Дошкольный возраст - это период когда создаются наиболее благоприятные условия для развития внимания, оно определяет развитие всех высших психических функций ребенка и необходимо для выполнения любой деятельности. В последнее время проблема коррекции произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья приобретает особую актуальность. Уровень развития произвольного внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе, а у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) низкий уровень развития произвольного внимания, поэтому для успешности обучения детей с ОВЗ в школе необходимо развивать внимание в дошкольном возрасте. У детей старшего дошкольного возраста процесс развития произвольного внимания проходит очень медленно, поэтому необходимо создавать специальные условия для успешного решения этой проблемы. Поскольку ведущим видом деятельности детей старшего дошкольного возраста является игра, то можно рекомендовать использовать в игровых занятиях разные дидактические игры для развития произвольного внимания. Замена однообразных упражнений и тренировок различными дидактическими играми будет способствовать ускоренному и более качественному усвоению материала и развитию произвольного внимания. Неоспоримым преимуществом дидактических игр для развития произвольного внимания у детей с ОВЗ еще является и то, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Дети с ОВЗ в большей мере, чем нормально развивающиеся дети, нуждаются в целенаправленном воздействии взрослого, и дидактическая игра является одной из основных форм воздействия и развития, познания окружающего мира детей с ОВЗ. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала . Педагогу следует целенаправленно организовать образовательный процесс так, чтобы от детей требовалась оптимальная активность и внимательность во всех видах детской деятельности. Такой подход не только стимулирует развитие произвольного внимания, но и способствует более успешному решению всех образовательных задач. Дидактическая игра активизирует формирование произвольности психических процессов: произвольного внимания и памяти, способствует развитию умственной деятельности, воображению – переходу ребенка к мышлению в плане представлений, развития знаковой функции речи, рефлексивного мышления ребенка, совершенствованию опорно-двигательной и волевой активности, что тоже важно для ребенка с ОВЗ . В дидактической игре дети с ОВЗ отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Игра необходима ребенку с ОВЗ, не только как способ познания окружающего мира, но и для развития произвольного внимания. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное воздействие на произвольное внимание и личность ребенка, через межличностное общение дошкольников, поэтому дидактические игры являются одним из важнейших средств развития произвольного внимания старших дошкольников с ОВЗ Игра воспитывает интерес у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Дидактическая игра не случайно заняла прочное место среди методов обучения и воспитания. Любая игра – это деятельность. И при таком её понимании открываются широкие возможности применения игры в коррекционных целях.Используемые в работе со старшими дошкольниками с ОВЗ элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяют поддерживать их внимание на достаточно высоком уровне. На развитие произвольного внимания в игре влияет формирование речи и способности выполнять указания взрослых и правила игры. Под влиянием игры внимание ребенка старшего дошкольного возраста с ОВЗ достигает достаточно высокой степени развития. Большое значение для развития целенаправленного внимания в этом возрасте имеет обучающая игра, так как она всегда имеет задачу, правила, действия и требует сосредоточенности. Чтобы своевременно развивать у старших дошкольников с ОВЗ определенные качества внимания и способность управлять ими, необходимы специально организованные игры и упражнения . Очень важно для коррекционной работы с детьми ОВЗ использование наглядно-игровых средств. Эти средства представляют собой, с одной стороны, наглядное пособие, с другой – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения. С наглядными средствами их объединяет сходство с образно или схематично опосредованными иллюстрациями. Разница состоит в том, что в наглядно-игровых средствах такие иллюстрации несут не основную, а дополнительную функцию. С их помощью создаётся игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности. Особенно важно использование наглядно-игровых средств в работе с детьми, имеющими ОВЗ. Наглядно-игровые средства дают возможность таким детям наглядно представить конкретную ситуацию. Какие результаты дает дидактическая игра? Дети, с которыми систематически проводилась работа по развитию произвольного внимания с помощью дидактических игр, показали эффективные результаты своей деятельности, уровень произвольного внимания таких детей значительно повысился. Систематическое применение дидактических игр и упражнений дает положительный результат в развитии произвольного внимания дошкольника с ОВЗ.