Воображение- понятие и виды у детей старшего дошкольного возраста
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1_baskakova.docx | 15.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Воображение- понятие и виды у детей старшего дошкольного возраста
В связи с особенностями и причинами возникновения различают: непроизвольное, произвольное воображение, творческое воображение.
Непроизвольное, или пассивное, воображение - оно является самым простым видом воображения и состоит в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно (персеверация), текут, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы. Непреднамеренное воображение имеет место и в состоянии бодрствования, не следует думать, что новые образы всегда возникают в результате сознательной целеустремленной деятельности человека. «Отличительной особенностью представлений является их изменчивость вследствие неустойчивости следовых возбуждений в клетках мозга и того, что они легко вступают в связь с остаточными процессами возбуждения в соседних центрах». Траектория этого возбуждения не является, как говорил Павлов, твердо зафиксированной ни в своей величине, ни в своей форме, отсюда легкость воображения, наблюдаемая, например, у детей дошкольного возраста, которые часто отличаются чрезмерным фантазированием и отсутствием критического отношения к создаваемым образам. Лишь жизненная проверка практикой постепенно упорядочивает эту широкую и непреднамеренную деятельность воображения у детей и подчиняет ее руководству сознания, в результате чего воображение приобретает преднамеренный активный характер.
«Произвольное воображение представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности». Такое активное воображение развивается уже в детских играх, в которых дети берут на себя те или другие роли, необходимость отобразить наиболее правильно в игре выбранную роль и приводит к активной работе воображения. Дальнейшее развитие активного воображения происходит в процессе труда, особенно когда он требует самостоятельных, инициативных действий и творческих усилий: труд требует деятельности воображения, отчетливых представлений того предмета, который должен быть сделан, и тех операций, которые при этом должны быть выполнены. Произвольное воображение, хотя и в несколько иной форме, имеет место в творческой деятельности. Здесь также стоит задача, которая является моментом для деятельности его воображения, но, поскольку продуктом этой деятельности являются предметы искусства, воображение подчиняется требованиям, вытекающим из характера и особенностей данного вида искусства.
«Творческое воображение - это воображение, характерной особенностью этого вида воображения является создание новых образов в процессе творческой деятельности человека, будет ли это искусство, наука или техническая деятельность». Писатели, живописцы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах своего искусства, прибегают к творческому воображению. Они не просто фотографически копируют жизнь, но создают художественные образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в своих наиболее ярких чертах, вместе с тем в этих образах отражается и личность писателя, его понимание окружающей жизни, особенности присущего ему художественного стиля.
Воображение в старшем дошкольном возрасте становится управляемым. Формируются действия воображения: замысел в форме наглядной модели, образ воображаемого предмета и существа, образ действия с предметом, воображение перестает сопутствовать прослушиваемым сказкам или рассматриваемым рисункам, оно приобретает самостоятельность, ребенок контролирует и определяет характер своего воображения – воссоздающего или творческого. При этом он сам контролирует движение образов воображения. Конечно воображение старшего дошкольника это прежде всего творчество «для себя», хотя ребенок с радостью готов поделиться с близкими своими переживаниями связанными с метаморфозами своей внутренней жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие воображения и активизация словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через нетрадиционные занятия.
Доклад из опыта работы с детьми с общим недоразвитием речи включает в себя теоретическую и практическую часть. Раскрывает основные функции воображения, тесную связь воображения и речи ребёнка. Раскрыт...
Развитие воображения и творческой активности у детей старшего дошкольного возраста
В данной презентации вы можете ознакомиться с основами развития воображения и творческой активности у детей старшего дошкольного возраста. ...
Формирование понятий "Мера", "Измерение" у детей старшего дошкольного возраста. Проект "38 попугаев".
Формирование понятий "Мера", "Измерение" у детей старшего дошкольного возраста....
познавательное занятие "Кто как видит" для детей старшего дошкольного возраста. С помощью разнообразных опытов дети узнают, как видят разные животные.
Конспект занятия Тема «Кто как видит»Область развития «Познание» Задачи:1.Через экспериментирование познакомить детей с тем, как видят разные животные.2.Развивать по...
Материалы по реализации проекта «Народная сказка как средство развития духовно-нравственных понятий и ценностей у детей старшего дошкольного возраста»
Материалы по реализации проекта «Народная сказка как средство развития духовно-нравственных понятий и ценностей у детей старшего дошкольного возраста»...
Презентация «Формирование понятий о космосе у детей старшего дошкольного возраста ».
Цель: Формирование у детей представлений об окружающем мире.Задачи:Обогатить и расширить представления и знания детей о науке, о космосе, о планете Земля как общем доме людей.Развивать поз...
Статья «Формирование понятий о форме у детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации».
Аннотация: В статье представлена информация о роли формировании понятий о форме у детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации. О том насколько аппликация способствует формированию и разв...