Основные общенаучные принципы и подходы методологии педагогики, применяемые в дошкольном образовании
учебно-методическое пособие
К основным общенаучным принципам и подходам методологии педагогики относятся:
1. Принцип систематичности и последовательности. Данный принцип включает в себя связь между получаемыми знаниями ребенком на данный момент с предыдущими и продвижение в процессе обучения, отталкиваясь от усвоения ребенком учебного материала. Новые понятия вводятся на основе ранее изученных знаний. Устанавливаются меж предметные связи, в материале выделяются узловые пункты и сосредотачивают на них внимание детей. Обеспечение развития системного мышления.
Бесполезно объяснять ребенку оттенки цветов, когда он не знает основных цветов. Красный - алый, розовый, малиновый.
2. Принцип наглядности обучения. Можно донести до детей, через сочетания различных видов наглядности: слуховые, зрительные, осязательные и т. д.
Использовать для этого различные наглядные средства образного мышления: моделей, схем и других ассоциативных заменителей реальных объектов. Привлекать детей к самостоятельной разработке моделей.
Выйдя на природу, можно познакомить детей с окружающей природой через различные растения. Используя зрительные, осязательные и обонятельные анализаторы.
3. Принцип сознательности и активности разделяют на три уровня:
· воспроизводящая активность — характеризуется неустойчивостью волевых усилий, отсутствием интереса к углублению знаний.
· творческий уровень — характеризуется стремлением проникнуть в сущность явлений и найти новые способы решения, применить знания в новой ситуации.
· интерпретирующая активность — стремление к выявлению смысла изучаемого содержания, к проникновению в сущность явления.
При чтении сказки ребенок проявляет к ней интерес и при обсуждении он тоже проявляет активность. Но при разборе конкретных персонажей, ребенок потерял интерес.
4. Принцип самостоятельности. Это когда ребенок осуществляет свою деятельность без посторонней помощи, в соответствии со своими намерениями и целями.
По характеру управления учебной деятельности, выделяют 3 вида:
· исполнительская — по инструкции и заданиям учителя;
· частично самостоятельная — направляемая воспитателем;
· полностью самостоятельная — ребенок сам определяет цели и осуществляет деятельность
Степень самостоятельности определяется тем, насколько ребенок владеет и управляет своей учебной деятельностью: осознает ее мотивы, умеет ставить цели, владеет способами и средствами, контролирует, осуществляет анализ и оценку ее результатов.
Низкий уровень самостоятельности ребенка, как правило, связан со слабым развитием эвристического и исследовательского уровней самостоятельности.
Без контроля воспитателя ребенок не может самостоятельно работать с пластилином или раскраской — не может подобрать цвета или вообще отвлекается от задачи.
5. Принцип доступности заключается в необходимости соотносить цели и задачи, содержания, методы и формы обучения, определяемыми их возрастными и индивидуальными особенностями.
Если ребенок активный и общительный, то его можно задействовать в выступлениях на праздниках и утренниках. Если же ребенок замкнутый, то публичное выступление ему не подходит по индивидуальным особенностям.
6. Принцип научности. Необходимость усвоения обучающимися научно обоснованных знаний, использования методов обучения, формирование подлинно научного представления об окружающем мире, формирования научного мировоззрения.
Можно привести пример и объяснить ребенку явления: "круговорот воды в природе". Дождь идет с неба из облака, попав на землю — стал лужей, которая "ушла" под землю и затем попала в водоем. Из водоема в виде испарения вода превращается в туман и становиться опять облаком.
7. Принцип связи теории с практикой. Обуславливается формированием умением и навыков их применения в практической деятельности. Опора на жизненный, практический опыт. Объяснить можно на теории получения нового цвета красок: при смешивании основных цветов, например: желтый + синий=зеленый; красный + белый=розовый и т. д.
8. Принцип прочности. Подразумевает осмысление и использования полученных знаний.
К этому можно отнести правила дорожного движения: переходить только по зебре и смотреть сначала налево, а затем направо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_obshchenauchnye_printsipy_i_podhody_metodologii_pedagogiki.docx | 16.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные общенаучные принципы и подходы методологии педагогики, применяемые в дошкольном образовании.
К основным общенаучным принципам и подходам методологии педагогики относятся:
1. Принцип систематичности и последовательности. Данный принцип включает в себя связь между получаемыми знаниями ребенком на данный момент с предыдущими и продвижение в процессе обучения, отталкиваясь от усвоения ребенком учебного материала. Новые понятия вводятся на основе ранее изученных знаний. Устанавливаются меж предметные связи, в материале выделяются узловые пункты и сосредотачивают на них внимание детей. Обеспечение развития системного мышления.
Бесполезно объяснять ребенку оттенки цветов, когда он не знает основных цветов. Красный - алый, розовый, малиновый.
2. Принцип наглядности обучения. Можно донести до детей, через сочетания различных видов наглядности: слуховые, зрительные, осязательные и т. д.
Использовать для этого различные наглядные средства образного мышления: моделей, схем и других ассоциативных заменителей реальных объектов. Привлекать детей к самостоятельной разработке моделей.
Выйдя на природу, можно познакомить детей с окружающей природой через различные растения. Используя зрительные, осязательные и обонятельные анализаторы.
3. Принцип сознательности и активности разделяют на три уровня:
- воспроизводящая активность — характеризуется неустойчивостью волевых усилий, отсутствием интереса к углублению знаний.
- творческий уровень — характеризуется стремлением проникнуть в сущность явлений и найти новые способы решения, применить знания в новой ситуации.
- интерпретирующая активность — стремление к выявлению смысла изучаемого содержания, к проникновению в сущность явления.
При чтении сказки ребенок проявляет к ней интерес и при обсуждении он тоже проявляет активность. Но при разборе конкретных персонажей, ребенок потерял интерес.
4. Принцип самостоятельности. Это когда ребенок осуществляет свою деятельность без посторонней помощи, в соответствии со своими намерениями и целями.
По характеру управления учебной деятельности, выделяют 3 вида:
- исполнительская — по инструкции и заданиям учителя;
- частично самостоятельная — направляемая воспитателем;
- полностью самостоятельная — ребенок сам определяет цели и осуществляет деятельность
Степень самостоятельности определяется тем, насколько ребенок владеет и управляет своей учебной деятельностью: осознает ее мотивы, умеет ставить цели, владеет способами и средствами, контролирует, осуществляет анализ и оценку ее результатов.
Низкий уровень самостоятельности ребенка, как правило, связан со слабым развитием эвристического и исследовательского уровней самостоятельности.
Без контроля воспитателя ребенок не может самостоятельно работать с пластилином или раскраской — не может подобрать цвета или вообще отвлекается от задачи.
5. Принцип доступности заключается в необходимости соотносить цели и задачи, содержания, методы и формы обучения, определяемыми их возрастными и индивидуальными особенностями.
Если ребенок активный и общительный, то его можно задействовать в выступлениях на праздниках и утренниках. Если же ребенок замкнутый, то публичное выступление ему не подходит по индивидуальным особенностям.
6. Принцип научности. Необходимость усвоения обучающимися научно обоснованных знаний, использования методов обучения, формирование подлинно научного представления об окружающем мире, формирования научного мировоззрения.
Можно привести пример и объяснить ребенку явления: "круговорот воды в природе". Дождь идет с неба из облака, попав на землю — стал лужей, которая "ушла" под землю и затем попала в водоем. Из водоема в виде испарения вода превращается в туман и становиться опять облаком.
7. Принцип связи теории с практикой. Обуславливается формированием умением и навыков их применения в практической деятельности. Опора на жизненный, практический опыт. Объяснить можно на теории получения нового цвета красок: при смешивании основных цветов, например: желтый + синий=зеленый; красный + белый=розовый и т. д.
8. Принцип прочности. Подразумевает осмысление и использования полученных знаний.
К этому можно отнести правила дорожного движения: переходить только по зебре и смотреть сначала налево, а затем направо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Монтессори педагогика в современном дошкольном образовании.
В статье раскрыта особенность педагогической системы Монтессори, которые определяют её актуальность в современном ДОУ. Дано описание истории развития оригинальной системы, её основные идеи ...
Презентация "Музейная педагогика в системе дошкольного образования"
В презентации представлен опыт работы по внедрению музейной педагогики в образовательный процесс...
Использование приемов и методов ТРИЗ-педагогики в современном дошкольном образовании.
Опыт работы по применению ТРИЗ-педагогики в детском саду....
Музейная педагогика в системе дошкольного образования
Выступление на педагогическом совете: "Совершенствование познавательно-речевого развития дошкольников через использование мини-музеев в дошкольных отделениях при реализации ФГОС ДО"...
Принципы Монтессори - педагогики в современном дошкольном образовании
В статье представлены основные принципы Монтессори-педагогики, которые помогут нашим детям успешно развиваться в современном мире....
Реферат слушателя программы профессиональной переподготовки «Педагогика и психология дошкольного образования» Воробьевой Юлии Владимировны на тему «Театрализованная игра как средство коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста».
Материал предназначен для воспитателей и педагогов дополнительного образования для ознакомления и использования в работе....