Статья «Внедрение инновационных форм работы с семьей в условиях реализации ФГОС»
статья по теме

Желенина Светлана Владиславовна

Внедрение инновационных форм работы с семьей в условиях реализации ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья22.14 КБ
PDF icon Презентация908.5 КБ

Предварительный просмотр:

Желенина С.В.,

(заведующий, МБДОУ «Детский сад № 24», Бийск)

Статья «Внедрение инновационных форм работы с семьей в условиях реализации ФГОС»

Инновация возникает в результате конструктивного отношения к изменениям. Инновационный процесс состоит в целенаправленном и организованном поиске изменений и в систематическом анализе этих изменений. Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения — важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационная деятельность – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств (новых методов, методики, технологии, программы). Развитие ДОУ, переход в новое качественное состояние не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств. Сегодня в сфере образования выделяется большое число инноваций различного характера, направленности и значимости, проводятся большие и малые государственные реформы, внедряются новшества в организацию, содержание, методику, технологию преподавания.

Для нашего ДОУ актуальна тема взаимодействия всех участников образовательного процесса. Наиболее значимым направлением является сотрудничество с семьей воспитанников. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Поэтому, осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса в нашем детском саду, мы решили остановиться на таком важном направлении в работе ДОУ как работа с семьей.

Основной целью взаимодействия педагогов нашего дошкольного учреждения с семьей является создание единого пространства или алгоритма (триады) «родители — дети — педагоги». Для достижения данной цели перед сотрудниками ДОУ ставятся следующие задачи:

- создание условий для участия родителей в жизни ребенка в детском саду;

- установление партнерских, доверительных, уважительных отношений между педагогами и родителями;

- оказание педагогической поддержки родителям в воспитании ребенка и повышении компетентности в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей;

- непрерывное повышение компетентности педагогов во взаимодействии с семьями воспитанников.

В зависимости от поставленных задач педагогами  ДОУ используются следующие формы работы с родителями: информационная, просветительская, организационная, организационно — деятельная, участие родителей в педагогическом процессе. Наиболее эффективными формами вовлечения родителей в образовательный процесс, процесс социализации и формировании личности ребенка является:

- Неделя открытых дверей. В настоящее время они приобретают широкое распространение. Однако сегодня можно говорить о данной форме общения педагогов и родителей как нетрадиционной, в связи с изменением принципов взаимодействия педагогов и родителей.

По мнению исследователей, дошкольное учреждение способно в полной мере удовлетворить запросы родителей только при условии, что оно является открытой системой. «Неделя открытых дверей» дает родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас мы стремимся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него. В эту неделю  родители, законные представители, имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях.

- Информационные стенгазеты. (Информационная форма)  Где с помощью фотосъемки представлены интересные моменты жизнедеятельности ребенка в детском саду. Здесь так же используются рубрики «Дети говорят», «Мы рассуждаем», «Интервью», «Что мы думаем о.», в которых раскрывается рассуждения детей о жизненных ситуациях, высказываются личностные отношения к тому или иному явлению, предмету, поступку и т. д.

- Дни добрых дел. (Организационно — деятельная) Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями. В зависимости от плана работы, необходимо составить график помощи родителей, обговорить каждое посещение, вид помощи, которую может оказать родитель и т.д.

- Практика круглых столов. (Просветительская форма) Способствует формированию взаимодоверия, потребности тесного взаимодействия родителей и педагогов в жизнедеятельности дошкольного учреждения. Темы могут самые разные, например «Особенности социального развития», «Мой ребенок. Кто он?», «Какие общие «открытия» могут делать взрослые вместе со своими детьми».

- Интерактивные досуговые мероприятия. (Организационно-деятельная) Всевозможные акции, праздники, мероприятия как на уровне ДОУ, так и муниципальном, участниками, которых являются дети, родители, педагоги. Где взрослые служат примером для подрастающего поколения активной жизненной позиции. Например, акции «Посади дерево» посвященное 70 летию Победы, «Накормим птиц», праздники «Масленица», «День защиты детей», «Супер - папа»,  «Турнир по пионерболу», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Папа, мама, я - спортивная семья».

- Детско-родительские проекты. (Организационно-деятельная форма) Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. 
Проекты: «Эколята-дошколята»,  «Волонтерское движение», «Из чего состоят волосы?», «Генеалогическое древо»,  «Через какие проводники проходит электрический ток», «Почему люди любят рыбалку», «Мир динозавров», «Почему домашних животных называют «домашними»»,  «Пауки», «Почему орлов называют хищниками?», «Самые большие животные?» и др.

Таким образом, внедрение инновационных форм работы с семьей позволяет вовлечь родителей в педагогический процесс ДОУ. Родители стали активно сотрудничать с детским садом, включаться в различные формы совместной работы, что помогает педагогам решить многие воспитательно-образовательные задачи. Инновационные формы работы с семьей способствуют сближению родительского сообщества, установлению партнерских отношений с семьями воспитанников. Педагоги стали активнее использовать в работе новые технологии, учитывая социальный запрос, интересы, нужды и потребности родителей. В детском саду накоплен фактический материал проведенных мероприятий: проекты, сценарии, конспекты, фото и видеоматериалы. Таким образом, работа с родителями является важнейшим условием развития образовательного учреждения, так как оказывает значительное влияние не только на разностороннее развитие детей, но и, в конечном итоге, на повышение имиджа дошкольного учреждения.

Литература:

  1. Арнаутова, Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей [Текст]: Управление дошкольным образовательным учреждением / Е.П. Арнаутова, 2002.- №4. - 66с.
  2. Белкина, В.Н. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям [Текст] / В.Н. Белкина, Н.Н. Васильева, Н.В. Елкина. - Ярославль: Академия, 2006. - 320 с.
  3. Доронова, Т.Н., Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития [Текст]: методическое руководство для работников ДОУ / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина - М.: Линка – Пресс, 2001.- 224 с.
  4. Дуброва, В.П. Теоретико-методические основы взаимодействия детского сада с семьей: Учебное пособие [Текст] / В.П. Дуброва. - Минск, 1997. - 74 с.
  5. Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника [Текст] / Е.С. Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 96 с.
  6. Зверева, О.Л., Кротова, Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект [Текст] / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Сфера, 2005. - 80 с.
  7. Козлова, А.В., Дешеулина, Р.П. Работа ДОУ с семьей [Текст] / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. - М.: Сфера, 2004 - 112 с.
  8. Леонтьева, А., Лушпарь, Т. Родители являются первыми педагогами своих детей [Текст]  Дошкольное воспитание, 2005. - № 8. - 57 - 59с.



Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Внедрение инновационных здоровьесберегающих и оздоровительных технологий в условиях реализации ФГОС»

Внедрение инновационных здоровьесберегающих и оздоровительных технологий в условиях реализации ФГОС...

Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС

Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС...

Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС

Презентация для воспитателей "Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС"...

«Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС»

Не один год Надежда Михайловна занимается методиками работы образовательных учреждений с семьёй и убеждена, что эта проблема ещё только начинает по-настоящему разрабатываться учёными, воспитател...