Понятие и виды адаптации
статья (младшая группа) на тему

Петькиева Саният Магомедовна

Понятие и виды адаптации


Детский сад-это новое окружение, новая обстановка ,новые люди. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и болезненное привыкание к её условиям.Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении занимает умы научных и практических работников. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как процесс или приспособление функций организма ребёнка к условиям существования в группе. Общая задача педагогов и родителей - помочь ребёнку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. На пути реализации возникают различные трудности:


-Отсутствие необходимых для современной семьи разнообразных знаний: медицинских, педагогических ,психологических, юридических и т.д.
-В образовании родителей детский сад должен выступать фактором поддержки социальной грамотности и компетентности . Но одной из распространенных трудностей является то , что воспитатель может быть профессионалом в своей области , но не уметь передать свои знания.
-Мотивы и потребности в обучении у родителей и воспитателей разные.
-Воспитатели невысоко оценивают педагогическую компетентность родителей .

Свою помощь родителям персонал видит в следующем :советы, собрания, рекомендация литературы и т.д. Таким образом , взаимодействие родителей и воспитателей сводится к взаимно вежливым , односторонне обучающим отношениям между семьей и детским садом.
-Расхождения в требованиях взрослых и стилях взаимодействия между ребёнком и взрослым в детском саду и дома.
-Социальный институт семьи переживает сегодня состояние кризиса .Условия нестабильности общества и социальная напряженность отрицательно влияют на воспитательные функции семьи и отодвигают их на вторые и третьи места.


Все эти затруднения массовой педагогической практики позволяют сделать вывод ,что организованная деятельность по адаптации в раннем возрасте должна представлять собой целостную модель . Выстраивая её , необходимо включать всех участников процесса : и педагогов , и родителей , и детей.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya_ponyatie_statya_format.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие и виды адаптации


        Детский сад-это новое окружение, новая обстановка ,новые люди. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и болезненное привыкание к её условиям.Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении занимает умы научных и практических работников. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как процесс или приспособление функций организма ребёнка к условиям существования в группе. Общая задача педагогов и родителей - помочь ребёнку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. На пути реализации возникают различные трудности:


        -Отсутствие необходимых для современной семьи разнообразных знаний: медицинских, педагогических ,психологических, юридических и т.д.
        -В образовании родителей детский сад должен выступать фактором поддержки социальной грамотности и компетентности . Но одной из распространенных трудностей является то , что воспитатель может быть профессионалом в своей области , но не уметь передать свои знания.
        -Мотивы и потребности в обучении у родителей и воспитателей разные.
        -Воспитатели невысоко оценивают педагогическую компетентность родителей .

  Свою помощь родителям персонал видит в следующем :советы, собрания, рекомендация литературы и т.д. Таким образом , взаимодействие родителей и воспитателей сводится к взаимно вежливым , односторонне обучающим отношениям между семьей и детским садом.
        -Расхождения в требованиях взрослых и стилях взаимодействия между ребёнком и взрослым в детском саду и дома.
        -Социальный институт семьи переживает сегодня состояние кризиса .Условия нестабильности общества и социальная напряженность отрицательно влияют на воспитательные функции семьи и отодвигают их на вторые и третьи места.


        Все эти затруднения массовой педагогической практики позволяют сделать вывод ,что организованная деятельность по адаптации в раннем возрасте должна представлять собой целостную модель . Выстраивая её , необходимо включать всех участников процесса : и педагогов , и родителей , и детей.

Адаптацию следует рассматривать по следующим параметрам: (автором этой теории является О.Г.Заводчикова)

Адаптация

Значение адаптации для здоровья ребёнка

Механизм развития адаптационного синдрома

Клиника адаптации

Меры, облегчающие адаптацию

Факторы, влияющие на адаптацию

Исход адаптации

Значение адаптации для здоровья ребёнка:
Ребёнок, переходящий в новые условия жизни в дошкольном учреждении, переживает стрессовое состояние; у него появляется торможение, возникают ориентировочные реакции (можно, нельзя) ,напряженное состояние , ребёнок попадает под целый комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации, т.е. скопление неизвестных воздействий, что вызывает у него страх , отрицательные эмоции. А сочетание отрицательных симптомов рассматривается в медицине как заболевание «тоска по дому» - так называли адаптацию в прошлом (это состояние ещё в 1848 году было описано). Именно в том, как организм ребёнка выдерживает приспособление к окружающей среде, и заключается значение адаптации для его дальнейшего здоровья и самочувствия в новых условиях.

Механизм развития адаптационного синдрома:


        Период адаптации, в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни. Взрослые в семье понимают, что адаптационный период – один из самых сложных в жизни ребёнка. Все охают и ахают, причитывают и волнуются за него, но не более того. В один из дней приводят в детский сад и оставляют одного среди незнакомых взрослых и в незнакомой обстановке. Попробуйте посмотреть на все происходящее глазами ребёнка. В первый день пребывания в абсолютно новом окружении малышом владеют два чувства: любопытство и страх. Первое время в детском саду самое тяжелое. Ребёнок в период адаптации – живая модель стрессового состояния. Стресс- это реакция на борьбу с трудностями , норма перехода от одних условий к другим.


        Адаптационный период условно можно разделить на несколько этапов:


        
Подготовительный - его следует начинать за 1-2 месяца до приема в детский сад. Задача этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребёнка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям. В процессе подготовительного этапа необходимо особое внимание уделить рациону питания малыша , необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности.
        
Основной (на этом этапе в работу включается педагог) т.к. главная задача этого этапа- создание положительного образа воспитателя. В этот период родители должны установить с воспитателем доброжелательные отношения, рассказать воспитателю об особенностях своего ребёнка. Имея полную информацию о ребёнке , воспитатель быстрее поймет его и установит контакт.
        
Заключительный – ребёнок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день.


Клиника адаптации:


        Как же ребёнок проявляет себя в период адаптации?
        1.Изменяются первичные формы поведения : аппетит, сон, эмоциональное состояние.
        2.Нарушается ориентировочная реакция, игровая , двигательная активность.
Клиника адаптации имеет место у каждого ребёнка , но она может быть разной по степени тяжести. Персонал группы должен знать проявления клиники адаптации и уметь помочь ребёнку в этот трудный для него промежуток времени.

Меры, облегчающие адаптацию.


        Необходимо заранее готовить ребёнка к поступлению в детское учреждение:подготовить рекомендации для родителей; изучить рекомендации для воспитателей, желательно разных авторов.

Факторы, влияющие на адаптацию.


В период адаптации необходимо учитывать следующие факторы:


        1.Состояние здоровья и уровень развития ребёнка.


        2.Возраст малыша.


        3.Биологические факторы (относятся токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения при родах и заболевания малыша в период новорожденности и первых трёх месяцев жизни) и социальные факторы (они выражаются в том ,что родители не обеспечивают организацию ребёнку правильного режима , соответствующего возрасту, достаточное количества дневного сна , не следят за правильной организацией бодрствования и др.)


        4.Уровень тренированности адаптационных возможностей. (Формирование этого важного качества должно идти параллельно с общей социализацией ребёнка, с развитием его психики.)
Все эти факторы нужно знать , чтобы облегчить адаптацию ребёнка в детском учреждении.


        Исход адаптации.


        Адаптационный период считается законченным , если: ребёнок с аппетитом ест, быстро засыпает, вовремя просыпается, играет. Длительность адаптации зависит от уровня развития ребёнка:
        -если с ребёнком систематически занимаются дома, то ребёнок растет общительным и самостоятельными и период адаптации заканчивается за 10-12дней;
        -если у ребёнка слабо развита речь , низкий уровень самостоятельности , он не может обходиться без помощи взрослых ни в игре , ни при кормлении, ни при укладывании на сон, то период адаптации будет проходить сложнее и может растянуться на месяц и более.
        Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закрывается дверь за мамой?

Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступая в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде»?

Отрыв от дома и близких людей, встреча с новыми незнакомыми взрослыми могут стать для ребёнка психической травмой. Малыш может это воспринять как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным и мягким. Много здесь зависит от педагогов, берущих на себя ответственность за помощь родителям в психологическом и физическом развитии их ребёнка, за его душевный комфорт, радостное восприятие его нового образа жизни. Необходимо понять, выяснить причины этих различий, понять интересы, стремления каждого поступающего в детский сад малыша, или, говоря словами В.А. Сухомлинского, «проникнуть в духовный мир ребёнка», чтобы правильно и эффективно организовать процесс адаптации в условиях детского учреждения.


        Период привыкания ребенка к новым социальным условиям делится на три этапа.


        1.Острый период,или период дезадаптации,когда имеется более или менее выраженное рассогласование между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой микросоциальной среды. В это время наиболее выражены изменения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, в речевой активности, игре, имеются изменения в деятельности нервной системы.
        2.Подострый период, или адаптация, когда ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывая соответствующие ей формы поведения. В это время постепенно уменьшаются изменения в деятельности разных систем. Это происходит не синхронно. Прежде всего нормализуется аппетит (в течение 10-15 дней), но продолжительны нарушения сна и эмоционального состояния, медленнее развиваются игра и речевая активность (40-60 дней).
        3.Период компенсации или адаптированности к данным социальным условиям, когда нормализуются все регистрируемые показатели. Характер и особенности течения первых двух периодов позволили классифицировать адаптацию по степени тяжести:легкая, средней тяжести и тяжелая. При этом для детей раннего и дошкольного возраста основными параметрами установления тяжести течения адаптационного периода являются сроки нормализации поведения, частота и длительность острых заболеваний, проявление невротических


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие и виды театрализованных игр. доклад.

Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.Участвуя в театрализова...

Воображение- понятие и виды у детей старшего дошкольного возраста

В связи с особенностями и причинами возникновения различают: непроизвольное, произвольное воображение, творческое воображение. ...

«Понятие и виды театрализованных игр»

Консультиция для воспитателей...

Памятка для родителей "Понятие, виды адаптации и факторы, влияющие на неё"

Детский сад-это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и болезненное привыкание к её условиям.Проблема адаптации де...

Понятие адаптации, виды адаптации и особенности ее проявления

Понятие адаптации, виды адаптации и особенности ее проявления...

Понятие, виды адаптации и факторы, влияющие на нее

Впервые термин «адаптация» был использован в физиологии и биологии. Эти науки исследовали внутреннее физиологическое состояние человека и биологическую реакцию его организма на меняющиеся ...

Адаптация. Понятие, уровни, виды, факторы.

Под адаптацией понимается приспособление человека к условиям и обстоятельствам окружающего мира.  Целью любой адаптации является достижение гармонии при взаимодействии между человеком и другими л...