Использование метода наглядного моделирования в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ТНР.
консультация по логопедии

Ведерникова Марина Леонидовна

В статье расказывается об использовании метода наглядного моделирования в работе с детьми ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл upravlenie_obrazovaniya_administratsii.docx18.76 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Старооскольского городского округа Белгородской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №42 « Малинка»

Старооскольского городского округа

Использование метода наглядного моделирования

в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ТНР.

Воспитатель: Ведерникова М.Л.

г. Старый Оскол, 2023г.

Современный мир стремительно меняется: запросы школы и общества таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем,  стараться быть успешным и конкурентоспособным.

      А, если учесть тот факт, что с каждым годом увеличивается число детей с различными нарушениями в развитии, в том числе с ТНР. И у наших  воспитанников помимо  нарушений языковых средств общения,  отмечается   незрелость психических процессов. То  можно предположить, что такие дети испытывают еще большие затруднения в процессе адаптации к школе, усвоении школьных программ. Таким образом,  работа учителя-логопеда направлена на  развитие и совершенствование языковых средств общения, всесторонне  гармоничное  развитие  личности  дошкольника,  успешную подготовку к обучению в школе.  Педагоги в свою очередь находятся  в постоянном поиске новых наиболее продуктивных методов в коррекционно-образовательной деятельности.

           Одним из таких методов является метод наглядного моделирования. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Поскольку помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, так как наглядный материал усваивается лучше вербального. Опорные схемы и модели  – это попытка задействовать зрительную, двигательную, ассоциативную память,  следовательно, развивать  умственные способности дошкольников.
           
Метод наглядного моделирования активно применяем педагогами коррекционно-образовательной деятельности по:

- развитию связной речи и коммуникативных навыков;

- развитию и совершенствованию  лексико-грамматического строя речи;

- развитию фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза, обучению элементам грамоты.

          Дидактические игры и  пособия, на основе наглядного моделирования обладают многофункциональностью, вариативностью, мобильностью в процессе использования.  

 Так на  занятиях по развитию связной речи широко используются рассказы цепной организации предложений, придуманные на каждую лексическую тему.  Сначала дети рассказывают по готовым схемам. А затем они  самостоятельно составляют рассказы, используя предложенные логопедом карточки-модели и выстраивают их в нужной последовательности. Так же это позволяет преобразовывать рассказ из цепной организации предложений в рассказ по опорным картинкам. Далее в процессе обучения дошкольники самостоятельно моделируют рассказы, зарисовывая их в пустые карточки. Также можно использовать карточки в процессе пересказа и при придумывании собственных рассказов (как программирование внутреннего плана высказывания).

           Развивая и совершенствуя лексико-грамматический строй речи также применяю дидактические игры и пособия, разработанные с использованием метода наглядного моделирования, в рамках тематического планирования. Эти пособия  многофункциональные, вариативные. Позволяющие применять  их как на групповых, подгрупповых так и на индивидуальных занятиях. В процессе работы с пособиями развивается не только грамматический строй речи, но и мелкая моторика (дети обводят изображенные предметы маркерами, выполняют различные штриховки). Так одно им тоже пособие можно применять для различных игр. Пример: «Наполним корзины богатым урожаем» (дети маркером обводят овощи по контуру, наносят штриховку, а далее  ведут линии от овоща в большую и маленькую корзины и упражняются в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных и употреблении в распространенных предложений с союзом.

Игра «Фруктовый  сад» направлена на согласование количественных числительных с существительными и построение связных предложений (Это яблоко. Яблоко растет на яблоневом дереве, значит яблоко – это фрукт).

Игры «Полезный обед и фруктовые угощения» (помогают упражняться в образовании относительных прилагательных посредством неоднократного проговаривания, а так же развивать  мелкую  моторику).

В коррекционно-образовательной деятельности по развитию фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза, обучению элементам грамоты активно применяются модели для характеристики звуков по  акустико-артикуляционным признакам. Они представлены в виде готовых схем (это «Звукобуквенный цветок») и набора отдельных карточек-моделей для самостоятельной характеристики звука. Далее дети способны не только самостоятельно характеризовать звук, но и графически обозначать на шаблоне Звукобуквенного цветка.

Подводя итог, следует отметить, что использование наглядного моделирования в коррекционно-образовательной  работе с дошкольниками с ТНР:

- мотивирует и  вызывает интерес к деятельности;

-облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.  Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

- учит  детей видеть главное, систематизировать полученные знания, применяя графическую аналогию, развивает мыслительные и в целом психические процессы;

- самое главное развивает и совершенствует языковые средства общения у воспитанников и помогает при подготовке к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Использование метода наглядного моделирования в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

Наглядное моделирование - воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта создание его заместителя и работа с ним.        В дошкольном возрасте ...

Коррекционная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических компонентов речи с использованием метода наглядного моделирования с детьми с ОНР "Проделки Снежной Королевы"

Уважаемые коллеги!Вашему вниманию   представлена  коррекционно-образовательная деятельность  по формированию лексико-грамматических компонентов речи по лексической теме «Врем...

Мастер-класс "Мнемотехника или использование метода наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста"

Пезентация предназначена педагогам использующих в своей работе мнемотаблицы....

«Использование метода наглядного моделирования в коррекционной работе с детьми с ТРН по формированию звукового анализа»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА...

Консультация для молодых специалистов ДОУ «Использование метода наглядного моделирования в организованной образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте»

Данная консультации познакомит молодых специалистов ДОУ с системой работы по подготовке детей к обучению грамоте с использованием метода наглядного моделирования....