«Понятие и виды театрализованных игр»
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Понятие и виды театрализованных игр
Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие, радость. Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. В педагогической литературе, посвященной изучению роли театрализованных игр в становлении личности ребенка, авторы приводят разные квалификации театрализованных игр. Артемова Л.В. предлагает классифицировать их в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывают сюжет на:
• игры драматизации и режиссерские игры.
В играх драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности – интонацию, мимику, пантомиму.
Видами драматизации являются
• игры имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
• ролевые диалоги на основе текста;
• инсценировки произведений;
• постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
• игры импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.
Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду:
• настольный,
• плоскостной и объемный,
• кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.
• катушечный;
• ложковый;
• баночный;
• кулачковый и т.д.
В них ребенок не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой
Так я разделила театрализованные игры в зависимости от художественного оформления на игры драматизации, игры с настольным театром, фланелеграф, теневой театр, театр Петрушки, игры с марионетками.
Все перечисленные виды театрализованных игр требуют режиссирования и проговаривания реплик. Тут необходимы и выразительные интонации, типичные для определенного образа, характеризующие его поступки и поведение, и соответствующая мимика, дополняющая игру голоса.
Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.
Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения
Игра наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно- образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности ребенка дошкольника не только потому, что в ней упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание. Ребенок осознает себя, учиться желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках, выражения впечатлений, знаний и эмоций.
Ни с чем не сравнимую радость вызывает у дошкольников праздничные, радостные представления. Дети 34 лет очень впечатлительны, особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно конкретного мышления детям инсценировка художественного произведения помогает ярче и правильнее его воспринимать.
Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли , инсценируют какой ни будь готовый литературный материал . Это словесное творчество детей , нужное и понятное самим детям.
Умело поставленные воспитателем вопросы при подготовке к игре побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.
Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».
Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых.
Методика подготовки к театрализованным занятиям.
содержание театрализованных занятий должно включать в себя:
• упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной
• упражнения по социально эмоциональному развитию детей. Коррекционно развивающие игры;
задания для развития речевой интонационной выразительности;
• игры превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения;
• упражнения на развитие детской пластики;
• ритмические минутки (логоритмика);
• пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения;
• упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
• театральные этюды
• отдельные упражнения по этике во время драматизации;
• подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
• знакомство не только с текстом сказки, но и средствами ее драматизации — жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит), мизансценой и т.д.
Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трех основных целей:
1) развитию речи и навыков театрально исполнительской деятельности;
2) созданию атмосферы творчества;
3) социально эмоциональному развитию детей.
Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом какого либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой, т.е. со «знаками» визуального языка. В соответствии с этим практическое действие каждого ребенка является важнейшим методическим принципом проведения данных занятий.
Одно из главных условий — эмоциональное отношение воспитателя к читаемому. При чтении детям необходима не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств педагога. Для малышей это является как бы образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям.
Причем чем меньше ребенок, тем определеннее, акцентированнее должно быть чтение.
Недопустима даже мысль о разделении детей на «зрителей», т.е. на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие. Нельзя пускать в атмосфере занятий страха перед ошибкой, чтобы бы дети боялись выйти «на сцену». Поэтому, предлагая «сыграть» или «показать» что либо, педагог должен исходить из реальных возможностей конкретных детей.
Подготовку к театрализованной деятельности мы проводили в несколько этапов.
1. Воспитателю выразительно читает произведение.
2. Проводится беседа, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности пример, после чтения стихотворения С. Маршака «Котята» можно спросить у детей: «Какое настроение у хозяйки в начале стихотворения? Как вы догадалась об этом?»
3. Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом театрализовать прочитанное. Поэтому при чтении мы широко использовали весь комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности.
Нами были глубоко изучены дети группы как личности, чтобы понять, что чувствует ребенок, слушая наше чтение.. Если ребенок, писал он, «не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение — это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу».
4. Для развития у детей умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев мы использовать специальные упражнения, проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?».
Например, воспитатель читает отрывок из сказки и спрашивает: согласны, что эта песня принадлежит волку, а не козе из сказки «Волк и семеро козлят»? («Козлятушки ребятушки, отворитеся, отопритеся...») Почему вы так думаете?» Или показываем детям иллюстрации с лисой и спрашиваем: «Вы согласны, что эта лиса из сказки «Лиса, заяц и петух»? Почему вы так ли?» Отвечая на эти вопросы и объясняя, почему они так они думают, дети вынуждены вспоминать и представлять определенный образ, огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации в детских книгах, а также видеофильмы, музыкальные подборки по прочитанным произведениям. При рассматривании с и иллюстраций особое внимание необходимо уделить анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ним?», «Почему он плачет?» и др.).
5. После беседы о прочитанном (или рассказанном) и подобных упражнений необходимо вновь вернуться к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов
Из многообразия средств выразительности в детском саду мы во 2й младшей группе
• формируем у детей простейшие образновыразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных), например, после слушания песни «Петушок» В. Витлина изобразить, как поет и двигается петушок, как прыгают зайцы, идет медведь, имитировать движения усталой и резвящейся лошадки и т.д.;
• проговариваем с детьми слова одного персонажа – например, в сказке «Теремок» надо попроситься как мышка и как вол. Кто жалобнее скажет? Кто похож больше?;
• разыгрываем диалог двух персонажей: проговариваем слова и действуем за каждого – это упражнение в интонировании диалога. Дети хорошо чувствуют и повторяют интонации, построенные на контрастах. Например, как разговаривают три медведя. Воспитатель называет сказку, а дети, угадывают за какого из медведей говорит воспитатель. Затем дети сами с помощью интонации загадывают друг другу загадки;
• читаем четверостишия с разными интонациями, отдельные фразы. При этом обращаем внимание, как меняется смысл. Например, произнесите фразу «Посадил дед репку» меняя ударенное слово, произнесите фразу удивленно, с грустью, гневно, весело и т.д.
• используем споры диалоги – в кругу детей сажаем перед собой ребенка, даем ему в руки персонаж, а себе возьмем другой и ведем диалог, вовлекая в него партнера так, чтобы вызвать его изумление, удивление, возражения:
Воспитатель Ребенок
Что у тебя? Мячик.
Да, нет, посмотри внимательно. Вижу: мячик.
Нет, не мячик, а кубик. Кубик?
Да, кубик, кубик! Нет, не кубик, не кубик!
В самом деле? А что же? Мячик, мячик…
Неужели мячик? Да вот же мячик!
Подобные упражнения, развивают не только эмоциональную окрашенность речи, но и пантомимику. Все эти упражнения мы использовали как на речевых занятиях, так и физкультурных, музыкальных, в свободной деятельности. Передать характер персонажей в движении помогает музыка. Например, после прослушивания в грамзаписи русской народной мелодии «Курочка и петушок» воспитатель может спросить детей, подходит ли эта музыка образу смелого петушка из сказки «Лиса, заяц и петух», и попросить показать данный образ в движении. После этого можно предложить детям загадать друг другу загадки, имитируя движения различных животных. Причем, наблюдая с детьми за исполнителями, необходимо учить их подмечать различия в характере одного образа («Чем отличается лиса Таня от лисы Аленки?» и т.д.).
При обучении детей средствам речевой выразительности нами использовались знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика).
Таким образом, ненавязчиво и непринужденно, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми. Следует подчеркнуть, что здесь важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений. Выполнение таких упражнений закономерно приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость и др.) и способами их невербального и вербального выражения. Особое внимание детей надо обратить на связь между настроением и особенностями вербальной и невербальной выразительности (силой голоса, темпом, интонационными и логическими ударениями).
Значение этой работы усиливается тем, что без глубокого понимания эмоционального состояния и способов его внешнего проявления невозможна выразительность речи.
Работа на занятии строилась по трехчастной структуре: беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения.
Таким образом, театрализованные занятия могут включать как разыгрывание сказок, каких либо сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни смешной случай, интересное событие и др.
Занятия в основном строятся по единой схеме:
— введение в тему, создание эмоционального настроения;
— театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
— эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Таким образом, развитию речевых навыков, уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:
— выбор детьми роли по желанию;
— назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей, имеющих проблемы с речью;
— распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
— проигрывание ролей в парах.
Во время занятий необходимо:
— внимательно выслушивать ответы и предложения детей;
— если они не отвечают, не требовать объяснений, а переходить к действиям с персонажем;
— при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;
в заключение различными способами вызывать у детей радость,.*
Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи и социально-эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:
— единства социально-эмоционального и когнитивного развития;
— насыщении этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;
— постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
— наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;
— совместного участия в данном процессе детей и взрослых.
Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы поможет решить использование в педагогическом процессе театрализованных игр. Они пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игра – дело серьезное, но и веселое то же. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.
Игры драматизации позволяют решать одновременно несколько задач: развитие речи и навыков театрально исполнительской деятельности, созданию атмосферы творчества, социально эмоциональному развитию детей.
Театрализованные игры могут быть организованы в утренние и вечерние часы, органично включены в различные занятия, запланированы специально в недельном расписании по родному языку. Работа с детьми над образами персонажей включает в себя и развитие выразительности речи, и развитие пластики, двигательных способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм, нравственного развития. Главная особенность этих игр в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие и виды театрализованных игр. доклад.
Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.Участвуя в театрализова...
Понятие и виды адаптации
Понятие и виды адаптацииДетский сад-это новое окружение, новая обстановка ,новые люди. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и болезненное привыкание к её услови...
Воображение- понятие и виды у детей старшего дошкольного возраста
В связи с особенностями и причинами возникновения различают: непроизвольное, произвольное воображение, творческое воображение. ...
Понятие, причины, виды, формы дизартрии.
Понятие, причины, виды, формы дизартрии....
Понятие игры. Виды игр и особенности их развития в ДОУ.
Игра занимает в жизни ребенка-дошкольника особое место. Игры используются в ходе непосредственно образовательной деятельности, в свободное время дети с успокоением играют в придуманные ими игры. Иссле...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Понятие «одаренность». Виды, типы одаренности
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Понятие «одаренность». Виды, типы одаренности ...
Основные понятия, функции, виды, средства, методы и принципы адаптивной физической культуры
Основные понятия, функции, виды, средства, методы и принципы адаптивной физической культурыПонятия «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура&raqu...