План по самообразованию "Слушание музыки" по программе О.Радыновой Музыкальные шедевры
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Для детей старших и подготовительных групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_na_2018-19uch_god.doc | 116 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
музыкального руководителя
высшей квалификационной категории
Каргальской Надежды Константиновны
на 2018-2019 учебный год
Тема: «Слушаем музыку»
по программе О.П. Радыновой Музыкальные шедевры
(для детей старшего возраста)
Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку.
Что такое это музыка?
Расскажите мне скорей!
И.Исакова
Актуальность:
За основу самообразования я взяла программу О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Автором впервые создана научно обоснованная и методически выстроенная система формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста, включающая принципы, содержание, методы и формы работы, учитывающая индивидуальные и психофизиологические особенности детей и в интеграции со всеми образовательными областями в детском саду.
Процесс музыкального воспитания имеет ключевое значение в становлении полноценной всесторонне развитой личности ребенка. В процессе восприятия музыки формируется не только музыкальный вкус, развивается интерес к различным жанрам и видам музыкального творчества, но и развивается эмоциональный интеллект, способность осознавать через средства художественной выразительности чувства окружающих людей, понимать смысл и содержание музыкальных произведений, замечать хорошее и плохое, учиться проводить параллели между миром реальных объектов и их художественной интерпретации, вырабатывается способность к самостоятельному мышлению и абстракции, что оказывает незаменимое влияние на развитие полноценной психологически устойчивой интеллектуальной личности.
Цель:
Формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста средствами слушания.
Основная цель программы - развитие творческого слышания музыки детьми, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности - музыкальной, музыкально –двигательной, художественной.
Ведущий вид деятельности в программе - музыкальное восприятие, объединяющее исполнительство, творчество, музыкально –образовательную деятельность на едином репертуаре .
Задачи:
-Накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей, а также расширять знания детей о народной музыки
-Вызывать проявления эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, мышление (осознание эмоционального содержания музыки, музыкальной формы, жанра)
-Воспитывать эстетические чувства
-Побуждать выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, пластике, инсценировках)
-Расширять знания о музыке
-Вызывать и поддерживать интерес к музыке
-Развивать музыкально –эстетические потребности, признание ценности музыки, начало вкуса, представления о красоте
-Побуждать к оценке музыки (эмоциональной и словесной), оценочное отношение
Эти задачи едины для всех возрастных групп!
Данная программа разбита на темы:
«Настроения, чувства в музыке» выражает определённое эмоциональное содержание, является ведущей темой программы.
«Песня, танец, марш», основополагающая по программе для общеобразовательных школ Д.Б. Кабалевского.
«Музыка рассказывает о животных и птицах» даёт представление об изобразительности музыки, средствах музыкальной выразительности.
«Природа и музыка» включает в себя произведения, в которых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года, дня.
«Сказка в музыке» представляет пьесы классической музыки со сказочным содержанием, которые дети инсценируют, передавая характер персонажей в танцевальных, образных движениях, рисунках.
«Музыкальные инструменты и игрушки» знакомит с произведениями, имитирующими звучание музыкальных инструментов, а также музыкальными народными инструментами и инструментами симфонического оркестра .
Принципы программы:
Цикличность (повторение тем во всех возрастных групп) позволяет легко вернуться в следующем году к первой теме. Дети применяют усвоенное и познают новое на следующем этапе музыкального и общего развития.
Контрастное сопоставление репертуара (пьесы с одинаковыми или близкими названиями). Такие сопоставления рождают проблемную познавательно – оценочную ситуацию, заинтересовывают детей, позволяют лучше осознать услышанное.
Адаптивность предполагает гибкое применение содержания и методов музыкального развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребёнка. Допускает вариативное применение репертуара внутри каждой темы.
Синкретизм программы предполагает взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно – эстетической деятельности в непосредственной образовательной деятельности при объединяющей роли восприятия, «творческого слышания» музыки, побуждает к творческой активности в следующих формах: музыкально –ритмические движения, ритмопластика, подпевание, дирижирование, пение, певческие импровизации; оркестровка, игра на детских музыкальных инструментах; рисование, восприятие произведений изобразительного искусства, чтение стихотворений, сочинение сказок, игр –драматизаций, постановка музыкальных сказок на сюжеты литературных произведений (c ведущей ролью музыки),кукольного музыкального театра и др. видов детской деятельности.
Методы и приёмы музыкального воспитания:
Наглядный, словесный, практический - традиционные методы носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности. Каждый из этих трёх методов применяется с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (исполнение, объяснение, иллюстрация) через закрепление упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к самостоятельному поиску детьми способов деятельности.
Созданию проблемных ситуаций способствуют приёмы, побуждающие к поиску аналогий, обобщению. Они формируют музыкальное мышление детей, способность к элементарным суждениям, оценкам, развивают творческое воображение, интерес к музыке.
Метод контрастных сопоставлений произведений позволяет заинтересовать детей, активизирует проявление эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения. Этот метод применяется с учётом возрастных особенностей.
В младшем возрасте контрастные сопоставления наиболее отчётливы, в более старшем возрасте сопоставление произведений применяется с постепенным уменьшением контрастности образов.
Метод уподобления характеру звучания музыки предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа.
Моторно-двигательное уподобление эмоционально –образному содержанию музыки (мелкая моторика рук, дирижёрский жест, ритмопластика, образные и танцевальные движения) побуждают детей к «экспериментированию». Различение выразительных интонаций, акцентов, пауз, динамических, темповых, регистровых, тембровых особенностей является наиболее универсальным средством развития эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления, творческого воображения.
Тактильное уподобление характеру звучания музыки - прикосновение руки педагога к руке ребёнка с одновременным пояснением настроения музыки (используется в младшем возрасте).
Словесное уподобление характеру звучания музыки - эмоционально – выразительные пояснения характера музыки, сравнения, метафоры, слова-образы, характеризующие смену настроений, поэзия, сказочная сюжетная форма занятий. Применяется в каждой возрастной группе по- разному.
Вокальное уподобление характеру звучания музыки в виде тихого выразительного напевания педагогом мелодии во время звучания произведения и подпевания отдельных интонаций детьми применяется в младшем возрасте . Этот метод способствует различению на слух конкретной мелодии, выделению в ней наиболее ярких средств. В средней и старшей группе дети уже сами напевают полюбившиеся мелодии, что свидетельствует о проявлении интереса к музыке, накопления опыта её восприятия.
Мимическое уподобление характеру звучания музыки – сосредоточенное внимание взрослого во время звучания произведения, выражение глаз, улыбка или серьёзность крайне важно для ребёнка и служит своеобразным ориентиром в процессе восприятия музыки.
Темброво-инструментальное уподобление характеру звучания музыки применяется в виде оркестровки, выбора выразительного тембра инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыкального образа. В младшей группе выполняются простейшие действия с музыкальными инструментами (шумовыми, ударными). Дети 5-7 лет могут применять звуковысотные инструменты.
Интонационное уподобление характеру звучания музыки крайне важно в деятельности с детьми младшего возраста. Дети ориентируются на интонационную выразительность речи педагога, несущую определённый смысл.
Цветовое уподобление характеру звучания музыки применяется для закрепления представлений о характере музыки, выявление реакций на изменение настроений.
Полихудожественное уподобление характеру звучания музыки -выразительная роль средств языка разных искусств: живописи, художественного слова, театра, пантомимы, балета. Сравнение музыкального произведения с картиной в плане общности или различия выраженных в них настроений, музыкального произведения со стихотворениями по эмоциональным признакам, использование инсценировок, театрализованных игр, сопровождающихся классической музыкой, ритмопластические импровизации формируют у детей представления о выразительных возможностях искусств.
Автор считает важным то, что бы музыка звучала в повседневной жизни детского сада в самых разнообразных ситуациях:
-слушание знакомых музыкальных произведений
-музыкальные игры –путешествия в прошлое и настоящее
-игры –сказки
-звучание музыки как фон во время тихих игр, рисования
-тематические музыкальные вечера
-беседы –концерты
-театральные постановки
-праздничные утренники
Объём внимания ребёнка дошкольного возраста невелик, поэтому для слушания автором выбраны небольшие произведения или яркие фрагменты.
Необходимо, что бы классическая музыка звучала и в семье.
План работы на 2018-2019 учебный год для детей старшей и подготовительной к школе групп.
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литера- туры | Сентябрь-май | Изучение методического пособия О.П. Радыновой состоящее из 5 книг: 1 «Настроения и чувства в музыки» 2 «Песня, танец, марш» 3 «Музыка о животных и птицах» 4 «Природа и музыка» 5 «Сказка в музыке», «Музыкальные инструменты и игрушки» Пособие Слушаем музыку. Рекомендации к комплекту дисков «Музыкальная шкатулка» Слушание 10 аудиодисков | Использование полученных знаний на музыкальных занятиях в работе с детьми, родителями и педагогами. |
Работа с детьми | Месяц | Тема слушания: | Задачи: |
Сентябрь-октябрь | «Настроение, чувства в музыке» (диски 1 и 2) Диск1 №3 П. Чайковского «Новая кукла» №4 Г.Свиридов «Попрыгунья» №5 Г.Свиридов «Упрямец» №9-11 Ж. Рамо «Радость», «Резвушка», «Злюка». №13 М.Мусоргский «Слеза» №14 Р.Шуман «Весёлый крестьянин» №17 А.Гречанинов «Верхом на палочке» №18 Р.Шуман «Горелки» №29 И.Бах «Шутка» №30 А.Корелли «Шутка» №31 Д.Кабалевский «Шутка» №32 П.Чайковский «Юмореска» Диск 2 №2 Ф.Шопен Ноктюрн №5 И.Бах «Прелюдия» №6 Ф.Шопен «Прелюдия» №7 С.Прокофьев «Прелюдия» №13 Ф.Шуман «Пьеса» №15 Л.Бетховен «Элизе» №17 В.Моцарт «Маленькая ночная серинада» №19 В.Моцарт «Рондо в турецком стиле» №23 Л.Бетховен «Соната №17-3часть» №24 В.Моцарт «Сифония№40 соль мин» №28 Л.Бетховен «Симфония №5, 1 часть» №29 П.Чайковкий «Концерт форт с орк №1» №30 Э.Григ «Концерт форт с орк 1 часть» №31 Ф.Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром» | -Дать представление о том, что музыка выражает чувства, настроения. -Познакомить с различными интонациями. -Познакомить с основными жанрами. -Научить сравнивать муз. произведения. -Развивать умение через движение и мимику выражать музыку. -Развивать музыкальные способности. -Развивать образную речь. | |
Ноябрь-декабрь-январь | «Песня, танец, марш» (диски 3,4,5 и 6) Диск 3 №2 «Вдоль по Питерской» №3 «Метелица» №5 А.Гурилёв, сл Макарова «Однозвучно гремит колокольчик» №8 М.Блантер сл М.Исаковского «Катюша» №12 А.Лядов «Каляда-Маляда» №17 А.Лядов «Хороводная» №20 Н.Римский-Корсаков «Песня индийского гостя» №22 Ф.Мендельсон Песня венецианского гондольера» №25 И.Бах «Прелюдия до маж» №33 П.Сарасате «Андалусский романс» №35 Й.Гайдн «Серенада» Диск 4 №3 И.Бах «Менуэт» из Сюиты №2 №5 Л.Боккерини «Менуэт-рондо» №6 Л.Боккерини «Менуэт» №9 Э.Григ «Бабушкин менуэт» №12 И.Бах «Гавот» из Сюиты№3 №16 А.Гречанинов «Вальс» №17 П.Чайковский «Вальс» Детский альбом №18 П.Чайковский «Вальс» №20 П.Чайковский «Вальс» из опены Евгений Онегин» №23 И.Брамс «Вальс» №29 Ф.Шопен «Вальс №7» №30 Ф.Шопен «Вальс №11» №31 Ш.Гуно Фауст «Вальс» №37 И.Штраус «Голубой Дунай» №40 Г.Свиридов «Вальс» Диск 5 №1 П.Чайковский «Полька» №3 И.Штраус «Полька» №4 И.Штраус «Трик-трак» №5 И.Штраус « Полька-Пиццикато» №6 Таррега Полька «Розита» №11-16 Дж.Россини «Волшебный магазин игрушек» 11 «Тарантелла» 12 «Мазурка» 13 «Казачий танец» 14 «Шутливый танец» 15 «Медленный вальс» 16 «Галоп» №19 А.Лядов «Полонез» №20 П.Чайковский «Полонез» из оп Евгений Онегин. №24 Э.Григ «Танец Анитры» из Пер Гюнта. №25 И.Брамс «Венгерский танец №1» №26 И.Брамс «Венгерский танец №5» №27-28 А.Дворжак «Два славянских танца» №31 М.Равель «Болеро» №32 Э.Гранадос «Испанский танец» Диск 6 №1 П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков» №3 П Чайковский «Маленький марш» №4 Н.Римский-Корсаков «Сказка о царе Солтане» №5 М.Мусоргский «Богатырские ворота» Картинки с выставки №8 С.Прокофьев «Монтекки и Капулетти» №9 Г.Свиридов «Военный марш» №18 Дж.Верди Марш из оперы «Аиды» №19 Дж.Россини Марш из оперы «Вильгельм Тель» №20 Дж.Россини Марш из оперы «Сорока воровка» №23 Ж.Бизе «Кармен-сюита» №26 И.Штраус Марш из оперетты Цыганский барон. | -Дать представление о первичных жанрах в музыке и их особенностях. -Дать представление о чертах песенности, танцевальности и маршевости. -Дать представление о том, что музыка может иметь признаки двойственного жанрам (песенность в маршевой музыке и т пр) -Обучение навыкам музыкально-ритмического движения. -Развивать музыкальные способности (музыкально-слуховое представление, ладовое чувство, чувство ритма, игра на ДМИ и др) | |
Февраль | «Музыка о животных и птицах» (диск 7) Диск 7 №1-9, 11 К.Сен-Санс «Карнавал животных» 1-«Королевский марш льва» 2-«Куры и петух» 3-«Птичник» 4-«Лебедь» 5-«Антилопы» 6-«Слон» 7-«Длиноухие персонажи» 8-«Кенгуру» 9-«Аквариум» 11-«Кукуша в чаще леса» №12 Л.Дакен «Кукушка» №17 П.Чайковский «Песня жаворонка» №19 М.Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов» №24 Э.Григ «Птичка» №26 Э.Григ «Бабочки» №31 Н.Римский-Корсаков «Полёт шмеля» | -Дать представление об изобразительных возможностях музыки. -Научить сравнивать произведения (слышать образы птиц и животных по средствам музыкального языка.) -Научить сравнивать произведения разных композиторов с одинаковым названием. -Учить передавать в танцевальных, образных движениях. -Учить находить тембры ДМИ подходящих к тому или иному животному. -Развивать образную речь. | |
Март- | «Природа и музыка» (диски 7 и 8) Диск 7 №32 Э.Григ «Утро» №34 П.Чайковский «Зимнее утро» №35 И.Штраус «Вальс «Утренние листья» №36 М.Мусоргский «Рассвет на Москве реке» №41 Р.Шуман «Ночь» №42 Н. Римский-Корсаков «Ночь» Диск 8 №1-3 А.Вивальди «Зима» Времена года №4 П.Чайковский «Зимние грёзы» №11 П.Чайковский «На тройке» №13 С.Прокофьев «Тема феи Зимы «Золушка» №16 П.Чайковский «Апрель» №18 Э.Григ «Весной» №20 С Прокофьев « Тема Весны Золушка» №24 Л.Бетховен «Гроза» 4я часть №25 Г.Свиридов «Дождик» №31 Э.Григ «Ручеёк» №36 А.Вивальди «Осень» №39 Г.Свиридов «Весна и осень» №40 С.Прокофьев «Тема феи Осени из балета Золушка» | -Научить различать звукоподражание некоторых явлений природы. -Развивать чувство прекрасного в жизни и искусстве, сопоставляя образы природы. -Раскрывать красоту к художественному слову, живописи и музыки. -Научить различать выразительные средства разных искусств. -Развивать образную речь. -Пробуждать передавать образы природы в рисунке созвучно музыкальному образу. | |
Апрель | «Сказка в музыке» (диск 9) Диск 9 №1 П.Чайковский «Нянина сказка» из Детского альбома. №3 П.Чайковский «Баба-Яга» из Детского альбома. №4 А.Лядов «Баба-Яга» №5,6 М.Мусоргский «Избушка на курьих ножках» (Картинки с выставки) №8 Э.Григ «В пещере горного короля» №10 М.Мусоргский «Старый замок» (Картинки с выставки) №11 Э.Григ «Шествие гномов» №15-17 Н.Римский-Корсаков опера Сказка о царе Салтане: 15 «Белка» 16 «Тридцать три богатыря» 17 «Царевна Лебедь» №21-28 П.Чайковский балет Щелкунчик 21 «Марш» 22 «Испанский танец» 23 «Арабский танец» 24 «Китайский танец» 25 «Русский танец» 26 «Фея Драже» 27 «Вальс цветов» 28 «Адажио» №32-39 П.Чайковский балет Лебединое озеро 32 «Лебеди» 33 «Вальс» 34 «Танец маленьких лебедей» 35 «Испанский танец» 36 «Мазурка» 37 «Русский танец» 38 «Неаполитанский танец» 39 «Танец пастушков» | -Научить сравнивать произведения с одинаковым названием. -Научить понимать, какую сказку рассказывает музыка. -Научить различать смену настроения, образов в сказке. -Развивать воображение и образную речь детей. -Развивать умение передавать музыкальные образы в рисунок, инсценировке сказки. | |
Май | «Музыкальные инструменты» (диск 10) Диск 10 №1 Ж.Рамо «Тамбурин» №3 А.Гречанинов «На гармошке» №5 И.Стравинский «Русская» из балета Петрушка №6 И.Стравинский «Масленница» из балета Петрушка №8 А.Лядов «Музыкальная табакерка» №11 Пасхальный звон №12 Праздничные звоны №13 Свадебный звон №14 Красный звон №18 М.Мусоргский «Рассвет на Москве реке» №19 С.Рахманинов «Фортеп концерт №2» 1 часть №31 А.Вивальди «Концерт для флейты с орк ре мин» №34 «Концерт для гобоя оркестром ре мин» №40 И.Бах «Фуга для органа ля мин» | -Развивать представления о связи музыкальных и речевых интонаций, близости средств выражения речи и музыки (тембр, темп, динамика, паузы, акценты) -Умение сравнивать музыкальные произведения. -Познакомить со звучанием различных музыкальных инструментов. -Развитие образной речи и умение чётко излагать свои мысли. -Умение слушая музыкальное произведение, слышать его. | |
*музыкальный материал может варьироваться в течении учебного года по усмотрению музыкального руководителя. | |||
Работа с родителями | Сентябрь-май | -Электронная рассылка «Рекомендации по слушанию классической музыки дома» | -Индивидуальные беседы с родителями -Посещение праздников и развлечений. -Посещение родителей музыкальных занятий. |
Проведение семинара-практикума «Малые фольклорные формы» (Пассивное слушание) | Участие родителей в семинаре-практикуме. | ||
Самореализация | Сентябрь-май | Подготовка мастер класса для педагогов. | Знакомство педагогов с программой О.П.Радыновой «Музыкальные шедевры» |
Вывод:
Важно в раннем возрасте заложить предпосылки для формирования творческой интеллектуальной личности. Использование современных образовательных технологий оказывает существенную помощь в решении этой задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы кружка любителей музыки «ЛИРА» на основе методики О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры»
Методическая разработка...
Мультимедийная презентация «Музыка и природа» из цикла занятий по парциальной программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры»
Представлены материалы для работы с детьми старшего дошкольного возраста.Музыка. Вид деятельности - слушание...
Обзор программы О.П. Радыновой "Музыкальные шедевры"
Выступление Сёминой Ю.В.Текст к презентации: Обзор авторской прогараммыО.П. Радыновой«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШЕДЕВРЫ» слайд 1.О.П. Радынова«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШЕДЕВРЫ»авторская прогара...
Презентация - Обзор программы О.П. Радыновой "Музыкальные шедевры"
Выступление Сёминой Ю.В.Текст к презентации: Обзор авторской прогараммыО.П. Радыновой«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШЕДЕВРЫ» слайд 1.О.П. Радынова«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШЕДЕВРЫ»авторская прогара...
Сценарий досуга "Беседа в музыкальной гостиной" по программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры»
Сценарий досуга"Беседа в музыкальной гостиной"по программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры»...
Конспект доминантной образовательной деятельности по восприятию музыки в соответствии с ФГОС ДО по программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры». К. Сен- Санс. Сюита «Карнавал животных».
Дети слушают Сюиту "Карнавал животных" К. Сен- Санса. Для прослушивания этих произведений используются все виды музыкальной деятельности. Дети слушая создают сказочные образы различных живот...
Конспект образовательной деятельности по восприятию музыки в соответствии с ФГОС ДО по программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры». К. Сен- Санс. Сюита «Карнавал животных».
К.Сен-Санс Сюита "Карнавал животных" по программе О.П.Радыновой "Музыкальные шедевры"...
- Мне нравится (3)