КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Понятие «одаренность». Виды, типы одаренности
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odarennost.docx | 24.14 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Понятие «одаренность». Виды, типы одаренности.
Подготовил материал:
педагог-психолог Ботнарь Г.Е.
Март 2019 г.
Одаренность, рассматриваемая как высокий уровень творческого потенциала, выражающийся в высокой исследовательской активности человека, в его возможностях легкого и творческого учения, к созданию новых творческих «продуктов» в науках, искусствах, технике, социальной жизни (А.М. Матюшкин, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич, Е.Л. Яковлева, Д.Б. Богоявленская и др.)
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Среди критериев выделения видов одаренности следует выделить следующие:
- 1) вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики;
- 2) степень сформированности одаренности;
- 3) форма проявлений;
- 4) широта проявлений в различных видах деятельности;
- 5) особенности возрастного развития.
Таблица 1. Виды одаренности
Критерии | Виды одаренности |
Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики (интеллектуальная, эмоциональная, мотивационно-волевая сферы) |
|
Степень сформированности одаренности |
|
Формы проявления |
|
Критерии | Виды одаренности |
Широта проявлений в различных видах деятельности |
|
Особенности возрастного развития |
|
В литературе достаточно часто встречаются и другие виды одаренности, которые также следует знать и уметь распознавать педагогу:
- 1. Интеллектуальная одаренность. Интеллектуально одаренные ученики точно и глубоко анализируют содержание обучения, склонны к его философскому осмыслению. Для них характерен высокий уровень интеллекта, благодаря которому эти учащиеся легко усваивают разные предметы. Выделяется два основных подтипа интеллектуальной одаренности: когда проявляются, прежде всего, общие умственные способности и нет какой-либо специализации, и когда, напротив, способности проявляются, прежде всего, в одной какой-либо специальной области знания. Познавательная потребность является непременной характеристикой любого типа одаренности, но именно у этих учащихся проявляется наиболее отчетливо.
- 2. Академическая одаренность. Академически одаренные учащиеся также отличаются высоким уровнем интеллекта, однако на первый план выходят особые способности к обучению. Академический тип одаренности также имеет свои подтипы: есть учащиеся с широкой способностью к обучению (они легко осваивают любую деятельность, проявляют заметные успехи во всех школьных науках), а есть учащиеся, у которых повышенные способности к усвоению проявляются лишь в одной или нескольких близких областях деятельности (в точных науках или гуманитарных). В некоторых случаях учителю бывает трудно различить интеллектуальный и академический тип одаренности - и те, и другие могут блестяще учиться, у тех и других есть познавательная потребность. Разница заключается в особой умственной самостоятельности интеллектуалов, в их повышенной критичности мышления, способности самостоятельно выходить на глобальное, философское осмысление сложных интеллектуальных проблем. А академически одаренные школьники всегда успешны именно в учении.
- 3. Творческая одаренность. Одаренные дети имеют высокий творческий потенциал. Наиболее общей характеристикой одаренности является ярко выраженная познавательная потребность (стремление к новому знанию, способу или условию действия), составляющая основу познавательной мотивации, которая у одаренного ребенка доминирует над другими типами мотивации.
Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка описывается следующими признаками:
- 1. Наличие специфических стратегий деятельности. При этом выделяются три уровня успешности деятельности:
- быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
- использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;
- выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных, на первый взгляд, идей и решений.
- 2. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции. Например, для одаренного ребенка типичен, наряду со способностью практически мгновенно схватывать существенную деталь или очень быстро находить путь решения задачи, рефлексивный способ переработки информации.
- 3. Особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной готовности развернуть их в качестве контекста в нужный момент времени; категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности).
- 4. Своеобразный тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений. Одаренные дети с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка включает:
- 1. Повышенную познавательную потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.
- 2. Повышенную избирательную чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.), либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественной и т.д.).
- 3. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело.
- 4. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
- 5. Высокую требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении.
Краткий обзор некоторых концепций одаренности позволяет выделить общие для большинства авторов структурные компоненты одаренности:
- 1) доминирующая познавательная мотивация;
- 2) специфические своеобразные стратегии деятельности;
- 3) общие (интеллектуальные, обучаемость) и (или) специальные (математические, технические, музыкальные, художественные и др.) способности выше среднего уровня);
- 4) креативность (способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии, порождать оригинальные идеи, используя нестандартные способы деятельности).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ИЗОТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ». КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ «РАЗНЫЕ ВИДЫ ТЕРАПИИ - КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Влияние изотерапии на развитие личности дошкольника....
Консультация для воспитателей "Понятие практического метода и приема".
Консультация для воспитателей "Понятие практического метода и приема" об использовании современных методов для развития речи дошкольников....
Консультация для воспитателей "Организация различных видов игр для дошкольников в летний период "
К лету дети очень устают от организованной воспитательно-образовательной деятельности, активность их внимания резко снижается уже в мае. Поэтому в летние каникулы детей нельзя нагружать непосредственн...
Консультация для воспитателей по теме «Виды игр и методика их организация».
Игр в наше время очень много, все они очень разнообразны: по своей тематике, структуре. Но выделяют всё таки 3 класса игр. А вот какие вы прочтёте в этом материале....
Консультация для воспитателей на тему: «Влияние типа нервной деятельности детей на их взаимоотношения со взрослыми»
Консультация для воспитателейТема: «Влияние типа нервной деятельности детей на их взаимоотношения со взрослыми»...
Консультация для воспитателей с элементами практикума «Типы родителей и возможные варианты взаимодействия с ними»
Уже давно в педагогических кругах стала известной фраза: «Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями».Когда я общаюсь с вами, вы приводите массу примеров, как нел...
консультация для воспитателей "Понятия «здоровье ребенка», «здоровый дошкольник», принципы оздоровительной работы с детьми в ДОУ (по работам Ю.Ф. Змановского)"
принципы оздоровительной работы в ДОУ Ю.Ф. Змановский...