Развивающее занятие педагога-психолога с детьми подготовительного к школе возраста (6-7 лет), с использованием приемов ТРИЗ
материал

Развивающее занятие педагога-психолога с детьми подготовительного к школе возраста (6-7 лет), с использованием приемов ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchee_zanyatie_pedagoga.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающее занятие педагога-психолога с детьми подготовительного к школе возраста (6-7 лет), с использованием приемов ТРИЗ

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой), и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.

Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Квест.

Инструкция для детей:

У нас спрятан объект, мы не знаем, что или кто это. Чтобы его найти необходимо, собрать подсказки. А подсказки даются после выполнения заданий.

Задание №1. «Нарисовать животное».

Вам необходимо нарисовать животное, но не простое, а соединить в одном животном части разных. Используя таблицу.

голова туловище Ноги, лапы хвост

Например, собака. Например, курица. Например, жираф. Например, свинья.

Из имеющихся карточек, выбирается 4 животных. И располагаются карточки по одной в каждом столбике по желанию для каждого участника. С каждого животного берется 1 часть тела (голова, туловище, ноги, лапы, хвост) и рисуется животное.

После того как все нарисовали свое уникальное животное, желающие высказываются, кто у них получился, дают ему название, имя. Характеризуют его : добрый или злой, какой он по характеру и т. д.

После выполнения первого задания - дается карточка-подсказка.

Задание №2. Решение проблемной ситуации. («Изменить сюжет сказки»«Как сделать так, чтобы лиса не съела колобка.»)

Нужно переделать сказку, с помощью волшебников, чтобы у главного героя все было хорошо. Для начала вспоминаем сказку. Находим в ней проблемную ситуацию: «Лиса съела колобка. Что делать?» переформулировать из проблемы в задачу (из «Что делать?» переходим в «Как сделать?»).

«Как сделать так, чтобы лиса не съела колобка?» или «Как сделать так, чтобы колобок остался жив и здоров?». Далее формулируем Идеальный конечный результат. Например, ИКТ - «Лиса не захотела съесть колобка». В работе помогают волшебники (увеличение/уменьшение, оживление/окаменение, дробление/объединение, и т. д., либо можно без них. Все предложения схематично зарисовываются на доске.

Здесь идет обсуждение каждого придуманного варианта. Из всех предложенных способов выбирается наиболее лучший, с точки зрения экологии природной и душевной.

Завершающий этап- Проверка выбранного способа, все довольны и всем хорошо, никто от нашего решения не пострадал.

Решение таких задачек помогает детям познавать мир, сопереживать героям, учиться решать задачи и противоречия. Также в таких сказках ребенок сам участвует, придумывает свой сюжет и ход развития событийразвивает мышление и учится искать пути решения из сложных ситуаций.

После выполнения первого задания - дается карточка-подсказка.

Задание №3. «По порядку становись!»

Все участники делятся на команды по 7 человек. Участникам каждой команды на спину прикрепляют карточку с изображением героя из сказки «Репка». Участник не знает, что за герой у него. Команде без слов и подсказок необходимо выстроиться по порядку (сначала репка, потом дед, потом баба и т. д.).

После выполнения первого задания - дается карточка-подсказка.

Задание №4. «Зашифрованный графический диктант»

После сбора всех подсказок, необходимо понять, для чего нам они, что с ними делать. Когда станет понятно, что это графический диктант, необходимо написать его на доске. Что получилось?

Рефлексия. Обсуждение.

Занятие и использованием ТРИЗ технологий

  1. Ритуал приветствия. Дети приветствуют друг друга улыбкой.
  2. Игра «Комплименты». Цель: позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу доброжелательности, группового доверия и принятия.
  3. Игра «Что я люблю».

Цель: раскрепощение участников, частичное снятие защитных барьеров.

Ход игры: Игра проводится в кругу с мягким мячиком. Детям предлагается ответить на несколько вопросов. Первый: какое моё самое любимое занятие. Затем – любимая игрушка, любимое лакомство.

  1. ТРИЗ - Игра «Теремок»

Цель: тренировать аналитическое мышление детей ,учить выделять общие признаки предмета , путем сравнения его с другим предметом.

Оборудование: карточки с изображением разных объектов, например: гитара, чайник, дом, сумка, дерево, карандаш, удочка и т.д. (для каждого ребенка – один рисунок). Теремок - чисто условный объект (шкафчик, коврик, или просто часть комнаты).

Предварительная работа: вспомнить сказку «Теремок» и предложить участникам сыграть в нее по –иному.

Ход игры. До начала игры игроки вместе с ведущим вспоминают сказку «Теремок» , такой, какой ее знают все. Далее ведущий предлагает игрокам сыграть эту сказку по –иному.

Каждый игрок получает один рисунок (карточку) и играет роль изображенного на нем предмета.

Ведущий назначает одного игрока хозяином теремка, а остальные «дети» по очереди подходят к нему и ведут следующий диалог:

  • Тук-тук, кто в теремочке живет?
  • Я… (называет себя – например, гитара). А ты кто?
  • А я … (называет себя- например, удочка). Пустишь меня в теремок?
  • Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу. Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. (Например, и гитара, и удочка сделаны из дерева; или и у гитары, и у удочки есть струна или веревочка). После этого гость заходит в теремок и становится хозяином. И так, пока все игроки не войдут в теремок. Если кто-то не может ответить «хозяину», остальные игроки помогают. Чем больше общих признаков, даже самых невероятных, будет названо, тем игра будет интереснее.

5. Физкультминутка: «Не урони шапку»

Представьте, что у каждого из вас на голове шляпа. Я буду подавать вам команды, а вы выполняйте только те из них, при которых шляпа не упадет с головы. «Надели» все шляпы, начали:

+ Приседайте.

- Наклонитесь вперед.

+ Руки вперед, вверх,  в стороны, на пояс.

+ Повороты вправо, влево; наклоны вправо, влево.

+ Бег на месте.

- Прыжки.

- Вращение головой.

Молодцы. Вы очень внимательны. «Снимите» свои шляпы. 

6. Пальчиковая гимнастика.

Мы погладим лобик

Носик и щёки.

Будем мы красивыми,

Как в саду цветочки!

Разотрём ладоши

Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем

Смелее, смелее!

Пальчики мы разомнём

И здоровье сбережём.

7. Продуктивная деятельность.

«Дорисовать и придумать предмет»

8. Рефлексия. смысловая, содержательная (что делали, почему это важно, зачем мы это делали)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающее занятие педагога-психолога с детьми подготовительного к школе возраста (6-7 лет), с использованием приемов ТРИЗ - «Квест»

Дошкольное детство-это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проя...

Развивающее занятие педагога-психолога с детьми подготовительного к школе возраста (6-7 лет)

Дошкольное детство-это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проя...

Конспект индивидуального коррекционно- развивающего занятия педагога-психолога с ребенком с ОВЗ старшего дошкольного возраста по теме: «Дикие животные»

Цель: развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления.Задачи:расширить знания детей о диких животных,развивать восприятие, произвольное внимание, память, мышление, мелкую моторику, произ...

Открытые коррекционно -развивающие занятия педагога - психолога ДОУ с детьми

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27088069","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Конспект развивающего занятия педагога-психолога методом сказкотерапии в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие в сказочный остров знаний»

Психологические задачи:Способствовать уменьшению тревожности и напряженности перед занятием.Способствовать развитию эмоционально-волевой  готовности детей к школе.Изучить уровень самооценки лично...

Конспект совместного развивающего занятия педагога-психолога с мамой и ребенком младшего дошкольного возраста "Солнышко"

Мама для ребенка – это источник безопасности, любви, комфорта и познания мира. Именно поэтому, актуально проведение занятий для детей младшего дошкольного возраста, направленных на всестороннее ...

Развивающее занятие педагога-психолога «Наше настроение» в подготовительной группе

Цель: Психокоррекция отклонений в поведении детей через развитие этических личностных качеств и эмоционально-волевых проявлений....