Особенности развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
статья (старшая группа) на тему
Впервые научное объяснение отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи, было дано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г.И. Жаренковой, Г.А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой и др.) в 50-60-е гг. XX века.
Изучая тяжелые расстройства речи, Р.Е. Левина выделила и дала подробное описание категории детей, у которых недостаточно сформированы все языковые структуры. У этих детей нарушено различение и произношение звуков, овладение системой морфем происходит неполноценно, в связи с чем отмечено отставание развития навыков словообразования и словоизменения, связной речи, отстает от нормы словарный запас по качественным и количественным показателям. Это системное нарушение получило название «общее нарушение речи» (ОНР). ОНР – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормально интеллекте и слухе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 15.35 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ ЦРР – Детский сад № 17 « Ладушки»
Статья на тему:
«Особенности развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития.
Впервые научное объяснение отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи, было дано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г.И. Жаренковой, Г.А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой и др.) в 50-60-е гг. XX века.
Изучая тяжелые расстройства речи, Р.Е. Левина выделила и дала подробное описание категории детей, у которых недостаточно сформированы все языковые структуры. У этих детей нарушено различение и произношение звуков, овладение системой морфем происходит неполноценно, в связи с чем отмечено отставание развития навыков словообразования и словоизменения, связной речи, отстает от нормы словарный запас по качественным и количественным показателям. Это системное нарушение получило название «общее нарушение речи» (ОНР). ОНР – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормально интеллекте и слухе.
Дети с нарушениями речевого развития имеют свои особенности психического развития в дошкольном возрасте. Ю.Ф. Гаркуша в своем исследовании представляет результаты изучения психических функций детей с нарушениями речевого развития:
- дети с ОНР испытывают трудности в зрительном опознавании образа предмета, им требуется достаточно большое количество времени для того, чтобы принять решение; для них характерна неуверенность, совершение ошибок в распознавании предметов; им сложно выполнять задания «по образцу», что связано с недостаточной сформированностью зрительного восприятия;
- в плане мнемических функций, детям с ОНР свойственна низкая степень запоминания вербальных стимулов, дети очень быстро утомляются, им необходима помощь взрослого, сами же дети мало инициативы в процессе общения.
В исследованиях Ю.Ф. Гаркуши также подчеркивается, что дети с ОНР имеют нарушения общения, незрелость мотивационно-потребностной сферы, что вызывает затруднения процесса межличностного взаимодействия, создавая серьезные проблемы в их развитии и обучении.
Общая соматическая ослабленность детей с ОНР способствует отставанию в развитии двигательной сферы: у них отмечается низкая степень скоординированности, скорости и четкости движений. По наблюдениям Н.Я. Семаго, М.М.Семаго, дети с ОНР обнаруживают недостаточную координацию движений в таких видах моторики, как общая, мимическая, мелкая и артикуляционная моторика.
Для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У ряда детей отмечается недостаточная его устойчивость, ограниченные возможности распределения. Речевая недостаточность сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической у таких детей заметно снижены вербальная память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-четырех ступенчатые), опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий.
О.В. Трошин, Е.В. Жулина констатируют, что внимание детей с речевым недоразвитием характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий
Распределение внимание между речью и практическим действием для детей с ОНР оказывается трудной, практически невыполнимой задачей реакции. При этом у них преобладают речевые реакции уточняющего характера, тогда как у детей с нормальным речевым развитием наблюдаются сложные реакции сопровождающего характера, а также реакции не относящиеся к действию, выполняемому в данный момент. Все виды контроля за деятельностью (упреждающий текущий и последующий) часто являются у детей с ОНР несформированными или значительно нарушенными. Причем в большей степени страдает упреждающий, то есть связанный с анализом условий задания, и текущий (в процессе выполнения задания) контроль.
Снижение уровня произвольного внимания у детей с тяжёлыми нарушениями речевого развития приводит к несформированности или значительному нарушению у них структуры деятельности.
У дошкольников с ОНР все виды контроля за деятельностью (упреждающий, текущий, последующий) часто несформированы или значительно нарушены, причем больше всего страдает упреждающий, связанный с анализом условий задания, и текущий (в процессе выполнения задания) виды контроля. Особенности произвольного внимания у детей с ОНР ярко проявляется в характере отвлечений.
Таким образом, можно сказать, что у детей дошкольного возраста с ОНР имеется значительное снижение произвольного внимания по сравнению с нормой, но специфика этого нарушения определяется индивидуальными особенностями. У детей с ОНР внимание характеризуется следующими особенностями:
- основные свойства страдают и количественно и качественно;
- объем узкий;
- концентрация снижена;
- отмечается явление «мерцающего внимания»;
- быстрая утомляемость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по развитию мнестических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Методические рекомендации по развитию мнестических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...
Перспективный план реализации долгосрочного логопедического проекта «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» в старшей логопедической группе
Этапы проектаСодержание деятельностиПрактические материалы...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» в старшей логопедической группе
АктуальностьПроблемыЦельЗадачиЭтапы реализации проектаРезультат...
Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через совместную и самостоятельную деятельность
Многочисленные исследования по проблеме развития внимания у детей дошкольного возраста, с общим недоразвитием речи, показали что внимание, является важнейшей характеристикой личности и развивать его н...
Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте. Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В настоящее время возрастает потребность общества в самостоятельной творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сло...
Особенности организации обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Особенности организации обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в...
«Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
На сегодняшний день, особенно актуальна проблема развития внимания у дошкольного возраста, особенно у детей с общим недоразвитием речи, так как данный вид нарушения из года в год возрастает....