"Использование психогимнастики в процессе коррекционно -образовательной деятельности с детьми ТНР"
материал (старшая группа) на тему
Сообщение из опыта работы для круглого стола по теме «Использование психогимнастики в процессе корреционно-образовательной деятельности с детьми ТНР»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_dlya_seminara_po_psihogimnastike.docx | 36.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 12 г. Кировска»
Сообщение из опыта
для круглого стола
по теме «Использование психогимнастики
в процессе корреционно-образовательной деятельности с детьми ТНР»
Составитель:
воспитатель высшей
квалификационной категории
Прицина Вера Альфредовна
Кировск
2015г.
Ритм современной жизни все ускоряется, интенсивность информационных потоков безостановочно растет. С каждым годом увеличивается количество детей с различными нарушениями в развитии. Педиатры и психологи бьют тревогу по поводу распространения гиперактивности, повышенной тревожности, агрессивности, неуверенности, эмоциональной неустойчивости и двигательной расторможенности у детей. В настоящее время в детских садах всё больше детей с задержкой психического и речевого развития. На данный момент очень остро стоит вопрос об оказании квалифицированной психологической помощи детям с нарушениями в развитии. В настоящее время в детских садах широко используются различные методы и приемы психокоррекции и довольно часто, но бессистемно,такой метод, как психогимнастика. Именно она, наиболее доступна в применении для воспитателей и педагогов-психологов, так как в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника.
Психогимнастика - это метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Основная цель – научить ребенка справляться с жизненными трудностями. Ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. В ходе занятий психогимнастикой дети изучают различные эмоции, возможность ими управлять. Психогимнастика, по методике М.И. Чистяковой, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Особое значение М.И. Чистякова придает положительным эмоциям,поэтому все этюды и игры в содержании психогимнастики включают эмоции радости.Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.Нарушения выразительности моторики заслуживают пристального внимания потому, что неумение правильно выразить свои чувств,а скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей со сверстниками и взрослыми. Особенно в этом случае страдают дети с неврозами, органическими заболеваниями головного мозга и другими нервно-психическими заболеваниями. Такие дети часто являются контингентом компенсирующих групп для детей с ТНР.
В соответствии с ФГОС ДО в группе создала психолого-педагогические условия коррекционно-образовательной деятельности:
1) Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) Защита детей от всех форм физического и психического насилия5;
8) Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Проанализировав совместно с учителем-логопедом карты развития детей пришла к заключению, что в подготовительной группе из 18 детей с ТНР
7- детей гиперактивны;
1 - ребёнок с ЗПР и с вспышкой агрессии.
Поэтому важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с детьми, имеющими ТНР с целью психофизической разрядки. Не менее важен словесный язык чувств, который обозначает явления эмоциональной жизни. Называние эмоций в психогимнастике ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя. Ребенок, говорящий на хорошем, богатом языке, лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для словесного обозначения чувств, он тоньше понимает себя, свои переживания, эмоции у него становятся более дифференцированными.В психогимнастике придается большое значение общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья
Как воспитатель, использую психогимнастику в своей ежедневной работе: в качестве «физкультурных минуток» в ходе занятия и в перерывах между КОД; в качестве релаксации после интенсивной нагрузки (физической или интеллектуальной); в качестве оживления в работы по нравственному воспитанию.
С этой целью совместно с педагогом-психологом разработали
«Перспектиктивный план психогимнастик на учебный год»
Месяц | Лексическая тема | Название упражнения, игры, этюда |
Сентябрь | 1. «Детский сад. Помещения. Игрушки.» | «Заводные игрушки», «Игрушки» |
2. «Детский сад. Профессии в детском саду» | «Детский сад», «Дети идут в сад» | |
3. «Осень» | «Осенний парк», «Грибы», «Осень», «Листопад» | |
4. «Овощи» | «Какой на вкус?», «Зайчик на огороде» | |
Октябрь |
| «Какой на вкус?» |
| «Грибы», «Сбор урожая», «Король боровик не в духе» | |
| «Медвежата и пчёлы», «Лиса, заяц и петушок», «Три медведя», «Медведь в берлоге», «Волк и мишка» | |
| «Смотри на руки», «Делай как я», «Люблю - не люблю» | |
Ноябрь | 1.«Профессии (врач, парикмахер, продавец» | «Выбираем игрушку» |
2. «Моя семья» | « Бабушка печёт пироги», «Дедушка читает газету», «Папа ведет машину» | |
3. «Мебель» | «Три медведя», «Скучно так сидеть», «Вот он какой». | |
Декабрь |
| «Чистая посуда», «Грязня чашка», «Какой на вкус?» |
| «Зима», «Новый год», «Игра в снежки», «Катаемся на лыжах» | |
| «Вороны прилетели», «Воробушки» | |
Январь |
| |
| «Новые кроссовки» | |
| «Пугливая овечка», «Мама и детёныш», «Я и животные», «Школа зверей» | |
| «Домашние птицы», «Петушок», «Цыплёнок» | |
Февраль |
| «Пассажирский самолёт», «Водитель автобуса» |
| «Часы», «Чистая посуда», «Игрушка» | |
| «Самолёт», «Ракета», «Солдат на посту» | |
| «Вдоль по улице», «Осторожные дети» | |
Март |
| «Я и животные», «Школа зверей» |
| «Вдоль по улице», «Осторожные дети» | |
| «Вдоль по улице», «Осторожные дети», «Я и животные», «Школа зверей» | |
Апрель |
| «Я и животные», «Школа зверей» |
| «Ракета», «Большое солнце», «Планеты в космосе». | |
3.«Весна» | «Весенняя капель», «Почка на дереве», «Лужи» | |
| «Ученики на уроке», «Строгая учительница», «Тяжелый портфель», «Ура, каникулы» | |
Май |
| «Самолёт», «Ракета», «Солдат на посту» |
| «Интервью», «Собираемся в отпуск», «Бабочка», «Стрекоза» | |
| Бабочка», «Стрекоза», «Кузнечики», «Пчёлка» |
В соответствии с лексическими темами, включаю в «Совместную деятельность в ходе режимных моментов», а так же в индивидуальную работу:
- Мимические и пантомимические этюды.
Цель – выразить изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживаниями телесного и психического довольства и недовольства. Модель выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев) и некоторых социально окрашенных чувств (гордость, застенчивость и т.д.). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.
- Этюды и игры, направленные на выражение отдельных свойств личности и эмоций.
Цель – моделирование поведения персонажей с теми или иными чертами характера, закрепление и расширение уже полученных детьми сведений о социальной компетентности (жадность, доброта и т. д.), привлечение внимания детей ко всем компонентам выразительных движений одновременно.
- Этюды и игры, имеющие терапевтическую направленность, на определенного ребенка или на группу в целом.
Цель – коррекция настроения, отдельных черт характера ребенка, тренинг моделированных стандартных ситуаций.
- Фаза психомышечной тренировки (релаксация) после каждой физкультуры.
Цель – снятие эмоционального напряжения, внушение желательного настроения и поведения.
Работа по использованию психогимнастики в процессе корреционно-образовательной деятельности с детьми ТНР, невозможна без участия родителей:
- На родительском собрании, раскрыла важность, использования психогимнастики работе с детьми, с целью психофизической разрядки в детском саду и дома;
- Подготовила памятки для родителей по данной теме;
- Провела консультацию « Игры на развитие эмоциональной сферы».
Наблюдения за ходом коррекционно-образовательного процесса показывает, что психогимнастика помогает нашим воспитанникам проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта). У детей изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность).
Дети осознают, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. Они учатся справляться с жизненными трудностями.
Применение метода психогимнастики оказывает положительное влияние на эмоционально-психическое здоровье детей с ТНР.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад вида № 12 г. Кировск»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
педагогическим советом Приказ № 130 от 15.05.2015г.
Протокол № 5 от 20.05. 2015г. Зав. МБДОУ № 12______ О.Г.Химчук
02 - 14
«Перспективный план психогимнастик в подготовительной компенсирующей группе
на 2015 — 2016 учебный год»
Составители:
педагог- психолог Игнатова Е. Н.
воспитатель высшей
квалификационной категории
Прицина В. А.
под редакцией:
Зам. зав. высшей квалификационной
категории Корешковой Е. В.
Кировск
2015
«Перспективный план психогимнастик на учебный год»
Месяц | Лексическая тема | Название упражнения, игры, этюда |
Сентябрь | 1. «Детский сад. Помещения. Игрушки» | «Заводные игрушки», «Игрушки» |
2. «Детский сад. Профессии в детском саду» | «Детский сад», «Дети идут в сад» | |
3. «Осень» | «Осенний парк», «Грибы», «Осень», «Листопад» | |
4. «Овощи» | «Какой на вкус?», «Зайчик на огороде» | |
Октябрь | 1.«Фрукты. Ягоды» | «Какой на вкус?» |
2.«Дары осени» | «Грибы», «Сбор урожая», «Король боровик не в духе» | |
3.«Дикие животные и их детёныши» | «Медвежата и пчёлы», «Лиса, заяц и петушок», «Три медведя», «Медведь в берлоге», «Волк и мишка» | |
4. Я – человек. Моё тело» | «Смотри на руки», «Делай как я», «Люблю - не люблю» | |
Ноябрь | 1.«Профессии (врач, парикмахер, продавец» | «Выбираем игрушку» |
2. «Моя семья» | « Бабушка печёт пироги», «Дедушка читает газету», «Папа ведет машину» | |
3. «Мебель» | «Три медведя», «Скучно так сидеть», «Вот он какой». | |
Декабрь | 1.«Посуда. Продукты питания» | «Чистая посуда», «Грязня чашка», «Какой на вкус?» |
2.«Зима» | «Зима», «Новый год», «Игра в снежки», «Катаемся на лыжах» | |
3. «Зимующие птицы» | «Вороны прилетели», «Воробушки» | |
Январь | 1.« Мой дом. Инструменты» | |
2.«Одежда. Обувь» | «Новые кроссовки» | |
3.«Домашние животные и их детёныши» | «Пугливая овечка», «Мама и детёныш», «Я и животные», «Школа зверей» | |
4.«Домашние птицы и их детёныши» | «Домашние птицы», «Петушок», «Цыплёнок» | |
Февраль |
| «Пассажирский самолёт», «Водитель автобуса» |
| «Часы», «Чистая посуда», «Игрушка» | |
| «Самолёт», «Ракета», «Солдат на посту» | |
| «Вдоль по улице», «Осторожные дети» | |
Март | 1.«Животные и птицы жарких стран» | «Я и животные», «Школа зверей» |
2. «Моя страна» | «Вдоль по улице», «Осторожные дети» | |
3.«Мой край родной» | «Вдоль по улице», «Осторожные дети», «Я и животные», «Школа зверей» | |
Апрель | 1.«Подводный мир» | «Я и животные», «Школа зверей» |
2.«Космос» | «Ракета», «Большое солнце», «Планеты в космосе». | |
3.«Весна» | «Весенняя капель», «Почка на дереве», «Лужи» | |
4.«Школьная пора» | «Ученики на уроке», «Строгая учительница», «Тяжелый портфель», «Ура, каникулы» | |
Май | 1.«9 мая. День Победы» | «Самолёт», «Ракета», «Солдат на посту» |
2.«Скоро лето» | «Интервью», «Собираемся в отпуск», «Бабочка», «Стрекоза» | |
3.«Насекомые» | Бабочка», «Стрекоза», «Кузнечики», «Пчёлка» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых технологий в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми ОВЗ
Для активизации коррекционно-образовательной деятельности детей с ОВЗ на логопедических занятиях по развитию фонематического (речевого) восприятия и подготовки к обучению грамоте...
Использование пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи
Дети, поступающие в логопедические группы, часто не имеют уверенной координации движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности в переключении д...
"Использование здоровьесберегающих приёмов Су-джок терапии в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ОВЗ".
Одной из главных задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья, в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому деятельность педагогов направлена на то, чтобы дети...
Создание условий для формирования социально- коммуникативной компетентности у дошкольников с ТНР в процессе коррекционно-образовательной деятельности.
консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности для дошкольников с ТНР...
Семинар-практикум «Создание условий для формирования социально- коммуникативной компетентности у дошкольников с ТНР в процессе коррекционно-образовательной деятельности».
laquo;Создание условий для формирования социально- коммуникативной компетентности у дошкольников с ТНР в процессе коррекционно-образовательной деятельности»....
Использование метода наглядного моделирования в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ТНР.
В статье расказывается об использовании метода наглядного моделирования в работе с детьми ТНР....
Развитие навыков самоконтроля в процессе коррекционно-образовательной деятельности
Консультация для педагогов...