Основные понятия, функции, виды, средства, методы и принципы адаптивной физической культуры
методическая разработка по коррекционной педагогике
Основные понятия, функции, виды, средства, методы и принципы адаптивной физической культуры
Понятия «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура»
Перечисленные понятия являются очень сложными, многогранными и имеют большое количество различных определений, трактовок.
Так, Л. П. Матвеев подчеркивает, что при истолковании общего понятия «культура» его обычно противопоставляют понятию «природа». К природе же относят все, что существует по естественным законам, не зависящим от человека, и не является результатом его деятельности (все неживое и живое в мире, не преобразованное человеком). К явлению культуры относят продукты, результаты и способы преобразовательной деятельности человека (общества), т. е. деятельности, направленной на преобразование природы для удовлетворения человеческих потребностей. Культура неразрывно связана с деятельностью и потребностями.
Деятельность — это различные виды и способы процесса освоения мира, его преобразования, изменения для удовлетворения потребности человека и общества. При этом человек, осваивая окружающий мир, всякий раз наполняет его смыслом, придает ему новое, ценностно-смысловое измерение, всякий раз как бы заново порождает его, и тем самым порождает себя, обретает себя в этом очеловеченном мире (Быховская И. М., 1993).
Потребность — это нужда в чем-то, жизненная или бытовая необходимость, важнейшие источники и условия развития личности и общества, побудительные причины социальной деятельности людей.
Обычно выделяют два класса потребностей — естественные и социальные. К первым относится нужда в пище, воде, воздухе, движении, размножении, защите потомства. Они присущи как животным, так и человеку. Социальные потребности можно разделить на потребности личности и общества.
К числу наиболее важных потребностей общества относится необходимость создания здоровой, жизнедеятельной и мобильной нации, воспитания всесторонне и гармонически развитых людей и создания объективных условий для свободного и безграничного развития их сил, способностей и дарований (В. М. Выдрин). Среди потребностей личности, например с точки зрения гуманистической психологии (А. Х. Маслоу), следует особо выделить потребности безопасности и защиты, принадлежности и любви, самоуважения, самоактуализации или личного совершенствования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Основные понятия, функции, виды, средства, методы и принципы адаптивной физической культуры
Понятия «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура»
Перечисленные понятия являются очень сложными, многогранными и имеют большое количество различных определений, трактовок.
Так, Л. П. Матвеев подчеркивает, что при истолковании общего понятия «культура» его обычно противопоставляют понятию «природа». К природе же относят все, что существует по естественным законам, не зависящим от человека, и не является результатом его деятельности (все неживое и живое в мире, не преобразованное человеком). К явлению культуры относят продукты, результаты и способы преобразовательной деятельности человека (общества), т. е. деятельности, направленной на преобразование природы для удовлетворения человеческих потребностей. Культура неразрывно связана с деятельностью и потребностями.
Деятельность — это различные виды и способы процесса освоения мира, его преобразования, изменения для удовлетворения потребности человека и общества. При этом человек, осваивая окружающий мир, всякий раз наполняет его смыслом, придает ему новое, ценностно-смысловое измерение, всякий раз как бы заново порождает его, и тем самым порождает себя, обретает себя в этом очеловеченном мире (Быховская И. М., 1993).
Потребность — это нужда в чем-то, жизненная или бытовая необходимость, важнейшие источники и условия развития личности и общества, побудительные причины социальной деятельности людей.
Обычно выделяют два класса потребностей — естественные и социальные. К первым относится нужда в пище, воде, воздухе, движении, размножении, защите потомства. Они присущи как животным, так и человеку. Социальные потребности можно разделить на потребности личности и общества.
К числу наиболее важных потребностей общества относится необходимость создания здоровой, жизнедеятельной и мобильной нации, воспитания всесторонне и гармонически развитых людей и создания объективных условий для свободного и безграничного развития их сил, способностей и дарований (В. М. Выдрин). Среди потребностей личности, например с точки зрения гуманистической психологии (А. Х. Маслоу), следует особо выделить потребности безопасности и защиты, принадлежности и любви, самоуважения, самоактуализации или личного совершенствования.
Наиболее полное определение физической культуры дано в работах Л. П. Матвеева: «Физическая культура — органическая часть (отрасль) культуры общества и самого человека; основу ее специфического
содержания составляет рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора физической подготовки к жизненной практике, оптимизации своего физического состояния и развития.
Проведя анализ проблем телесности в социокультурном измерении, И. М. Быховская дает следующее определение физической (телесной) культуры: «Физическая культура — это область культуры, регулирующая на основе ценностей нравственности деятельность человека (ее направленность, способы, результаты), связанную с формированием, сохранением и использованием телесно-двигательных качеств человека, исходя из представлений о нормах и идеалах их функциональности, коммуникативности, экспрессивности и красоты»
Физическая культура — это вид культуры человека и общества. Это деятельность и ее социальные и индивидуально значимые результаты по созданию всесторонней готовности человека к жизни, оптимизации его состояния и развития; это специфический процесс и результат человеческой деятельности, а также средства и способы совершенствования и гармонизации всех сторон и свойств индивида (физических, интеллектуальных, эмоционально-волевых, эстетических, этических и др.) с помощью физических упражнений, естественно-средовых и гигиенических факторов.
Таким образом, адаптивная физическая культура — это вид (область) физической культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, и общества. Это деятельность и ее социально и индивидуально значимые результаты по созданию всесторонней готовности человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, к жизни; оптимизации его состояния и развития в процессе комплексной реабилитации и социальной интеграции; это специфический процесс и результат человеческой деятельности, а также средства и способы совершенствования и гармонизации всех сторон и свойств индивида с отклонениями в состоянии здоровья (физических, интеллектуальных, эмоционально-волевых, эстетических, этических и др.) с помощью физических упражнений, естественно-средовых и гигиенических факторов.
Определения «инвалид», «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», «лица с отклонениями в состоянии здоровья», «реабилитация», «социальная интеграция», «образ жизни»
По определению Федерального закона «О социальной защите инвалидов» от 24.11.1995 г. № 181, «инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость ею социальной защиты». Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, глава 1, ст. 2). Обследование детей психолого-медико-педагогической комиссией осуществляется по письменному заявлению родителей (законных представителей).
В соответствии с «Положением о психолого-медико-педагогической комиссии», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 г. № 1082, она создается с целью своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптивной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
Необходимо иметь в виду, что дети-инвалиды и дети (обучающиеся) с ограниченными возможностями здоровья — это две разные категории детей, которые однако могут и совпадать.
Подчеркнем, что они определяются (получают соответствующий статус) разными организациями:
первые — Государственной службой медико-социальной экспертизы, а вторые — психолого-медико-педагогической комиссией, хотя в случае обращения родителей (законных представителей) в обе организации и при наличии соответствующих показателей ребенок может иметь статус и инвалида, и обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.
В практике же социального (коррекционного) образования довольно часто обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания не являются инвалидами, и, напротив, дети-инвалиды обучаются в обычных (массовых) школах и не используют адаптированные образовательные программы.
И еще об одном термине, широко используемом в адаптивной физической культуре. Речь идет о термине «лица с отклонениями в состоянии здоровья», который входит в наименования бывшей специальности, а ныне направления подготовки кадров по адаптивной физической культуре. Группа разработчиков государственных образовательных стандартов, включая федеральный, по адаптивной физической культуре, вводила этот термин как обобщенное понятие, охватывающее и инвалидов, и детей-инвалидов, и инвалидов с детства, и обучающихся (лиц) с ограниченными возможностями здоровья, и обучающихся (студентов) специальных медицинских групп, и, вообще, всех, у кого наблюдались устойчивые отклонения в состоянии здоровья (хронические заболевания, состояние в период реабилитации после травм, болезней и т. п.;.
Основные категории граждан, отнесенные к «лицам с отклонениями в состоянии здоровья»:
1 — инвалиды, 2 — лица (обучающиеся) с ограниченными возможностями здоровья, 3 — обучающиеся и студенты специальных медицинских групп, 4 — другие категории лиц, имеющих хронические заболевания, находящихся на стадии ремиссии, и др.
Термин «реабилитация» происходит от латинского «ability» — способность, «rehabilitatio» — восстановление способности. В энциклопедическом словаре медицинских терминов она определяется как «комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма, а также социальных функций и трудоспособности больных и инвалидов».
Изменения в жизни общества нашей страны, произошедшие в последние десятилетия, характеризуются усилением внимания к проблемам реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья, осознанием реабилитации инвалидов в России как важной государственной задачи.
Формирование современной нормативно-правовой и институциональной практической базы реабилитации (принятие Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181, утверждение «Положения об учреждении Государственной службы медико-социальной экспертизы» в 1996 г. и др.) сочетается с разработкой ее концептуальных основ (Кантор В. З., 2000).
В настоящее время в качестве цели реабилитации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, как правило, рассматривается социальная интеграция, которая понимается, во-первых, в статическом плане как некоторое состояние достигнутого и зафиксированного положения инвалида в обществе и, во-вторых, применительно к отдельно взятому инвалиду (т. е. только в индивидуальной плоскости).
Однако, как справедливо отмечает В. З. Кантор (2000), категория «социальная интеграция» является одной из фундаментальных категорий социологии и обозначает «процесс установления оптимальных связей между социальными институтами, группами, эшелонами власти и управления». Следовательно, будучи процессуальной по своей природе, социальная интеграция инвалидов не может выступать в качестве цели (и тем более результата) их реабилитации.
Функции адаптивной физической культуры
Под функцией следует понимать социальную обязанность адаптивной физической культуры, различные проявления ее многогранной роли, ее возможности воздействовать на человека с отклонениями в состоянии здоровья, удовлетворять и развивать потребности личности и общества.
Функции раскрывают сущность адаптивной физической культуры и ее основных видов, демонстрируют ее огромные потенциальные возможности в работе с лицами с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов, их реабилитации, социализации, повышении уровня качества жизни.
Поскольку адаптивная физическая культура является масштабным социальным феноменом с очень большим количеством функций, в учебнике преимущественно рассматриваются лишь те из них, которые может реализовывать специалист, бакалавр, магистр по адаптивной физической культуре.
Это четыре группы функций:
— реабилитационные (коррекционная, компенсаторная, профилактическая);
— педагогические (образовательная, воспитательная, ценностно-ориентационная, профессионально-подготовительная);
— физического воспитания и спорта (развивающая, соревновательная, рекреативная, гедонистическая, творческая);
— социальные (гуманистическая, социализирующая, интегративная, коммуникативная).
Реабилитационные функции
Коррекционная функция адаптивной физической культуры является одной из ведущих.
Данная функция направлена на создание условий и обеспечения работы по лечению и коррекции основного и сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений в состоянии здоровья занимающихся.
Необходимо подчеркнуть, что коррекционная функция адаптивной физической культуры является ведущей не только для такого ее вида как физическая реабилитация, но и для всех остальных: адаптивного физического воспитания, адаптивного спорта, адаптивной двигательной реабилитации, креативных и экстремальных видов двигательной активности человека.
Здесь крайне важно иметь в виду, что разумно подобранные комплексные воздействия с помощью физических упражнений, естественно-средовых и гигиенических факторов с соответствующим психолого-педагогическим сопровождением позволяют скорректировать деятельность практически всех органов и систем занимающихся: его внутренних органов, сенсорных систем, опорно-двигательного аппарата, речевых функций, интеллекта и др.
Компенсаторная функция особенно актуальна в работе с людьми, у которых какой-либо орган или система потеряны или нарушены навсегда. Потерю конечности, зрения, слуха, разрыв спинного мозга, нарушения интеллекта и подобного рода повреждения организма восстановить невозможно.
Профилактическая функция адаптивной физической культуры предусматривает использование доступных для того или иного вида заболевания или повреждения физических упражнений, естественно-средовых и гигиенических факторов для предупреждения гиподинамии и гипокинезии, наваливающихся подобно снежному кому на человека с теми или иными отклонениями в состоянии здоровья.
Педагогические функции
Специалист (бакалавр, магистр) по адаптивной физической культуре — прежде всего педагог (учитель, тренер, воспитатель), и в набор его «инструментов» воздействия на занимающихся входят педагогические средства и методы обучения и воспитания. Именно педагогические функции адаптивной физической культуры демонстрируют возможности специалиста для работы с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, и предопределяют его общепрофессиональные и профессиональные компетенции.
Образовательная функция в адаптивной физической культуре занимает важное место, определяющее стратегию и тактику работы, прежде всего с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Хотя, безусловно, осуществление данной функции имеет большое значение и в работе с другими возрастными категориями занимающихся.
Воспитательная функция адаптивной физической культуры создает возможности для формирования всесторонне развитой гармоничной личности.
Ценностно-ориентационная функция адаптивной физической культуры позволяет сориентировать на формирование аксиологической (ценностной) концепции жизни человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая человека с инвалидностью, в основе которой находятся ценности здорового образа жизни, установки на максимально возможную самореализацию в любом виде человеческой деятельности, на принятие демократических норм и принципов, реализацию толерантного поведения.
Профессионально-подготовительная функция адаптивной физической культуры состоит в подготовке занимающихся к возможной профессиональной деятельности.
Функции физического воспитания и спорта
Учитывая, что основным «орудием» воздействия на занимающихся в адаптивной физической культуре является упражнение, данная группа функций является наиболее значимой.
Развивающая функция адаптивной физической культуры создает предпосылки для всестороннего развития человека с отклонениями в состоянии здоровья (физического, интеллектуального, психического, волевого и др.) в процессе занятий физическими упражнениями.
Как правило, любые отклонения в состоянии здоровья человека, ограничивающие его двигательные проявления, являются причинами гиподинамии и гипокинезии. Поэтому при реализации развивающей функции в адаптивной физической культуре прежде всего стремятся к активизации именно физического развития занимающихся.
Соревновательная функция адаптивной физической культуры базируется на состязательности важном социальном и этнологическом принципе.
Рекреативная функция адаптивной физической культуры реализуется как удовлетворение потребностей в активном отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности с целью восстановления физических и духовных сил, общении.
Гедонистическая функция адаптивной физической культуры предполагает получение удовольствия от движений, наслаждения, радости, восторга, ощущения счастья.
Творческая функция адаптивной физической культуры заключается в возможности создания условий для положительной созидательной активности во имя утверждения общечеловеческих ценностей, взращивания человеческого в человеке, роста и сбережения культуры.
Критериями творческого процесса являются: – принципиальная новизна; – социальная значимость; – совершенство исполнения.
Социальные функции
Социальные функции адаптивной физической культуры предполагают раскрытие особенностей отношений человека с отклонениями в состоянии здоровья и общества.
Гуманистическая функция адаптивной физической культуры направлена на признание основных положений гуманизма, в соответствии с которым человек, независимо от состояния его здоровья, является высшей ценностью в жизни мира; рассматривается не как средство, а как цель различных сфер общественной жизни и общественного развития в целом, как критерий (мера) оценки всех социальных процессов, явлений, сфер общественной жизни.
Адаптивная физическая культура, реализующая личностно-ориентированную гуманистическую концепцию отношения общества к инвалидам и другим категориям лиц с отклонениями в состоянии здоровья, по существу, представляет собой результат формирования новых социальных установок, смены старых представлений о социальной политике, ее модернизации, нового социального мышления. Вторгаясь в сферу новых концептуальных установок идеологии, философии, психологии человека и социума, адаптивная физическая культура постоянно сталкивается со стереотипами и догмами старого мышления, старых мировоззренческих теорий
Социализирующая функция адаптивной физической культуры раскрывает возможности включения человека с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе с инвалидностью, в жизнь общества, усвоения опыта социальной жизни, образцов поведения, социальных норм, ролей и функций, вхождений в социальную среду и социальные группы, с одной стороны, формирование собственных социальных образований (спортивных и иных федераций, ассоциаций, обществ), своеобразное «завоевание» социального пространства – с другой.
Социализация – сложное многогранное явление, продолжающееся всю жизнь, в ходе которой выделяют такие институты социализации, как семья, школа, вуз, трудовой коллектив, команда, общество и др.
Интегративная функция адаптивной физической культуры направлена на вхождение человека с отклонениями в состоянии здоровья в социум, освоение образцов поведения, характерных для современного образа жизни здоровых людей.
Основные виды адаптивной физической культуры
Исходя из потребностей лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, можно выделить следующие виды адаптивной физической культуры.
Адаптивное физическое воспитание (образование) – вид адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребностям индивида с отклонениями в состоянии здоровья в его подготовке к жизни, бытовой и трудовой деятельности; в формировании положительного и активного отношения к здоровому образу жизни. В процессе занятий адаптивным физическим воспитанием у людей с отклонениями в состоянии здоровья формируется комплекс специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых сенсорно-перцептивных и двигательных умений и навыков; развиваются основные физические и психические качества; повышаются функциональные возможности различных органов и систем; развиваются, сохраняются и используются в новом качестве оставшиеся в наличии телесно-двигательные характеристики.
Адаптивный спорт – вид адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности личности в самоактуализации, максимально возможной самореализации своих способностей, сопоставлении их со способностями других людей; потребности в коммуникативной деятельности и, вообще, социализации.
Адаптивная двигательная рекреация – вид адаптивной физической культуры, позволяющий удовлетворить потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности, получении удовольствия, общении.
Адаптивная физическая реабилитация – вид адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребность инвалида с отклонениями в состоянии здоровья в лечении, восстановлении у него временно утраченных функций (помимо тех, которые утрачены или разрушены на длительный срок или навсегда в связи с основным заболеванием, например, являющимся причиной инвалидности).
Креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентированные практики адаптивной физической культуры – вид адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в самоактуализации, творческом саморазвитии, самовыражении духовной сущности через движение, музыку, образ (в том числе художественный), другие средства искусства.
Экстремальные виды двигательной активности – вид адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности лиц с отклонениями в состоянии здоровья в риске, повышенном напряжении, потребности испытать себя в необычных, экстремальных условиях, объективно и (или) субъективно опасных для здоровья и даже для жизни.
Средства адаптивной физической культуры
Данное уточнение распространяется и на следующие термины: «слово» (средство) и «словесный метод» или «метод слова» (метод); «идеомоторное упражнение» (средство) и «метод идеомоторной тренировки» (метод); «психорегулирующее упражнение» (средство) и «методы психорегулирующей тренировки» (метод).
Требует уточнения и понятия: «техническое средство», «тренажер», «инвентарь», «оборудование».
С одной стороны, техническое средство может представлять собой спортивный инвентарь, спортивное оборудование (кресло-коляска, санки, салазки и др.), предопределяющее суть физического упражнения, выполняемого с его помощью. В этом случае техническое средство является частью этого упражнения, неотъемлемым компонентом естественной тренировочной и соревновательной деятельности инвалида.
С другой стороны, техническое средство может выступать как тренажер, обеспечивающий искусственные условия выполнения упражнений с целью облегчения обучения двигательным действиям и развития физических качеств и способностей лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Поэтому в первом случае следует использовать термин «спортивный инвентарь», а во втором – «тренажер».
Физические упражнения
Основным средством адаптивной физической культуры является физическое упражнение – особый вид двигательной деятельности, при помощи которого осуществляется направленное воздействие на занимающегося и решаются образовательные, воспитательные, развивающие, коррекционные, компенсаторные и профилактические задачи. Помимо основного средства – физического упражнения, в адаптивной физической культуре используются дополнительные (общепедагогические, спортивно-медицинские и их специализированные разновидности) и вспомогательные средства.
Физические упражнения, являясь осознанными целенаправленными действиями, связаны с целым рядом психических процессов (вниманием, памятью, речью и др.), с представлениями о движениях, мыслительной работой, эмоциями и переживаниями и т. п., развивают интересы, убеждения, мотивы, потребности, формируют волю, характер, поведение и являются, таким образом, одним из средств духовного развития человека; т. е. влияют одновременно на организм и личность.
Важным классификационным признаком разделения физических упражнений является спортивный инвентарь, с помощью которого выполняются физические упражнения: кресло-коляска, санки для лыжного спорта, салазки для хоккея и др.
Дополнительные средства
Специальный спортивный инвентарь для лиц с отклонениями в состоянии здоровья
В адаптивной физической культуре используется большая группа специальных дополнительных средств, без которых занятия с лицами, имеющими определенные отклонения в состоянии здоровья, в том числе с инвалидами, вообще невозможны. Это – средства, обеспечивающие доступность к занятиям, и средства, представляющие собой важнейший компонент соревновательной деятельности, – спортивный инвентарь для инвалидов: протезная техника для верхних и нижних конечностей, многочисленные технические средства, в которых спортсмен тренируется, соревнуется сидя (коляски для различных видов спорта, санки для занятий лыжными видами спорта, конструкции для велоспорта и многие другие), специальное оборудование для выполнения упражнений сидя (для волейбола сидя, легкоатлетических метаний, фехтования и др.), специальные озвученные мячи для незрячих спортсменов и др.
В качестве первого классификационного признака (основания деления) возьмем цель деятельности, выполняемой человеком, находящемся в техническом средстве, и роль двигательных действий по управлению, маневрированию техническим средством в этой деятельности.
Второй классификационный признак – степень участия активных мышечных усилий человека или внешних сил в перемещении технического средства вместе с человеком – относится к первой группе «перемещающих» технических средств.
Следующий классификационный признак – особенности приложения человеком мышечных усилий (или конкретнее – к чему именно они приложены) – позволяет разделить на перечисленные ниже классы наиболее многочисленные и разнообразные «перемещающие» технические средства, приводящиеся в движение преимущественно за счет активных мышечных усилий занимающегося.
Средства вербального (речевого) воздействия
Роль слова в любом педагогическом процессе исключительно велика. Его рассмотрение обычно проводится при описании методов формирования знаний. Хотя слово относится и к тому, чем (посредством чего) воздействуют на занимающегося. К числу специализированных средств и приемов речевого воздействия на занимающихся, особенно в процессе урочных занятий, относятся: – инструктирование (точное и емкое объяснение при постановке заданий); – указания и команды; – сопроводительные пояснения и замечания; – оценочные суждения: оценка выполненных заданий с пояснением ошибок, причин удач и неудач.
Особую группу составляют средства и принципы, основанные на использовании внешней и внутренней речи (мысленное проговаривание – осуществление речи, но беззвучно, про себя), а также устные сообщения – отчеты, самоприказы, самооценки. Таким же путем обеспечивается повышение познавательной активности занимающихся, стимулирование у них процессов самостоятельного анализа, осмысления, обучения. Как утверждает М. М. Боген, прочувствовать движение – значит связать мышечные, проприорецептивные ощущения со словом.
Идеомоторные и психорегулирующие упражнения
В отличие от физического упражнения, идеомоторное и психо-регулирующее упражнение представляет собой специально направленное использование внутренней речи, образного мышления, мышечно-чувствительных и других чувствительных представлений для самовоздействия на физическое и психическое состояние, регулирование его и обеспечение готовности к действию.
Идеомоторное упражнение – многократное мысленное воспроизведение двигательного действия с особой концентрацией внимания на его решающих фазах, операциях, совершаемых при обычном исполнении с ошибками. Эмоциональная самонастройка на предстоящее действие осуществляется с помощью эмоциональных, волнующих образов, привлекаемых из жизненного опыта, литературы, кино и т. д. Аутогенная тренировка, психорегулирующая тренировка представляют собой систему приемов самовнушения, специальных средств релаксации, заимствованных из психогигиены, психологии и медицины.
Средства обеспечения наглядности
К данной группе средств относятся: – графические и аналогичные пособия (рисунки, схемы, фотографии, кино-, контурограммы и др.); – предметные модели и макеты (муляжи – модели тела человека, металлические модели системы «тело гимнаста – снаряд», макет игровой площадки с фигурами спортсменов, макет слаломной трассы и др.); – кинокольцовки, видеомагнитофонные записи, кинофильмы; – наглядные ориентиры, вводящие в обстановку действия (мячи на подвесках, флажки, мишени, линии на дорожке и др.).
Технические средства и тренажеры
Тренажером является средство материально-технического обеспечения учебно-тренировочного процесса, позволяющее организовать искусственные условия для эффективного формирования умений и навыков, развития и совершенствования качеств и способностей человека, соответствующих требованиям его будущей деятельности. К тренажерам, применяемым в физической культуре, следует отнести те, которые позволяют в искусственных условиях эффективно формировать двигательные умения и навыки, развивать и совершенствовать качества и способности занимающегося, необходимые ему для деятельности, характерной для физической культуры (спортивной, образовательной, рекреационной, реабилитационной и др.).
Поскольку современные виды физической культуры сильно отличаются друг от друга по составу действия и способам деятельности, то понятие «тренажер» включает лишь самые общие и в то же время существенные отличительные признаки. Важным этапом решения проблемы эффективного формирования упражнений с заданными свойствами с помощью тренажеров является построение их классификации. Правильно построенная классификация не только позволяет охватить все изучаемые объекты с учетом их развития и связей между ними, но и способствует обнаружению новых, неизвестных ранее объектов и выявлению их связей с существующими. Для построения естественной классификации тренажеров, применяемых для формирования физических упражнений, вначале рассмотрим способы, обеспечивающие преимущественно энергосиловой аспект взаимодействия технических устройств с занимающимися и реализующие поток информации, поступающей к учащемуся по каналу прямой связи.
Естественно-средовые и гигиенические средства
К данным средствам и факторам относится использование воды, воздушных и солнечных ванн в целях укрепления здоровья, закаливания организма. Естественные силы природы усиливают положительный эффект физических упражнений. Для инвалидов купание, плавание, ходьба босиком по траве, песку, гальке, туризм, рыбалка, прогулки на лыжах, велосипеде, лодке, подвижные и спортивные игры на открытых площадках и другие виды рекреативной деятельности не только эмоциональны по содержанию, но и оказывают тренирующее и закаливающее действие, повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, снижают частоту простудных заболеваний.
Для детей-инвалидов плавание с первых недель и месяцев жизни оказывает благотворное влияние на развитие организма. Массирующие действия воды, разгрузка позвоночника, свобода движений в безопорной среде укрепляют мышцы, связки, суставы, усиливают обменные процессы, периферическое кровообращение, глубину дыхания, улучшают сон, аппетит, настроение ребенка. К гигиеническим факторам относятся правила и нормы общественной и личной гигиены: быта, труда, отдыха, питания, окружающей среды, одежды, обуви, спортивного инвентаря и оборудования. Для инвалидов они имеют первостепенное значение. Так для людей с нарушением зрения площадки для занятий на воздухе должны быть заранее подготовлены: определены ее размеры, по периметру установлены ограничительные ориентиры, исключены помехи из кустарника, ям, камней и т. п. Естественно-средовые факторы только тогда становятся средствами физического воспитания, когда их воздействие упорядочено, дозировано по продолжительности, силе и направленности. В противном случае они остаются лишь условиями среды, влияние которых на физическое состояние, здоровье и работоспособность может быть как положительным, так и отрицательным.
Методы адаптивной физической культуры
В педагогике метод (от греч. слова metodos – путь к чему-либо) – это способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность преподавателя и обучающегося, направленная на решение задач обучения, воспитания и развития. В физической культуре метод – это разработанная с учетом педагогических закономерностей система действий педагога (учителя, преподавателя, тренера), целенаправленное применение которой позволяет организовывать теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение им знаний, двигательных действий, развитие физических качеств и формирование свойств личности. Методический прием – способ реализации того или иного метода в конкретной педагогической ситуации. Прием – это составная часть метода. Под методикой в теории физической культуры понимается: – в узком смысле – совокупность различных методов, обеспечивающих успешность овладения отдельными упражнениями; – в широком смысле – совокупность не только методов, но и форм организации занятий, например методики физического воспитания в образовательных организациях. В адаптивной физической культуре выделяют три группы методов: – обучения; – развития физических качеств и способностей; – воспитания.
Методы обучения
В теории физической культуры (Курамшин Ю. Ф., 2003) и адаптивной физической культуры (Шапкова Л. В., 2005) методы обучения обычно представлялись двумя группами: – формирования знаний; – обучения двигательным действиям.
В настоящее время такое разделение нецелесообразно по следующим соображениям. Во-первых, потому что разделение методов обучения на эти группы, несмотря на очевидные и неизбежные повторения ряда методов в обеих группах, подчеркивает их специфику и даже приводит к их противопоставлению. На самом деле это не так. Усвоение знаний, формирование действий и понятий представляют собой сходный процесс, в котором определяющим является формирование психических явлений и который базируется на важнейших положениях отечественной психологии о единстве внешней, предметной и внутренней, психической деятельности, имеющей в обоих случаях одинаковую структуру, а выделенные ее составляющие проникают одна в другую (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев). Во-вторых, разделение методов обучения, сложившееся в физическом воспитании и отображающее практику реализации теоретической подготовки обучающихся в процессе урока физической культуры: «за отведенный на уроке период времени», «без ущерба для двигательной активности», «при выполнении упражнений в оптимальном темпе», «перед выполнением задания», «без уменьшения моторной плотности урока» и т. п. – признает существенную специфику, а по существу, неполноценность, если не сказать ущербность процесса формирования знаний, т. е. отведение ему второстепенной роли (Завьялов Л. К., 1999). С этим нельзя согласиться, тем более в адаптивной физической культуре, где требования к теоретической подготовленности занимающихся выше, чем в физической культуре, и необходимость проведения отдельных теоретических занятий с использованием соответствующих методик более чем очевидна. Это обусловлено особенностями лиц с отклонениями в состоянии здоровья, наличием у них заболеваний, а иногда и инвалидности, необходимостью знания противопоказаний для лиц конкретных возрастных, гендерных и нозологических групп, специфики используемых нагрузок для каждого вида заболевания и многого другого.
Методы воспитания
В настоящее время методы воспитания целесообразно разделить на три группы:
– методы воздействия на сознание, чувства и волю обучающихся (методы формирования нравственного сознания);
К данной группе методов относятся информационные методы – беседа, лекция, разъяснение, совет,
рассказ на этические темы, пример, внушение, а также поисковые, взаимного просвещения и дискуссионные.
– методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (методы формирования нравственного поведения);
К данной группе методов относятся: педагогическое требование, общественное мнение, приучение,
упражнение, создание воспитывающей ситуации.
– методы регулирования, корректирования и стимулирования поведения и деятельности (методы поощрения и наказания).
К данной группе методов относятся методы соревнования, поощрения и наказания. Их характеристика подробно дана в педагогике. Отметим нетрадиционные приемы – «авансированная оценка», «соревнования с форой», «косвенное воздействие», «включение неожиданных трудностей», «отсроченное наказание» или «наказание ожиданием наказания». Помимо перечисленных методов воспитания, используются стратегические методы (факторы) воспитания). К ним относятся: – метод воспитывающей среды; – метод воспитывающей деятельности; – метод осмысления человеком себя в реальной жизни.
Методы развития физических качеств и способностей
Многократное выполнение физических упражнений сопровождается не только улучшением качества техники, но и тренирующим воздействием, развитием адаптационных процессов, охватывающих все системы и функции организма. Упорядоченный подбор физических упражнений, регулирование их продолжительности и интенсивности определяют характер и степень воздействия физической нагрузки на организм занимающихся, развитие его отдельных способностей. Принято различать пять основных физических способностей (качеств): силу, скорость, координацию, выносливость и гибкость. Каждой из них присуща специфическая структура, целевая направленность движений, мышечная координация, режим работы и его энергообеспечение. Развитие физических качеств подчиняется общим закономерностям: этапности, неравномерности, гетерохронности – независимо от пола, возраста, наследственных факторов, состояния здоровья.
В целях направленного развития физических качеств у лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов используются те же методы, что и для здоровых людей, но с учетом специфики их заболевания: – для развития мышечной силы – методы максимальных усилий, повторных усилий, динамических усилий, изометрических усилий, изокинетических усилий, «ударный» метод и метод электростимуляции; – для развития скоростных качеств (быстроты) – повторный, соревновательный, игровой, вариативный (контрастный), сенсорный методы; – для развития выносливости – равномерный, переменный, повторный, интервальный, соревновательный, игровой методы.
Методика развития выносливости, силовых и скоростных качеств инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья опирается на диагностику их функционального состояния, оптимальные и доступные режимы тренировочной нагрузки (длительность и интенсивность упражнений, продолжительность и характер отдыха, объем физических упражнений в одном занятии, целесообразность их чередования, факторы утомления и восстановления работоспособности), учет медицинских противопоказаний и контроль за динамикой функционального, физического, психического состояния.
Формы организации занятий в адаптивной физической культуре
Многообразие форм организации и построения занятий физическими упражнениями разделяют на две группы: – урочные формы, – неурочные формы.
В зависимости от классификационного признака уроки по физической культуре разделяют:
– по целевой направленности физического воспитания: уроки общего физического воспитания (общей физической подготовки), уроки широкого общего физического воспитания (всесторонней общей подготовки к любой двигательной деятельности), уроки относительно ограниченной общей физической подготовки, уроки специализированного физического воспитания, уроки спортивной тренировки, уроки прикладной физической подготовки, занятия урочного типа с лечебной направленностью;
– по основному предмету и программному содержанию занятий: узкопредметные (видовые) – гимнастика, легкая атлетика, плавание, спортивные игры и др.; комплексные уроки;
– в зависимости от основных сторон процесса физического воспитания, которые акцентируются или полностью составляют занятия: уроки образовательной направленности, уроки со специальной
воспитательной направленностью, уроки с гигиенической направленностью, уроки с коррекционной, компенсаторной или профилактической направленностью, комбинированные уроки.
В отличие от сложившейся практики в физической культуре в адаптивной физической культуре уроки разделяются на три вида:
1) теоретические уроки, на которых осваиваются знания, способы их использования, формируются мотивы к занятиям и ценностные ориентации;
2) инструкторско-методические уроки, на которых отрабатываются различные умственные, перцептивные, двигательные действия, комплексы упражнений, технологии физкультурно-спортивной деятельности до уровня, позволяющего занимающемуся выполнять их самостоятельно без руководства педагога;
3) практические уроки, реализующие все перечисленные ранее формы организации и построения занятий.
Большое внимание уделяется в адаптивной физической культуре домашним заданиям как теоретического, так и практического характера, которые выполняются дома самостоятельно обучающимся или с помощью родителей, родственников.
Неурочные формы
В физическом воспитании получили распространение неурочные формы организации занятий: – утренняя гимнастика; – вводная гимнастика (перед уроками, лекциями, работой); – физкультурные паузы и минутки; – спортивные развлечения (игры, катания на коньках, велосипедах и др.); – прогулки, туристические походы, соревнования и др. Эти занятия могут быть: – эпизодическими, однократными (например, походы, спортивные развлечения, соревнования); – систематическими (утренняя вводная гимнастика, физкультурные минутки и паузы, гигиенические прогулки и др.).
Большинство неурочных занятий самодеятельные и проводятся с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или восстановления работоспособности, развития двигательных качеств, совершенствования в спортивных движениях и др. Неурочные формы занятий также могут различаться по целевой направленности (общеподготовительная и специализированная). Занятия с общеподготовительной направленностью служат решению различных задач и подразделяются на три характерных вида (каждый со своими разновидностями).
1. Занятия общегигиенического характера. К ним относятся: – гигиеническая гимнастика; – прогулки; – бег «трусцой»; – занятия на «дорожках здоровья»; – купание, плавание. Все они служат целям активизации, улучшения и поддержания на оптимальном уровне физического состояния.
2. Занятия учебно-вспомогательного характера: – самостоятельные занятия, связанные с выполнением заданий педагога по общей физической подготовке, и др.; – репетиции к выступлениям, физкультурным праздникам, парадам. Первые, как правило, носят индивидуальный характер, вторые – чаще являются групповыми, даже массовыми.
3. Занятия смешанного характера, в которых представлены элементы и общегигиенических, и учебно-вспомогательных. К ним относятся: – туристские прогулки выходного дня; – туристские походы; подвижные и спортивные игры рекреационного типа; – спортивные развлечения рекреационного типа.
Принципы адаптивной физической культуры
Современное состояние развития адаптивной физической культуры диктует необходимость уточнения положений, лежащих в основе выделения отдельных групп принципов. Выделение четырех групп принципов обусловлено следующими соображениями.
Первая группа принципов – реабилитационные принципы – учитывает закономерности, накопленные в специальной психологии, специальной педагогике, включая олигофренопедагогику.
Вторая группа принципов – педагогические принципы – ориентируют специалиста по адаптивной физической культуре на использование огромного опыта, накопленного в педагогике и представленного в ее основных разделах – теории обучения (дидактике) и соответственно общеметодических принципах воспитания.
Третья группа принципов – принципы физического воспитания и спорта, выражающие специфические закономерности адаптации человека к физическим нагрузкам и развитие тренированности с учетом факторов, обусловленных отклонениями в состоянии здоровья.
Четвертая группа принципов – социальные принципы – отражает установочные положения, определяющие особенности взаимоотношений общества и человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая, разумеется, инвалидов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ДОУ IV ВИДА"
Презентация раскрывает цели и задачи адаптивной физической культуры и психофизические особенности детей с нарушением зрения....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Адаптивная физическая культура – средство преодоления недостатков в физическом развитии дошкольников с нарушением зрения.
В общей системе воспитания ребёнка дошкольного возраста физическое воспитание занимает особенное место, поскольку именно в дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физич...
Умственное развитие детей средствами адаптивной физической культуры
В данной статье раскрываются основные аспекты умственного развития детей средствами адаптивной физической культуры....
Использование креативных видов адаптивной физической культуры для коррекции осанки детей дошкольного возраста
Использование креативных видов АФК...
Адаптивная физическая культура как эффективный метод реабилитации
адаптивная физическая культура как эффективный метод реабилитации...
«Физическое развитие детей с ЗПР средствами адаптивной физической культуры»
Коррекционно -оздоровительные мероприятия по двигательному режиму детей с ЗПР....