Дидактические игры, как средство развития произвольности внимания у детей старшего дошкольного возраста
статья по обучению грамоте (подготовительная группа)
Дидактические игры, как средство развития произвольности внимания у детей старшего дошкольного возраста
Проблема развития произвольности внимания у дошкольников в наше время как никогда становится всё более актуальной. В настоящее время в мире происходят большие изменения. Всё разнообразнее и сложнее выглядит наша жизнь в эпоху научно – технического прогресса. Развитие и появление новых технологий, рост темпа жизни, увеличение количества контактов приводят к увеличению объема необходимых современному человеку знаний. Все это оказывает влияние и на развитие детей, активных участников нашей жизни, и выдвигает новые требования к задачам образования и воспитания подрастающего поколения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дидактические игры, как средство развития произвольности внимания у детей старшего дошкольного возраста
Проблема развития произвольности внимания у дошкольников в наше время как никогда становится всё более актуальной. В настоящее время в мире происходят большие изменения. Всё разнообразнее и сложнее выглядит наша жизнь в эпоху научно – технического прогресса. Развитие и появление новых технологий, рост темпа жизни, увеличение количества контактов приводят к увеличению объема необходимых современному человеку знаний. Все это оказывает влияние и на развитие детей, активных участников нашей жизни, и выдвигает новые требования к задачам образования и воспитания подрастающего поколения.
Внимание — это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все, что угодно, — предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир.
Произвольное внимание, это внимание, направленное на объект под влиянием нашего намерения и поставленной цели.
Внимание в значительной степени зависит от уровня развития основных процессов высшей нервной деятельности. Эти процессы меняются с возрастом, а, следовательно, и внимание претерпевает изменения.
В старшем дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем внимания: дошкольник уже может удерживать внимание на 2-5 предметах.
У старших дошкольников возрастает уровень внимания в связи с автоматизацией многих действий ребёнка. Но при этом у детей старшего дошкольного возраста еще слабо развито произвольность внимания. Это связано с отсутствием опыта в каком – либо виде деятельности.
Проанализировав особенности развития произвольности внимания у детей старшего дошкольного возраста, можно сделать выводы:
1. Внимание является одним из важнейших показателей при оценке психического развития ребёнка. В старшем дошкольном возрасте внимание имеет ряд особенностей, значение и учет которых важны как с точки зрения психодиагностики готовности ребёнка к обучению в школе, так и для организации оптимальных условий дальнейшего развития ребенка.
2. Качественно высокий уровень развития внимания в старшем дошкольном возрасте заключается в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определённые предметы, явления, удерживаться на них, т. е. возникает произвольное внимание.
3. Особая роль в формировании произвольного внимания отводится волевой сфере личности ребёнка. Управляемое целенаправленное поведение, каким является волевое, характеризуется, прежде всего, неуклонным следованием к цели не смотря на трудности на пути её достижения.
4. Произвольное внимание формируется благодаря тому, что взрослые включают ребёнка в новые виды деятельности и при помощи определённых средств направляют и организуют внимание. Руководя вниманием ребёнка, взрослые дают ему те средства, с помощью которых он впоследствии начинает сам управлять своим вниманием.
5. Особенности развития внимания в старшем дошкольном возрасте:
- значительно возрастает его концентрация, объем;
- внимание неустойчиво;
- слабо развиты такие свойства внимания, как распределение и переключение;
- складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;
6. Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста тесно связано:
1) с развитием речи;
2) с пониманием значения предстоящей деятельности;
3) осознанием её цели;
4) с освоением норм и правил поведения;
5) со становлением волевого действия;
6) со способностью сосредоточиться на действиях, которые имеют для них интеллектуальное значение.
Дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной деятельности. Значение дидактических игр для развития произвольного внимания велико, так как они вызывают интерес у детей, который и сосредотачивает их внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста
Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого-шестого года жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей...
"Дидактическая игра как средство развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"
Правильно подобранные игры являются эффективным средством для формирования морально-волевых качеств детей, реализуют детскую потребность воздействия на мир....
"Дидактическая игра как средство развития перцептивных действий у детей старшего дошкольного возраста"
В настоящее время развитие восприятия, сенсорных способностей, перцептивных действий как таковых остра в психологической науке в связи с тем, что жизнь современного человека, его деятельность требует ...
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: в статье раскрыто значение дидактической игры, посредством развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, доказывается необходимость реализации условий педагогами дид...
Презентация "Дидактическая игра, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста"
В презентации представлены речевые игры, которые помогут перевести слова из пассивного словаря, на уровне понимания, в активный словарь. Описываются условия, которые необходимы для успешного реч...
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ .
Дошкольный возраст - это период когда создаются наиболее благоприятные условия для развития внимания, оно определяет развитие всех высших психических функций ребенка и необходимо для выполнения любой ...
презентация "Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкально-ритмических движений детей старшего дошкольного возраста"
обобщение опыта работы по теме самообразования...