Понятие и виды адаптации
статья (младшая группа) на тему
Понятие и виды адаптации
Детский сад-это новое окружение, новая обстановка ,новые люди. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и болезненное привыкание к её условиям.Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении занимает умы научных и практических работников. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как процесс или приспособление функций организма ребёнка к условиям существования в группе. Общая задача педагогов и родителей - помочь ребёнку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. На пути реализации возникают различные трудности:
-Отсутствие необходимых для современной семьи разнообразных знаний: медицинских, педагогических ,психологических, юридических и т.д.
-В образовании родителей детский сад должен выступать фактором поддержки социальной грамотности и компетентности . Но одной из распространенных трудностей является то , что воспитатель может быть профессионалом в своей области , но не уметь передать свои знания.
-Мотивы и потребности в обучении у родителей и воспитателей разные.
-Воспитатели невысоко оценивают педагогическую компетентность родителей .
Свою помощь родителям персонал видит в следующем :советы, собрания, рекомендация литературы и т.д. Таким образом , взаимодействие родителей и воспитателей сводится к взаимно вежливым , односторонне обучающим отношениям между семьей и детским садом.
-Расхождения в требованиях взрослых и стилях взаимодействия между ребёнком и взрослым в детском саду и дома.
-Социальный институт семьи переживает сегодня состояние кризиса .Условия нестабильности общества и социальная напряженность отрицательно влияют на воспитательные функции семьи и отодвигают их на вторые и третьи места.
Все эти затруднения массовой педагогической практики позволяют сделать вывод ,что организованная деятельность по адаптации в раннем возрасте должна представлять собой целостную модель . Выстраивая её , необходимо включать всех участников процесса : и педагогов , и родителей , и детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_ponyatie_statya_format.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Понятие и виды адаптации
Детский сад-это новое окружение, новая обстановка ,новые люди. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и болезненное привыкание к её условиям.Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении занимает умы научных и практических работников. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как процесс или приспособление функций организма ребёнка к условиям существования в группе. Общая задача педагогов и родителей - помочь ребёнку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. На пути реализации возникают различные трудности:
-Отсутствие необходимых для современной семьи разнообразных знаний: медицинских, педагогических ,психологических, юридических и т.д.
-В образовании родителей детский сад должен выступать фактором поддержки социальной грамотности и компетентности . Но одной из распространенных трудностей является то , что воспитатель может быть профессионалом в своей области , но не уметь передать свои знания.
-Мотивы и потребности в обучении у родителей и воспитателей разные.
-Воспитатели невысоко оценивают педагогическую компетентность родителей .
Свою помощь родителям персонал видит в следующем :советы, собрания, рекомендация литературы и т.д. Таким образом , взаимодействие родителей и воспитателей сводится к взаимно вежливым , односторонне обучающим отношениям между семьей и детским садом.
-Расхождения в требованиях взрослых и стилях взаимодействия между ребёнком и взрослым в детском саду и дома.
-Социальный институт семьи переживает сегодня состояние кризиса .Условия нестабильности общества и социальная напряженность отрицательно влияют на воспитательные функции семьи и отодвигают их на вторые и третьи места.
Все эти затруднения массовой педагогической практики позволяют сделать вывод ,что организованная деятельность по адаптации в раннем возрасте должна представлять собой целостную модель . Выстраивая её , необходимо включать всех участников процесса : и педагогов , и родителей , и детей.
Адаптацию следует рассматривать по следующим параметрам: (автором этой теории является О.Г.Заводчикова)
Адаптация | |||||
Значение адаптации для здоровья ребёнка | Механизм развития адаптационного синдрома | Клиника адаптации | Меры, облегчающие адаптацию | Факторы, влияющие на адаптацию | Исход адаптации |
Значение адаптации для здоровья ребёнка:
Ребёнок, переходящий в новые условия жизни в дошкольном учреждении, переживает стрессовое состояние; у него появляется торможение, возникают ориентировочные реакции (можно, нельзя) ,напряженное состояние , ребёнок попадает под целый комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации, т.е. скопление неизвестных воздействий, что вызывает у него страх , отрицательные эмоции. А сочетание отрицательных симптомов рассматривается в медицине как заболевание «тоска по дому» - так называли адаптацию в прошлом (это состояние ещё в 1848 году было описано). Именно в том, как организм ребёнка выдерживает приспособление к окружающей среде, и заключается значение адаптации для его дальнейшего здоровья и самочувствия в новых условиях.
Механизм развития адаптационного синдрома:
Период адаптации, в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни. Взрослые в семье понимают, что адаптационный период – один из самых сложных в жизни ребёнка. Все охают и ахают, причитывают и волнуются за него, но не более того. В один из дней приводят в детский сад и оставляют одного среди незнакомых взрослых и в незнакомой обстановке. Попробуйте посмотреть на все происходящее глазами ребёнка. В первый день пребывания в абсолютно новом окружении малышом владеют два чувства: любопытство и страх. Первое время в детском саду самое тяжелое. Ребёнок в период адаптации – живая модель стрессового состояния. Стресс- это реакция на борьбу с трудностями , норма перехода от одних условий к другим.
Адаптационный период условно можно разделить на несколько этапов:
Подготовительный - его следует начинать за 1-2 месяца до приема в детский сад. Задача этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребёнка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям. В процессе подготовительного этапа необходимо особое внимание уделить рациону питания малыша , необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности.
Основной (на этом этапе в работу включается педагог) т.к. главная задача этого этапа- создание положительного образа воспитателя. В этот период родители должны установить с воспитателем доброжелательные отношения, рассказать воспитателю об особенностях своего ребёнка. Имея полную информацию о ребёнке , воспитатель быстрее поймет его и установит контакт.
Заключительный – ребёнок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день.
Клиника адаптации:
Как же ребёнок проявляет себя в период адаптации?
1.Изменяются первичные формы поведения : аппетит, сон, эмоциональное состояние.
2.Нарушается ориентировочная реакция, игровая , двигательная активность.
Клиника адаптации имеет место у каждого ребёнка , но она может быть разной по степени тяжести. Персонал группы должен знать проявления клиники адаптации и уметь помочь ребёнку в этот трудный для него промежуток времени.
Меры, облегчающие адаптацию.
Необходимо заранее готовить ребёнка к поступлению в детское учреждение:подготовить рекомендации для родителей; изучить рекомендации для воспитателей, желательно разных авторов.
Факторы, влияющие на адаптацию.
В период адаптации необходимо учитывать следующие факторы:
1.Состояние здоровья и уровень развития ребёнка.
2.Возраст малыша.
3.Биологические факторы (относятся токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения при родах и заболевания малыша в период новорожденности и первых трёх месяцев жизни) и социальные факторы (они выражаются в том ,что родители не обеспечивают организацию ребёнку правильного режима , соответствующего возрасту, достаточное количества дневного сна , не следят за правильной организацией бодрствования и др.)
4.Уровень тренированности адаптационных возможностей. (Формирование этого важного качества должно идти параллельно с общей социализацией ребёнка, с развитием его психики.)
Все эти факторы нужно знать , чтобы облегчить адаптацию ребёнка в детском учреждении.
Исход адаптации.
Адаптационный период считается законченным , если: ребёнок с аппетитом ест, быстро засыпает, вовремя просыпается, играет. Длительность адаптации зависит от уровня развития ребёнка:
-если с ребёнком систематически занимаются дома, то ребёнок растет общительным и самостоятельными и период адаптации заканчивается за 10-12дней;
-если у ребёнка слабо развита речь , низкий уровень самостоятельности , он не может обходиться без помощи взрослых ни в игре , ни при кормлении, ни при укладывании на сон, то период адаптации будет проходить сложнее и может растянуться на месяц и более.
Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закрывается дверь за мамой?
Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступая в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде»?
Отрыв от дома и близких людей, встреча с новыми незнакомыми взрослыми могут стать для ребёнка психической травмой. Малыш может это воспринять как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным и мягким. Много здесь зависит от педагогов, берущих на себя ответственность за помощь родителям в психологическом и физическом развитии их ребёнка, за его душевный комфорт, радостное восприятие его нового образа жизни. Необходимо понять, выяснить причины этих различий, понять интересы, стремления каждого поступающего в детский сад малыша, или, говоря словами В.А. Сухомлинского, «проникнуть в духовный мир ребёнка», чтобы правильно и эффективно организовать процесс адаптации в условиях детского учреждения.
Период привыкания ребенка к новым социальным условиям делится на три этапа.
1.Острый период,или период дезадаптации,когда имеется более или менее выраженное рассогласование между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой микросоциальной среды. В это время наиболее выражены изменения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, в речевой активности, игре, имеются изменения в деятельности нервной системы.
2.Подострый период, или адаптация, когда ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывая соответствующие ей формы поведения. В это время постепенно уменьшаются изменения в деятельности разных систем. Это происходит не синхронно. Прежде всего нормализуется аппетит (в течение 10-15 дней), но продолжительны нарушения сна и эмоционального состояния, медленнее развиваются игра и речевая активность (40-60 дней).
3.Период компенсации или адаптированности к данным социальным условиям, когда нормализуются все регистрируемые показатели. Характер и особенности течения первых двух периодов позволили классифицировать адаптацию по степени тяжести:легкая, средней тяжести и тяжелая. При этом для детей раннего и дошкольного возраста основными параметрами установления тяжести течения адаптационного периода являются сроки нормализации поведения, частота и длительность острых заболеваний, проявление невротических
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие и виды театрализованных игр. доклад.
Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.Участвуя в театрализова...
Воображение- понятие и виды у детей старшего дошкольного возраста
В связи с особенностями и причинами возникновения различают: непроизвольное, произвольное воображение, творческое воображение. ...
«Понятие и виды театрализованных игр»
Консультиция для воспитателей...
Памятка для родителей "Понятие, виды адаптации и факторы, влияющие на неё"
Детский сад-это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и болезненное привыкание к её условиям.Проблема адаптации де...
Понятие адаптации, виды адаптации и особенности ее проявления
Понятие адаптации, виды адаптации и особенности ее проявления...
Понятие, виды адаптации и факторы, влияющие на нее
Впервые термин «адаптация» был использован в физиологии и биологии. Эти науки исследовали внутреннее физиологическое состояние человека и биологическую реакцию его организма на меняющиеся ...
Адаптация. Понятие, уровни, виды, факторы.
Под адаптацией понимается приспособление человека к условиям и обстоятельствам окружающего мира. Целью любой адаптации является достижение гармонии при взаимодействии между человеком и другими л...