Консультация для родителей «Развитие познавательно- математических представлений у дошкольников средствами музыкально- театрализованной деятельности»
консультация по математике
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в дошкольном возрасте дети проявляют непосредственный интерес к математическим понятиям: количество и счёт, величина, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию представлений.
В связи с этим у музыкального руководителя возникает вопрос: как обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям, средствами музыкального воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_dlya_roditeley.docx | 19.57 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Семинар для родителей «Развитие познавательно- математических представлений у дошкольников средствами музыкально- театрализованной деятельности»
Описание слайдов.
Теоретическая часть.
Слайд 1. В этом году одна из задач, над которой усиленно работает наш сад — это «Современные подходы к организации формирования математических представлений в соответствии с требованиями ФГОС». Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в дошкольном возрасте дети проявляют непосредственный интерес к математическим понятиям: количество и счёт, величина, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию представлений.
В связи с этим у музыкального руководителя возникает вопрос: как обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям, средствами музыкального воспитания.
Слайд 2. Математика и музыка. – два предмета, два полюса. Слушая музыку, мы попадаем в волшебный мир звуков. Решая задачи, мы погружаем в строгое пространство чисел.
Развитие математических способностей на музыкальных занятиях.
Слайд 3. Муз –ритмические упражнения. На музыкальных занятиях в детском саду элементарные математические представления формируются в различных видах музыкальной деятельности.
Во-первых, в музыкально-ритмических упражнениях, во время которых у детей формируется ориентировка в пространстве, так как дети выполняют различного вида перестроения - из круга врассыпную и обратно, из колонны по одному в пары, в тройки и в колонны по четыре человека, бег змейкой и др.
Во время исполнения и закрепления танцевальных движений у детей формируется представления о форме и величине, а так же умения различать направление движений вперёд – назад, влево - вправо.
Слайд 11.Слушание.
В процессе слушания, восприятия музыкального произведения закрепляются некоторые математические определения. Дети узнают, что звуки бывают длинные и короткие, высокие и низкие, что темп музыки различается на быстрый, умеренный и медленный.
Слайд 12. Пение
Во время разучивания новых песен дети знакомятся с такими математическими понятиями как темп и ритм. Дети, простукивая сложный ритмический рисунок, закрепляют тактильно эти сложные математические понятия.
Во время пения закрепляется музыкально-ритмический рисунок, что вступать нужно на первую сильную долю, повторение в припеве сопровождаются хлопками под счет (1-3) или кружением в парах на счет.
Слайд 12. Дидактические игры
Использование на музыкальных занятиях в детском саду музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма способствует развитию и закреплению некоторых математических определений. Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, звуки бывают высокими и низкими (“Звучащий клубок”, “Игры с пуговицами”, “Птички и птенчики”, “Три медведя”, “Музыкальные птенчики” и т.п.). Подвижная музыкальная игра “Найди свой листик” способствует закреплению знания цвета и формы предмета. Со старшими дошкольниками можно играть в игры на закрепление навыков ориентировки в пространстве (игра “Веселый круг”, игра-танец “Мы вместе” и т.п.). Используются так же игры на закрепление порядкового счета и количества (“Веселый счет”). На закрепление этих же математических понятий направлены и музыкально-дидактические игры на развитие ритма, музыкальной памяти. («Сколько нас поет», «Музыкальная лесенка» и другие)
Слайд Считалочки. Ребенок растет и знакомится со сверстниками, играет с ними в различные игры. Начиная со средней группы, с детьми разучиваются музыкальные считалки, песни, закрепляющие у детей навык порядкового счёта, временных представлений (вчера, сегодня, завтра), смену времени года и т.д.
Чтобы выбрать ведущего, нужна считалка – это счет. Вольно или невольно дошкольник получает математические знания.Поэтому необходимо использовать такие методические средства, которые развивали бы мышление дошкольника через художественные образы и были привлекательны и интересны для ребенка. . Кроме того, все считалки – это поэтические произведения, вследствие чего в каждой из них заложена собственная ритмическая структура, которая способствует запоминанию числительных и их последовательности. Если считалки положены на музыку, они превращаются в песенки. Тем самым усвоение последовательности натурального ряда становится не только легче, но еще и интереснее для ребенка.
Слайд Фоновая музыка. Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического действия на ребенка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи образовательно-воспитательного процесса:
- создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение здоровья детей;
- развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;
- активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;
- переключения внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;
- психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультминуток.
Практическая часть (с детьми)
Музыкальная распевка «Лесенка».
Песенка-считалочка.
Музыкально-дидактическая игра «Сколько нас поет».
Музыкальный танец-игра «Собрались на празднике».
Музыкальная игра «Веселый счет».
Музыкальная игра на различение геометрических фигур.
Список использованных источников
- Буренина А.И. Музыка и математика в развлечениях с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста //Музыкальная палитра. 2003, №2. С.3
- Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников. –М., 1958г.
- Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности - М.: Таланты-XXI век, 2004
- Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников.– М., “Просвещение” 1982г.
- Лаптева В.А. Музыкальная математика для детей 4-7 лет.– М., “Сфера” 2003г.
- Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду.– М., “Просвещение”. 1985г.
- Интернет-ресурс http://festival.1september.ru/articles/410049/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование и развитие логико-математических представлений у дошкольников средствами дидактических игр.
Важнейшей задачей воспитания ребенка является развитие его ума, формирование мыслительных способностей и умений, которые позволят легко осваивать...
Развитие познавательно-математических представлений у дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности
Данная публикация о развитии математических представлений у дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности ,исходя из личного опыта работы....
Консультация для родителей "Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников через развивающие игры".
Данная статья рассказывает, как с помощью игровых форм формировать у старших дошкольников элементарные математические представления. Какие развивающие игры в своей работе я использую....
Методические рекомендации для воспитателей Тема: «Социально-коммуникативное развитие ребенка - дошкольника средствами музыкально – театрализованной деятельности»
Цель: дать понятие об эффективности использования музыкально – театрализованной деятельности в решении проблемы приобретения дошкольниками социально - коммуникативных навыков....
«Развитие элементарных математических представлений старшего дошкольника средствами агроэкологии»
На современном этапе развития дошкольного образования, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, возрастает роль интеллектуального развития дошкольника. Одной из централ...
Доклад: «Актуальные проблемы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников средством развития сенсорики»
Доклад: «Актуальные проблемы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников средством развития сенсорики»...
Формирование нравственных качеств у дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности
Из опыта работы музыкального руководителя по формированию нравственных качеств посредством театрализации сказок....