Развитие навыков самоконтроля в процессе коррекционно-образовательной деятельности
консультация по коррекционной педагогике

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samokontrol.docx111.76 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ

В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Подготовил: Должикова В.И., учитель-логопед МБДОУ д/с №9

Современный этап развития образования характеризуется, усилением внимания  к  актуальнейшей  проблеме        преодоления нарушений звукопроизношения у дошкольников и имеет огромное значение в овладении навыками чтения и письма. Важно помнить, что нарушения звукопроизношения могут способствовать формированию комплекса неполноценности, возникновению трудностей в общении.

Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным причинам имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорной кропотливой, коррекционно-образовательной деятельности, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционно-образовательной деятельности.

Как отмечает Л.Н. Смирнова [6], самый трудный и длительный этап – автоматизация звуков. Как правило, быстрее и легче можно привести в норму подвижность речевого аппарата и добиться правильного произношения звуков, чем ввести эти «здоровые» звуки в повседневную речь детей, особенно если отсутствует контроль со стороны специалистов и родителей.

В силу того что вновь выработанные нервные связи еще слабы, ребенок пользуется приобретенным звуком крайне нерегулярно, зачастую только в процессе образовательной деятельности с логопедом. Поэтому так необходим навык самоконтроля за собственной речью с целью скорейшего избавления от речевого нарушения. Появление самоконтроля и его развитие определяются требованиями общества к поведению человека.

Изучением этой проблемы занимались Выготский Л.С., Эльконин Д.Б., Нижегородцева Н.В., Гальперин П.Я.

В словаре практического психолога приводятся следующие определения: Самоконтроль – осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний.

Появление самоконтроля и его развитие определяются требованиями общества к поведению человека.

Самоконтроль выступает как компонент саморегуляции. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс.

Саморегуляция психическая – один из уровней регуляции активности, выражающих специфику реализующих средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии.

Самоконтроль и саморегуляция не появляются сами по себе. Как отмечает Н.В. Нижегородцева, формирование навыков самоконтроля и психической саморегуляции происходит только в процессе обучения, так как отличительная особенность учебной деятельности заключается в формировании произвольного уровня регуляции действий в соответствии с заданными нормами. Л.С. Выготский показал, что истоки произвольного поведения ребенка как и сознания, нельзя искать в его самостоятельной, индивидуальной деятельности. Сам ребенок, в какие бы замечательные комфортные  условия  его  не  помещали,  никогда  не  сможет  научиться

управлять собой и не овладеет своим поведением. Более того, он никогда не почувствует необходимость в этом, как и в том, чтобы осознать свои собственные действия, посмотреть на себя со стороны. Все это он может научиться делать только со взрослым: в общении, в совместной деятельности.

Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок. Иначе говоря, с помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе и труде.

В качестве воспитания самоконтроля использую метод поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

Успех в формировании действия самоконтроля у детей зависит от следующих педагогических условий:

  • применение дидактических принципов общей и специальной педагогики: доступности, планомерности, систематичности, последовательности усложнения материала;
  • использование индивидуального контроля;
  • последовательность операций, входящих в алгоритм формирования контроля;
  • использование разнообразного дидактического материала, содержащего интересные задания;
  • целенаправленное воспитание потребности в осуществлении контроля и самоконтроля;
  • изменение применяемого наглядного дидактического материала в следующей последовательности: предмет, рисунок, схема, вербальный символ.

Конечной целью является правильное выполнение задания и его адекватная оценка ребенком.

Учитывая особенности психического развития, внимания, неумение планировать свою деятельность, формирование самоконтроля осуществляю поэтапно:

  1. - этап - ориентировка в задании;
  2. - выполнение задания;
  3. - оценка полученного результата с точки зрения предъявленного задания.

На 1 этапе ориентировки в задании решаются следующие задачи:

  • активизация слухового внимания оптимальными средствами;
  • подбором специальных заданий, упрощенных и интересных для детей, заставляющих ребенка вслушиваться в задание взрослого.

Основная цель – совершенствовать умение внимательно слушать задания и запоминать их.  Используя различные приемы: «Скажи громче, чем я»,

«Повтори мое задание своему соседу», «Скажем вместе дружно, что нам делать нужно», «Поправь товарища», «Повтори задание по частям», и др.

Выбор алгоритма действия, позволяющего ребенку вдумываться в задание;

-планирование его выполнения с ребенком по первоначальному образцу и последовательности действий педагога: «Давайте подумаем, как мы будем делать (рисовать, выкладывать и т.д.) С чего начнем, что дальше делать будем, чем закончим?»;

-активизация действий ребенка с помощью параллельного использования методов поощрения и контроля.

Постепенно взрослые помогают ребенку сконструировать действия в определенной последовательности: «Подумай и расскажи, как ты будешь делать?»

На 2 этапе выполнения задания необходимо совершенствовать умения ребенка:

  • сверять свои действия с правилами выполнения задания или образцом;
  • оценивать правильность своих действий;
  • исправлять допущенные ошибки в ходе выполнения задания.

Здесь эффективны приемы, побуждающие ребенка к самоконтролю. Проверка правильности выполнения действий («Вспомни, какие правила нужно было соблюдать, и проверь, правильно ли ты делаешь?») и помощь в случае необходимости. В последствии можно напомнить ребенку о его действиях («А ты вспомни, как нужно проверить себя?»).

Конечная цель работы на этом этапе состоит в том, чтобы научить в любой момент и на любом этапе выполнения задания, самостоятельно, молча проверить качество выполнения, исправить допущенные ошибки.

На 3 этапе оценка полученного результата.

Показатель сформированности действий контроля - умение ребенка давать адекватную оценку выполненной им работе на основе сличения с образцом, делать это в плане громкой, шепотной и внутренней речи.

Одним из существенных отличий в познавательной деятельности "успешных" и "неуспешных" учеников является различие в умении осуществлять самоконтроль и саморегуляцию своих действий. "Неуспешные" школьники даже при знании и понимании правила, по которому нужно действовать, затрудняются в самостоятельном выполнении задания, где требуется в определенной последовательности выполнить ряд умственных операций, и им необходима постоянная помощь взрослого. Развитие способности к самоконтролю и саморегуляции начинается в дошкольном возрасте и происходит естественнее и эффективнее всего в процессе разнообразных "игр с правилами". Также умение сличить свою работу с образцом и сделать выводы (обнаружить ошибку или убедиться в правильности выполнения задания) - важный элемент самоконтроля, которому нужно учить.

Психологом З.М. Истоминой установлено, что в игре, как и в самостоятельной деятельности, дети в 1,5-2 раза успешнее запоминают предложенное слово, чем по прямому заданию повторить его. Игра занимает

большое место при автоматизации звуков, требующей много повторений, утомляющих детей. Во избежание этого игры следует разнообразить.

При проведении дидактических игр необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, элементы занимательности, интерес к ее содержанию и ясность цели. Игры полезны лишь тогда, когда доставляют радость, удовольствие.

Системное формирование способности ребенка к саморегуляции и самоконтролю посредством развития конкретных контролируемых умений и широкого использования игровой мотивации в процессе логопедической работы (в частности, в процессе автоматизации звуков) способствует скорейшему исправлению речевого дефекта и развитию навыков самоконтроля как важного компонента учебной деятельности.

Занимательно-игровой характер речевых упражнений в игровых комплексах повышает речевую мотивацию детей, позволяет в процессе автоматизации звуков развивать навык фонематического анализа и синтеза, укрепляет психологическую базу речи (память, восприятие, внимание, мышление), воспитывает интерес, уважение и любовь к русскому языку. В игровых комплексах используется большое разнообразие речевых упражнений: слоговые цепочки; ряды слов, близких по звучанию; чистоговорки; словосочетания и предложения, максимально насыщенные звуком; звучалки; считалки; рифмованные миниатюры; скороговорки; потешки; рассказы; дидактические речевые игры; коррекционно- развивающие упражнения.

Применение игровых комплексов по автоматизации звуков с использованием игровой мотивации у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи способствует внесению в образовательный процесс следующих изменений:

Интеграции содержания основной образовательной и коррекционной программы;

Повышение эффективности коррекционного обучения;

Обеспечение качественной индивидуализации и дифференциации процесса обучения и прогноза развития дошкольников с учетом особенностей их личностных качеств и запросов родителей.

Игры и упражнения для развития навыков самоконтроля у детей.

Игра "Сохрани слово в секрете". Сейчас мы поиграем в игру. Я буду называть разные слова, а вы будете их четко за мной повторять. Но помните об одном условии: названия цветов - это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, вам нужно молча хлопнуть один раз в ладоши. Примерный список слов: окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василёк, книга и т. д.

Нельзя повторять слова, начинающиеся на звук [р]. Нельзя повторять слова, начинающиеся с гласного звука. Нельзя повторять названия животных. Нельзя повторять имена девочек. Нельзя повторять слова, состоящие из 2-х слогов, и т. д. Когда ребенок станет хорошо и постоянно удерживать правило, переходите к игре с одновременным использованием

двух правил. Например: 1. нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком; 2. нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или зеленый цвет), надо отмечать их двумя хлопками.

Выполняя задание, дошкольник периодически проверяет сам себя, рассказывая себе или другим детям, что и как нужно делать. Например, когда ребенок рисует узор, он сравнивает его с чужими рисунками, находит и исправляет ошибки. Особенности детской психологии таковы, что дополнительным стимулом может стать элемент соревнования, когда дети, работающие самостоятельно и практически безошибочно, поощряются тем или иным образом. Самоконтроль также используется как один из критериев оценки работы дошкольника.

Далее приводятся игры, упражнения и приемы работы, направленные не только на развитие самоконтроля, но и на развитие различных свойств внимания и двигательных функций, с учетом этапа коррекционной работы.

Пальчиковые игры можно разнообразить за счет кинезиологических упражнений (Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение). Целью этих упражнений будет развитие межполушарного взаимодействия, развитие мелкой моторики, развитие памяти, мышления, внимания и речи.

«Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

«Кулак-ребро-ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем

— двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак— ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

«Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

«Ухо-нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».]

Обязательно нужно уделить внимание тренировке в переключение с одного  движения  на  другое,  используя  при  этом  традиционные

артикуляционные упражнения, например, «Рупор-улыбка-трубочка», а также любые другие, выкладывая для этого серию из карточек-символов или предъявляя задание на слух.

Артикуляционные упражнения хорошо выполнять сопряжено с движениями руками, дублирующими движения языка.

Вот еще необычные упражнения при проведении артикуляционной гимнастики. Логопед выполняет артикуляционные упражнения, а ребенок повторяет,  но  с  «запаздыванием»  на  одно  упражнение.  Упражнение

«Зеркало», когда два ребенка, или ребенок и взрослый сидят друг против друга, при этом один из них выполняет артикуляционные упражнения, а другой все повторяет.

В процессе автоматизации звука на материале слогов можно использовать такие приемы. Произносить слоги и одновременно выполнять несложные движения пальцами рук или рисовать пальцем повторяющиеся фигуры.

Пальчиковые игры следует использовать также на этапе автоматизации звуков, с целью развития мелкой моторики и тренировки распределения внимания.

Опыт показывает, что одной из эффективных форм работы по формированию у дошкольников навыков самоконтроля, является создание логопедической странички. Зафиксированный результат легче воспринимается и запоминается. Ребенок может осознанно зафиксировать и наглядно увидеть свои достижения в преодолении неправильного произношения.

Для ведения логопедической странички необходимо научить детей определять и фиксировать собственные достижения в речи, стремиться к их улучшению.

Договорились с ребятами, что достижения будем отмечать на ступеньках «лестницы успеха» или на этажах дома в конце каждого занятия, и  когда  по  этой  лестнице  они  поднимутся  вверх  -  тогда  они  станут

«чемпионами».

Установили правило, которое должно было стать основной точкой опоры, с помощью которой ребята смогут осознать и оценить свои действия, поставив значок на соответствующую ступень:

-если правильно произносишь звук только изолированно, становись на ступень под номером 3,

-если произносишь звук в слогах, словах, но еще не до конца правильно, на ступень под номером 2,

-если звук произносишь совершенно правильно ни делая ни одной ошибки, то ты чемпион, становись на ступень под номером 1.

Сначала использовала прием вручения фишек, которые давались только за правильно выполненные задания. Зарабатывали фишки на всех этапах автоматизации в течение образовательной деятельности.

Условие было такое: не спешить и внимательно слушать себя, сравни свое произношение с тем, как говорит взрослый , и если все задания выполнил

правильно и заработал больше всех фишек, поставь свой значок на соответствующую ступень «лестницы успеха».

Для этого на протяжении образовательной деятельности нужно следить за своим произношением.

При выполнении задания одним ребенком другие учились внимательно слушать, и при необходимости приходили на помощь другу.

После оценки ребенком своего произношения, и определения, на какую ступеньку сегодня он себя поставит, обсуждали с детьми, согласны ли они с этой оценкой.

Прием совместной оценки результатов мотивировал детей на то, чтобы внимательно слушать сверстников, выявлять причины трудностей, помог детям научиться правильно, оценивать себя.

Когда дети научились оценивать свое произношение, помогать своим сверстникам, слышать ошибки и исправлять их, приступила к следующему этапу.

Давала детям задание: оцени себя сам в логопедической страничке- поставь значок на соответствующую ступень пьедестала.

Если дети оценивали себя адекватно, мы обсуждали с ними, что нужно сделать, чтобы подняться на очередную ступень. Основная мысль, которая прозвучала в размышлениях, детей заключалась в том, что нужно всегда помнить правила произношения и стараться соблюдать дома.

У некоторых детей самооценка была завышенной, они возводили себя в

«чемпионы».

В этом случае показывала радость за ребенка, но напоминала, что чемпион должен произносить звук [Л], не делая ни одной ошибки, и предлагала соответствовать этому уровню на протяжении всей образовательной деятельности.

Такая поддержка способствовала тому, что дети, прислушиваясь к себе, всеми силами старались не делать ошибок, следили за своей артикуляцией, выдерживали спокойный темп работы.

Тем детям, у кого все же были замечены ошибки, и не за каждое задание они получали фишку, эта ситуация помогла осознать, и помочь оценить собственные действия: они осознанно меняли самооценку.

Дети постепенно привыкали постоянно следить за своим произношением, управлять артикуляционным аппаратом. Изменилась рефлексивная позиция: начали правильно оценивать себя, фиксируя в логопедической страничке результат, предъявляя определенные требования.

Когда дети делали значительные успехи и поднимались на следующую ступень, начиналась главная работа - оформление логопедической странички самостоятельно: букву, обозначающую тот звук, который они научились правильно произносить, рисовали на нужной ступеньке.

Таким образом, ведение логопедической странички способствует не только формированию навыков самоконтроля, но и помогает формированию успешности через преодоление неуверенности в собственных силах, боязнью

перед предстоящей деятельностью, осознание своих достижений в речи. Ребенок становится уверенным в своих силах и возможностях.

Собственные действия: они осознанно меняли самооценку.

Дети постепенно привыкли постоянно следить за своим произношением, управлять артикуляционным аппаратом.

Изменилась рефлексивная позиция : начали правильно оценивать себя, фиксируя в логопедической страничке результат, предъявляя определенные требования.

Ребенок становится уверенным в своих силах и возможностях.

Библиографический список

  1. Лебедева Л.И. Трудный звук, ты наш друг! Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М., 2005 – 105с.
  2. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого - педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М., 2001 – 95с.
  3. Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков: Пособие для логопедов. – СПБ., 2006 – 120с.
  4. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков./ – М.: Владос. 1999 – 224 с.
  5. Серова К.Ю. Развитие навыков самоконтроля в процессе автоматизации звуков у старших дошкольников посредством игровой мотивации.// Логопед.

-2009. - №6 – 76с.

  1. Смирнова Л.Н. Логопедия. Играем со звуками. Речевой дидактический материал: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. М., 2005- 173с.
  2. Хватцев М.Е. Предупреждение и устранение недостатков речи: Пособие для логопедов, студентов педагогических вузов и родителей. – СПб. 2004- 120с.

Тест самоконтроля и произвольности

Для диагностики детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста может быть использован тест самоконтроля и произвольности. Ребенку предлагается рассмотреть по очереди четыре картинки и описать изображенные на них ситуации, предлагая свои варианты разрешения проблем.

Если ребенок объясняет, что причины неудач в скамейке, качелях, горке, краске, т. е. неудачи не зависят от персонажей, то он еще не умеет оценивать себя и контролировать свои действия. Если ребенок видит причину неудач в самом герое и предлагает потренироваться, подрасти, позвать на помощь, значит, у него развиты навыки самоконтроля и самооценки. Если ребенок видит причины неудач и в герое, и в объекте, то это может говорить о хорошей способности к разностороннему анализу ситуации

Методика «Цепочка действий»

Для диагностики самоконтроля и произвольного запоминания у детей старшего        дошкольного        возраста        может        быть        использована        методика

«Цепочка действий».

Ребенку в непринужденной форме, но медленно и четко предлагают выполнить ряд последовательных действий.

Инструкция: «Сядь за тот стол (указать, за какой именно), возьми карандаш, лист бумаги, нарисуй человека, потом положи карандаш на место, а рисунок возьми с собой и вернись ко мне».

Можно повторить инструкцию еще раз, после чего ребенка просят воспроизвести ее и приступать к действиям. Инструкция дается только до выполнения задания, по ходу выполнения действий никакие подсказки и комментарии не допускаются. Фиксируются только те, из допущенных ребенком ошибок, которые он не заметил и не исправил.

Оценка выполнения:

Отсутствие ошибок – 3

  1. ошибка – 2
  2. и более ошибок – 1

Вообще не выполнил задание – 0

Данная проба позволяет выявить способность ребенка к пониманию, принятию и удержанию задания, являющуюся одним из основных показателей готовности ребенка к систематическому обучению. Одновременно может быть проанализирован рисунок «Фигура человека» в качестве дополнительного показателя уровня общего психического развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция звукопроизношения. Развитие навыка самоконтроля в процессе автоматизации звуков у дошкольников.

Данный материал будет интересен и родителям и педагогам. Автоматизация - самый трудный и длительный этап. Порой проходят месяцы упорных занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильно...

"Использование психогимнастики в процессе коррекционно -образовательной деятельности с детьми ТНР"

Сообщение из опыта работы для круглого стола по теме «Использование психогимнастики в процессе корреционно-образовательной деятельности с детьми ТНР»...

Семинар-практикум «Создание условий для формирования социально- коммуникативной компетентности у дошкольников с ТНР в процессе коррекционно-образовательной деятельности».

laquo;Создание условий для формирования  социально- коммуникативной компетентности у дошкольников с ТНР  в процессе коррекционно-образовательной деятельности»....

Непосредственная коррекционно-образовательная образовательная деятельность "Весна-красна идет"

Конспект НОД составляется с учетом требованием ФГОС ДО и имеет свою специфику оформления в соответствии с особенностями реализации образовательной деятельности, функционирования системы дошкольного об...

Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста как эффективная форма взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-образовательного процесса

В данной статье обобщен опыт совместной деятельности учителя-логопеда с воспитателями и родителями дошкольников. Итоговым результатом совместной образовательной деятельности стало создание картотеки о...