Понятие игры. Виды игр и особенности их развития в ДОУ.
статья

Алексеева Людмила Васильевна

Игра занимает в жизни ребенка-дошкольника особое место. Игры используются в ходе непосредственно образовательной деятельности, в свободное время дети с успокоением играют в придуманные ими игры. Исследователи отмечают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidyigry.docx14.22 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие игры. Виды игр и особенности их развития в ДОУ.

Игра занимает в жизни ребенка-дошкольника особое место. Игры используются в ходе непосредственно образовательной деятельности, в свободное время дети с успокоением играют в придуманные ими игры. Исследователи отмечают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребенка. В таких играх, называемых «жизненной лабораторией» (С.Т. Щацкий), наиболее полно проявляется личность ребенка, поэтому игра является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, нравственного, физического).

В теории игра рассматривается с различных позиций. С точки зрения философского подхода игра ребенка главным способом освоения мира, который она пропускает сквозь призму своей субъективности. Человек играющий – это человек, который создает свой мир, а значит, человек творящий. С позиции психологии отмечается влияние игры на общее психическое развитие ребенка: на формирование его восприятия, памяти, воображения, мышления; на становление его произвольности. Социальный аспект проявляется в том, что игра – это форма усвоения общественного опыта, ее развитие происходит под влиянием окружающих детей взрослых.

К.Д. Ушинский определили игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путем подражания ребенок воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально недоступные ему формы поведения и деятельности взрослых. Создавая игровую ситуацию, дошкольники усваивают основные стороны человеческих отношений, которые буду реализованы впоследствии.

Педагогический аспект игры связан с пониманием ее как формы организации жизни и деятельности детей. В основе игровой деятельности лежат, по мнению Д.В. Менджерицкой, следующие положения:

- игра призвана решать общевоспитательные задачи, первоочередной среди которых является развитие нравственных и общественных качеств;

- игра должна носить развивающий характер и проходить под пристальным вниманием педагога;

- особенность игры как формы жизни детей состоит в ее проникновении в различные виды деятельности (труд, учеба, быт).

Условно игры можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые (творческие) игры и игры с правилами.

Сюжетно-ролевые игры – это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения.

К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами и игрушками, словесные дидактические, настольно-печатные, музыкально-дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта).

Помогая становлению детских игр, воспитатель должен уделять внимание активизации творческих проявлений детей, самостоятельной игре, развитию педагогического творчества.

Рассмотрим подробнее характеристику некоторых игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие и характеристика театральных игр как художественной деятельности, их виды условия и значение в развитии речи дошкольников.

Театрализованная деятельность имеет огромное значение для развития творческих способностей  дошкольников, она позволяет решать вопросы развития личности, активизирует словарь, развивает монологич...

Понятие о связной монологической речи и особенности ее развития у детей с речевой патологией

Понятие о связной монологической речи и особенности ее развития у детей с речевой патологией...

Понятие адаптации, виды адаптации и особенности ее проявления

Понятие адаптации, виды адаптации и особенности ее проявления...

Статья на тему «Понятие речи и особенности ее развития у детей раннего дошкольного возраста»

Речь является уникальной способностью человечества, которая отличает людей от животных, также она представляет собой важнейшее достижение в плане передачи опыта....

Статья на тему :"Понятие виммельбух: виды, особенности применения у дошкольников"

Виммельбух— детская развивающая книжка-комикс крупного формата с яркими, детализированными, максимально насыщенными визуальной информацией иллюстрациями.Родоначальниками жанра виммельбухов можно...

Понятие пространственной координации и особенности ее развития в старшем дошкольном возрасте

Актуальность данной статьи обусловлена тем, что требования современной концепции развития физической культуры и спорта в России, а так же требования Федерального закона «Об образовании»...

Понятие дидактическая игра, её структура, специфические особенности и место в педагогическом процессе дошкольного учреждения

Понятие дидактическая игра, её структура, специфические особенности и место в педагогическом процессе дошкольного учреждения...