Проект по нравственно- патриотическому воспитанию на тему: "Мой город".
проект на тему
МБОУ «Начальная школа – детский сад № 1 компенсирующего вида».
Проект по
Нравственно-патриотическому воспитанию на тему:
«Мой город»
Подготовила:
Воспитатель первой
квалификационной
категории
Пашина Т.А.
2018 год
Введение.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатство. Этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой Родине-месту, где родился человек.
В этой связи, как нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определённых этнокультурных условиях, и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Главным звеном социализации- «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» - является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и безусловно, к Родине. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможна только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально- практическим путем, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Актуальность темы:
У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством у большинства людей связаны добрые воспоминания. Сколько бы не было лет человеку, он всегда помнит моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причём этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим, провинциальным городком и в тоже время является самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. Любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники пишут картины, тем самым прославляя город и увековечивая память на многие годы. Мы хотим, чтобы ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым! Этот проект посвящается Сергиеву Посаду- городу, который является Родиной наших воспитанников.
В данном проекте речь пойдет о значении истории родного города и его влиянии на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, экскурсии, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Проблема.
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на который проживает ребёнок, с известными людьми, которые строили наш город.
Если родители не имеют достаточных знаний о своём городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея этого количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к Малой родине.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Концептуальные основы проекта.
«Знать - значит любить» - говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной - городом Сергиевым Посадом в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город и народ помогут ребёнку правильно распоряжаться, владеть, сохранять и приумножать наследие, полученное от предшествующих поколений.
Освоение этих знаний возможно при целенаправленном, систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.
Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали Цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.
Цель проекта.
Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному городу.
Задачи проекта.
-Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного города.
-Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием города.
-Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе.
-Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать.
-Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к городу.
Участники проекта.
Дети 5-7 лет
Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.
Сроки реализации проекта – 2 года.
Принципы.
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:
Принцип историзма.
Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятием прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью, подобран материал, дидактические игры, включающие как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного города.
Принцип гуманизации.
Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие обще человеческие понятия- любовь к семье, родному городу, Отечеству.
Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе, с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интегративности.
Реализуется в сотрудничестве с семьей, детским дошкольным учреждением, сотрудниками ДОУ, музеями города и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учетом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Сергиева Посада.
Прогнозируемый результат.
*Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформированность устойчивого интереса к изучению данной проблемы.
*Повышение родительской компетентности по представленной проблеме. *Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе. *Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному проекту.
*Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Сергиева Посада, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Реализация проекта.
Реализация проекта осуществляется в три этапа:
I этап - подготовительный, включает в себя:
1) анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, территории, достопримечательностей;
2) проведение мониторинга, с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города.
II этап - включает в себя:
1) занятия с детьми в соответствии с перспективным планом;
2) совместные мероприятия с детьми разного возраста;
3) пополнение развивающей среды;
4) выставки детских работ, семейных коллекций, коллекцией сотрудников.
III этап - итоговый, включает в себя:
1 мониторинг достижения ребенком планируемых результатов;
2 Итоговое занятие по теме «Мой город».
Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу учебного года.
Заключение.
Правильное воспитание-это наша счастливая старость,
плохое воспитание-это наше будущее горе, это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
А С. Макаренко.
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей – вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.
Важно приобщать ребёнка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа,его культуры поможет в дальнейшем с уважением относиться к культурным традициям других народов.
Хотелось бы отметить, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому необходимо обращаться к одной и той же теме. Изменяются только содержание, объём познавательного материала и сложность. Это способствует развитию внимания и длительному сохранению интереса к одной и той же теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему непосредственно образовательную деятельность по различным видам деятельности: досуги, музыка, художественное творчество, коммуникация и др.
А так же нужно привлекать родителей. Именно они первые воспитатели, педагоги своих детей. Педагог-гуманист Иоганн Генрих Песталоцци говорил: «Семья – подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и , попадая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно другое впечатление». Для того, чтобы повысить уровень педагогической компетентности родителей нужно проводить круглые столы, консультации и другие мероприятия.
В проекте представлен перспективный план по ознакомлению детей с родным городом, страной. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном городе, той местности, где они живут.
Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно- образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и «живые» наглядные материалы, а также мультипликационные и видеофильмы.
Таким образом, в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников необходимо учитывать следующее:
* Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемый на фоне краеведческого материала.
*Введение краеведческого материала в работу с детьми с учётом принципа постепенного перехода от более близкого к ребенку, личностно значимого к менее близкому - культурно-историческим фактам. * Формировать личностное отношение к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.
*Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Новый год, Рождество, Масленица, Пасха и др.), познакомить с жителями Сергиева Посада - носителями социокультурных традиций в области народного декоративного искусства, игрушечного ремесла и т.п. *Создание развивающей среды в группе, которая способствует развитию личности на основе народной культуры. *Организация работы с родителями под девизом: «Передать знания и любовь к Сергиеву Посаду нашим детям!».
Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе, о Троице-Сергиевой Лавре, о преподобном Сергии Радонежском, о знаменитой посадской матрешке доступны и интересны не только детям, но и взрослым.
Приложения к проекту:
Перспективное планирование мероприятий по нравственному и гражданско- патриотическому воспитанию.
Цели и задачи.
Расширение представлений детей о родном городе, стране, о государственных и народных праздниках. Продолжать знакомить с достопримечательностями города, края, страны. Знакомство с гербом России. Знакомство с глобусом. Расширение представлений детей о Российской армии. Расширение представлений ребенка о себе как о члене коллектива, формирование активной позиции, привлечение к посильному участие в жизни дошкольного учреждения. Рассказать детям о Ю. А. Гагарине и других героях космоса. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.
№ | Вид деятельности | Тематика |
1. | Видео-экскурсия по городу. | Достопримечательности города |
2. | Выставка фотографий, рисунков. | «Мой город – Сергиев Посад» |
3 | Ситуативный разговор | «Беседа о хлебе» |
4 | Чтение художественных произведений | Стихи о Родине. (3. Александрова «Если скажут слово «Родина»; Т. Коти «Родина моя»») |
5 | Видео - путешествие. | «Москва – столица нашего отечества» |
6 | Беседа с просмотром слайдов. | «Россия - Родина моя» |
7 | Словесная игра | «Назови ласково друга» |
8 | Работа с моделью. | Знакомство с глобусом. |
9 | Беседа | «Разноцветные люди» |
10 | Фотоколлаж
| «Мой папа лучше всех» (посвящен Дню Защитника Отечества)
|
11 | Мастер-класс в гостиничном комплексе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. | «Печем колобка». |
12 | Рассказ о народных традициях. Мастер-класс по раскрашиванию деревянных яичек. | « Пасха». |
13 | Беседа с просмотром видеофильма и презентации. | «Космические дали» |
14 | Чтение художественной литературы. | Разучивание пословиц и поговорок о Родине. |
15 | Мастер-класс «Делаем птиц из теста». | «День птиц» |
16 | Участие родителей с детьми в акции. | «Лес победы» |
17 | Смотр строя и песни. | «День победы» |
18 | Итоговое занятие по нравственно-патриотическому воспитанию. | «Мой город». |
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
В процессе мониторинга исследуется физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка, путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, скрининг – тестов и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (тестов, проб и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.
Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.
Содержание мониторинга тесно связано с образовательной программой обучения и воспитания детей.
Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
(образец)
Ф.И. ребенка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Родная страна: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Символика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. История народной культуры и традиций |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.Историко- географический и природный компоненты |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.Личностный компонент |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Высокий уровень-
Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.
Средний уровень-
Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
Низкий уровень-
Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц, проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.
Приложение 1(Образец)
Оценочный лист «Эффективность работы педагога в направлении нравственно – патриотического воспитания». | |||
№ | Критерии оценки | Оценка старшего воспитателя | Оценка педагога |
1 | Создает условия для развития эмоционально положительного отношения к родному городу, культуре, традициям, символике, природе России. |
|
|
2 | Представляет детям возможность осваивать предлагаемую в доступной форме информацию (художественная литература, иллюстрации, наглядные пособия, экскурсии) |
|
|
3 | Создает условия для самостоятельной творческой деятельности дошкольников. |
|
|
4
| Дает детям элементарные представления: Об истории государства Об истории быта народов России О традициях О народных праздниках О народной игрушке, истории ее возникновения |
|
|
5 | Знакомит с устным народным творчеством |
|
|
6 | Дает представления об историко- географических и природных компонентах: Размерах страны и ее природных богатствах, Природно- климатических зонах и условиях жизни людей в них |
|
|
7 | Формирует бережное отношение к природе |
|
|
8 | Рассказывает о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе (Земля- наш общий дом, а человек- часть природы) |
|
|
9 | Знакомит детей с символикой государства: Флагами (государственный, военно- морской, знамя Победы) и гербами (государственный, герб города), их назначением |
|
|
10 | Знакомит с историей родного города, его улицами, площадями, проспектами, достопримечательностями, зелеными зонами |
|
|
11 | Организует совместную деятельность детей и взрослых: игры, досуги и развлечения |
|
|
12 | Создает в группе соответствующую предметно- развивающую среду: |
|
|
Приложение 2(Образец)
Анкета для педагогов | ||
Вопрос | Да | Нет |
Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания? |
|
|
Правомерно ли говорить о патриотическом воспитании, применительно к детям дошкольного возраста? |
|
|
Обладаете ли вы личностными качествами, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей? |
|
|
Считаете ли Вы нужным увеличить запас знаний по истории и географии России? |
|
|
Хорошо ли Вы знаете народную культуру, традиции? |
|
|
Достаточно ли у Вас знаний о городе, в котором живете? |
|
|
Позволяет ли Вам ясность, образность и выразительность речи донести до сознания детей информацию по проблеме патриотического воспитания? |
|
|
Можете ли Вы проектировать и планировать работу по данному направлению с детьми той возрастной группы, в которой работаете? |
|
|
Владеете ли Вы соответствующими методиками и технологиями? |
|
|
Правильно ли организована в групповой комнате предметно-развивающая среда, подобран демонстрационный материал, дидактические игры? |
|
|
Проводите ли Вы досуги и развлечения по теме? |
|
|
Востребована ли тема патриотического воспитания детей в работе с семьей? |
|
|
Приложение 3
Анкета для родителей (Образец)
- Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
- воспитание любви к Родине;
- воспитание уважения к старшему поколению;
- воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;
- знание истории своей страны;
- другое - _______________________________________________________________
- затрудняюсь ответить.
- Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
- Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
- прививать детям уважение к людям своей страны;
- познакомить с обычаями и традициями своего народа;
- формировать бережное отношение к природе и всему живому;
- расширять представления о родной земле, её столице, городах;
- ознакомление с историческим прошлым России;
- воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.
- Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?______________________________________________________
- Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
- Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?_____________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Анкета для родителей (образец)
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы для планирования более результативной работы по патриотическому воспитанию в детском салу. Большая просьба - внимательно прочитать анкету и ответить на поставленные вопросы. Благодарим вас!
1). Считаете ли Вы важным воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста? Почему?
2). Как Вы развиваете представления о своей малой родине, отношения к ней у своего ребёнка?
3). Как Вы считаете, с какого возраста ребёнка нужно знакомить с историей родного края, его символикой, культурным наследием?
4). Как Вы воспитываете у Вашего ребёнка любовь к городу, стране?
5). Есть ли у Вашего ребёнка любимое место в городе?
6). Считаете ли Вы, что взаимодействие с педагогами необходимо при воспитании основ гражданственности?
7). Какие формы взаимодействия с педагогами в детском саду по воспитанию социальной компетентности маленького гражданина были бы Вам интересны?
- «круглые столы» со специалистами по данной теме;
- совместные экскурсии, походы;
- конкурсы по темам истории и современности Новокузнецка и России;
- встречи для родителей по проблемам воспитания гражданских чувств у современных
дошкольников;
- домашнее чтение ребёнку предложенной литературы, обсуждение событий из истории страны;
- другое.
Приложение 4.
Рекомендации для родителей.
«Как воспитать маленького патриота»
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.
Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
- Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
- Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
- Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
- Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
- Расширяйте собственный кругозор.
- Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
- Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
- Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
Конспект открытого занятия по нравственно – патриотическому воспитанию с детьми подготовительной группы.
Тема: «Мой город».
Цель: Воспитать патриотическое отношение к родному краю.
Задачи:
Формировать познавательный интерес детей к малой родине, желание активно изучать ее историю, культуру, достопримечательности, символику, растительный и животный мир, успехи и достижения, умение правильно применять пословицы и поговорки: «Всякому мила своя сторона», «Родина любимая, что мать родимая», «Везде хорошо, а дома лучше» и др.
Развивать связную речь, грамматический строй речи, звуковую культуру речи, обогащать словарный запас.
Воспитывать любовь и бережное отношение к родному краю, эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности.
Способствовать нравственному становлению личности.
Пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость доброжелательность, толерантность.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, социализация, художественное творчество, физическая культура.
Предшествующая работа: чтение художественной литературы, рассматривание альбомов и иллюстрации о родном крае и его достопримечательностях, игры с дидактическим материалом о родном крае.
Материал: карта города Сергиев Посада, видеоматериал: мультипликационный фильм «О преподобном Сергии Радонежском для детей» и видеофильм «Один день из жизни Сергиев Посада».
Ход занятия:
Педагог: Ребята, как называется наша страна?
Дети: Наша страна называется Россия.
Педагог: Назовите столицу России?
Дети: Это город Москва.
Педагог: У каждого человека есть малая родина, город или село, где он родился и вырос. Когда говорят москвич, значит этот человек живёт…
Дети: В Москве.
Педагог: туляк.
Дети: В Туле.
Педагог: пермяк.
Дети: В Перми
Педагог: петербуржец.
Дети: В Петербурге.
Педагог: калужанин.
Дети: В Калуге.
Педагог: А как называется наш город?
Дети: Сергиев Посад.
Педагог: А как можно назвать нас, жителей Сергиев Посада?
Дети: сергиевопосадцы.
Педагог: А почему наш город называется Сергиев Посад?
Дети: В честь преподобного Сергия Радонежского.
Педагог: Да, правильно, это очень почитаемый (уважаемый) святой во всей России.
Располагайтесь поудобней, сейчас мы посмотрим про него очень познавательный мультфильм.
После просмотра мультфильма дети отвечают на вопросы педагога:
Педагог: Что же было на месте нашего города?
Дети: На этом месте был лес.
Педагог: А как называется место, где преподобный Сергий со своим братом Стефаном облюбовал место для своего шалаша?
Дети: Это место называется гора Маковец, потому что она была похожа на макушку.
Педагог: После того как был построен деревянный храм, что стало происходить вокруг?
Дети: Сначала стали приходить люди за советом и за добрым словом, затем недалеко от храма стали строить свои дома.
Педагог: А каким был Преподобный Сергий?
Дети: Он был добрым, трудолюбивым, даже дикие звери его не обижали.
Педагог: А кто был частым гостем у Сергия Радонежского?
Дети: Медведь приходил угоститься краюшкой хлеба.
Педагог: Да преподобный Сергий был очень мудрым, боголюбивым человеком. Благодаря ему и появилась сначала маленькая церковь, а потом появлялись новые храмы. Так появилась Троице-Сергиева Лавра. Вокруг Лавры стали образовываться слободы (отдельные поселения около крепости).
Дети повторяют: Слобода.
Педагог: Затем по указу русской царицы Екатерины II (1782 год) назван городом Сергиев Посадом.
Но на этом история нашего города не заканчивается, а только начинается. Из года в год наш город становился старше и красивее. Строились храмы, дома, заводы. Появилось много улиц. А время все шло и шло. Менялся наш город, и вместе с ним менялась и история. Много войн и горя узнала наша родная русская земля. Но её люди, преодолевая все тяготы жизни, продолжали заботиться о городе.
Игра «Передай сердечко и скажи словечко!»
Педагог: Передавая друг другу сердечко, каждый из вас должен сказать, какая наша Родина, какой наш город? (большой, родной, чудесный, уютный, милый, дорогой, свободный, прекрасный, святой, лучший, величавый).
Педагог: А почему наш городок прозвали и «потешным государством»?
Дети: Здесь появилась первая игрушка-матрешка, и богородские игрушки – фигурки людей и зверей вырезанные из дерева.
Физкультминутка:
Рано утром мы встаем (встают на носочки, руки вверх)
Город виден за окошком ( ладошку прикладывают к голове «смотрят вдаль»)
Он проснулся, он живёт (пружинка)
Нас на улицу зовет (ходьба на месте).
Дома бывают разные
Высокие (руки вверх)
И низкие (руки вниз)
Далекие (руки вперед)
И близкие (руки к себе)
Панельные, деревянные, кирпичные
Ну, в общем-то обычные (жмут плечами)
Мы растем, мы живём (пружинка)
В нашем городе родном.
Для кого-то небольшой (ладошки сужают)
А для нас огромный (руки разводят в стороны)
Пусть растет, пусть живет
Городок наш скромный.
Педагог показывает карту Сергиев Посада.
Педагог: Вот карта нашего города. Посмотрите каким он стал огромным , со времен Сергия Радонежского.
Педагог с детьми рассматривает карту.
Какой самый главный проспект в Сергиев Посаде?
Дети: проспект Красной Армии.
Педагог: Правильно. Этот проспект проходит через весь город.
Педагог: Дети, а вы знаете свои адреса? Смотрите город поделен на микрорайоны ( «микро» – значит маленький).
Дети: Говорят свои адреса.
Педагог: Как вы думаете, а если бы не было адресов? Что бы было?
Дети: Размышляют.
Чтение стихотворения М. Бажановой
«Любимый город».
Приезжайте в город -
Сергиев Посад!
Нет его красивей,
Это - город-сад!
Храмы с куполами,
Колокольный звон,
Убедитесь сами -
Это город мой!
Улочки старинные,
В зелени сады...
И места любимые,-
Площади, мосты.
Хоровод берёзок,
Рощи и леса,
Косогоры, взгорье,-
Блинная гора.
Белый пруд и парки,
Лебеди в пруду,
Лучшего подарка -
Вряд ли я найду.
Верю, что наступит -
Самый светлый час!
Город краше станет,
Восхитит он нас!!!
Педагог: Да, много в нашем городе красивых и памятных мест. А давайте поиграем в игру «экскурсоводы». Представьте себя экскурсоводами. Какие бы достопримечательности вы предложили бы осмотреть туристам?
2-3 ребенка рассказывают о памятнике Ослябе и Пересвету, Петру и Февронии.
Педагог: Очень интересные рассказы. А теперь я предлагаю вам путешествие по Сергиев Посаду. Располагайтесь поудобней.
Дети смотрят фильм «Один день из жизни Сергиев Посада».
Предлагает детям во время просмотра называть знакомые достопримечательности.
Педагог: Вот и закончилось наше занятие. Что вы узнали нового?
Список использованной литературы:
1.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников- М.:ЦГЛ,2005г.
3. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей: Содерж., методики, новые формы. Потаповская О.// Дошкольное воспитание-2006,-№1
4.Метод проектов в руководстве работы по нравственно-патриотическому воспитанию. Гладкова Ю.// Ребенок в детском саду,- 2008- №2
5. Патриотическое воспитание. Шаламова Е.// Ребенок в детском саду-2009,-№6
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_na_temu_nash_gorod.pptx | 2.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Памятник преподобному Сергию Радонежскому Знакомство детей с достопримечательностями Сергиева Посада
Памятник меценату Савве Мамонтов (строительство железной дороги через Сергиев Посад до Архангельска).
Белый пруд.
Вечный огонь в честь погибших солдат в Великой отечественной войне
Дворец культуры им. Ю.А. Гагарина.
Мастер класс в «Трапезной».
Занятие по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе №3 «Мой город».
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Мой любимый город»
Цель проекта: Осуществление комплексного подхода при ознакомлении детей с родным городом при тесном сотрудничестве педагогов и родителей, расширение знаний о городе, в котором проживаем. Задачи прое...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Мой родной город Талдом»
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в...
Детско-родительский проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Путешествие по родному городу"
Детско-родительский проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Путешествие по родному городу"...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: « Мой любимый город».
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: « Мой любимый город»....
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему "Путешествие по родному городу"
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитания патриотичес...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Лучше нет родного города"
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал. Заложить и сохранить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелател...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Путешествие по родному городу» с детьми подготовительной к школе группы
По результатам диагностирования было выявлено, что у большинства детей недостаточно знаний о родном городе. Дети не задумываются о том, что город, в котором они живут – это их малая родина, затр...