Проект "Большое космическое путешествие"
проект (подготовительная группа) на тему

Проект "Большое космическое путешествие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_bolshoe_kosmicheskoe_puteshestvie.docx958.44 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Большое космическое путешествие»

(старший дошкольный возраст)

Участники проекта: воспитатели Зимина Елена Александровна,

                                                             Варенцова Татьяна Александровна,

                                      воспитанники, родители.

Вид проекта: творческий информационно-исследовательский.
Длительность: малая продолжительность –2 недели (2 апреля-13 апреля).

Теоретический компонент

Экологическое воспитание детей – новое направление педагогики, сменившее традиционное представленное в программах ознакомления детей с природой.
Прежние программы ориентировали педагогов на накопление у детей представлений об объектах и явлениях природы. Проблема экологического воспитания возникла в связи с исследованиями учёных взаимодействия человеческого общества и природы. Вопрос о характере отношений человека и природы впрямую связывается с сохранением жизни

на Земле.


Экология — наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой. В последнее время усилилось влияние на живые организмы деятельности человека. Это может быть непосредственное влияние, когда человек охотится на тех, или иных животных. Или косвенное, когда при распашке степей, вырубке лесов, осушении болот изменяются условия, в которых жили организмы, и создаются новые, в которых они существовать не могут. Большой вред приносит всему живому и загрязнение окружающей среды сточными водами, ядохимикатами, отходами производства. Всё это часто ведёт к гибели животных и растений, а в конечном счёте — к сокращению многообразия их видов. Острота этой проблемы обусловлена реальной экологической опасностью человека в природе, ростом промышленного производства, использованием природных ресурсов без учёта биологических и экологических закономерностей. Учёные пришли к выводу, что в современных условиях, связь человека и природы должна быть научно обоснована, человечество должно заботиться о сохранении природной среды, должно формироваться новое, гуманное отношение к природе.


Актуальность проекта:

“Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”                                                                                                           К. Циолковский 


Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем неактуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе

Цель проекта: 

Способствовать развитию поисковой деятельности, развивать познавательную активность. Учить детей способам самостоятельно находить необходимую информацию по данной теме. Расширить кругозор, словарный запас, творческий потенциал.

Личностно-ориентированные задачи:
• развивать умения и навыки исследовательской деятельности: задавать вопросы, собирать совместно со взрослыми необходимую информацию из различных источников (художественная литература, рассматривание звёздного неба в телескоп, беседы с воспитателями и родителями, просмотр тематических видеофильмов);
• учить правильно формулировать выводы и умозаключения;
• представить свои изыскания в форме продукта познания (рисунки, аппликации, составление ЛЭП бука, коллаж, оформление стенгазеты, фото отчёт, презентация и т.д.).


Образовательные задачи:
• помогать детям познавать окружающий их мир;
• научить добывать информацию из разных источников;
• развивать умение прогнозировать те или иные действия;
• поощрять стремление познавать новое и неизведанное.


Воспитательные задачи:
• воспитывать доброжелательность и активность в процессе познания;
• способствовать созданию активной исследовательской позиции как детей, так и их родителей.
• Формирование у детей элементов экологического сознания. Это должны быть знания экологического содержания, отражающие взаимосвязи природных явлений.

Ожидаемые результаты:
• приобретение навыков исследовательской деятельности;
• собранная необходимая информация по изучаемой теме;
• сформированные знания детей о космосе.

Полученные интеллектуальные продукты:
• консультация для родителей «Космос и экология »;
• разработка дидактических игр: «Помоги космонавту найти свою ракету», «Найди лишний предмет».
• выставка рисунков и аппликаций о космосе;

• «космические опыты»;
• фотоотчёт и презентация.


Используемые медиа-объекты:
• Стихотворения-описания планет,
• Я. Аким «Есть одна планета»,
• Загадки.
• Космическая музыка.

Предварительная работа:

1.Подготовить презентации о космосе, солнечной системе, космонавтах.
2. Подобрать фото - коллекцию на тему «Космос».                                        
3. Подобрать сказки, стихи, загадки о космосе, ракете, звёздах, музыку.                 
4.  Подготовить раскраски в соответствии с  возрастом.

Содержание проекта.

Беседы с использованием презентаций.

1. Беседа «Что такое космос», «Из чего состоит космос», «Космический мусор»,  
    Цель: дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу.
2. Беседа «Голубая планета - Земля», «Озоновый слой»,
Цель: объяснить детям, что такое телескоп;  показать, как прекрасна наша Земля из космоса; рассказать, для чего нужен озоновый слой.
3. Беседа «Луна - спутник Земли».
Цель: выяснить представления детей о Луне, месяце, расширять знания о лунной поверхности, атмосфере.
4. Беседа «Семья планет».
Цель: расширять представления детей о планетах солнечной системы
5. Беседа «Солнце - источник жизни на Земле».
Цель: уточнить знания детей о солнце, его форме; пояснить из чего оно состоит.

 6. Беседа «Космонавты-экологи», «Что едят космонавты?».

Составление «Космического словаря».

Этапы проекта

Подготовительный этап. Содержание работы: 
• выбор темы, обозначение проблемы;
• определение цели и задач проекта;
• обсуждение проекта с ребятами и их родителями, выбор источников получения информации;
• составление плана работы над проектом;
• разработка домашних заданий для всех участников проекта.
Предполагаемый результат: 
• выявление знаний по изучаемой теме;

• накопление информационной базы (источники получаемой информации);
• наличие четкого плана работы у всех исследователей;
• наличие результатов изыскания.
2. Практический этап. Содержание работы: 
• изучение источников по вопросам исследования;
• сбор и систематизация материала;
• проведение различных познавательных, творческих, научных форм работы с детьми в ходе реализации проекта;
• взаимодействие между всеми участниками проекта (беседа, консультация, информационный стенд);
• консультации и оказание практической помощи в изготовлении творческих продуктов проекта;
• составление и оформление, творческих отчётов.
Предполагаемый результат: 
• слаженная работа всех участников проекта;
• выставка детских творческих работ;
• организованная познавательная, игровая, исследовательская и творческая деятельность детей в группе, на улице и дома;
• создание дидактических игр, ЛЭП бука, фото отчёт, подбор картинок по теме, подготовка презентации.
3. Завершающий этап. Содержание работы:
• рефлексия-анализ выполнения проекта, достигнутых результатов;
• подготовка к защите проекта (трансляция);
• мультимедийная презентация проекта.

Предполагаемый результат: 
• наличие методических материалов и продуктов проекта;
• высокий уровень знаний и умений детей.

Ход реализации проекта


I. Подготовительный этап.


1. Постановка целей и задач перед участниками проекта.

2. Подбор информации и рекомендаций для родительского уголка по исследовательской теме:
 консультации «Надо ли говорить с ребёнком о космосе?» 
 рекомендации родителям по проведению бесед с ребенком о космосе;
 распределение заданий между участниками проекта.
3. Подбор материалов для ознакомления с космосом: фото, видео презентации, стихи, песни, загадки, мультфильмы, художественные произведения, иллюстрации  и т.д.

4. Разработка дидактических игр «Помоги ракете вернуться на землю», «Помоги космонавту найти свою ракету», «Найди лишний предмет».

5. Проведение занятий с детьми по изготовлению рисунков, аппликаций.

II. Практический этап.

Формы работы: ООД

Познание «Хочу быть космонавтом»


Цель: Познакомить детей с новыми понятиями, такими как: космос, космическая станция, скафандр, спутник, космодром, космический мусор и т.д. Поощрять стремление детей узнавать новую информацию о космосе. Формировать положительные эмоции. Развивать творческий потенциал. Учить детей самостоятельно конструировать из бумаги ракету, и располагать её на бумаге создавая композицию звёздного неба. Вызывать положительные эмоции в процессе прослушивания музыкального произведения в исполнении ансамбля «Непоседы» (песня «Мы дети галактики»)

А также познакомить с биографией первого космонавта Ю. А. Гагарина; расширить представление о современных профессиях; рассказать о работе в космосе российских космонавтов в наши дни.

Конструирование
Тема: «Ракета».
Цель: изучить название составных частей ракеты; самостоятельно конструировать ракету из бумаги по шаблону, соблюдать правила безопасной работы с ножницами.

Рисование с элементами аппликации
Тема: Космическая фантазия.
Цель: расширять кругозор, знания детей о космосе; развивать цветовосприятие; поддерживать интерес к изобразительной деятельности.

 Аппликация
Тема: «Полет на Луну».
Цель: продолжать знакомить детей с техникой танграмм, учить составлять ракету из геометрических фигур; закреплять умение дополнять картинку подходящими по смыслу предметами; развивать чувство композиции, воображение.

Лепка
Тема: «Космонавт в скафандре».
Цель: учить детей лепить космонавта, используя игрушку в качестве натуры; передавать форму частей игрушки: овальную (туловище), округлую (голова), цилиндрическую (ноги); передавать пропорциональное соотношение частей и детали ; учить объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их путем примазывания одной части к другой.


2. Тематические беседы по вопросу исследования: 

В ходе бесед вызывать стойкий познавательный интерес к исследовательской деятельности. Расширять кругозор, поощрять любознательность и пытливость. Расширять словарный запас – учить правильно задавать вопросы и давать полные ответы на них. Поощрять инициативность.

3. Дидактические игры «Найди лишний предмет», «Помоги космонавту найти свою ракету».

«Восстанови порядок в солнечной системе», «Найди лишнее» , «Подбери созвездие», «Найди недостающую ракету»

4. Сюжетно-ролевые игры «Полёт на Луну», " Космонавты"
Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитывать  смелость, выдержку, расширять словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».


«Исследователи космических просторов»,
Для ботанического сада нужны новые редкие растения. Директор ботанического сада  предлагает лететь за ними на одну из планет Солнечной системы.


«Больница для космонавтов»
Цель:  формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины; воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.


«Космическое путешествие».
Цель: способствовать развитию умения расширять сюжет на основе  полученных знаний  на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру. Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.


5. Подвижные игры

«Космонавты», «Невесомость», «Космическая эстафета»,

6. Рассматривание фотографий и иллюстраций о космосе и космонавтах.

7. Прослушивание музыкальных произведений о космосе, загадывание и отгадывание загадок на космическую тематику.

8. Чтение художественной литературы (стихи А. Хайта «Планеты по порядку», и В. Степанова «Юрий Гагарин»).

Нагибин Ю.М.  Рассказы о Гагарине. В школу
Цель: познакомить  с биографией Ю.Гагарина. учить осмысливать содержание прочитанного; воспитывать чувство гордости за первых покорителей космоса; подвести к пониманию таких нравственных и волевых качеств, как доброта, настойчивость, бесстрашие, трудолюбие.

9. Космическая лаборатория «Мы и космос».  Исследование.
 Задача: сформировать у детей представление о космосе с помощью различных опытов.

 

10. Работа с родителями: Совместная работа родителей и ребёнка в домашних условиях (по выбору самих участников). Ребёнок самостоятельно проводит отчёт о проделанной работе.

11. «Космические игры». Цель: Привлечь внимание родителей к совместной деятельности родителей с детьми в процессе домашнего образования. Приобщать родителей к созданию игровой базы, дополнить уголок дидактических игр.

III. Заключительный этап.
1. Оформление детских творческих работ «12 апреля. День космонавтики».
5. Представление фото-, видеоотчёта «Удивительный космос».

C:\Users\veter\Desktop\Зимина Е.А\космос фото\IMG_5132.JPGC:\Users\veter\Desktop\Зимина Е.А\космос фото\IMG_5133.JPG

C:\Users\veter\Desktop\Зимина Е.А\космос фото\IMG_5134.JPGC:\Users\veter\Desktop\Зимина Е.А\космос фото\IMG_5136.JPG

«Космические опыты»

  1. Космос в рюмке

Для опыта понадобится:

Рюмка 250 грамм,  растительное масло, спирт (не водка - а именно медицинский спирт, его можно купить в аптеке), вода, пипетка, пищевой краситель.

        Наливаем в рюмку грамм 100-150 спирта.

        Пипеткой осторожно капаем в него большую каплю масла, если пипетка маленькая, то капать надо будет несколько раз в одно и то же место.

        Понаблюдайте за каплей. В воде бы она всплыла и растеклась по поверхности круглым пятнышком жира. А в спирте капля сразу же опустилась на дно! И выглядит она не как плоский кружок, а как красивый золотистый шар!

        Почему масло в спирте ведет себя иначе, чем в воде? Все дело в плотности этих трех жидкостей! Разные жидкости имеют разную плотность и, соответственно, разный удельный вес. Тяжелые жидкости "тонут" в более легких.

         Почему же масло превратилось именно в шар? Тут дело в том, что шар - это самая экономичная фигура. У шара площадь поверхности минимальная при максимальном объеме. То есть, говоря простым языком - у него снаружи на оболочку пойдет минимум вещества, а внутри поместиться больше вещества, чем в любой другой фигуре. Поэтому все на свете при отсутствии других сил стремиться принять форму шара. И капли воды и планеты. Поэтому-то и показывают в космических съемках, как вода летает в невесомости в виде шариков - ведь на нее там не действует сила тяжести, заставляющая воду на Земле принимать форму поверхности или сосуда. И поэтому наша капля масла в спирте стала круглой - спирт давит на поверхность капли со всех сторон одинаково, поэтому она в нем находится все равно, что в невесомости.

         Но если мы хотим, чтобы наш масляный шар не просто лежал на дне, а парил как планета в космосе, нам надо сделать спирт немного менее плотным. А попросту добавить в него чуть-чуть воды. Воду добавляйте маленькими порциями до тех пор, пока шар не начнет всплывать над дном рюмки.  Дело в том, что масло и вода, масло и спирт являются несмешиваемыми жидкостями. Поэтому граница между ними всегда четкая. А вот спирт и воду можно легко смешать - и получится новая жидкость уже с другими свойствами, в частности, плотность у нее будет больше, чем у чистого спирта. Поэтому и масло со дна начнет всплывать.

        Чтобы сделать опыт поярче, надо или брать какое-то цветное масло, а не магазинное подсолнечное осветленное. Или подкрасить воду, в которой масло плавает. Лучше, конечно, первый вариант - он эффектнее. Но так как у нас не было выбора, мы покрасили воду. Для этого взяли обычный пищевой краситель.

         А если сначала быстро-быстро перемешать жидкости палочкой, а потом наблюдать за их поведением, то мы сможем своими глазами увидеть, как  по этому же принципу 4,6 миллиардов лет назад возникала наша планетарная система из космического газопылевого облака.

        Маленькие пузырьки, вращаясь, собираются в какое-то подобие облака или диска. Это будет наша модель протопланетного диска, из которого потом образовались все планеты. 

  1. Создаем новую планету

Для опыта понадобится:

Формы для льда или небольшая посуда (желательно, широкая и низкая), вода, соль, пипетка, пищевой краситель (или гуашь).

Для выполнения этого опыта с детьми необходимо заранее наморозить льда в формочках разного размера. Можно использовать небольшую кастрюлю. Когда лед готов приготовьте несколько мисочек и в каждой из них сделайте цветной солевой размер, добавив в воду много соли и пищевые красители. Разложите ледяные глыбы на подносе и с помощью пипетки нанесите краску на их поверхность. Попадая на лед, этот раствор «расплавит» его, оставив в нем дырочки, через которые просочится краска. Если накапать на льдинки несколько цветов такого раствора, можно получить очень красочные узоры.

        I:\космос\IMG_20180409_104126.jpg    I:\космос\IMG_20180409_104218.jpg   I:\космос\IMG_20180409_145103.jpg

                         I:\космос\IMG_20180409_105027.jpg   I:\космос\IMG_20180409_105306.jpg

  1. Опыт с листьями пекинской капусты

Для опыта понадобится:

Несколько пробирок, пузырьков или баночек; пищевые красители;  пекинская капуста; вода.

Наливаем в пробирки воду и добавляем в нее красители  (в каждую пробирку краситель разного цвета). Затем ставим в каждую пробирку по листу пекинской капусты. И затем просто наблюдаем за происходящим. Листья начнут постепенно окрашиваться в цвет воды.

Нужно объяснить ребенку, что листья поглощают воду, поэтому принимают ее цвет.

  1. Моя вселенная

Для опыта понадобится:

Цельное молоко, жидкое моющее средство, пищевые красители, пипетки, ватные палочки, тарелки.

Налить молоко в тарелку, добавить несколько капель красителей (разных).

Ватную палочку окунуть в краситель и коснуться ею молока в центре тарелки.

Молоко начнет двигаться, а цвета перемешаются.

Лист бумаги кладем на поверхность молока и получаем «фото» вселенной.

C:\Users\veter\Desktop\Зимина Е.А\космос фото\IMG_5139.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивно - интеллектуальное развлечение "Большое космическое путешествие"

Развитие потребности в движениях, потребности в здоровом образе жизни, совершенствование психофизических качеств....

Конспект занятия на тему: « Космическое путешествие»

Занятие по математике в подготовительной группе...

Физкультурное занятие "Космическое путешествие"

Конспект физкультурного занятия  в средней группе....

Сценарий спортивного праздника к Дню Космонавтики: «Космическое путешествие на неизведанную планету» «Космическое путешествие на неизведанную планету»

Сценарий спортивного праздника к Дню Космонавтики: «Космическое путешествие на неизведанную планету»...

Сценарий космического праздника "Космическое путешествие"

Сценарий спортивного праздника «Космическое путешествие» Подготовил воспитатель Карапетян Л.Б., Дюнова Г.В.Цель: Развитие выносливости  средствами физических упражнений.Задачи: Расшир...

Игра – путешествие, посвященная день рождению Ю.А. Гагарина «Космическое путешествие»

Игра – путешествие,посвященная день рождению Ю.А. Гагарина«Космическое путешествие»...