РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация (старшая группа) на тему
С целью развития произвольного внимания и памяти полезно использовать игры, в которых ребёнку необходимо сначала В соответствии с правилами запомнить один или несколько объектов, а затем найти их среди других. Девизом таких игр может быть «Запомни и найди»,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_proizv._vnimaniya.docx | 16.21 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Готовность ребёнка к современному школьному образованию выступает как совокупный результат системы воспитания, направленной на полноценное личностное развитие каждого дошкольника.
Предстоящая учебная деятельность предполагает наличие у старшего дошкольника определённых качеств: умение понимать игровую деятельность или практическую задачу, точно создавать правила, сосредоточивать внимание на содержание деятельности, контролировать себя, произвольно управлять своим поведением. Поэтому необходимо как можно шире использовать игры и игровые задания, вырабатывать у ребёнка способность следовать правилу, управлять своим вниманием, памятью, контролировать действия.
С целью развития произвольного внимания и памяти полезно использовать игры, в которых ребёнку необходимо сначала В соответствии с правилами запомнить один или несколько объектов, а затем найти их среди других. Девизом таких игр может быть «Запомни и найди»,
Игра «САМЫЙ ЗОРКИЙ»
Цель игры: развитие внимания.
Материал: Набор предметных или сюжетных картинок и их дубликаты.
Правила игры: детям на несколько секунд показывают ту или иную картинку. Затем её прячут и её следует быстро отыскать среди других.
Игра «САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ».
Цель игры: развивать внимание детей, умение контролировать себя путём проверки и сличения с образцом.
Материалы: несколько картинок, но с различным расположением геометрических фигур.
Правила игры: играющие должны внимательно рассмотреть карточку, отвернуться (в это время воспитатель меняет карточку). Ребёнок поворачивается и должен сказать, что изменилось на карточке по сравнению с тем, что видел. Затем, даётся первоначальная карточка и ребёнок должен определить, правильно ли он выполнил задание.
ИГРА «Что я видел?»
Цель игры: развивать у детей память, внимание.
Материалы: сюжетные картинки.
Правила игры: детям предлагается внимательно рассмотреть картинку и запомнить, что там нарисовано. Затем один ребёнок начинает рассматривать по картинке и исправляют. Ребёнку разрешается что-нибудь придумать самому, чего нет на картинке, а остальные должны это заметить и сказать об этом.
ИГРА: «Заметить всё»
Цель игры: развивать у детей память, внимание.
Материал: 7-10 различных предметов.
Правила игры: положить в ряд 7-10 предметов и прикрыть их .Приоткрыть их на 10 секунд, снова закрыть и предложить ребёнку перечислить всё.
УСЛОЖНЕНИЯ:
- спросить в какой последовательности они лежат
-поменять местами 2 предмета, предложить назвать 2 предмета которые были переложены
-не глядя больше на предметы, сказать какого цвета каждый из них.
Умение сосредоточиться и удержать внимание нуждается в постоянной тренировке. Этому способствуют игры, которые, можно условно разделить на две группы. Первая группа – это игры, в которых ребёнок заранее знакомится с тем или иным объектом, а затем ищет среди других.
ИГРА «Пастух»
Цель: развивать внимание, умение проводить сравнительный анализ по образцу.
Материалы: картинка с изображением коровы (общая картинка-образец ).
Правила игры: помочь пастуху разыскать корову по определённым признакам.
По аналогии: «Найди клоунов по фотографии»
Вторая группа – это игры, в которых ребёнку нужно самостоятельно рассмотреть объекты и выделить среди них одинаковые.
ИГРА «Найди футболистов в одинаковой форме»
Цель игры: ребёнку предлагается внимательно рассмотреть картинку и найти одинаковых футболистов.
Правила игры: ребёнку предлагается внимательно рассмотреть картинку и найти одинаковых футболистов.
ИГРА «Цирк»
Правила игры: из 10 клоунов только 2 совершенно одинаковые. Разыскивая их ребёнку нужно ориентироваться по трём признакам: цвет колпачка, расцветка костюма, количество шаров над головой клоуна.
ИГРА «Белоснежка и семь гномов»
Правила игры: гномы оделись не одинаково, некоторые нарушили подбор одежды. Белоснежка должна быстро разыскать рассеянных гномов и помочь им переодеться.
ИГРА «Найди отличия»
Правила игры: ребёнку предлагается внимательно рассмотреть картинки и найти отличия. Каждое найденное отличие ребёнок отмечает кружком. Задача поиска ошибок может быть и более конкретной: Найди 6 отличий или найди 5 ошибок, которые допустил художник.
С увлечением дети участвуют в игровых заданиях типа « путаница», «перевёртыши». Здесь уже нет образца для сопоставления, сравнения, которые сложились у ребёнка. Участвуя в подобных играх, дошкольник учится сосредоточивать внимание, сравнивать предметы, анализировать, использовать свой жизненный опыт.
Среди путаниц, можно выделить игровые задания, активизирующие запас соответствующих природоведческих представлений. На картинке специально допущены несоответствия.
Например: картинка называется «Ранняя весна», а на ней кроме отдельных признаков ранней весны представлены приметы других времён года.
Часть игры-путаницы связана с использованием предметов по их назначению, с активизацией представлений о людях разных профессий. Детям предлагаются картинки, на которых специально перепутаны, к примеру , орудия труда людей разных профессий или они выполняют несвойственные им функции: повар с помощью градусника пытается размешать суп и т. д.
Дети очень любят юмористические картинки, в которых художник изображает сказочные ситуации и весёлые нелепицы.
Особое место среди игр , развивающих внимание, наблюдательность, умение анализировать, занимают такие, в которых ребёнку необходимо отыскать на картинке фрагмент её изображения, представленный отдельно.
ИГРА «Найди осколок от вазы»
Сначала для облегчения поиска изображения специально разбивается на клетки и ребёнок, получив соответствующий фрагмент, начинает искать. Он последовательно просматривает участки картинки и сравнивает их со своим фрагментом.
Все перечисленные игры подводят детей к более сложным игровым заданиям, связанным с поиском спрятанных художником на картинке изображений. В этом случае ребёнок сталкивается с неполным изображением, специально загороженным разными деталями. Игра «Где спрятался зайчик?»
Таким образом, система игр и игровых заданий (от простого к сложному) способствует развитию у дошкольников произвольного внимания, памяти, организованности и целенаправленности действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через совместную и самостоятельную деятельность
Многочисленные исследования по проблеме развития внимания у детей дошкольного возраста, с общим недоразвитием речи, показали что внимание, является важнейшей характеристикой личности и развивать его н...
Практико-ориентированный проект «В гостях у сказки» для развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с СДВГ.
развитие внимания ребёнка старшего дошкольного возраста с СДВГ, через использование сказкотерапии...
методическая разработка "Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста в процессе подвижных игр"
В методической разработке описаны методические приёмы руководства и примеры планирования в течении дня подвижных игр с целью развития у детей произвольного внимания....
Игры для развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста
Игры,направленные на развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста...
Особенности развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Впервые научное объяснение отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи, было дано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г.И. Жаренковой, Г.А. Каше...
Дидактические игры, как средство развития произвольности внимания у детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры, как средство развития произвольности внимания у детей старшего дошкольного возраста Проблема развития ...
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ .
Дошкольный возраст - это период когда создаются наиболее благоприятные условия для развития внимания, оно определяет развитие всех высших психических функций ребенка и необходимо для выполнения любой ...