План по самообразованию "Слушание музыки" по программе О.Радыновой Музыкальные шедевры
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Каргальская Надежда Константиновна

Для детей старших и подготовительных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_na_2018-19uch_god.doc116 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План по самообразованию

музыкального руководителя

высшей квалификационной категории

Каргальской Надежды Константиновны

на 2018-2019 учебный год

Тема: «Слушаем музыку»

по программе О.П. Радыновой Музыкальные шедевры

(для детей старшего возраста)

 

Я хочу увидеть музыку,

Я хочу услышать музыку.

Что такое это музыка?

Расскажите мне скорей!

И.Исакова

Актуальность:

За основу самообразования я взяла программу О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Автором впервые  создана  научно  обоснованная   и  методически  выстроенная  система   формирования  основ    музыкальной  культуры  детей   дошкольного  возраста,  включающая  принципы, содержание,  методы  и формы  работы, учитывающая    индивидуальные  и психофизиологические   особенности  детей  и   в  интеграции  со  всеми  образовательными  областями  в  детском  саду.

Процесс музыкального воспитания имеет ключевое значение в становлении полноценной всесторонне развитой личности ребенка. В процессе восприятия музыки формируется не только музыкальный вкус, развивается интерес к различным жанрам и видам музыкального творчества, но и развивается эмоциональный интеллект, способность осознавать через средства художественной выразительности чувства окружающих людей, понимать смысл и содержание музыкальных произведений, замечать хорошее и плохое, учиться проводить параллели между миром реальных объектов и их художественной интерпретации, вырабатывается способность к самостоятельному мышлению и абстракции, что оказывает незаменимое влияние на развитие полноценной психологически устойчивой интеллектуальной личности.

Цель: 

Формирование основ музыкальной культуры   детей дошкольного возраста средствами слушания.

Основная цель программы -   развитие   творческого слышания музыки  детьми,  которое  предполагает  побуждение  детей   к  проявлениям  различных  форм  творческой  активности -  музыкальной, музыкально –двигательной, художественной.

Ведущий вид деятельности   в программе -  музыкальное восприятие, объединяющее  исполнительство, творчество, музыкально –образовательную  деятельность  на  едином  репертуаре .

Задачи:

-Накапливать опыт  восприятия  произведений   мировой  музыкальной  культуры  разных  эпох  и  стилей, а  также  расширять  знания  детей   о народной  музыки

-Вызывать  проявления  эмоциональной  отзывчивости,  развивать  музыкальные  способности,  мышление  (осознание  эмоционального  содержания  музыки, музыкальной  формы, жанра)

-Воспитывать  эстетические  чувства

-Побуждать  выражать  свои  музыкальные  впечатления  в  исполнительской,  творческой  деятельности (в  образном  слове, рисунках, пластике, инсценировках)

-Расширять  знания  о  музыке

-Вызывать  и  поддерживать  интерес  к  музыке

-Развивать  музыкально –эстетические  потребности, признание  ценности  музыки, начало  вкуса, представления  о  красоте

-Побуждать  к оценке  музыки (эмоциональной  и словесной), оценочное  отношение

Эти  задачи  едины  для  всех   возрастных  групп! 

                                Данная программа разбита на темы:

 «Настроения, чувства  в  музыке»  выражает  определённое  эмоциональное  содержание, является ведущей темой программы.

 «Песня, танец, марш», основополагающая  по  программе  для  общеобразовательных  школ Д.Б. Кабалевского.

 «Музыка  рассказывает  о  животных  и птицах»  даёт  представление  об  изобразительности  музыки, средствах  музыкальной  выразительности.

«Природа  и музыка»   включает  в  себя  произведения, в  которых  выражены   настроения, созвучные той  или  иной  картине  природы, времени  года, дня.

 «Сказка  в музыке» представляет  пьесы  классической  музыки  со  сказочным  содержанием, которые  дети  инсценируют, передавая  характер  персонажей  в  танцевальных, образных  движениях, рисунках.

  «Музыкальные  инструменты  и  игрушки»  знакомит  с  произведениями,   имитирующими  звучание  музыкальных  инструментов, а  также  музыкальными  народными  инструментами  и  инструментами  симфонического оркестра .

                                              Принципы программы:

Цикличность (повторение тем во всех возрастных групп)  позволяет  легко  вернуться  в  следующем году  к  первой  теме.  Дети  применяют  усвоенное  и  познают  новое  на  следующем  этапе  музыкального  и общего  развития.

Контрастное  сопоставление  репертуара (пьесы  с одинаковыми или  близкими  названиями). Такие  сопоставления  рождают  проблемную  познавательно – оценочную  ситуацию, заинтересовывают  детей, позволяют  лучше  осознать  услышанное.

Адаптивность    предполагает  гибкое  применение   содержания  и методов  музыкального  развития  детей  в зависимости  от  индивидуальных  и психофизиологических   особенностей  каждого  ребёнка. Допускает вариативное  применение  репертуара  внутри  каждой  темы.

Синкретизм  программы  предполагает  взаимосвязь  разных  видов музыкальной  и художественно – эстетической  деятельности в  непосредственной  образовательной  деятельности   при  объединяющей  роли  восприятия, «творческого  слышания»  музыки, побуждает  к  творческой  активности   в  следующих  формах:  музыкально –ритмические  движения, ритмопластика,  подпевание,   дирижирование,  пение, певческие  импровизации; оркестровка, игра  на  детских  музыкальных  инструментах;  рисование, восприятие  произведений  изобразительного  искусства, чтение  стихотворений, сочинение  сказок, игр –драматизаций, постановка  музыкальных  сказок  на  сюжеты  литературных  произведений (c  ведущей  ролью  музыки),кукольного  музыкального  театра  и др. видов  детской  деятельности.

Методы  и приёмы  музыкального   воспитания:

Наглядный,  словесный,  практический -   традиционные    методы  носят  развивающий  характер, побуждают  детей  к  проявлениям  различных  форм  двигательной, речевой, эстетической  активности.  Каждый  из  этих  трёх  методов  применяется  с нарастанием   проблемности:  от  прямого  воздействия (исполнение, объяснение, иллюстрация)  через  закрепление  упражнения (воспроизводящие  и творческие), создание  поисковых  ситуаций (показ   вариантов выполнения  задания)  к  самостоятельному  поиску  детьми  способов  деятельности.

Созданию  проблемных  ситуаций  способствуют  приёмы, побуждающие  к  поиску  аналогий, обобщению.  Они   формируют  музыкальное  мышление  детей,  способность  к  элементарным  суждениям, оценкам, развивают  творческое  воображение, интерес  к  музыке.

 Метод  контрастных    сопоставлений   произведений  позволяет  заинтересовать  детей, активизирует  проявление  эмоциональной  отзывчивости, художественно-образного  мышления, воображения. Этот  метод  применяется  с  учётом  возрастных особенностей.

В  младшем  возрасте контрастные  сопоставления  наиболее отчётливы, в  более старшем  возрасте  сопоставление  произведений   применяется  с  постепенным  уменьшением  контрастности  образов.

Метод  уподобления  характеру  звучания   музыки  предполагает  активизацию  разнообразных  творческих  действий, направленных на  осознание  музыкального  образа.

Моторно-двигательное   уподобление     эмоционально –образному  содержанию  музыки   (мелкая  моторика  рук, дирижёрский  жест, ритмопластика, образные  и  танцевальные  движения) побуждают  детей  к  «экспериментированию». Различение  выразительных  интонаций, акцентов, пауз, динамических, темповых, регистровых, тембровых  особенностей является  наиболее  универсальным  средством  развития  эмоциональной  отзывчивости, музыкального  мышления, творческого  воображения.

Тактильное  уподобление  характеру  звучания  музыки   -  прикосновение  руки  педагога  к  руке  ребёнка  с  одновременным  пояснением настроения  музыки (используется  в  младшем  возрасте).

Словесное  уподобление характеру  звучания  музыки   -  эмоционально – выразительные  пояснения  характера  музыки, сравнения, метафоры, слова-образы, характеризующие  смену  настроений, поэзия, сказочная  сюжетная  форма  занятий. Применяется  в каждой  возрастной  группе  по-  разному.

Вокальное  уподобление   характеру  звучания  музыки   в  виде  тихого  выразительного  напевания  педагогом  мелодии  во  время  звучания  произведения  и подпевания  отдельных  интонаций  детьми  применяется  в  младшем  возрасте . Этот  метод  способствует  различению  на  слух  конкретной  мелодии, выделению  в ней  наиболее  ярких  средств.  В средней  и  старшей  группе  дети  уже  сами  напевают  полюбившиеся   мелодии, что  свидетельствует  о  проявлении  интереса  к музыке, накопления  опыта  её  восприятия.

Мимическое  уподобление    характеру  звучания  музыки – сосредоточенное  внимание  взрослого  во  время  звучания  произведения, выражение  глаз, улыбка  или  серьёзность   крайне  важно  для  ребёнка  и  служит  своеобразным  ориентиром  в  процессе  восприятия  музыки.

Темброво-инструментальное    уподобление  характеру  звучания  музыки  применяется  в  виде  оркестровки, выбора  выразительного  тембра  инструмента, соответствующего  эмоциональному содержанию  музыкального  образа. В  младшей  группе  выполняются  простейшие  действия  с музыкальными  инструментами (шумовыми, ударными). Дети 5-7 лет  могут  применять   звуковысотные   инструменты.

Интонационное  уподобление  характеру  звучания  музыки    крайне  важно  в деятельности  с  детьми  младшего  возраста. Дети ориентируются  на  интонационную  выразительность  речи  педагога, несущую  определённый  смысл.

Цветовое     уподобление  характеру  звучания  музыки    применяется  для  закрепления  представлений о  характере  музыки, выявление  реакций  на  изменение  настроений.

Полихудожественное   уподобление  характеру  звучания  музыки    -выразительная  роль  средств    языка  разных  искусств:  живописи, художественного  слова, театра, пантомимы, балета. Сравнение  музыкального  произведения  с картиной  в  плане  общности  или  различия  выраженных  в них  настроений, музыкального  произведения  со  стихотворениями  по  эмоциональным  признакам, использование  инсценировок, театрализованных   игр, сопровождающихся  классической  музыкой, ритмопластические  импровизации  формируют  у детей  представления  о  выразительных  возможностях  искусств.

 

Автор  считает  важным то, что бы  музыка  звучала   в повседневной  жизни  детского сада  в  самых  разнообразных  ситуациях:

-слушание знакомых  музыкальных  произведений

-музыкальные  игры –путешествия в  прошлое  и настоящее

-игры –сказки

-звучание  музыки  как  фон во время  тихих  игр, рисования

-тематические  музыкальные вечера

-беседы –концерты

-театральные  постановки

-праздничные  утренники

Объём  внимания  ребёнка  дошкольного возраста невелик, поэтому  для  слушания  автором выбраны   небольшие  произведения  или     яркие  фрагменты.

 Необходимо, что бы классическая музыка  звучала  и в  семье.

План работы на 2018-2019 учебный год для детей старшей и подготовительной к школе групп.

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литера-

туры

Сентябрь-май

Изучение методического  пособия

О.П. Радыновой состоящее  из  5  книг:

1 «Настроения и чувства  в  музыки»

2 «Песня, танец, марш»

3 «Музыка  о  животных  и птицах»

4 «Природа  и музыка»

5 «Сказка  в  музыке»,

«Музыкальные инструменты  и  игрушки»

Пособие Слушаем музыку. Рекомендации к комплекту дисков «Музыкальная шкатулка»

Слушание 10 аудиодисков

Использование полученных знаний на музыкальных занятиях в работе с детьми, родителями и педагогами.

Работа с детьми

Месяц

Тема слушания:

Задачи:

Сентябрь-октябрь

«Настроение, чувства в музыке»

(диски 1 и 2)

Диск1

№3 П. Чайковского

«Новая кукла»

№4 Г.Свиридов «Попрыгунья»

№5 Г.Свиридов «Упрямец»

№9-11 Ж. Рамо «Радость», «Резвушка», «Злюка».

№13 М.Мусоргский «Слеза»

№14 Р.Шуман «Весёлый крестьянин»

№17 А.Гречанинов «Верхом на палочке»

№18 Р.Шуман  «Горелки»

№29 И.Бах «Шутка»

№30 А.Корелли «Шутка»

№31 Д.Кабалевский «Шутка»

№32 П.Чайковский «Юмореска»

Диск 2

№2 Ф.Шопен Ноктюрн

№5 И.Бах «Прелюдия»

№6 Ф.Шопен «Прелюдия»

№7 С.Прокофьев «Прелюдия»

№13 Ф.Шуман «Пьеса»

№15 Л.Бетховен «Элизе»

№17 В.Моцарт «Маленькая ночная серинада»

№19 В.Моцарт

«Рондо в турецком стиле»

№23 Л.Бетховен

«Соната №17-3часть»

№24 В.Моцарт «Сифония№40 соль мин»

№28 Л.Бетховен «Симфония №5, 1 часть»

№29 П.Чайковкий «Концерт форт с орк №1»

№30 Э.Григ «Концерт форт с орк 1 часть»

№31 Ф.Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром»

-Дать представление о том, что музыка выражает чувства, настроения.

-Познакомить с различными интонациями.

-Познакомить с основными жанрами.

-Научить сравнивать муз. произведения.

-Развивать умение через движение и мимику выражать музыку.

-Развивать музыкальные способности.

-Развивать образную речь.

Ноябрь-декабрь-январь

«Песня, танец, марш»

(диски 3,4,5 и 6)

Диск 3

№2 «Вдоль по Питерской»

№3 «Метелица»

№5 А.Гурилёв, сл Макарова «Однозвучно гремит колокольчик»

№8 М.Блантер сл М.Исаковского «Катюша»

№12 А.Лядов «Каляда-Маляда»

№17 А.Лядов «Хороводная»

№20 Н.Римский-Корсаков «Песня индийского гостя»

№22 Ф.Мендельсон Песня венецианского гондольера»

№25 И.Бах «Прелюдия до маж»

№33 П.Сарасате «Андалусский романс»

№35 Й.Гайдн «Серенада»

Диск 4

№3 И.Бах «Менуэт» из Сюиты №2

№5 Л.Боккерини «Менуэт-рондо»

№6 Л.Боккерини «Менуэт»

№9 Э.Григ «Бабушкин менуэт»

№12 И.Бах «Гавот» из Сюиты№3

№16 А.Гречанинов «Вальс»

№17 П.Чайковский «Вальс» Детский альбом

№18 П.Чайковский «Вальс»

№20 П.Чайковский «Вальс» из опены Евгений Онегин»

№23 И.Брамс «Вальс»

№29 Ф.Шопен «Вальс №7»

№30 Ф.Шопен «Вальс №11»

№31 Ш.Гуно Фауст «Вальс»

№37 И.Штраус «Голубой Дунай»

№40 Г.Свиридов «Вальс»

Диск 5

№1 П.Чайковский «Полька»

№3 И.Штраус «Полька»

№4 И.Штраус «Трик-трак»

№5 И.Штраус «

Полька-Пиццикато»

№6 Таррега Полька «Розита»

№11-16 Дж.Россини «Волшебный магазин игрушек»

11 «Тарантелла»

12 «Мазурка»

13 «Казачий танец»

14 «Шутливый танец»

15 «Медленный вальс»

16 «Галоп»

№19 А.Лядов «Полонез»

№20 П.Чайковский «Полонез» из оп Евгений Онегин.

№24 Э.Григ «Танец Анитры» из Пер Гюнта.

№25 И.Брамс «Венгерский танец №1»

№26 И.Брамс «Венгерский танец №5»

№27-28 А.Дворжак «Два славянских танца»

№31 М.Равель «Болеро»

№32 Э.Гранадос «Испанский танец»

Диск 6

№1 П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков»

№3 П Чайковский «Маленький марш»

№4 Н.Римский-Корсаков «Сказка о царе Солтане»

№5 М.Мусоргский «Богатырские ворота»

Картинки с выставки

№8 С.Прокофьев «Монтекки и Капулетти»

№9 Г.Свиридов «Военный марш»

№18 Дж.Верди Марш из оперы «Аиды»

№19 Дж.Россини Марш из оперы «Вильгельм Тель»

№20 Дж.Россини Марш из оперы «Сорока воровка»

№23 Ж.Бизе «Кармен-сюита»

№26 И.Штраус Марш из оперетты Цыганский барон.

-Дать представление о первичных жанрах в музыке и их особенностях.

-Дать представление о чертах песенности, танцевальности и маршевости.

-Дать представление о том, что музыка может иметь признаки двойственного жанрам (песенность в маршевой музыке и т пр)

-Обучение навыкам музыкально-ритмического движения.

-Развивать музыкальные способности (музыкально-слуховое представление, ладовое чувство, чувство ритма, игра на ДМИ и др)

Февраль

«Музыка  о  животных  и птицах» (диск 7)

Диск 7

№1-9, 11 К.Сен-Санс

«Карнавал животных»

1-«Королевский марш льва»

2-«Куры и петух»

3-«Птичник»

4-«Лебедь»

5-«Антилопы»

6-«Слон»

7-«Длиноухие персонажи»

8-«Кенгуру»

9-«Аквариум»

11-«Кукуша в чаще леса»

№12 Л.Дакен «Кукушка»

№17 П.Чайковский «Песня жаворонка»

№19 М.Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов»

№24 Э.Григ «Птичка»

№26 Э.Григ «Бабочки»

№31 Н.Римский-Корсаков «Полёт шмеля»

-Дать представление об изобразительных возможностях музыки.

-Научить сравнивать произведения (слышать образы птиц и животных по средствам музыкального языка.)

-Научить сравнивать произведения разных композиторов с одинаковым названием.

-Учить передавать в танцевальных, образных движениях.

-Учить находить тембры ДМИ подходящих к тому или иному животному.

-Развивать образную речь.

Март-

«Природа и музыка»

(диски 7 и 8)

Диск 7

№32 Э.Григ «Утро»

№34 П.Чайковский «Зимнее утро»

№35 И.Штраус «Вальс «Утренние листья»

№36 М.Мусоргский

«Рассвет на Москве реке»

№41 Р.Шуман «Ночь»

№42 Н. Римский-Корсаков «Ночь»

Диск 8

№1-3 А.Вивальди «Зима» Времена года

№4 П.Чайковский «Зимние грёзы»

№11 П.Чайковский «На тройке»

№13 С.Прокофьев «Тема феи Зимы «Золушка»

№16 П.Чайковский «Апрель»

№18 Э.Григ «Весной»

№20 С Прокофьев «

Тема Весны Золушка»

№24 Л.Бетховен «Гроза» 4я часть

№25 Г.Свиридов «Дождик»

№31 Э.Григ «Ручеёк»

№36 А.Вивальди «Осень»

№39 Г.Свиридов «Весна и осень»

№40 С.Прокофьев «Тема феи Осени из балета Золушка»

-Научить различать звукоподражание некоторых явлений природы.

-Развивать чувство прекрасного в жизни и искусстве, сопоставляя образы природы.

-Раскрывать красоту к художественному слову, живописи и музыки.

-Научить различать выразительные средства разных искусств.

-Развивать образную речь.

-Пробуждать передавать образы природы в рисунке созвучно музыкальному образу.

Апрель

«Сказка в музыке» (диск 9)

Диск 9

№1 П.Чайковский «Нянина сказка» из Детского альбома.

№3 П.Чайковский «Баба-Яга» из Детского альбома.

№4 А.Лядов «Баба-Яга»

№5,6 М.Мусоргский «Избушка на курьих ножках» (Картинки с выставки)

№8 Э.Григ «В пещере горного короля»

№10 М.Мусоргский «Старый замок» (Картинки с выставки)

№11 Э.Григ «Шествие гномов»

№15-17 Н.Римский-Корсаков опера Сказка о царе Салтане:

15 «Белка»

16 «Тридцать три богатыря»

17 «Царевна Лебедь»

№21-28 П.Чайковский балет Щелкунчик

21 «Марш»

22 «Испанский танец»

23 «Арабский танец»

24 «Китайский танец»

25 «Русский танец»

26 «Фея Драже»

27 «Вальс цветов»

28 «Адажио»

№32-39 П.Чайковский балет Лебединое озеро

32 «Лебеди»

33 «Вальс»

34 «Танец маленьких лебедей»

35 «Испанский танец»

36 «Мазурка»

37 «Русский танец»

38 «Неаполитанский танец»

39 «Танец пастушков»

-Научить сравнивать произведения с одинаковым названием.

-Научить понимать, какую сказку рассказывает музыка.

-Научить различать смену настроения, образов в сказке.

-Развивать воображение и образную речь детей.

-Развивать умение передавать музыкальные образы в рисунок, инсценировке сказки.

Май

«Музыкальные инструменты»

(диск 10)

Диск 10

№1 Ж.Рамо «Тамбурин»

№3 А.Гречанинов «На гармошке»

№5 И.Стравинский «Русская» из балета Петрушка

№6 И.Стравинский «Масленница» из балета Петрушка

№8 А.Лядов «Музыкальная табакерка»

№11 Пасхальный звон

№12 Праздничные звоны

№13 Свадебный звон

№14 Красный звон

№18 М.Мусоргский «Рассвет на Москве реке»

№19 С.Рахманинов «Фортеп концерт №2»

1 часть

№31 А.Вивальди «Концерт для флейты с орк ре мин»

№34 «Концерт для гобоя  оркестром ре мин»

№40 И.Бах «Фуга для органа ля мин»

-Развивать представления о связи музыкальных и речевых интонаций, близости средств выражения речи и музыки (тембр, темп, динамика, паузы, акценты)

-Умение сравнивать музыкальные произведения.

-Познакомить со

звучанием различных музыкальных инструментов.

-Развитие образной речи и умение чётко излагать свои мысли.

-Умение слушая музыкальное произведение, слышать его.

*музыкальный материал может варьироваться в течении учебного года по усмотрению музыкального руководителя.

Работа с родителями

Сентябрь-май

-Электронная рассылка «Рекомендации по слушанию классической музыки дома»

-Индивидуальные беседы с родителями

-Посещение праздников и развлечений.

-Посещение родителей музыкальных занятий.

Проведение семинара-практикума «Малые фольклорные формы» (Пассивное слушание)

Участие родителей в семинаре-практикуме.

Самореализация

Сентябрь-май

Подготовка мастер класса для педагогов.

Знакомство педагогов с программой О.П.Радыновой «Музыкальные шедевры»

Вывод:

Важно в раннем возрасте заложить предпосылки для формирования творческой интеллектуальной личности. Использование современных образовательных технологий оказывает существенную помощь в решении этой задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная презентация «Музыка и природа» из цикла занятий по парциальной программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры»

Представлены материалы для работы с детьми старшего дошкольного возраста.Музыка. Вид деятельности - слушание...

Обзор программы О.П. Радыновой "Музыкальные шедевры"

Выступление Сёминой Ю.В.Текст к презентации: Обзор авторской прогараммыО.П. Радыновой«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШЕДЕВРЫ» слайд 1.О.П. Радынова«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШЕДЕВРЫ»авторская прогара...

Презентация - Обзор программы О.П. Радыновой "Музыкальные шедевры"

Выступление Сёминой Ю.В.Текст к презентации: Обзор авторской прогараммыО.П. Радыновой«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШЕДЕВРЫ» слайд 1.О.П. Радынова«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШЕДЕВРЫ»авторская прогара...

Сценарий досуга "Беседа в музыкальной гостиной" по программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры»

 Сценарий досуга"Беседа в музыкальной гостиной"по программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры»...

Конспект доминантной образовательной деятельности по восприятию музыки в соответствии с ФГОС ДО по программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры». К. Сен- Санс. Сюита «Карнавал животных».

Дети слушают Сюиту "Карнавал животных" К. Сен- Санса. Для прослушивания этих произведений используются все виды музыкальной деятельности. Дети слушая создают сказочные образы различных живот...