Консультация для педагогов "Монтессори педагогика в современном дошкольном образовании"
консультация

Фирсова Ольга Александровна

Изучение   инновационных/ретроинновационных   педагогических   систем, доказавших свою ценность и получивших мировое признание, может стать базой для решения различных воспитательных и образовательных задач в контексте реализации современных ФГОС ДО

     На сегодняшний день педагогика Марии Монтессори - одна из самых востребованных методик развития ребенка, в которой совмещено, казалось бы, несовместимое: свобода и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа.Феномен педагогики Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремление исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, а также в ориентации на свободную, самостоятельную, активную личность! Вот уже почти сто лет имя Марии Монтессори приковывает к себе неослабевающее внимание педагогов и ученых более чем в восьмидесяти странах мира. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx28.64 КБ

Предварительный просмотр:

Монтессори педагогика

 в современном дошкольном образовании.

С появлением новых компьютерных технологий в эпоху всеобщей компьютеризации и информатизации, на современного дошкольника ежедневно обрушивается поток информации о внешних событиях, происходящих в окружающем его мире. Однако восприятие дошкольника, и даже иногда взрослого человека, не способно переработать такой объем данных. Взрослый человек может отфильтровать ненужную ему информацию, ребенок запоминает всё подряд, поэтому многие знания дошкольников о мире отличаются беспорядочностью и мозаичностью. Отсутствие избирательности, бесконтрольность, спонтанность и хаотичность восприятия действительности– яркий признак современного детства.

В современных условиях глобализации и ускорения развития цивилизации критическое значение для личности приобретает независимое мышление, умение делать собственный осознанный выбор, который возможен только на основе знаний – их нужно уметь быстро искать.

Постоянно развивающееся общество выдвигает новые требования к системе образования, к повышению качества образования.

Провозглашаются принципы развития индивидуальностей, когда признаётся ценность каждой личности, её уникальности, индивидуальной судьбы, реализации талантов и способностей; личной свободы, персональных прав, свободы выбора и т.п.

Так, например, в Стандарте дошкольного образования Российской Федерации заложены такие принципы, как сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека или личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, прописана необходимость уважение личности ребенка.

Изучение   инновационных/ретроинновационных   педагогических   систем,

доказавших свою ценность и получивших мировое признание, может стать базой для решения различных воспитательных и образовательных задач в контексте реализации современных ФГОС ДО

       Система Марии Монтессори, итальянского педагога-гуманиста (1870-1952) уже давно пользуется мировым признанием, и получила самое широкое распространение. Педагогика Монтессори - замечательный пример эффективной практической реализации идей свободного воспитания.

Мария Монтессори открыла некоторые законы детского развития и разработала новый метод обучения детей. На этой основе она создала свои школы, которые были приспособлены для детей, отвечали потребностям детского развития и соответствовали возможностям детского восприятия, что сделало их наиболее эффективными.  

Нарастающий в наши дни большой интерес к идеям и опыту Марии Монтессори глубоко символичен, ведь это связано с такими чертами российской педагогической традиции, как гуманизм, внимание к индивидуальности ребенка, а также с необходимостью обучения и воспитания подрастающего поколения, способного успешно действовать в гражданском обществе, в непрерывно меняющемся мире. Большая часть ее многочисленных открытий признана современной психологией и физиологией. Система Марии Монтессори созвучна с положениями ФОП и ФАОП.

         Рассмотрим некоторые характерные особенности педагогической системы Монтессори. Основным отличием от традиционных детских садов является отношение к ребенку как уникальной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими собственными способами и сроками освоения окружающего мира.

Основная идея метода Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка. Задачей же воспитателя, или учителя, как его называют в системе Монтессори, является помочь ребенку организовать свою деятельность в этой среде, пойти свои собственным, уникальным путем, реализовать свой творческий потенциал.  

Феномен педагогики Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремление исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, а также в ориентации на свободную, самостоятельную, активную личность! Вот уже почти сто лет имя Марии Монтессори приковывает к себе неослабевающее внимание педагогов и ученых более чем в восьмидесяти странах мира. Педагогикой Монтессори восторгаются, в ней разочаровываются, ее применяют и отвергают, разбирают на мельчайшие составляющие и пытаются охватить ее структуру в целом. Но главное – отсутствие равнодушия: она не покрывается архивной пылью, как это часто случается со многими внешне абсолютно верными педагогическими системами. Это происходит потому, что такого органического сплава различных знаний о человеке, которые дают наука и философия, религия и искусство, синтезированные Марией Монтессори в целостную "Педагогическую антропологию", к тому же оснащенную тонким дидактическим и методическим инструментарием, в мировом опыте еще не было.  

Основные идеи педагогической системы М. Монтессори.

     На сегодняшний день педагогика Марии Монтессори - одна из самых востребованных методик развития ребенка, в которой совмещено, казалось бы, несовместимое: свобода и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа. Свобода как самопроизвольная деятельность ребенка. Такая позиция ярко проявляется в концепции Марии Монтессори. Для нее свобода - это, с одной стороны, биологическая свобода (свобода роста, развития ребенка), а с другой, - свобода выбора. В первом случае, ребенок рассматривается как существо, растущее душой и телом в силу внутреннего импульса, действующего во вселенной и нуждающегося только в неограниченном просторе для последовательного и надлежащего раскрытия своей силы. С этой точки зрения, свобода есть свобода роста, условием которой является устранение всего, что могло бы так или иначе стеснить или ослабить развивающиеся внутренние силы.

     "Первым словом" в своей педагогической концепции Мария Монтессори считает свободу выбора, которая, по ее мнению, ведет "к достоинству людей". Принцип свободы сочетается с идеей воспитания дисциплинированности у детей, поскольку свободу она понимает не как бесконечное, порывистое поведение ребенка, не как действие по капризу или минутному влечению, а свободу воспитанную, упорядоченную и ограниченную интересами окружающих. Мария Монтессори полагала, что любая жизнь есть существование свободной активности, следовательно, развивающийся ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности.

      Исходя из этого, она видела суть воспитания не в формировании педагогами личности ребенка, а в организации среды, наиболее соответствующей его потребностям. Суть метода, предложенного Монтессори, заключается в том, чтобы "принудить" ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Свободу при воспитании ребенка, в первые годы его жизни она понимала как условия, наиболее благоприятные для развития его личности. Развитие должно быть как физическое, так и духовное. При этом воспитание понимается как активное содействие нормальному развитию жизни в ребенке.  

Мария Монтессори осуществила переворот в представлениях о возможностях и способностях детей младшего возраста. Именно это, а также высокий гуманизм воспитательной и образовательной работы, обращенность всей системы к природе ребенка, свобода и отсутствие какого-либо авторитаризма делают ее антрополого-педагогическую систему и поныне привлекательной. «Следуя сначала одному велению природы, потом другому, ребенок расширяет границы своей независимости от тех, кто его окружает, и постепенно наступает момент, когда он захочет не только действовать, но и мыслить независимо. Когда мы утверждаем, что необходимо дать ребенку полную свободу, что общество должно обеспечить ему независимость и нормальное развитие, мы имеем в виду не расплывчатый идеал. Это утверждение основано на наших наблюдениях за жизнью, за природой. Только свобода и собственный опыт освоения окружающего мира позволяют человеку развиваться".

     Дисциплину Монтессори трактовала как активность, которая контролируется и регулируется самим ребенком и предполагает действия, определяемые им самим, а не налагаемые извне педагогом. Внутренняя дисциплина становится "обратной стороной свободы".

 Смысл основных идей Монтессори заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию.

  Основные  моменты педагогической системы М. Монтессори.

Рассмотрим  некоторые  ключевые моменты  системы Монтессори и примеры положительных изменений в ребенке.

      1. Свобода выбора.  По мнению  Марии Монтессори нужно дать возможность ребенку самостоятельно  выбирать деятельность. В результате ситуации выбора:

ребенок начинает прислушиваться к себе, лучше понимать себя, свои желания и чувства;

учится делать выбор;

учится регулировать свою собственную психическую активность, самостоятельно определяя моменты смены деятельности, ее продолжительность;

свобода выбора  формирует в ребенке инициативность;

наряду с соблюдением правила «поработал – убери», ситуация собственного выбора формирует в ребенке ответственность.

      2. Наличие специального комплекта дидактического материала Монтессори. Дидактическая среда должна быть  представлена в полном объеме и  обеспечивать удовлетворение потребностей детей выбранной возрастной категории. Материалы должны находиться в свободном  доступе для детей, иметь четкую логику  построения, соответствовать всем условиям  комплектации  Монтессори - среды. Результатом такой работы станет:

всестороннее развитие ребенка во всех направлениях психической деятельности;

максимальная эффективность освоения задач, заложенных в материалах;

Своеобразие материала состоит в том, что взаимопроникающая логика построения Монтессори - среды, когда работа в одной дидактической зоне (к примеру, сенсорной) в максимальной степени способствует более эффективной работе в другой зоне (математики).

  3. Контроль ошибок. В Монтессори - материалах заложен контроль  ошибок, что позволяет ребенку самостоятельно  увидеть ошибку и исправить её без помощи  взрослого.  У ребёнка происходит формирование адекватной самооценки;

развитие поисковой активности ребенка, инициативности;

самоконтроль;

развитие аналитических функций  мыслительной деятельности, когда ребенок может обнаружить и исправить собственную ошибку;

   4. Монтессори – педагог это  педагог, прошедший специальную подготовку по данной оригинальной системе. Необходимо знание, так называемых презентаций  материалов. Каждый материал в Монтессори - среде имеет четкую презентацию (способ  показа ребенку), что способствует  максимально быстрому и эффективному усвоению  задач  материала ребенком;

Ребёнок получает возможность поэтапного освоения навыка. Происходит развитие точности восприятия, концентрации внимания, развитие логики, памяти ребенка и умения работать по образцу.

 5 . Наличие определённых правил в Монтессори – среде.

     Соблюдение правил тренирует адаптивные навыки  ребенка (насколько готов принимать правила общества),  содействует развитию внутренней дисциплины.      

Эти правила сформулированы в стихотворной форме, что способствует их быстрому запоминанию:

« Мы друг другу не мешаем, если просят – помогаем »

« Если что-то где-то взял, то на место и убрал »

« Мы работаем умело, каждый в группе занят делом »

« На кругу, говорим по одному »

« Мы в нашей группе не кричим, когда работаем – молчим »

« Если коврик на пути – коврик нужно обойти »

Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого и др.

Кроме того в системе педагогу отводится роль по формированию нравственных, личностных качеств: 

приучение к порядку; умение организовать свое рабочее место;

умение рационально использовать пространство; 

умение нести ответственность за собственный выбор;

 потребность в завершении действия (когда ребенку незаконченное дело доставляет дискомфорт);

развитие социально-адаптивных навыков и уважения к правам других и многое другое.

       6. Разновозрастность. Необходимо присутствие в среде детей всех  возрастных категорий в определенном (3года) диапазоне.
Подключать детей друг к другу:  в любой  деятельности, где помощь вместо взрослого  может оказать ребенок – давать ему эту  возможность. Как следствие - высокое развитие социально-адаптивных навыков за счет опыта общения с разными возрастами (контакты с ровесниками, старшими и младшими детьми).

Благодаря этому дети побуждаются обучать, сотрудничать и помогать друг другу. У них формируется чувство взаимопомощи. Младшие имеют возможность учиться у старших, а старшие приобретают лидерские качества, удовлетворяют потребность в чувстве  собственной значимости, формируется чувство ответственности.

         7. Дети – активные участники процесса обучения.

Часто не взрослый обучает детей, а дети  обучают друг друга.
Дети готовят сообщения (ищут, подбирают  нужную и интересную информацию) на разные  темы и сами рассказывают их своим  товарищам.
                     

Психологические принципы.

 Не делай за ребёнка то, что он может сделать сам. 

Помоги мне это сделать самому! -  принцип, которым следует руководствоваться. Всё, что ребенок может сделать самостоятельно – он делает сам!
Помощь взрослого должна быть минимальной.

Отсутствие оценок взрослого.

Не давать постоянных оценок ребенка и его  деятельности. Проявлять свое отношение через собственные  чувства. Научить ребенка самого адекватно  оценивать  собственную деятельность.

Отсутствие соревновательного мотива. 

Не сравнивать ребенка с другими. Одной из стимуляций к развитию выступает  уровень и качество достигнутого относительно  самого себя: «Я-вчера» и «Я-сегодня», а не «Я  в сравнении с другим».

Благодаря этому у ребёнка происходит формирование позитивной самооценки, благоприятного образа «Я». Ребёнок приобретает  самодостаточность и уверенность в себе.

    Эти ключевые моменты педагогики Марии Монтессори базируется на следующих принципах:

Антропология ребенка. Гетерогенность. Возрастная периодизация.

Принцип условий свободы развития ребенка.

Принцип концентрации внимания.

Принцип специально подготовленной обучающей среды.

Принцип сенситивности.

Принцип ограничения и порядка

Принцип актуального и ближайшего развития.

Принцип социального воспитания и интеграции.    

     Все принципы имеют свои механизмы достижения заложенных в каждом из них задач, и все они тесно связаны между собой. Они сформулированы на основе антропологических и психологических знаний с учётом принципа природосообразности естественного развития.  

Метод Монтессори состоит из трех основных частей: ребенок, окружающая среда, учитель. Меньше всего требований Монтессори предъявляет к ребёнку. По её мнению ребёнок растёт и развивается в естественной среде и имеет право на принятие    его таким, каков он есть. Его задача - самовоспитание,  самообучение и  саморазвитие. Роль воспитателя (в качестве руководителя) и развивающей  среды стать средством такого развития.  А вот к ним-то Монтессори предъявляет чётко определённые правила.  

     Необходимо отметить, Педагогика Марии Монтессори переживает пик популярности во всем мире и «второе рождение» в России. Тысячи педагогов, признавая педагогическую систему Монтессори уникальной и необычайно эффективной, работают по ее педагогическим принципам.

Работая в системе Марии Монтессори можно сделать вывод, что система, принятая в прошлом столетии – актуальна и в нынешнем ХХI веке. Ее уникальность, доступность развивающего материала позволяет всесторонне развиваться ребенку, при этом используя свой темп развития, желание работать с тем или иным материалом. А на выходе из дошкольного учреждения ребенок владеет самостоятельностью, у него развиты все мыслительные операции, ребенок способен обслуживать себя полностью, у него нет проблем с общением, он терпелив и вынослив и ему легко дается образовательная деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Монтессори педагогика в современном дошкольном образовании.

В статье раскрыта особенность педагогической системы Монтессори, которые определяют её  актуальность в современном ДОУ. Дано описание истории развития оригинальной системы, её основные идеи ...

Использование приемов и методов ТРИЗ-педагогики в современном дошкольном образовании.

Опыт работы по применению ТРИЗ-педагогики в детском саду....

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования о содержании и условиях организации современного дошкольного образования в Российской Федерации.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования о содержании и условиях организации современного дошкольного образования в Российской Федерации....

Принципы Монтессори - педагогики в современном дошкольном образовании

В статье представлены основные принципы Монтессори-педагогики, которые помогут нашим детям успешно развиваться в современном мире....

Консультация для педагогов: «Реджио - педагогика в системе дошкольного образования в реализации ФГОСДО»

Консультация для педагогов: «Реджио - педагогика в системе дошкольного образования в...

Арт-педагогика и арт-технологии в современном дошкольном образовании

Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок познает окружающий мир, а в детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пыт...

Консультация «Музейная педагогика в условиях дошкольного образования»

Консультация «Музейная педагогика  в условиях дошкольного образования»...