Формирование нравственных качеств у дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности
материал по музыке (средняя, старшая, подготовительная группа)
Из опыта работы музыкального руководителя по формированию нравственных качеств посредством театрализации сказок.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад сельхозтехникума»
Омского района Омской области
Формирование нравственных качеств у дошкольников
средствами
музыкально-театрализованной деятельности
подготовила
музыкальный руководитель
Пенькова Анна Григорьевна
г. Омск
2024г.
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок»
В.А.Сухомлинский
Какие нравственные качества разовьются у дошкольника? Каким он вырастет, каким будет его отношение к окружающим ? Это зависит, прежде всего, от родителей и педагогов, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей.
Одним из средств формирования нравственного здоровья, развития творческих способностей, психологического раскрепощение детей является театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков, навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Наиболее понятным жанром театрализации для дошкольника являются сказки. Любая сказка формирует представления о добре и зле, их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. Умело поставленные вопросы при подготовке к театрализованной деятельности побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения.
Музыкально-театрализованная деятельность создает условия для расширения, обогащения гаммы чувств, раскрывает в полной мере перед детьми мир прекрасного и нравственного.
В процессе работы по музыкально-театрализованной деятельности я ставлю перед собой задачи:
- посредством событий в сказке помочь усвоить детьми духовно – нравственные категории (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность);
- развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни;
- воспитывать доброжелательность, терпение, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;
- воспитывать трудолюбие, прилежание;
- развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Я наметила для себя пути решения этих задач:
- тщательный подбор репертуара для музыкально- театрализованной деятельности (критерий отбора- соответствие возрасту детей, нравственное содержание, качество литературного и музыкального материала);
- использование авторских и компиляторных сценариев, продумывание нестандартных решений сцен и образов подключение к этому процессу детей в качестве соавторов;
- подготовка к театрализованной деятельности: беседы по содержанию сказки, обсуждение образов героев, оценка их действий;
- мотивация на участие в спектакле или инсценировке всех без исключения детей;
- продумывание этапов разучивания ролей, музыкального материала;
- формирование чувства удовлетворения, радости от выступления перед зрителями.
Прошлый учебный год, согласно годовому плану ДОУ, был посвящен году Культуры . Задачи, поставленный на учебный год включали «формирование духовно- нравственной, творческой личности ребенка через различные виды детской деятельности», и, как одно из составляющих экологического воспитания, «формирование патриотизма, основ гражданственности, интересна к своей и малой Родине». Одним из условий выполнения годовых задач предполагалась театрализация. Мною был запланирован цикл праздников, развлечений, мини-спектаклей, игр- драматизаций, инсценировок. В течение года дети неоднократно принимали участие в различных театрализованных представлениях, были соучастниками, сотворцами в музыкально-театрализованной деятельности.
Осенние праздники прошли в форме «Осенних сказок», которые «оживали» при помощи волшебной книги Осени. И в роли зрителей, и в роли артистов дети переживали события сказок и получали зачатки духовно-нравственных ценностей.
Например, сказки «Теремок», «Под зонтом» учат дружить, «Колосок» и «Про Ваню» формируют отрицательное отношение к лени и хитрости, а сказка «Репка» развивает у дошкольников умение быть дружными, трудолюбивыми.
Новогодние праздники- это всегда волшебная сказка, время, когда хочется верить в чудеса. И сопереживая событиям, принимая непосредственное участие в борьбе со злом, дети формируют представления о честности, справедливости, доброте.
В День Защитника Отечества старшие дошкольники примерили на себя роль русских богатырей, стали зрителями и участниками сказки «Каша из топора». В процессе решения заданий Воеводы происходило приобщение детей к моральным ценностям (дружба, отзывчивость, взаимопомощь, храбрость), формировалось отрицательное отношения к жадности, умение найти выход в любой жизненной ситуации.
Эта же сказка была показана для гостей- участников войны и ветеранов труда на празднике, посвященном 70-летию Победы.
Летом мы продолжали работу в этом направлении, поддерживая желание детей активно участвовать в праздниках, развлечениях, музыкально-театрализованной деятельности, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности. Было проведено развлечение- путешествие «Летний сюрприз», основой которого стала импровизация- в танце, музицировании, игре. И вновь обратились к сказкам. Свои силы попробовали наши самые маленькие артисты: дети 1 младшей группы (сказка «Кошкин дом), 2 младшей группы (кукольный театр с элементами музицирования «Страшный Пых и Аленка). Дети средних групп показали сказку экологической направленности – «В лесу и на лугу».
Проявляя себя в роли артистов, дети дарят свое выступление благодарным зрителям: родителям, гостям ДОУ, детям из других групп. У дошкольников формируется стремление доставить радость детям и взрослым, чувство сопричастности к жизни детского сада. Посещение с выступлениями учреждений социального окружения : библиотеки , клуба, школы формирует у дошкольников ценностное, социо- культурное отношение к жизни, воспитывает основы гражданственности, патриотизм.
В такой работе немало трудностей и проблем. Успешно преодолеть их мне помогает педагоги нашего детского сада, которые всегда готовы понять ребенка, помочь ему осознать себя как личность. У нас в детском саду сложился работоспособный, творческий коллектив, и я всегда чувствую поддержку со стороны педагогов и сотрудников ДОУ.
Активное участие в организации работы по музыкально-театрализованной деятельности принимают и родители наших воспитанников: это и изготовление костюмов и атрибутов, и участие в театрализованных представлениях в роли различных героев, и оформление праздников и представлений. Только совместными усилиями можно достигнуть результатов, заложить в детях духовно-нравственное начало.
Список использованной литературы:
Л. В. Артемова. «Театрализованные игры дошкольников». Москв: «Просвещение», 1991г.
М. Д. Маханева. «Театрализованные занятия в д/с». Москва, 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Формирование нравственных качеств личности у дошкольников в музыкальной деятельности»
Консультация для воспитателей «Формирование нравственных качеств личности у дошкольников в музыкальной деятельности»Проблема нравственного развития дошкольников стояла пе...
Модель формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности в условиях реализации ФГТ
Нравственное развитие – одна из важнейших составляющих полноценной и успешной социализации личности ребенка. Оно включает в себя воспитание нравственных качеств у детей, восприятие эталонов добр...
Модель формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности в условиях реализации ФГТ
Нравственное развитие – одна из важнейших составляющих полноценной и успешной социализации личности ребенка. Оно включает в себя воспитание нравственных качеств у детей, восприятие эталонов добр...
Театрализованная деятельность, как средство формирования нравственных качеств дошкольников
какие сказки используют при театрализации, для формирования нравственных качест дошкольника....
Консультация для педагогов на тему: «Влияние трудовой деятельности на формирование нравственных качеств личности ребёнка»
Материал предназначен для педагогов детских садов....
"Формирование нравственных качеств у дошкольников в процессе совместной деятельности семьи и образовательного учреждения"
Опыт работы по формированию нравственных качеств у дошкольников в процессе совместной деятельности семьи и ДОУ...
Основы формирования нравственных качеств у старших дошкольников в трудовой деятельности.
Основы формирования нравственных качеств у старших дошкольников в трудовой деятельности...