

Название проекта «Мир красоты»

Тема проекта «Чудо – коробочка с карандашами и красками».

Проблема: для чего нужны нам карандаши и краски.

Цель: способствовать развитию интереса к изобразительной деятельности, через освоение детьми изобразительных материалов.

Результат проекта: составление коллективной композиции «Мы рисуем пальчиками и карандашами».

Познавательное развитие
ведущая деятельность - познавательно-исследовательская,
формы:

Речевое развитие
ведущая деятельность - коммуникативная,
 формы:

Физическое развитие
ведущая деятельность -,двигательная,
 формы:

Социально-коммуникативное развитие
ведущая деятельность - игровая,
формы:

Художественно-эстетическое  развитие
ведущая деятельность - продуктивная,
формы:

Формы взаимодействия с семьей и соц.партнерами
формы:

 

2 команда: составить системную паутинку (старшая группа)

Название проекта «Мир красоты»

Тема проекта «Кто такой художник или как рождается картина?»

Проблема: что необходимо для того, чтобы нарисовать картину.

Цель: уточнить и систематизировать представление детей о творчестве художника, формирование позиции «творца».

Результат проекта: оборудование «Мастерской художника».

Познавательное развитие
ведущая деятельность - познавательно-исследовательская, формы:

Речевое развитие
ведущая деятельность - коммуникативная,
 формы:

Физическое развитие
ведущая деятельность -,двигательная,
 формы:

Социально-коммуникативное развитие
ведущая деятельность - игровая, формы:

Художественно-эстетическое  развитие
ведущая деятельность - продуктивная,
формы:

Формы взаимодействия с семьей и соц.партнерами
формы:

 

Интеграция образовательных областей в образовательном процессе ДОУ.

 

Федулова С.В., старший воспитатель МБДОУ

д/с №3 «Сказка» г. Камбарки

  • Федеральные государственные требования устанавливают нормы и положения обязательные при реализации основной общеразвивающей программы ДОУ. « Основная общеобразовательная программа должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основываться на комплексно- тематическом принципе построения образовательного процесса»
  • О.А.Скоролупова, Н.В.Федина отмечают: « Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается процесс связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающих целостность образовательного процесса»
  • В настоящее время перед ДОУ поставлена совершенно иная задача- разработать не интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течении одного дня или недели, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира.
  • Перестройка системы образовательной работы с детьми также требует внесения изменений и в систему повышения квалификации педагогов, внедрения новых технологий в процесс методического сопровождения воспитателей в детском саду.
  • Для формирования профессиональной компетентности современного педагога, необходимо реализовать систему мероприятий по освоению ими принципов содержания образования: консультации, семинары, открытые просмотры, тренинги.

В процессе реализации в образовательном процессе принципа интеграции образовательных областей, обозначились следующие проблемы:

- педагоги часто стремились объединить образовательные области по внешнему тематическому признаку и редко учитывали задачи и содержание психолого- педагогической работы по освоению образовательных областей развития детей;

- при интеграции не всегда учитывались процессы воспитания и развития дошкольников;

- педагоги испытывали трудности при интеграции образовательных областей и видов деятельности;

- возникали вопросы: «Как спроектировать педагогический процесс в детском саду, чтобы желание «больше дать ребёнку» не противоречило действительными психическими и физическими возможностями ребенка дошкольного возраста? ;

«Как осуществить интеграцию образовательных областей в отсутствии готовых методических разработок, что для этого нужно сделать?»

Данные проблемы определили цель моей деятельности.

Цель: Развитие профессиональных умений и навыков педагогов, необходимых для реализации в воспитательно-образовательном процессе принципа интеграции образовательных областей через организацию эффективных форм методической работы.

Обучение педагогов проводилось поэтапно.

На первом этапе, в ходе проведения консультаций, семинаров, - познакомила педагогов с основными понятиями:

- «Образовательная область»;

- «Интеграция содержания дошкольного образования»;

- «Виды интеграции»;

- «Традиционные образовательные области», «нетрадиционность», весьма условная, других образовательных областей»;

- «Основания, по которым составлялся перечень образовательных областей»;

- «Аспекты реализации принципа интеграции образовательных областей»

На втором этапе, во время проведения « мастер- классов», тренингов, – педагоги учились самостоятельному проектированию образовательного процесса с учётом реализации принципа образовательных областей.

На третьем этапе – в виде «технологической карты» педагоги представляли собственные разработки объединения образовательных областей, проектирования совместной и самостоятельной деятельности детей, включая содержание и конечный продукт.

Таким образом, по результатам проведённой работы можно сделать вывод:

- Педагоги научились видеть, как в рамках одной деятельности решаются задачи разных образовательных областей, как задачи разных образовательных областей могут решаться внутри одной темы;

- Научились выделять формы интеграции, обеспечивающие синтез образовательных областей, взаимосвязь различных видов деятельности в формировании интегративных качеств дошкольника, представлять интеграцию образовательных областей с помощью « технологической карты»;

-Педагоги проектируют (конструируют) педагогический процесс на основе интеграции образовательных областей, с учётом комплексно- тематического принципа.

Наиболее эффективной и интересной, по мнению педагогов, является такая форма методической работы, как мастер – класс.

Структуру одного из них я и представляю вашему вниманию.

 

Мастер – класс

 «Формирование навыков проектирования педагогического процесса в ДОУ на основе интеграции образовательных областей»

« Я мыслю, следовательно, я существую».

Рене Декарт

Цель: повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах проектирования (конструирования) педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации Федеральных государственных требований.

Основные принципы:

принцип безоценочности действий и личности участников;

принцип приоритета деятельности над ее формальным результатом;

принцип активности;

принцип осознания поведения;

принцип партнерского общения.

Содержание:

Рассмотреть понятия: «проектирование в образовании», «интеграция» и ознакомиться с сущностью и особенностями интегративного подхода как метода проектирования целостной картины мира.

Выделить потенциальные проблемы, найти пути решения используя метод «Шести шляп».

Провести интерактивную игру: « Давай, подружимся» с целью интеграции образовательных областей, проектирования совместной и самостоятельной деятельности детей, определения её содержания и конечного продукта .

Структура.

1 Вступительное слово ведущего по теме.

( Рассматриваются понятия: «проектирование в образовании», «интеграция» , педагоги знакомятся с сущностью и особенностями интегративного подхода как метода проектирования целостной картины мира.

2.Начнём с Красной шляпы.

Откройте свои эмоции, чувства, которые вас одолевают, решая проблему проектирования педагогического процесса на своей группе, в соответствии с ФГТ. Что я чувствуете в этой связи? Не нужно что-то доказывать или объяснять. Не думайте слишком много. Просто выскажите, что у вас на душе (высказывания педагогов)

3 .Снимем Красную шляпу и примерим Белую.

Обратимся к фактам:

Основополагающий принцип ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования – принцип интеграции образовательных областей;

Основания, по которым составлялся перечень образовательных областей:

– Деятельностный подход.

- Выделение в каждой образовательной области специфических задач психолого- педагогической работы

( помимо общеразвивающих, на решение которых направлено всё содержание дошкольного образования)

3. Аспекты реализации принципа интеграции образовательных областей:

Интеграция содержания и задач психолого- педагогической работы ( пример);

Интеграция различных видов детской деятельности (пример);

Использование адекватных интегративных форм ( пример);

Использование средств одной образовательной области для организации и оптимизации образовательного процесса в ходе реализации другой ( пример);

4.Настроимся на оптимизм, веру в успех, поиск преимуществ. Сменим Белую шляпу Жёлтой.

Сформулируйте всевозможные выгоды и преимущества введения ФГТ в дошкольное образование, в частности принципа интеграции образовательных областей, комплексно – тематического принципа построения образовательного процесса. Как положительно они повлияют на жизнь детей в детском саду? (высказывания педагогов).

Говоря о положительных сторонах, невозможно обойтись и без критического взгляда.

5. Примерив Чёрную шляпу

поговорим о проблемах, возникающих у многих педагогов при проектировании педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей, в рамках реализации ФГТ.

Итак, под Чёрной шляпой мы выявили проблему, которую можно сформулировать в главный поисковый вопрос «Как осуществить интеграцию образовательных областей в отсутствии готовых методических разработок, что для этого нужно сделать?». Думаю самое время проявить креативность.

6.Надеваем Зелёную шляпу

Решить эту проблему попытаемся с помощью интерактивной игры

« Давай, подружимся!».

.Цель: Отработка навыков проектирования образовательного процесса на тему: Тематический день

« 22 апреля- День Земли»

.( педагогам раздаются карточки с названиями образовательных областей, видами детской деятельности)

7. Синяя шляпа.

Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).

Рефлексия – обратная связь

( педагогам раздаются вырезанные из картона градусники), предлагается измерить свою «температуру»

- 36,6 – интересно, полезно, многое для себя узнала, пригодиться на практике;

- 38- страшно, сложно;

- 34- бесполезно, не пригодится в работе.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsikl_zanyatiy_umyvatsya.doc50.5 КБ
Файл zozh.docx568.47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ:     «Учимся умываться»

 Цель:

 - формирование у ребенка элементарных культурно- гигиенических навыков.

 Игра — показ «Мыльные перчатки»

 Цель: учить детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пузырей (белой пены). Помочь ощутить радость от чистоты своего тела. Развитие вдоха и выдоха, целенаправленной воздушной струи. Активизировать словарь за счет слов: мыло, мыльница, намыливать, мыльные, пена, смывать.

 Оборудование: оборудование умывальной комнаты.

 Ход показа.

 Педагог: Мы подойдем к раковине, откроем кран и пустим теплую воду.

 Включает воду и читает стихотворение:

 Знаем, знаем, да, да, да,

 Где тут прячется вода!

 Выходи, водица,

 Мы пришли умыться!

 Лейся на ладошку

 По-нем-нож-ку.

 Нет, не понемножку –

 Посмелей,

 Будет умываться веселей!

 (Н. Пикулева)

 Чем мы руки моем? Правильно, надо обязательно мыть с мылом. Где оно лежит? В мыльнице. А сейчас мы возьмем мыло, положим его на ладошку, прикроем другой ладошкой. Сделаем себе красивые «белые перчатки» - намыливаем, вот так. Хватит, хорошо намылили. Положим мыло на место, в мыльницу. Хорошенько потрите ладошки, | каждый папьчик, чтобы стало много - много пены, чтобы она покрыла руки, как перчатки. Вот какие замечательные перчатки получились.

 Педагог предлагает детям совместить ладошки, сделать маленькую щелочку (отверстие) и тихонько подуть в это отверстие, с другой стороны ладоней выходит мыльный пузырь. Педагог эмоционально фиксирует появление у детей пузырей. Если дотронуться до них пальчиком, то пузыри лопаются потому, что они нежные и воздушные. Если у детей не получается надуть мыльный пузырь, педагог проводит совместные действия с ребенком, помогая ему почувствовать радость от предвкушения появления этого пузыря. (Для старших детей.)

 А теперь давайте смоем «перчатки». Ой, какие черные ручейки, смылась грязь с ручек. Ручки стали чистые. Вытрем руки полотенцем насухо.

 Дидактическая игра «Водичка, водичка, умой мое личико! »

 Цель: вызвать у детей положительный настрой, желание включаться в процесс самообслуживания. Учить на картинках и в жизни узнавать и правильно называть процесс умывания, предметы, необходимые для его осуществления.

 Материал: сюжетная картинка: девочка (мальчик) умывается; предметные картинки с изображением предметов, необходимых для умывания (мыло, мыльница, вешалка с полотенцем и пр.)

 Организация. Индивидуально.

 Ход игры.

 Педагог рассматривает с ребенком сюжетную картинку. Задает вопросы: «Кто здесь нарисован? Как зовут мальчика (девочку? Что он (она) делает? Как ты догадался?

 Затем воспитатель читает стихотворение про этого ребенка:

 Я сегодня утром рано

 Умывался из-под крана!

 Я и сам теперь умею

 Вымыть личико и шею.

 (А. Кузнецова)

 «Тебе нравится мальчик Алеша (девочка Таня? А ты умеешь сам (сама) умываться? »

 Воспитатель показывает предметные картинки, просит назвать, отобрать то, что нужно для умывания.

 Возможные усложнения. Игры с игровым персонажем, предполагающие задания: разложить картинки в последовательности действий (включить воду - кран; намочить и намылить руки - мыло, «мыльные перчатки»; отжать воду с рук - «замочек»; вытереть руки - полотенце) ; помочь маленькому Неумейке в выборе предметов (мыло, мыльница, полотенце и др.) .

 Образовательная ситуация «Научим Неумейку мыть руки»

 Цель. Способствовать формированию у детей целостного процесса мытья рук, включающего выполнение цепочки действий от подготовки (засучить рукава, включить воду) до получения результата (чистые, сухие руки, полотенце висит на своем месте, кран закрыт) ; осознанию своей умелости, важности мытья рук по мере их загрязнения; умению, используя речевые средства, принимать активное участие в разрешении совместно со сверстниками проблемно - игровой ситуации.

 Материал: игровой персонаж Неумейка, руки которого, готовясь к конструированию образовательной ситуации, педагог заранее пачкает черной тушью (тушь на водной основе легко смывается под струей воды и не портит игрушку). Оборудование умывальной комнаты.

 Организация. Образовательную ситуацию целесообразно конструировать во второй половине дня, когда дети заняты свободной деятельностью, играют в настольно-печатные игры, рассматривают книги или картинки; проводить с небольшой подгруппой детей, 3-4 человека.

 Ход ситуации.

 Воспитатель вносит игровой персонаж, который «хочет» подключиться к детской деятельности. Но можно ли ему вместе с детьми рассматривать такие красивые книжки (играть в лото? Его руки черным - черны от грязи:

 Замарашка рук не мыл,

 Месяц в баню не ходил.

 Оказывается, что Неумейка еще не научился сам мыть руки, и воспитатель предлагает детям научить его. Для этого детям предлагается пройти в умывальную комнату.

 Воспитатель. Что нужно сначала сделать? (Обращает взглядом внимание детей на длинные рукава рубашки игрового персонажа.)

 Дети. Нужно рукава поднять. Завернуть рукава. Засучить.

 Неумейка «удивляется». Зачем это еще?

 Педагог помогает детям объяснить игрушке важность выполнения этого действия при мытье рук.

 Затем дети показывают и объясняют неумейке, как открыть кран, чтобы побежала водичка, и какой должна быть струйка, чтобы брызги не летели в стороны и не залили весь пол.

 Воспитатель. Кто покажет Неумейке, как намочить водой руки? (Один или двое детей по предложению воспитателя подставляют руки под струю воды.)

 А теперь пусть это попробует сделать Неумейка. (Дети наблюдают, как с рук игрового персонажа текут черные струйки от размываемой водой туши.)

 Ой, какие грязные руки, как много на них грязи, микробов! Чем мы руки моем? Правильно, мы всегда моем руки с мылом.

 Мыло душистое, белое, мылкое,

 Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою:

 - Ты бы, грязнуля, вспомнил про мыло,

 Мыло тебя наконец бы отмыло! (Я. Аким)

 Покажите Неумейке, как намыливать руки.

 Неумейка. Покажите, покажите мне ваши ладошки! Где же мыло? Не вижу пены.

 Воспитатель. Не спеши, Неумейка. Сейчас дети положат мыло на место, в мыльницу, и начнут хорошенько тереть ладошки, пальчики, чтобы было стало много пены, чтобы она покрыла руки, как перчатки. Покажите, у кого уже получились «мыльные перчатки». Молодцы, у всех прекрасные «мыльные перчатки». А теперь смывайте «перчатки».

 Неумейка. Что дальше делать? Руки мокрые, вода капает.

 Дети показывают и объясняют, как отжать воду с рук, сделав «замочек», вытереть их о полотенце.

 Умываемся мы быстро,

 Вытираемся мы чисто.

 Так опрятны, аккуратны,

 Всем смотреть на нас приятно!

 Воспитатель. Молодцы! Научили Неумейку руки мыть. Пойдем, теперь покажем ему наши новые книжки.

 Игра - показ «Купание куклы Ани»

 Цель: развивать у детей желание заботиться о кукле, выполнять ряд действий, связанных с уходом за ней - раздеть куклу, сложить одежду, купать, переодеть в чистое белье. Обогащать игры детей новыми действиями. Формировать гигиенические навыки.

 Материал: кукла, ванночка, стул, одежда куклы, кувшин с водой, мыло, мочалка, полотенце.

 Ход занятия.

 Воспитатель берет в руки куклу Аню и говорит детям: «Мы сейчас Аннушку будем купать. Вот ванночка. Садись, кукла Аня, на стул, мы тебя раздевать будем. Что будем делать? » (Раздевать.)

 Воспитатель снимает с куклы платье, носочки, туфельки, трусики, одежду складывает, вешает на стул, рядом ставит туфли. По ходу раздевания куклы уточняет название одежды.

 Продолжает: «Купать будем Аню в ванночке». Садит куклу в ванночку. «Потрогайте водичку. Водичка теплая. Какая вода? » - обращается к детям. - Вода теплая.

 «Сейчас возьму мочалку и намылю мочалку мылом. А теперь буду намыливать кукле Ане голову, спинку, ручки, ножки».

 Приговаривает:

 Кто тут будет куп - куп,

 По водичке хлюп - хлюп?

 Будет мыло пениться. И грязь куда-то денется! «Теперь сполоснем ее чистой водой».

 Берет кувшин с чистой водой и споласкивает куклу. Приговаривает :

 Светлую водичку,

 Льем на нашу птичку.

 Вынимает куклу из воды: «Посмотрите, какая кукла стала чистая».

 Обращается к ребенку: «Давай, Катя, накроем куклу Аню скорее простынкой, а то ей холодно».

 Воспитатель берет полотенце и вытирает куклу. Затем надевает чистые трусики и предлагает детям положить Аню спать. Дети несут куклу в кроватку, укладывают ее спать: «Тише! Кукла спит! ».

 По ходу занятия воспитатель побуждает детей проговаривать облегченные слова: хлюп -хлюп, купаться, мыло, водичка, теплая.

 Игра - занятие «Помоем куклу Катю»

 Цель: учить детей принимать игровую задачу, выполняя действия с предметами бытового назначения; помочь запомнить и активизировать в речи названия предметов, качеств, действий (ванночка, мыло, губка, полотенце, мыльница, халатик, намыливать, смывать, вытирать, горячая, холодная, теплая вода) ; использовать предметы в игровой ситуации по назначению; вступать в речевой контакт со взрослыми и сверстниками, точно соотнося слово с предметом, действием; укреплять доброжелательные отношения между детьми в совместных делах.

 Материал: кукла Катя; ванночка, мыло, губка, леечка («душ», полотенце - лежат в посылочном ящичке; письмо от Мойдодыра.

 Ход игры

 Воспитатель: Ребята, нам сегодня от Мойдодыра пришла посылка.

 Показывает посылку детям. Предлагает открыть и посмотреть, что в ней находится. Дети вместе с воспитателем находят в посылке письмо от Мойдодыра и принадлежности для купания.

 В своем письме Мойдодыр рассказывает о том, что в нашей группе есть кукла, у которой лицо, руки, ноги чумазые. И Мойдодыр просит нас, чтобы мы показали ей, как надо мыться. Посмотрите, ребята, какая же из наших кукол чумазая. Принесите ее мне, пожалуйста.

 Дети находят грязную куклу Катю.

 Воспитатель обращается к кукле: «Ах, ты, девочка чумазая, где ты руки так измазала?. »

 Воспитатель: Надо вымыть куклу Катю. Кто хочет помочь кукле снять одежду? Куда будем складывать одежду? Посмотрите, дети, как Катя радуется, что мы смоем с нее грязь, как она хочет купаться, тянет ручки. Давайте разденем Катю, а одежду ее сложим в таз и потом постираем.

 Все вместе раздевают куклу. Ребенок берет ее на руки.

 Воспитатель: Что нужно приготовить для купания? Принесите мне, пожалуйста, те предметы, которые были в посылке. (Дети приносят.) В ванночку налью воды, приготовлю мыло, губку, леечку, полотенце. Потрогайте пальчиком, какая водичка. Не холодная? Нет, не холодная, теплая водичка, не замерзнет Катюша. Давайте посадим ее в ванночку. Искупаем, поможем Кате вымыться. Где у нас губка? Бери губку, Варя, намочи ее в водичке, вот так. А теперь намыливай. Что Варя делает? Правильно, губку намыливает. Сожми. Губка какая? (Мягкая.) Понравится такой губкой Кате мыться, не будет она плакать? Нет, губка мягкая.

 Педагог обращает внимание на мыльную пену: «Посмотрите, что получилось? Что это? (Пена.) Сколько пены? Много. Теперь будем Катю губкой мыть. Потри ей спинку (животик, ножки, ручки). Молодцы, всю грязь оттерли. Теперь что будем делать? Правильно, теперь под душ. «Душ» у нас будет леечка.

 Воду в лейку наливаю -Мыло с куколки смываю! А чем вытираться? Инна, принеси скорей полотенце. Проверьте, хорошо ли мы вытерли Катюшу. Сухая спинка? Сухая. Сухой животик? Сухой. Сухие ножки? Сухие. А теперь скорее одеваться! Что лучше надеть после ванны - халатик или платье? Конечно, халатик. Кто халатик для Кати принесет? Кто поможет халатик надеть на Катюшу?

 Стала чистенькой Катюшка,

 Милая моя подружка!



Предварительный просмотр:

dd

zx

Физкультура в детском саду

 Физкультурно-оздоровительной работе в детских садах сейчас уделяется повышенное внимание, потому что значительная часть детей имеет проблемы со здоровьем, а очень многих малышей можно отнести к категории часто болеющих.

Как известно, регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. Кроме того, дети, в отличие от взрослых, очень подвижны и активны, поэтому им просто необходимо периодически «выпускать пар», а для этой цели, как и для совершенствования координации движений, физкультура подходит, как ничто другое.

 

Организация занятий по физкультуре в детском саду

 Занятия по физкультуре проводятся 3 раза в неделю в первой половине дня. Их продолжительность, как и остальных занятий в детском саду, - 15-30 минут. В нашем детском саду есть специально оборудованный зал, и занятия по физкультуре проводятся в нем. Физкультура может проводиться, как с музыкальным сопровождением, так и без него. На занятиях по физкультуре детей в игровой форме учатся прыгать в длину, в высоту, запрыгивать на «ступеньку», прыгать на одной и на двух ногах, бегать, приседать, ходить паровозиком, ползать, лазать по шведской стенке, ловить и кидать в цель мячик. Помимо этого изучаются разные виды ходьбы: ребенок учится ходить, «как мишка косолапый», «как лисичка» и так далее (то есть опираться на разные части стопы), прыгать, «как зайчик попрыгунчик», высоко поднимать колени при ходьбе.В старших группах для детей проводятся эстафеты с преодолением препятствий (подлезть под перекладину, перепрыгнуть через барьер, бежать змейкой).

 

Гимнастика в детском саду

 Помимо непосредственно занятий по физкультуре в детском саду ежедневно проводится утренняя гимнастика, которая состоит из поворотов и наклонов головы, махов руками, наклонов туловища, приседаний. Продолжительность утренней гимнастики – 5-10 минут.

 В перерывах между сидячими занятиями устраиваются физкультминутки, которые дают ребенку возможность расслабиться, отдохнуть, сменить позу тела.  После дневного сна – гимнастика пробуждения , что дает возможность взбодриться.

 

Физкультурная форма для детского сада

 У ребенка обязательно должна быть специальная форма для занятий физкультурой – это, в первую очередь, вопрос гигиены. В качестве физкультурной формы отлично подойдут шорты и футболка из несинтетических, дышащих материалов. На ноги одеть  чешки.

  Физическое развитие детей нужно продолжать и за пределами детского сада. Утренняя гимнастика по выходным дома и подвижные игры на прогулке, безусловно, пойдут на пользу малышу.

http://ds107.pupils.ru/img_sad/ds107/konsult/z%201.jpg

http://ds107.pupils.ru/img_sad/ds107/konsult/z%203.jpg

http://ds107.pupils.ru/img_sad/ds107/konsult/z%202.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Федеральные государственные требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Федеральные государственные требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования1. Общие положения1.1.Настоящие ф...

Знакомство с предложениями рынка информационных образовательных ресурсов в соответствии с ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Знакомство с предложениями рынка информационных образовательных ресурсов в соответствии с ФГТк условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования Наряду с фе...

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования...

Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей Выступление на педагогических чтениях по теме: «Реализация комплексно – тематического принципа и принципа интеграции в образовательной практике детского сад

Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областейВыступление на педагогических чтенияхпо теме:«Реализация комплексно – тематического принципа и принципа...

Комплексно-тематическое планирование по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство». (старшая группа)

Комплексно-тематическое планирование по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство». (старшая группа)...