Развитие познавательно-математических представлений у дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности
статья на тему

Потапова Светлана Евгеньевна

Данная публикация о развитии математических  представлений у дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности ,исходя из личного опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelno.odt18.95 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №38 «Апельсин»

г.Тамбов

Развитие познавательно-математических представлений у дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности

Подготовила :

 музыкальный руководитель Потапова Светлана Евгеньевна.

2018г.

         Создание условий,  способствующих всестороннему развитию дошкольников - одна из задач современного образовательного учреждения , поэтому все службы образовательных учреждений (педагогическая, медицинская, психологическая) не только стремятся работать вместе, комплексно сопровождая ребенка, но и создают для этого соответствующие условия.

Каждый дошкольник  с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир и  при условии правильно организованного педагогического процесса с применением игровых методик,   дети  уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усваивают многое из того, чему раньше они начинали учиться в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу, тем успешнее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода – школьного детства.

Освоение детьми дошкольного возраста математического содержания является приоритетным в системе образования в силу его особой значимости в познавательном развитии ребенка. Накопленные  знания и опыт ребенка могут быть объемным, но неупорядоченными, неорганизованными,поэтому систематизировать эти знания необходимо в процессе обучения и познавательного общения. Все это является основой  дальнейшего математического образования.

Музыкальное воспитание ребенка - составляющая  духовного развития ребенка может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей, поможет решить многие задачи воспитательно – образовательного процесса.

Музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов дошкольного учреждения с целью гармоничного воздействия на личность ребенка, активизации мыслительной деятельности, повышения качества усвоения знаний, создания благоприятного эмоционального фона, устранения нервного напряжения и сохранения здоровья.

В младших группах на муз занятиях, во время пальчиковой гимнастики,дети знакомятся с порядковым счётом(1,2,3,4,5-вышли пальчики гулять,на лугу,на лугу стоит чашка творогу,прилетели 2 тетери-поклевали-улетели.)Также при исполнении песен(жили у бабуси 2 весёлых гуся).дети знакомятся со счётом.

    В старших группах на слушании музыки,дети определяют 2-х или 3-х частный раз-р произведения,также ввожу игру «Музыкальный квадрат»,которая развивает ещё и внимательность и закрепляет уже полученные знания.

В подгот.группах при знакомстве с нотами и нотным станом,обязательно определяем кол-во нот,из скольких линеечек состоит нотный стан,где располагаются ноты по отношению этих линеечек(под,над,между строчкой).

При разучивании танцев и танцевальных движений,конечно же все используют счёт -раз,два.

Также во время знакомства с песней обращаю внимание детей на структуру песни(сколько куплетов,есть ли повторения в строчках).Таким образом ,у детей формируются понятия о кол-ве,числовой последовательности,понятия о цифрах.

   В театрализованной деят-ти также используются методы для развития математ-х способностей дошкольников.Уже с младших групп мы знакомим детей со сказками и конечно же обыгрываем их(кук.театр,теневой,настольный театр)В каждой группе найдутся сказки «Репка», «Теремок», «Три поросёнка», «Волк и семеро козлят».У детей уже с самого раннего детства на слуху  понятия о числах, цифрах и количестве,которые должны далее развиваться в старших группах.

  К музыкально-театрализ.деят-ти относятся различные развлечения и вечера досуга. Развлечения с использованием математического материала  способствуют развитию познавательной деят-ти детей: аналитическое восприятие,устойчивое внимание,память,речь,пространственное воображение.В процессе развлечения дети закрепляют полученные знания,умения и навыки.Причём всё это происходит в обстановке,которая ничем не напоминает еженедельные занятия по развитию элементарных математических представлений.Музыка,песни,стихи,красочные пособия и различные атрибуты доставляют детям радость,развивают эстетические чувства.

   Исходя из характера и содержания,можно выделить сюжетные и бессюжетные развлечения.Сюжетные делятся на 2 группы:с  элементами драматизации и сюжетно-ролевые игры.

1.Развлеч-я с элем-ми драматизации  строятся на основе сказок,литерат-х произведений.

2.Сюжетно-ролевые игры- это различные «путешествия» (на поезде, корабле ковре-самолете), «концерты» и т.д. здесь дети производят в ролях все то, что они видят в окружающей их жизни и деятельности взрослых. В сценарий включается занимательный математический материал. Ведущим в таких развлечениях является воспитатель.

 

К бессюжетным можно отнести весёлые соревнования по типу спортивных досугов.Посл.время популярными стали игры-квесты,где детям предлагается отыскать тот или иной предмет,который можно отыскать при помощи различных заданий.При проведении  таких развлечений необходимо соблюдать некоторые правила:

- Сочетать художественный и познавательный материал (атрибуты и оформление должны стимулировать активность детей в решении интеллектуальных задач).

- Постепенно увеличивать трудность заданий, упражнений, вопросов. Можно использовать усложненные варианты знакомых занимательных математических задач и упражнений, способы решения которых могут быть найдены детьми самостоятельно. Ребенок должен испытывать удовлетворение от преодоления трудностей, достижения цели.

- Предусмотреть смену разных видов деятельности. Простые наблюдения чередовать с включением детей в действие (помочь герою, найти выход из ситуации, дать ответ на вопрос и т.д.)

 -  Выполнение заданий сопровождать музыкой – это создает эмоциональную, приподнятую атмосферу досуга.

 И конечно же игры очень способствуют усвоению материалов математического содержания.

   

Примеры игр, используемых в развлечениях.

«Не промочи ноги»

На полу разложены пронумерованные дощечки. Надо пройти по дощечкам, согласно цифрам (прямой и обратный счет)

«Чей кружок быстрее соберется?»

Дети под музыку двигаются по залу, выполняя различные движения. По сигналу встают по двое, по трое, по четверо и т.д.

«Найди сокровище»

Цель. Развивать пространственные ориентировки по схеме.

Материал. Схема движения к сокровищам, которые спрятаны в групповой комнате.

Ход игры. В игре участвуют 2 игрока. Ведущий предлагает отыскать сокровища. Найти тайник можно по схеме, на которой зашифровано местонахождение сокровищ. Играющие в паре рассматривают схему, расшифровывают ее и начинают искать тайник. Родитель читает, от какого ориентира нужно двигаться, сколько шагов отсчитывать, через сколько шагов поворачивать вправо или влево и т. д. Ребенок двигается в заданном направлении.

«Флажки»

- Игроки стоят в кругу. Каждый держит в руке флажок. Первый играющий говорит «один», передаёт свой флажок соседу, они вместе говорят «два», второй передаёт оба флажка соседу, они вместе говорят «три» и т.д.

«Кто знает, пусть дальше считает»

Цель. Совершенствовать представления о последовательности чисел первого десятка.

Материал. Мяч.

Ход игры. Дети становятся в круг. Ведущий бросает мяч одному из игроков и называет любое число в пределах десяти. Поймавший мяч продолжает счет, как условились, в прямом (или обратном) порядке от названного числа и возвращает мяч. Если играющий затрудняется, дети помогают ему хором.

Математические шутки

  1. Жили-были два зайца Прыг и Скок. Очень они любили морковку. Один съел три утром, а второй на три морковки больше. Сколько всего съели морковок?
  2. Гулял волк по лесу и собирал цветочки. Кому подарить? Ну, конечно, красной Шапочке! Две ромашки, два василька, два колокольчика. Сколько цветов в букете?
  3. У бабушки Маши внучка Даша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько внуков у бабушки?
  4. В лесу росла береза. На ней росли яблоки:1 зеленое,2 красных, 1 желтое. Сколько всего яблок на дереве?
  5. Над площадкой летели птицы: голубь, щука, две синицы. Сколько птиц всего

Таким образом,следуя из вышеизложенного материала, можно сделать вывод,что развитие математических представлений у дошкольников,невозможно без  музыкально-театрализованной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие познавательно- математических представлений у дошкольников средствами музыкально- театрализованной деятельности»

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в дошкольном возрасте дети проявляют непосредственный интерес к математическим понятиям: количество и счёт, величина, форма, время, пространство, котор...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-театрализованной деятельности

Обучение музыкальных руководителей использованию педагогической технологии по развитию музыкально-театрализованной деятельности детей дошкольного возраста...

Методические рекомендации для воспитателей Тема: «Социально-коммуникативное развитие ребенка - дошкольника средствами музыкально – театрализованной деятельности»

Цель: дать понятие об эффективности использования музыкально – театрализованной деятельности в решении проблемы приобретения дошкольниками  социально - коммуникативных навыков....

Презентация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-театрализованной деятельности"

Презентация сопровождает проведение   мастер класса по теме:"Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-театрализованной деятельности"...

Формирование нравственных качеств у дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности

Из опыта работы музыкального руководителя по формированию нравственных качеств посредством театрализации сказок....

«Развитие социокультурного опыта детей дошкольного возраста средствами музыкально-театрализованной деятельности».

Сегодня , когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных организаций, очень важной становится задача при...