Использование метода наглядного моделирования в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ТНР.
консультация по логопедии
В статье расказывается об использовании метода наглядного моделирования в работе с детьми ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upravlenie_obrazovaniya_administratsii.docx | 18.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
Старооскольского городского округа Белгородской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №42 « Малинка»
Старооскольского городского округа
Использование метода наглядного моделирования
в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ТНР.
Воспитатель: Ведерникова М.Л.
г. Старый Оскол, 2023г.
Современный мир стремительно меняется: запросы школы и общества таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем, стараться быть успешным и конкурентоспособным.
А, если учесть тот факт, что с каждым годом увеличивается число детей с различными нарушениями в развитии, в том числе с ТНР. И у наших воспитанников помимо нарушений языковых средств общения, отмечается незрелость психических процессов. То можно предположить, что такие дети испытывают еще большие затруднения в процессе адаптации к школе, усвоении школьных программ. Таким образом, работа учителя-логопеда направлена на развитие и совершенствование языковых средств общения, всесторонне гармоничное развитие личности дошкольника, успешную подготовку к обучению в школе. Педагоги в свою очередь находятся в постоянном поиске новых наиболее продуктивных методов в коррекционно-образовательной деятельности.
Одним из таких методов является метод наглядного моделирования. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Поскольку помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, так как наглядный материал усваивается лучше вербального. Опорные схемы и модели – это попытка задействовать зрительную, двигательную, ассоциативную память, следовательно, развивать умственные способности дошкольников.
Метод наглядного моделирования активно применяем педагогами коррекционно-образовательной деятельности по:
- развитию связной речи и коммуникативных навыков;
- развитию и совершенствованию лексико-грамматического строя речи;
- развитию фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза, обучению элементам грамоты.
Дидактические игры и пособия, на основе наглядного моделирования обладают многофункциональностью, вариативностью, мобильностью в процессе использования.
Так на занятиях по развитию связной речи широко используются рассказы цепной организации предложений, придуманные на каждую лексическую тему. Сначала дети рассказывают по готовым схемам. А затем они самостоятельно составляют рассказы, используя предложенные логопедом карточки-модели и выстраивают их в нужной последовательности. Так же это позволяет преобразовывать рассказ из цепной организации предложений в рассказ по опорным картинкам. Далее в процессе обучения дошкольники самостоятельно моделируют рассказы, зарисовывая их в пустые карточки. Также можно использовать карточки в процессе пересказа и при придумывании собственных рассказов (как программирование внутреннего плана высказывания).
Развивая и совершенствуя лексико-грамматический строй речи также применяю дидактические игры и пособия, разработанные с использованием метода наглядного моделирования, в рамках тематического планирования. Эти пособия многофункциональные, вариативные. Позволяющие применять их как на групповых, подгрупповых так и на индивидуальных занятиях. В процессе работы с пособиями развивается не только грамматический строй речи, но и мелкая моторика (дети обводят изображенные предметы маркерами, выполняют различные штриховки). Так одно им тоже пособие можно применять для различных игр. Пример: «Наполним корзины богатым урожаем» (дети маркером обводят овощи по контуру, наносят штриховку, а далее ведут линии от овоща в большую и маленькую корзины и упражняются в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных и употреблении в распространенных предложений с союзом.
Игра «Фруктовый сад» направлена на согласование количественных числительных с существительными и построение связных предложений (Это яблоко. Яблоко растет на яблоневом дереве, значит яблоко – это фрукт).
Игры «Полезный обед и фруктовые угощения» (помогают упражняться в образовании относительных прилагательных посредством неоднократного проговаривания, а так же развивать мелкую моторику).
В коррекционно-образовательной деятельности по развитию фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза, обучению элементам грамоты активно применяются модели для характеристики звуков по акустико-артикуляционным признакам. Они представлены в виде готовых схем (это «Звукобуквенный цветок») и набора отдельных карточек-моделей для самостоятельной характеристики звука. Далее дети способны не только самостоятельно характеризовать звук, но и графически обозначать на шаблоне Звукобуквенного цветка.
Подводя итог, следует отметить, что использование наглядного моделирования в коррекционно-образовательной работе с дошкольниками с ТНР:
- мотивирует и вызывает интерес к деятельности;
-облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
- учит детей видеть главное, систематизировать полученные знания, применяя графическую аналогию, развивает мыслительные и в целом психические процессы;
- самое главное развивает и совершенствует языковые средства общения у воспитанников и помогает при подготовке к обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Использование метода наглядного моделирования в работе с детьми младшего дошкольного возраста"
Наглядное моделирование - воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта создание его заместителя и работа с ним. В дошкольном возрасте ...
Коррекционная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических компонентов речи с использованием метода наглядного моделирования с детьми с ОНР "Проделки Снежной Королевы"
Уважаемые коллеги!Вашему вниманию представлена коррекционно-образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических компонентов речи по лексической теме «Врем...
Заучивание стихов, поговорок, потешек с использованием метода наглядного моделирования с детьми дошкольного возраста с ОНР.
Этот материал помогает развитию речи и памяти детей дошкольного возраста....
Мастер-класс "Мнемотехника или использование метода наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста"
Пезентация предназначена педагогам использующих в своей работе мнемотаблицы....
«Использование метода наглядного моделирования в коррекционной работе с детьми с ТРН по формированию звукового анализа»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА...
Консультация для молодых специалистов ДОУ «Использование метода наглядного моделирования в организованной образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте»
Данная консультации познакомит молодых специалистов ДОУ с системой работы по подготовке детей к обучению грамоте с использованием метода наглядного моделирования....
Использование метода наглядного моделирования (мнемотехники) для заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)
В своей работе я использую мнемотехнику для заучивания стихотворений с детьми....