Практико-ориентированный проект «В гостях у сказки» для развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с СДВГ.
проект по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
развитие внимания ребёнка старшего дошкольного возраста с СДВГ, через использование сказкотерапии
Скачать:
Предварительный просмотр:
Практико-ориентированный проект «В гостях у сказки»
для развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с СДВГ.
Уважаемые коллеги. В настоящее время, в силу социально-экономических преобразований, происходящих в обществе, а также постоянно увеличивающегося количества детей с ограниченными возможностями здоровья, особо актуальной становится проблема поиска новых, эффективных направлений оказания коррекционной психолого-педагогической помощи детям с СДВГ.
По данным большинства зарубежных и отечественных исследований, встречаемость синдрома дефицита внимания среди детей дошкольного возраста от 4 до 18 %.
В последнее время родители и педагоги всё чаще сталкиваются с проблемой взаимодействия с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребёнке. С такими дошкольниками трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ёрзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело и убегают, не дослушав задание до конца.
Внимание их рассеяно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать. Особенностями их познавательной сферы являются: недостаточная сформированность произвольного внимания и дефицитарность основных свойств внимания (концентрации, объема, распределения), снижение непроизвольного запоминания.
С каждым годом в нашем учреждении детей с СДВГ становится все больше, что требует поиска путей решения данной проблемы. В связи, с отсутствием специалиста, самостоятельно находить пути и средства преодоления данных трудностей вынуждены воспитатели.
На наш взгляд, большую роль в жизни дошкольника, в его психическом развитии играет сказка. Огромное влияние сказки на ребенка заключается в том, что ее восприятие не только приводит к приобретению отдельных знаний и умений, но и к формированию отдельных психический процессов, возникновению новых, более высоких мотивов деятельности.
На осознаваемом, вербальном уровне ребенок может и не принимать сказку, однако положительный эффект от работы все равно присутствует, то есть изменения часто происходят на подсознательном уровне.
Сказкотерапия, может быть использована по отношению к любому нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При этом, данный вид терапии, также создает условия для работы с детьми, имеющими поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии. В частности: развитии произвольного внимания.
Применение данного метода позволяет решать ряд педагогических и психологических проблем, возникающих у детей дошкольного возраста с СДВГ, через проигрывание сказок, сочинение сказочных историй, обсуждение сюжетной линии и героев, разрешение конфликтных ситуаций.
Исходя из этого, на наш взгляд, сказкотерапия является наиболее оптимальным методом коррекции дефицита внимания и гиперактивности. На основании чего нами был разработан проект «В гостях у сказки».
Цель проекта: развитие внимания ребёнка старшего дошкольного возраста с СДВГ, через использование сказкотерапии
Задачи проекта: - развитие объёма, устойчивости, переключаемости, распределения внимания.
- формирование концентрации внимания.
- развитие познавательных процессов дошкольника;
- развитие способности к стремлению достижения положительного результата, настойчивости и находчивости;
- воспитание самоконтроля у ребёнка.
Проект был реализован в три этапа: диагностический, практический и рефлексивный. Срок реализации проекта 7 месяцев.
На первом этапе нами был проведен мониторинг по выявлению уровня произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
Оценка объёма внимания
- «Запомни и расставь точки» Р.С. Немов
- «Корректурная проба»
- Бурдон
Оценка переключения и распределения внимания
- «Проставь значки» Р.С. Немов
- тест Пьерона - Рузера
Определение продуктивности и устойчивости внимания
- «Найди и вычеркни» Р.С.Немов
- «Найди пару» Канеман
По результатам диагностики была сформирована группа детей с низким уровнем развития произвольного внимания. Далее на этом же этапе нами был подобран материал для проведения сказкотерапии (русские - народные сказки). Выбраны приемы методы.
На втором этапе реализации проекта, Нами были использованы различные методы и приемы сказкотерапии, развивающие произвольное внимание детей. Были подобраны сказки, знакомые детям, по одной на месяц. На основе этих сказок дети придумывали свои сказки, но соответствующие изучаемой на этой недели лексической теме. Далее предлагалось детям придуманную ими сказку отобразить в каком-либо продуктивном виде деятельности (лепке, аппликации, рисовании, конструировании и др.).
Первый месяц педагог дает образец придумывания сказки по текущей лексической теме. Дети знакомятся с условиями сочинения сказок, а именно: внимательно слушать друг друга; не повторять содержание сказки другого ребенка; использовать знания по лексическим темам для сочинительства; уметь оценивать друг друга и адекватно воспринимать оценку товарищей.
Далее дети самостоятельно сочиняют сказки в течении последующих трех месяцев, используя полученный опыт. После освоения приема индивидуального сочинения сказки, детям предлагается коллективная работа: то есть педагогом определяется порядок сочинения сказки, при котором последующий продолжает рассказ предыдущего.
Таким образом, изменяя методы и приемы, мы помогаем ребенку удерживать, концентрировать, распределять произвольное внимание и увеличивать его объем, развивать творческое воображение. Так же закрепляем знания детей по лексическим темам и формируем умение применять знания на практике.
На третьем этапе был проведен итоговый мониторинг и выявлены результаты проведенной работы, которые, показали, что выбранное нами направление имеет положительную динамику.
Результаты проведенной работы представлены на графике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через совместную и самостоятельную деятельность
Многочисленные исследования по проблеме развития внимания у детей дошкольного возраста, с общим недоразвитием речи, показали что внимание, является важнейшей характеристикой личности и развивать его н...
методическая разработка "Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста в процессе подвижных игр"
В методической разработке описаны методические приёмы руководства и примеры планирования в течении дня подвижных игр с целью развития у детей произвольного внимания....
Игры для развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста
Игры,направленные на развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста...
РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С целью развития произвольного внимания и памяти полезно использовать игры, в которых ребёнку необходимо сначала В соответствии с правилами запомнить один или несколько объектов, а затем...
Особенности развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Впервые научное объяснение отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи, было дано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г.И. Жаренковой, Г.А. Каше...
Дидактические игры, как средство развития произвольности внимания у детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры, как средство развития произвольности внимания у детей старшего дошкольного возраста Проблема развития ...
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ .
Дошкольный возраст - это период когда создаются наиболее благоприятные условия для развития внимания, оно определяет развитие всех высших психических функций ребенка и необходимо для выполнения любой ...