Использование приемов и методов ТРИЗ-педагогики в современном дошкольном образовании.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Ильина Мария Владимировна

Опыт работы по применению ТРИЗ-педагогики в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.docx48.15 КБ

Предварительный просмотр:

Методический семинар

Использование приемов и методов ТРИЗ-педагогики

в современном дошкольном образовании.

Каждый ребенок изначально

талантлив и даже гениален,

но его надо научить ориентироваться

в современном мире, чтобы при

     минимуме затрат достичь

     максимум эффекта.

                             Г.С. Альтшуллер

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, введенные с 1 января 2014 года, ориентируют нас, педагогов, на достижение определенных результатов в развитии и воспитании детей. Подразумевается, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, обладает развитым воображением, может выражать свои мысли и желания, проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно продумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать, способен к принятию собственных решений.

В связи с этим возникла необходимость искать и применять на практике новые методы и приемы работы, поскольку традиционные формы не приведут к поставленной цели развития и воспитания детей.

Я заинтересовалась идеями ТРИЗ-педагогики, так как эти методы и приемы помогают нам, педагогам, достичь целевых ориентиров, возможных достижений наших воспитанников.

Также эти методы отвечают требованиям современной методики дошкольного образования: педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить находить ее. Педагог находит противоречия, проблемные ситуации в окружающих объектах природного и предметного мира и использует их в своей работе с детьми. Занятия строятся в форме свободного общения, где каждый может высказать свою точку зрения, предложить свой способ решения. В них нет раз и навсегда установленного правильного ответа, зато всегда есть простор для вариантов. Это вселяет в моих воспитанников уверенность в себе, повышает его познавательную активность, осознание своей значимости.

ТРИЗ-педагогика – педагогическое направление, раскрывающее сущность, цели, задачи процесса воспитания и обучения, основанное на общих законах теории решения изобретательских задач.

В основе ТРИЗ - педагогики лежат:

• методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции;

• методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач;

• воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности.                                                                                                              В основе используемых в ТРИЗ - педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением.                                                                                                    

Общими  чертами названных технологий  являются:

- сама идея развивающего воспитания и развивающего образования;

- деятельностный подход в воспитании;

- направленность на формирование теоретических обобщений;

- использование в обучении проблемных задач.

Целью использования ТРИЗ - педагогики в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой - поисковой активности, стремления к новизне, развитию речи  и творческого воображения.

Кроме того, ТРИЗ имеет ряд других ценностей:

1. Обучение детей приемам и методам ТРИЗ подразумевает  воспитание нравственности, т. к. каждая идея проверяется на нравственность и на возможность воплощения в реальных условиях.

2. Систематическое изучение  приемов и методов ТРИЗ-педагогики и использование их на практике способствует разностороннему развитию личности дошкольника. Дошкольники, умеющие применять методы и приемы ТРИЗ, обладающие нестандартным мышлением, будут более успешны в школе.

3.ТРИЗ - педагогика призвана учитывать интересы ребенка, это педагогика сотрудничества.

4.Методики ТРИЗ – идеальные инструменты для проблемного, развивающего обучения. Позволяют сделать и традиционное обучение развивающим.

5.В дошкольном возрасте крайне важна мотивация детей. Использование методов и приемов ТРИЗ позволяет не только заинтересовывать детей, но и помогает дошкольникам прочно овладеть знаниями, а в дальнейшем грамотно их применять в жизни.

6.ТРИЗ - педагогика помогает воспитать у детей стремление к самосовершенствованию. Раскрытие способностей детей, создание благоприятных условий для реализации этих способностей, а также условий для самосовершенствования – одна из важнейших задач педагогов, так как решение этой задачи приводит к очень важному результату: ребенок чувствует свою силу (интеллектуальную, творческую), становится увереннее, усиливается мотивационный аспект.

7.Для детей старшего дошкольного возраста характерна непосредственность, эмоциональность, фантазия. Методы ТРИЗ-педагогики помогают научить детей демонстрировать свои знания.

За основу в своей работе по применению ТРИЗ-педагогики я взяла пособие Гин С.И. «Занятия по ТРИЗ в детском саду». Опираясь на практический материал, я составила последовательность ознакомления детей с приемами и методами ТРИЗ-педагогики (Приложение 1).

ТРИЗ-педагогика для дошкольников – это система коллективных игр и занятий. Они не требуют специально отведенного времени – педагог самостоятельно подбирает ситуацию, когда можно и нужно их использовать. Например, читая с детьми какую-то сказку, можно проанализировать линию поведения главного героя. Если обратиться к классическому детскому стишку про бычка, у которого "доска кончается, сейчас я упаду", то можно побудить детей поразмышлять над следующими вопросами: как помочь бычку не упасть? Пусть он остановится. Но ему нужно идти дальше, что делать? Подложить другую доску и так далее. Главное, не принимать решения вместо ребенка, а учить его мыслить и анализировать ситуацию с разных сторон и с точки зрения эффективности.

Недопустимо читать лекции и долго объяснять заданную ситуацию. Если ребенок не понял, чего вы от него хотите, то стоит перенести этот разговор на другое время или вовсе к нему не возвращаться. Не стоит давить на ребенка такими словами как "давай скорее", "думай сам", "это неправильно". ТРИЗ-технология в детском саду подразумевает, что любое мнение и версия достойны рассмотрения. Кроме того, ребенок учится мыслить постепенно, и задача педагога — помочь, а не заставить. Нужно помнить про похвалу. Конечно, она должна быть искренней и конкретной. Пусть ребенок чувствует себя уверенно в общении и высказывает свои самые смелые идеи. Целесообразно опираться на те знания и понятия, которыми ребенок хорошо владеет.

Задача ТРИЗ – не заменять основную образовательную программу, а максимально увеличить ее эффективность. На базе комплексного тематического планирования я подбираю темы для игр и занятий, стараюсь, чтобы они помогали усваивать новый материал и развивали детей.

В своей работе я использую следующие приемы и методы ТРИЗ-педагогики:

  1. Противоречие — предъявление к одному объекту противоположных требований. Например, один и тот же объект хороший и плохой, большой и маленький, крепкий и некрепкий, горячий и холодный и т. п.
  2. Приемы разрешения противоречий –  объяснение, как один объект может обладать противоположными признаками.

Наиболее распространенные приемы разрешения противоречий:

во времени – в одно время объект обладает одним признаком, в другое -- противоположным (например, сосулька и большая, и маленькая: вначале большая, потом маленькая -- растаяла);

в пространстве – одна часть объекта обладает одним признаком, другая -противоположным (например, утюг и холодный, и горячий: подошва горячая, а ручка холодная);

в системах – один объект обладает одним признаком, но вместе с другими объектами обладает противоположным (например, спички и крепкие, и некрепкие: одна спичка легко ломается, а много спичек трудно сломать);

в отношениях – объект для одного обладает одним признаком, а для другого – противоположным (например, фильм и хороший, и плохой: кому-то нравится (хороший), а кому-то нет (плохой)).

  1. Система — любой рассматриваемый объект, совокупность его элементов и связей между ними, имеющая качества, которыми элементы по отдельности не обладают. Например, объект – самолет. Его элементы – крылья, кабина, шасси, двигатели и др. – летать не могут. А если их соединить определенным образом, то получается самолет, который обладает системным качеством — способностью летать.
  2. Подсистемы – составные части (элементы), из которых состоит система.

Надсистема – система более высокого ранга, в которой рассматриваемая система является частью.

  1. Системный оператор – способ анализа системы, подсистем и надсистем объекта в прошлом, настоящем и будущем. Позволяет рассмотреть, из чего состоит интересующий нас объект, частью чего является, знакомит с функциональными особенностями отдельных частей и системы в целом, увидеть предмет в настоящем, прошлом и будущем времени, то есть в динамике.

Системный оператор можно изобразить в виде схемы:

  1. «Да-нетка» -- вид загадки, в которой отгадывать нужно при помощи вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет». Задачи «Да-нетки» решаются постепенным сужением круга поиска. «Да-нетки» бывают объектные (загадывается один объект) и ситуационные — «детективные» (загадывается ситуация, нужно выяснить, что произошло). Кроме того, выделяются числовые «да-нетки» (загадывается число, которое нужно отгадать при минимальном количестве вопросов), линейная «да-нетка» (предметы выстраиваются в линию, нужно определить, какой загадали), плоскостная (предметы располагаются на плоскости), объемная (предметы располагаются в пространстве).
  2. Функция - цель, обычное назначение объекта (ответ на вопрос: Для чего нужен объект?).
  3. Прогнозирование -- прием фантазирования, при котором будущее объекта рассматривается на трех уровнях:

- в объекте будущего отсутствуют недостатки («плохое»), которые есть в настоящем. Функция объекта сохраняется. Например, карандаши не будут ломаться;

- объекта не будет, а функция будет выполняться. Например, чертежи и рисунки выполняются на компьютере. Объекта (карандаша) нет;

- объекта нет и функция не нужна. Карандашей нет, чертить и рисовать не нужно, как это может быть?

  1. Метод фокальных объектов – прием фантазирования, когда обычные предметы наделяются совершенно необычными свойствами. Сначала выбирается объект, который необходимо усовершенствовать, например, коляска. Далее подбирается несколько случайных объектов – радио, фонарик, мяч – и составляется перечень их свойств: говорит, поет, светится, включается и выключается, катится, круглый. Потом эти свойства переносятся на фокальный объект: наша коляска будет рассказывать новости, петь песни, освещать в темноте дорогу, сама катится и т.д.
  2. Морфологический анализ – прием фантазирования объекта, при котором вначале выделяются составные части исходного объекта, а затем придумываются различные варианты, которыми могут быть представлены эти части. Сначала выбирается объект, например, дом. Определяется, из каких частей дом состоит (крыша, окно, стены, дверь). Далее каждая часть наделяется новым свойством. В итоге каждая часть дома наделяется новым свойством и они собираются в единый образ нового дома.
  3. Метод маленьких человечков (ММЧ) — прием, позволяющий объяснить и смоделировать внутреннее строение объектов и взаимодействия между ними. ММЧ позволяет наглядно описать агрегатное состояние вещества. Для этого используются «маленькие человечки», обладающие разными характеристиками: «твердые человечки» крепко держатся за руки и стоят на одном месте; «жидкие человечки» не держатся за руки, могут слегка касаться и перемещаться; «газообразные человечки» быстро бегают

Для успешной работы в группе создана соответствующая пространственная предметно-развивающая среда: имеются дидактические игры; подборка картин и иллюстраций; книги по лексическим темам; игрушки, предметы-заменители; различные виды театров; костюмы для ряженья. Весь этот материал позволяет индивидуально подходить к детям, удовлетворить интересы каждого ребенка.

Свою работу я старюсь вести в тесном контакте с родителями. На родительском собрании провела консультацию для родителей о важности формирования творческой активной личности, способной самостоятельно делать выбор, ставить и реализовывать цели, анализировать возникающие проблемы и осознанно оценивать свою деятельность. Я предложила родителям совместную работу в этом направлении. Для этого подготовила практический семинар по методам и приемам ТРИЗ-педагогики, а также предложила игры для занятий с детьми дома. Большинство родителей показали готовность совместно работать в этом направлении.

Результативность применения методов и приемов ТРИЗ-педагогики очевидна. Продолжительность моей работы по использованию этих методов и приемов всего полгода, а по воспитанникам уже заметен результат. Дети показывают открытость новому материалу, умение высказывать свои мысли, воспринимать проблему всесторонне, видеть противоречия. Конечным результатом применения ТРИЗ-педагогики в работе с детьми своей группы я вижу личность ребенка, которая способна отстаивать свои идеи, фантазировать, рассуждать, вызвать интерес и мотивацию у окружающих, показывающую поисковую активность, умеющую мыслить системно. Но самое главное, на мой взгляд, то, что в детях поддерживается познавательная активность, появляются новые качества личности, которые помогают им ориентироваться в мире знаний.

Хочется сказать, что ТРИ3-педагогика – это инструмент, позволяющий организовать работу с детьми в наиболее интересной и увлекательной форме.

Таким образом, моя главная цель по применению методов и приемов ТРИЗ-педагогики –  формирование у детей творческого мышления, воспитание творческой личности, подготовленной к решению нестандартных задач в различных областях действительности. Кроме этого, ТРИЗ-педагогика позволяет снимать психологические «барьеры» перед новым, неизвестным, готовить детей к самостоятельному и творческому решению проблем.

Используемая литература:

1.Альтшуллер Г.С. Найти идею: введение в ТРИЗ-теорию решения изобретательских задач. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.- 399 с.

2. Бухарова И.С. Развитие нестандартного мышления у старших дошкольников// Воспитатель, 2012, №10

3.Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений: 3-е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007.- 112 с.

4.Мурашковска И.Н. Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего возраста – Педагогика+ТРИЗ. Гомель, 1997.

5. Радзевич Л.П. развитие речи в игре средствами технологии ТРИЗ //Воспитатель, 2011, №6

6.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32с.

7. http://www.trizminsk.org/

Приложение 1.

Последовательность ознакомления детей с приемами и методами ТРИЗ-педагогики

Старшая группа

Неделя

Месяц    

             Прием, метод

Цель игры, упражнения

Сентябрь

2 неделя

Метод противоречий

Противоречия в погоде

Активизировать интерес детей к окружающему миру, систематизировать их знания о явлениях природы

3 неделя

Метод противоречий

Противоречия в предметах

Систематизировать навыки классификации предметов по внешним признакам, а также знания о свойствах предметов

4 неделя

Метод противоречий

Противоречия в предметах (продолжение)

Систематизировать знания детей о профессиях; научить выделять противоположные признаки объектов; развивать эмпатию, внимание.

Октябрь

1 неделя

Метод противоречий

Противоречия в ситуациях

Обучать выделению противоречий в различных жизненных ситуациях; ориентировать детей на здоровый образ жизни

2 неделя

Метод противоречий

Противоречия в размерах

Активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации; формировать понимание относительности размеров; систематизировать знания детей о размерах животных.

3 неделя

Метод противоречий

Противоречия в количестве

Активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации; формировать понимание относительности количества.

4 неделя

Закрепление метода противоречий

Систематизировать представления детей о противоречиях; оценить умение воспринимать объекты как совокупности противоположностей.

Ноябрь

1 неделя

Подсистемы человека

Систематизировать знания о строении человека; развивать внимание, умение сравнивать, обобщать; развивать воображение.

2 неделя

Подсистемы предмета

Обучить функциональному подходу восприятия подсистем; развивать диалектическое мышление; развивать умение прогнозировать.

3 неделя

Подсистемы предмета

Обучать системному анализу объекта; развивать диалектическое мышление; развивать умение прогнозировать.

4 неделя

Обобщающее занятие

Систематизировать восприятие объектов как совокупности взаимосвязанных частей; развивать воображение.

Декабрь

1 неделя

Метод маленьких человечков (ММЧ)

Познакомить с ММЧ; развивать воображение, умение инсценировать; развивать познавательный интерес, умение анализировать причины.

2 неделя

Твердые и жидкие человечки

Активизировать мышление детей; закрепить представления детей о свойствах жидких веществ; обучать умению сравнивать и анализировать свойства объектов.

3 неделя

Газообразные человечки

Активизировать мышление детей; систематизировать представления детей о свойствах газообразных веществ; развивать воображение, умение перевоплощаться и абстрагироваться.

4 неделя

Цветные человечки

Активизировать мышление детей; развивать воображение, фантазию; обобщить представления о веществах в различных агрегатных состояниях.

Январь

3 неделя

Повторение ММЧ

Активизировать мышление детей

4 неделя

Обобщающее занятие

Развивать познавательную активность; развивать умение сравнивать и обобщать; формировать умение моделировать физические процессы.

Февраль

1 неделя

Функции подсистем

Развивать умение анализировать, видеть взаимосвязи; формировать диалектическое мышление.

2 неделя

Системный лифт

Развивать умение анализировать и обобщать; формировать диалектическое мышление; развивать воображение.

3неделя

Надсистемы и подсистемы объекта

Активизировать мышление детей, обучать использовать метод «Системный лифт» для анализа объекта.

4 неделя

Обобщающее занятие

Закрепить представления о над- и подсистемах объектов; закрепить умение использовать метод «Системный лифт».

Март

1 неделя

Что было раньше?

Обобщить представления детей о прошлом различных объектов.

2 неделя

Что потом?

Систематизировать представления детей о единицах измерения времени; формировать умение прогнозировать; обучать последовательному анализу рассматриваемой ситуации.

3 неделя

Метод «Системный оператор»

Познакомить с моделью анализа объектов «пятиэкранка», развивать внимание.

4 неделя

Обобщающее занятие

Закрепить умение системного анализа объекта; закрепить умение пользоваться моделью «пятиэкранки»;  формировать диалектическое мышление.

Апрель

1 неделя

Анализ сказки

Формировать умение системного анализа сказки; развивать умение анализировать, обобщать, прогнозировать.

2 неделя

Анализ рассказа

Формировать умение системного анализа рассказа; обучать использованию приема «Наоборот».

3 неделя

Другая точка зрения

Познакомить с приемом описания объектов с другой точки зрения; развивать эмпатию.

4 неделя

Обобщающее занятие

Закрепить умение системного анализа объекта.

Май

1 неделя

Обобщающие занятия

Закрепить освоенные методы

2 неделя

Обобщающие занятия

Подготовительная группа

Неделя

Месяц

                         

             Прием, метод

Цель игры, упражнения

Сентябрь

2 неделя

Повторение пройденного

«Что я вижу?

Развивать навыки внимания, наблюдательности; повторить основные освоенные темы.

3 неделя

Прием фантазирования

«Дробление-объединение»

Развивать аналитико-синтетические умения; познакомить с приемом фантазирования «дробление-объединение»

4 неделя

Прием фантазирования

«Если бы…»

Развивать аналитико-синтетические умения; закрепить прием фантазирования.

Октябрь

1 неделя

«Да-нетка»

Познакомить с игрой «Да-нетка», систематизировать представления о свойствах объектов.

2 неделя

Метод фокальных объектов

Развивать умение переносить свойства с одного объекта на другой.

3 неделя

Прием фантазирования

«Увеличение-уменьшение»

Познакомить с приемом; активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций.

4 неделя

Маленькое в большом

Систематизировать знания о признаках и свойствах объектов

Ноябрь

1 неделя

Свойства и признаки

Развивать пространственное воображение; систематизировать знания о признаках объектов; обучать навыкам классификации.

2 неделя

Развитие ассоциативности

Развивать навыки ассоциативного мышления.

3 неделя

Развитие ассоциативности

Активизировать ассоциативное мышление

4 неделя

«Чем похожи, чем отличаются»

Систематизировать знания о признаках объектов

Декабрь

1 неделя

Прием фантазирования

«Оживление»

Познакомить с приемом фантазирования «Оживление»; активизировать мышление детей.

2 неделя

Прием фантазирования «Изменение времени»

Развивать вариативность и диалектичность, развивать воображение.

3 неделя

Волшебник времени

Систематизировать знания о сезонных изменениях в природе, развивать воображение.

4 неделя

Обобщающие занятия

Закрепить освоенные методы

Январь

1 неделя

Морфологический анализ

Активизировать мышление детей, систематизировать знания о составных частях объекта и их вариантах, развивать воображение.

2 неделя

Прием фантазирования «Наоборот»

Познакомить  с приемом разрешения противоречий «Наоборот»; активизировать словарный запас.

3 неделя

«Путаница»

Активизировать мышление детей путем моделирования ситуации

4 неделя

Обобщающие занятия

Закрепить освоенные методы

Февраль

1 неделя

Рассказ по картинке: аналитико-синтетические виды работ

Формировать аналитические умения; активизировать словарный запас детей, развивать память, наблюдательность, активизировать восприятие за счет использования различных органов чувст.

2 неделя

«Увеличиваем предложение»

Активизировать словарный запас детей, развивать память.

3 неделя

Рассказ по картине с использованием метода «Системный оператор»

Развивать внимание, память; обучать построению логических цепочек; развивать навыки прогнозирования.

4 неделя

Рассказ по картине: выразительные средства речи

Активизировать словарный запас; обучать навыкам сравнения; систематизировать представления о свойствах объектов.

Март

1 неделя

Прием «Прогнозирование»

Развивать диалектическое мышление; познакомить с приемами прогнозирования; развивать воображение.

2 неделя

Прием «Прогнозирование»

Формировать навыки прогнозирования

3 неделя

Прием фантазирования

Активизировать мышление детей; развивать диалектичность и вариативность мышления.

4 неделя

Обобщающие занятия

Закрепить освоенные методы

Апрель

1 неделя

 Классификация

Систематизировать знания детей о различных классификациях; научить использовать прием «Сужение круга поиска».

2 неделя

Классификация животного мира

Развивать умение сравнивать и обобщать; формировать навыки выделения существенных признаков.

3 неделя

Сочинение сказки про животное

Развивать логическое мышление, развивать воображение.

4 неделя

«Почемучка»

Активизировать мышление детей; развивать воображение.

Май

1 неделя

Классификация растительного мира

Развивать умение переключать внимание, формировать навыки самостоятельного проведения классификации.

2 неделя

Сочинение сказки про растение

Развивать логическое мышление, развивать воображение.

3 неделя

4 неделя

Обобщающие занятия

Закрепить освоенные методы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий в условиях современного дошкольного образования.

Проникновение компьютеров и информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизни современного человека не могло не затронуть и дошкольное образование...

Мастер-класс "Использование приемов и методов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста"

     Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.Дошкольное д...

Семинар-марафон для педагогов детского сада «Методы, приемы и игры ТРИЗ-педагогики в дошкольном образовании»

В ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. Для того, что бы систематизировать знания педагогов в области ТРИЗ – педагогики, ...

Методы, приемы и игры ТРИЗ-педагогики в дошкольном образовании

1. Прием “Хорошо-плохо” (метод противоречия).2. Игра «Да-нетка» (метод сужение поля поиска).3. Составление загадок по моделям А.А. Нестеренко.4. «Составление лимерика&raq...

Буклет Игры разума использование приемов и методов технологии ТРИЗ в дошкольном образовании

ТРИЗ теория решения изобретательских задачØ - это возможность научить детей мыслить творчески и креативноØ - основы системного-функционального подхода, диалектического,  образно-ассоц...

Рекомендации для воспитателей по использованию методов ТРИЗ-педагогики в развитии речевого творчества старших дошкольников

Работа по ТРИЗ может проводиться: во II младшей, средней, старшей и подготовительной группах ДОУ. Что характерно, использование данной технологии не поздно начать применять с любого дошкольного возрас...

Мастер-класс «Применение методов ТРИЗ - педагогики в нетрадиционных техниках рисования».

Все дети,  но даже и взрослые любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым.Нестандартные подходы к организации изобразительн...