Конспект образовательной деятельности по восприятию музыки в соответствии с ФГОС ДО по программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры». К. Сен- Санс. Сюита «Карнавал животных».
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Евстрикова Олеся Владимировна

К.Сен-Санс Сюита "Карнавал животных" по программе О.П.Радыновой "Музыкальные шедевры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.zanyatie_na_attestatsiyu.docx29.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект доминантной образовательной деятельности

по восприятию музыки в соответствии с ФГОС ДО

по программе О.П. Радыновой

«Музыкальные шедевры».

К. Сен- Санс. Сюита «Карнавал животных».

Предшествующая работа:

Разучивание с детьми танец «Рыбки» муз К. Сен-Санс «Аквариум», импровизация движений и  повадок зверей, слушание песни «Рыбка» М. Красева, разучивание с детьми оздоравливающего самомассажа «Кенгуру»,  Слушание отдельных пьес из симфонической сюиты К.Сен-Санса «Карнавал животных». Знакомство с «музыкальным портретом», с тем, что волшебный мир музыки может нарисовать образы самых разных животных.

В ходе занятий дети научились определять на слух тембры музыкальных инструментов: скрипки, контрабаса, фортепиано, виолончели, флейты, кларнета, познакомились с инструментом – стеклянная гармоника, научились находить средства музыкальной выразительности. Параллельно в группе воспитатели читали детскую энциклопедию «Биология»,  стихи С. Маршака «Ребятам о зверятах» и показывали фильм «Эти удивительные животные», где дети знакомились с жизнью животных кенгуру, лебедя, рыб, льва.

    Конспект образовательной деятельности:

Зал оформлен в соответствии с темой. На боковой стене висят рисунки животных.

Музыкальный руководитель:

Придумано кем-то просто и мудро:

При встрече здороваться:»Доброе утро!»

Доброе утро  - солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится  - добрым ,доверчивым…

Пусть доброе утро длится до вечера!

Ребята, посмотрите, к нам в гости на занятие пришли гости, дайте поздороваемся с ними….

Дети: Здравствуйте гости…

Музыкальный руководитель:

Ребята,а сейчас я хочу, чтобы вы поприветствовали и поздоровались друг с другом!

Валеологическая песня – распевка «Доброе утро!»

Музыкальный руководитель:

Дорогие мои ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в зоопарк. Кого вы там можете увидеть? Спешу вас обрадовать тем, что сегодня в зоопарке будет настоящий карнавал!

- А много ли вы знаете о карнавале? Что это такое!(Дети: это праздник, где можно шутить, петь песни, играть!)

Правильно, ребята, карнавал-это такой праздник, на котором все обязательно должны изменить свой облик, Можно надеть маску, карнавальный костюм или просто разукрасить себя. Главное, чтобы тебя не узнали. Карнавал, на который я вас приглашаю, будет совсем необычным. Во-первых, это карнавал не людей, а животных. Во-вторых, он музыкальный. Это значит, что всех его персонажей, мы не увидим, а услышим, потому что о них расскажет нам музыка, которую создал французский композитор Камиль Сен-Санс.(портрет на слайде)

Оправляясь на карнавал, нам нужно превратиться в разных животных, чтобы вас никто не узнал,  и чтобы вы могли повеселиться.

Начинаем превращение:

Оздоровительный массаж «Превращение»

Лепим, лепим ушки-                   щиплют пальцами мочки ушей

Слышим хорошо!

Нарисуем глазки-                        мягко поглаживают брови, закрытые глаза

Видим далеко!

Носик мы погладим                    большими пальцами гладят крылья носа

Усики расправим                        «рисуют» пальцами усы

Теперь мы не ребята,                  кружатся

А веселые зверята!                       хлопают в ладоши

- Любой праздник обычно открывают самые знатные гости, самые важные! А кто он, вы узнаете ,если отгадаете загадку:

    Устрашающе красив, он свиреп и желтогрив.

   Лапы сильны и могучи. Рык несётся выше тучи.

   Ведь не зря он –царь зверей

   В жаркой Африке своей

Музыкальный руководитель: Кто это, ребята?(Дети: Лев)

Конечно, это Лев. Мы с вами сейчас послушаем «Королевский марш Льва»

Звучит произведение К. Сен-Санс «Интродукция и королевский марш льва».

Музыкальный руководитель: Какие музыкальные инструменты играли в королевском марше?

Дети: Виолончель, скрипка, контрабас и рояль(показывает на экране).

Музыкальный руководитель: Правильно, ребята! А почему его назвали марш?

Дети: Под него можно ходить, маршировать!

 Музыкальный руководитель: Молодцы! А вы заметили, что каждая фраза заканчивается фанфарами, которые подчеркивают торжественность момента! Король лев всех созывает на карнавал.

А какой темп у марша?

Дети: Спокойный , ритмичный

Музыкальный руководитель: Да, ребята, вы правы! Поступь льва важная, неторопливая.  Время от времени в марш неожиданно вторгаются резкие звуки- это Лев подает свой голос, он рычит.

Как лев ходит под музыку?

Дети: Гордо, величаво, медленно!

Музыкальный руководитель: Представьте, что вы львы, постарайтесь горделиво под музыку изобразить львов. А когда услышите рычание в музыке, показывайте «зловещие» движения, а голосом покажите рычание львов (Глиссандо вверх РРРРР)

Музыкальный руководитель хвалит детей за интересные образы.

Музыкальный руководитель:Ребята, давайте узнаем, кто еще спешит на наш карнавал?

Ах, какой же он горластый, по утрам кричит всем:»Здравствуй!»

На ногах его сапожки, на ушах висят сережки,

На головке гребешок

Кто же это? – Петушок!

Ну а Петины подружки, и хохлатки, и пеструшки

-шумно крыльями махали, громко клювами стучали: «Ко-Ко-Ко, Ко-Ко-Ко,

Нам зерно клевать легко!

Дети: Курицы и петушок!

Музыкальный руководитель: Правильно, молодцы! (слайд петушок и курицы)

Звучит произведение К. Сен-Санс «Курицы и петухи»

Музыкальный руководитель: Ребята, какие инструменты изображают  этих героев?

Дети: Фортепиано и скрипка

Музыкальный руководитель: А как вы охарактеризуете эту пьесу?

Дети: Куриное кудахтанье передается в музыке с большим юмором, это быстрые, суетливые повторения на одном звуке, заканчивается резким скачком вверх. Куры перебивают друг друга. Неожиданно куры замолкают. Их бестолковая суматоха  внезапно прерывается…. Это запел Петух. Он воображает перед курицами, но неожиданно фальшивит «пускает петуха»

А давайте мы тоже с вами по- воображаем друг перед другом!

   Музыкально-ритмические движения «Перекличка»под музыку (ах,вы сени, мои сени!)

Девочки: Ножку ставим на носок                       выполняют ковырялочку

                 А потом на пятку

Мальчики: Мы покажем вам сейчас                     делают присядку

                   Веселую присядку

Девочки:Мы похлопаем в ладоши                       хлопают по три раза

                 Раз,два,три! Раз,два,три!

Мальчики :А мы лихо топнем ножкой               приставной шаг с притопом

                    Посмотри, посмотри!

Девочки :А мы можем вот так                               кружение с высоко

                           поднятыми ногами

Мальчики : А мы можем вот так»                        «волчок» с опорой на руку

Вместе: Все танцоры хороши!

Лихо пляшут от души!

Музыкальный руководитель: И в зале у нас появились весёлые птички. И сейчас мы их обозначим цветными платочками и цветными султанчиками. Мальчики берут султанчики, а девочки  платочки.

Звучит произведение К. Сен- Санса  «Курицы и петухи»

Дети с цветными платочками в руках изображают игровые образы суетливых разноцветных весёлых птиц.

 Музыкальный руководитель: Ребята, вы большие молодцы!

И у нас настало время следующего героя.

На карнавале принято веселиться и шутить, переодеваться и перевоплощаться. Наш следующий герой-персонаж тоже решил с нами пошутить. Кто же это? Встречаем следующего гостя.

Уши – словно две тарелки,

Хобот  - целая труба,

Как гора , огромен он –

Добрый , мудрый, серый….(слон) на экране появляется картина Слона

Звучит произведение К. Сен-Санс «Слон»

Чтобы передать образ Слона, композитор К. Сен-Санс использовал самый низкий инструмент своего оркестра. Ребята, как вы думаете какой? (ответ детей).

Музыкальный руководитель: Совершенно верно. Это – Контрабас. В мелодии контрабаса мы слышим ритм- раз, два три.

Какой это танец? (ответ детей: его танцуют легко, плавно, кружась.)

 Наверно, это легкий изящный танец и  не смотря, что наш Слон такой неповоротливый, он все- таки на карнавале танцует вальс и мы ему поможем.

Звучит произведение К. Сен-Санс «Слон»

Все дети выполняют элементы вальса.

Ну а сейчас, давайте поиграем с нашим слоном.

     Пальчиковая игра « Обед у слона»

Раз слоненку на обед (руки в замке, качают в такт)

Принесли покушать

Торт большой (перечисляют, загибая пальцы)

Пирог, рулет,сто сосисок

Сто котлет,

Яблок сумку

Ящик слив

Две морковки

И подлив.

А попить-ведро компота!

Только есть опять охота! (гладят живот)

Музыкальный руководитель:

Низкий голос контрабаса рассказал нам про Слона.

И у нас настало время следующего героя.

Очень медленно ползет

Долго ,говорят живет

Голову втянув от страха,

Скрылась в панцирь… (черепаха!)

Детям демонстрируют слайды с изображением черепахи.

Звучит произведение К. Сен-Санс «Черепахи»

Музыкальный руководитель: Какие инструменты изображают образ черепахи?

Дети: Виолончель, рояль

Музыкальный руководитель: А какой характер был у музыкального произведения?

Дети: Медленный, неторопливый, спокойный.

Музыкальный руководитель: Правильно. Давайте  с вами поиграем  с черепахой. На фоне музыки, мы выполним дыхательное упражнение, «черепашки». Когда  я стукну громко в бубен, вы должны надуть щечки и задержать дыхание, когда буду тихо звенеть бубном, вы медленно, как черепашки постепенно «раздувайтесь».

Дыхательное упражнение «Черепашки»

Музыкальный руководитель: Молодцы ,вы очень старались и у всех все получилось, здорово!

А сейчас я предлагаю вам предлагаю выучить песню и превратиться в черепашек. Вот послушайте!

М.Р. поет песню «Я на солнышке лежу»

Я предлагаю вам разучить эту песню, а помогут нам картинки на экране. Я думаю, что мы быстро справимся, так как мотив этой песни нам уже знаком.!

Экспресс – заучивание песни «Я на солнышке лежу» с использованием мнемотехники.

Разучивание происходит сидя на стульях, а заключительное исполнение стоя.

Музыкальный руководитель:

Ещё один забавный гость на карнавале животных.

Кто детишек в сумке носит,

 Кормит в ней, когда запросят,

 И укладывает спать,

 Дав немного погулять?

 Как огромный заяц скачет,

 Детки с ней и не иначе.

 Очень любит детвору

 Эта мама (Кенгуру.)

( на экране демонстрируется изображение кенгуру).

Звучит произведение К. Сен -Санс «Кенгуру».

Музыкальный руководитель:

 Как рисует музыка образ Кенгуру?

Дети: Музыка отрывистая, быстрая, осторожная, изящная, грациозная, легкая.

Музыкальный руководитель:

 Да, кенгуру, передвигается изящными грациозными прыжками, осторожно озираясь по сторонам. Какой инструмент звучал, изображая кенгуру?

Дети: Фортепьяно.

А вы знаете, что кенгуру не умеет ходить и бегать, а только прыгать,Поэтому и музыка тоже «прыгающая». Отрывистые легкие аккорды фортепиано, как будто отскакивают от клавиш. Этот прием называется «стаккато». Все аккорды звучатс форшлагами- очень короткими предваряющим звуком,который и создает эффект толчка при прыжке.. Каждая фраза , ускоряясь вначале, завершается осторожным замедлением, как будто кенгуру то и дело останавливается и озирается по сторонам.

Музыкальный руководитель:

А теперь мы с вами сделаем весёлый массаж, он так и называется «Кенгуру».

Массаж биологически активных точек «Кенгуру»

Ру-ру-ру! Рано-рано поутру – Массаж точки на груди.

Ру-ру-ру! Прискакал к нам кенгуру. Массаж точек под бровями.

Ра-ра-ра! Закричал: «Вставать пора!» Массаж точек возле крыльев носа.

Ра-ра-ра! Начинается игра! Щиплют щечки.

Ри-ри-ри! Будем прыгать, 1-2-3! Дергают мочки ушей.

Ры-ры-ры! Нет счастливей детворы! Хлопки в ладоши.

Веселье продолжается игра начинается!

Выходите поскорей, поиграем веселей!

Коммуникативная игра «Ку - Ку»

Музыкальный руководитель: Что ж , по – моему, мы здорово повеселились! У нас настоящий карнавал! Продолжаем!

Ребята, на наш карнавал пришли разные животные-большие и маленькие, толстые и тонкие, быстрые и медлительные.

Что ж, ребята, давайте узнаем следующего героя.

Горделивый, белокрылый

Он белее белых лилий

Скользит бесшумно над водой

Шея выгнута дугой

Им любуются всегда

Все на берегу пруда. Дети: Лебедь

Музыкальный руководитель: Сегодня я приготовила для вас сюрприз. Сейчас мы услышим инструмент, который смог передать грацию величественной птицы Лебедь. Я вам подскажу -  это виолончель.

Хореограф Михаил Фокин был поражён красотой музыки и придумал танец для балерины Анны Павловой. Так же исполняли этот танец знаменитые балерины: Галина Уланова, Майя Плисецкая. Мы увидим с вами выступление Майи Плисецкой, внимание на экран.

Звучит произведение К. Сен-Санс «Лебедь».

Дети просматривают видео-  ролик выступления М. Плисецкой.

Музыкальный руководитель: Вам понравилась лебедь в исполнении Маи Плесецкой? А какая она? (ответы детей)

А сейчас, я предлагаю вам немного отдохнуть, расслабиться и послушать, какие же гости прибыли к нам на карнавал! Возьмите подушки и присядьте поудобнее.

Релаксация «Аквариум»(на экране картина аквариума)

Музыкальный руководитель: Ребята, звучание каких инструментов вы здесь услышали у этого необычного гостя? Дети: скрипка, флейта.

Правильно. А чтобы создать образ этого гостя. Композитор использовал необычный инструмент, который смог передать  бульканье водички в аквариуме, передать движение великолепных рыбок. Этот инструмент называется –ФИСГАРМНИЯ! (показывает на экране)

Музыкальный руководитель:

Ну вот ребята, наш карнавал подходит к концу. Знание с вами много получили? Вам понравились пьесы, которые прозвучали? И это еще не все произведения из «карнавала животных». Там есть еще и  кенгуру, и  антилопа … вот сколько произведений…

Кто вам больше запомнился? Какие произведения Сен – Санса вы сегодня услышали.

А сейчас я хочу проверить, как хорошо вы запомнили звучание инструментов.

Игра «Угадай,  на чем играю»

 Сейчас звучит «Финал» и у нас есть возможность прослушать партии каждого карнавального гостя ещё раз. Выходим на поклон!

Звучит произведение К.Сен -Санс. «Финал»

Дети по очереди выходят, каждый на свою партию. Затем вместе кланяются и прощаются с гостями.

Музыкальный руководитель:

До свидания, ребята! Нам пора обратно в детский сад . только сначала превратимся обратно в детей.

Покружитесь, повернитесь,

В ребятишек превратитесь!

 Домашнее задание: нарисовать понравившееся животное самим или с помощью родителей. И на следующее занятие принести свои рисунки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анимированная презентация "Карнавал животных". К. Сен - Санс. Сюита "Карнавал животных".

Данная презентация направлена для показа детям при знакомстве с музыкой сюиты"Карнавал животных" композитора Камиль Сен - Санса. Анимированные картинки привлекают внимание ребят.Была использована в му...

Мультимедийная презентация «Музыка и природа» из цикла занятий по парциальной программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры»

Представлены материалы для работы с детьми старшего дошкольного возраста.Музыка. Вид деятельности - слушание...

Обзор программы О.П. Радыновой "Музыкальные шедевры"

Выступление Сёминой Ю.В.Текст к презентации: Обзор авторской прогараммыО.П. Радыновой«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШЕДЕВРЫ» слайд 1.О.П. Радынова«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШЕДЕВРЫ»авторская прогара...

Презентация - Обзор программы О.П. Радыновой "Музыкальные шедевры"

Выступление Сёминой Ю.В.Текст к презентации: Обзор авторской прогараммыО.П. Радыновой«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШЕДЕВРЫ» слайд 1.О.П. Радынова«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШЕДЕВРЫ»авторская прогара...

Сценарий досуга "Беседа в музыкальной гостиной" по программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры»

 Сценарий досуга"Беседа в музыкальной гостиной"по программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры»...

Конспект доминантной образовательной деятельности по восприятию музыки в соответствии с ФГОС ДО по программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры». К. Сен- Санс. Сюита «Карнавал животных».

Дети слушают Сюиту "Карнавал животных" К. Сен- Санса. Для прослушивания этих произведений используются все виды музыкальной деятельности. Дети слушая создают сказочные образы различных живот...

Конспект занятия по слушанию музыки К. Сен-Санса «Аквариум» (из цикла сюиты «Карнавал животных»)

В раннем возрасте ребёнка слушание музыки как средство музыкального развития играет главную роль. Развивая музыкальный слух, детей приучают сосредоточивать внимание на источнике звука, искать и н...