Развивающее занятие педагога-психолога с детьми подготовительного к школе возраста (6-7 лет), с использованием приемов ТРИЗ - «Квест»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Дошкольное детство-это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.
Цели ТРИЗ- не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvest.docx | 36.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающее занятие педагога-психолога с детьми подготовительного к школе возраста (6-7 лет), с использованием приемов ТРИЗ - «Квест»
Григорьева Алина Владимировна
педагог-психолог МБДОУ «Детский
сад №130» г. Чебоксары
Дошкольное детство-это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.
Цели ТРИЗ- не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Квест.
Инструкция для детей:
У нас спрятан объект, мы не знаем что или кто это. Чтобы его найти необходимо, собрать подсказки. А подсказки даются после выполнения заданий.
1 Задание. «Нарисовать животное».
Вам необходимо нарисовать животное, но не простое, а соединить в одном животном части разных. Используя таблицу.
голова | туловище | Ноги, лапы | хвост |
Например, собака | Например, курица | Например, жираф | Например, свинья |
Из имеющихся карточек, выбирается 4 животных. И располагаются карточки по одной в каждом столбике по желанию для каждого участника. С каждого животного берется 1 часть тела (голова, туловище, ноги, лапы, хвост) и рисуется животное.
После того как все нарисовали свое уникальное животное, желающие высказываются, кто у них получился, дают ему название, имя. Характеризуют его : добрый или злой, какой он по характеру и т.д.
После выполнения первого задания - дается карточка-подсказка.
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
2 Задание. Решение проблемной ситуации. («Изменить сюжет сказки». « Как сделать так, чтобы лиса не съела колобка.»)
Нужно переделать сказку, с помощью волшебников, чтобы у главного героя все было хорошо. Для начала вспоминаем сказку. Находим в ней проблемную ситуацию: «Лиса съела колобка. Что делать?» переформулировать из проблемы в задачу (из «Что делать?» переходим в «Как сделать?»).
«Как сделать так, чтобы лиса не съела колобка?» или «Как сделать так, чтобы колобок остался жив и здоров?». Далее формулируем Идеальный конечный результат Например, ИКТ - «Лиса не захотела съесть колобка». В работе помогают волшебники (увеличение/уменьшение, оживление/окаменение, дробление/объединение, и т.д.), либо можно без них. Все предложения схематично зарисовываются на доске.
Здесь идет обсуждение каждого придуманного варианта. Из всех предложенных способов выбирается наиболее лучший, с точки зрения экологии природной и душевной.
Завершающий этап- Проверка выбранного способа, все довольны и всем хорошо, никто от нашего решения не пострадал.
Решение таких задачек помогает детям познавать мир, сопереживать героям, учиться решать задачи и противоречия. Также в таких сказках ребенок сам участвует, придумывает свой сюжет и ход развития событий, развивает мышление и учится искать пути решения из сложных ситуаций.
После выполнения первого задания - дается карточка-подсказка.
1 | 2 | 1 | 3 | 2 |
|
3 Задание. «По порядку становись!»
Все участники делятся на команды по 7 человек. Участникам каждой команды на спину прикрепляют карточку с изображением героя из сказки «Репка». Участник не знает, что за герой у него. Команде без слов и подсказок необходимо выстроиться по порядку (сначала репка, потом дед, потом баба и т.д.).
После выполнения первого задания - дается карточка-подсказка.
4 | 1 | 4 | 2 | 3 |
|
|
4. «Зашифрованный графический диктант»
После сбора всех подсказок, необходимо понять , для чего нам они, что с ними делать. Когда станет понятно, что это графический диктант, необходимо написать его на доске. Что получилось?
Рефлексия. Обсуждение.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Гуткович, И. Я., Формирование системного мышления дошкольников/ И.Я.Гуткович, , Т.А.Сидорчук, - АО «Первая Образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015. - 80 с.
2. Сидорчук, Т. А. Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников./ Т.А.Сидорчук,.– АО «Первая Образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015. - 248 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающее занятие педагога-психолога с детьми подготовительного к школе возраста (6-7 лет)
Дошкольное детство-это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проя...
Развивающее занятие педагога-психолога с детьми подготовительного к школе возраста (6-7 лет), с использованием приемов ТРИЗ
Развивающее занятие педагога-психолога с детьми подготовительного к школе возраста (6-7 лет), с использованием приемов ТРИЗ...
Конспект индивидуального коррекционно- развивающего занятия педагога-психолога с ребенком с ОВЗ старшего дошкольного возраста по теме: «Дикие животные»
Цель: развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления.Задачи:расширить знания детей о диких животных,развивать восприятие, произвольное внимание, память, мышление, мелкую моторику, произ...
Открытые коррекционно -развивающие занятия педагога - психолога ДОУ с детьми
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27088069","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Конспект развивающего занятия педагога-психолога методом сказкотерапии в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие в сказочный остров знаний»
Психологические задачи:Способствовать уменьшению тревожности и напряженности перед занятием.Способствовать развитию эмоционально-волевой готовности детей к школе.Изучить уровень самооценки лично...
Конспект совместного развивающего занятия педагога-психолога с мамой и ребенком младшего дошкольного возраста "Солнышко"
Мама для ребенка – это источник безопасности, любви, комфорта и познания мира. Именно поэтому, актуально проведение занятий для детей младшего дошкольного возраста, направленных на всестороннее ...
Развивающее занятие педагога-психолога «Наше настроение» в подготовительной группе
Цель: Психокоррекция отклонений в поведении детей через развитие этических личностных качеств и эмоционально-волевых проявлений....