Дидактические игры на прогулке с природным материалом для детей 5-7 лет.
картотека (старшая группа) на тему
Дидактические игры на прогулке с природным материалом для детей 5-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дидактические игры на прогулке с природным материалом для детей 5-7 лет. | 25.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры с природным материалом для детей старшего дошкольного возраста.
Камешек.
Цель: актуализация словаря по заданной лексической теме.
Оборудование: камешек.
Ход игры
Педагог предлагает детям встать в круг и берет в руки камешек. Он произносит текст и передает камешек ребенку, стоящему справа. Дети подбирают слова по заданной педагогом теме и передают камешек по кругу.
Педагог.
Камешек в руке держу.
Передам и расскажу,
Что известно мне, что знаю.
Я игрушки называю...
Или:
Камешек в руке держу.
Передам и расскажу,
Что известно мне, что знаю.
Фрукты быстро называю...
Или:
Камешек в руке держу.
Передам и расскажу,
Что известно мне, что знаю.
Овощи я называю...
Или:
Камешек в руке держу.
Передам и расскажу,
Что известно мне, что знаю,
Я машины называю...
Секретики.
Цель: совершенствование навыков ориентировки в пространстве.
Оборудование: Квадратный кусок прозрачного пластика, разноцветные геометрические фигуры, желуди, каштаны, мелкие фигурки, карта-схема поиска «секретика» или карта - подсказка.
Предварительная работа. Накануне педагог заготавливает «секретик»- выкапывает ямку в песочнице; на краю клумбы; в земле вокруг кустов и т. п. Укладывает в ямку разноцветные геометрические фигуры, цифры, буквы, природный материал, фигурки, составив из них узор. Прикрывает «секретик» прозрачным пластиком, засыпает песком или землей, прикрывает листьями. Зимой педагог то же самое делает, разместив «секретик» в снегу в любой точке участка. Когда дети будут уже знакомы с игрой, можно привлекать их к приготовлению «секретика». Затем педагог изготавливает карту - схему поиска «секретика».
Ход игры
Педагог предлагает поиграть в новую игру и с помощью карты-схемы или карты-подсказки найти спрятанный на площадке «секретик». Карта-схема или карта-подсказка могут находиться в конверте, «волшебном мешочке», корзинке и т. п. Например, дети должны встать у входа на площадку. Педагог читает: «Сделайте пять шагов вперед». Дети выполняют задание. Педагог продолжает: «Повернитесь налево. Сделайте три шага вперед». Дети снова выполняют задание. Педагог читает следующую инструкцию: «Повернитесь вперед, сделайте шесть шагов вперед». Дети выполняют инструкцию. Педагог продолжает: «Присядьте. Ищите ,,секретик“». Дети находят «секретик», рассказывают, что видят. Педагог предлагает открыть его и, например, составить из находящихся в нем букв название того, кто спрятал этот «секретик» (лиса, зайка, волк и т.п.), из находящихся в нем цифр — пример или составить узор из фигур, которые в нем спрятаны.
Искатели сокровищ
Игра может проводиться в любое время года на прогулке.
Цель: развитие усидчивости, внимания.
Оборудование: пластмассовые сита, совочки, ведерки, разноцветные бумажные колпачки (по числу детей), природный материал (желуди, каштаны, фасоль, морские камешки и т. п.).
Предварительная работа
Просмотр мультфильма «Белоснежка и семь гномов».
Накануне прогулки педагог закапывает в песочнице природный материал.
Ход игры
Педагог предлагает поиграть в новую игру, превратиться в гномов из сказки «Белоснежка и семь гномов» и отправиться на поиски сокровищ. Дети получают ведерки, совочки и сита, надевают разноцветные колпачки, выстраиваются в шеренгу и маршируют к песочнице:
На поиски сокровищ идем, идем, идем,
Кирки и молоточки с собою мы несем.
Найдем мы изумруды, алмазы, малахит.
Нас наше любопытство на поиски манит.
В песочнице дети занимают места и по команде педагога начинают просеивать песок, наполняя найденным природным материалом свои ведерки. Победителем становится тот, кто первым заполнит ведерко.
В завершение дети рассматривают и описывают найденные сокровища.
Золотой орех
Игра может проводиться в любое время года на прогулке.
Цель: развитие зрительного внимания.
Оборудование: три абсолютно одинаковых пластмассовых ящичка или контейнера с крышками, грецкий орех, выкрашенный бронзовой краской.
Ход игры
Когда дети обнаружат на площадке три одинаковых контейнера, педагог предлагает им поиграть в новую игру и показывает «золотой орех». Педагог кладет орех в один из контейнеров, стоящих в ряд, и закрывает его. Затем он начинает передвигать контейнеры, меняя их местами. Когда педагог закончит манипуляции, дети должны указать, в каком из контейнеров находится «золотой орех». Далее с помощью любой считалки выбирается играющий, который будет играть один на один с педагогом. Так по очереди играют все желающие дети. Роль педагога тоже может выполнять один из детей.
Минеры и саперы
Игра может проводиться в любое время года на прогулке.
Цель: развитие зрительного внимания.
Оборудование: небольшие резиновые игрушки-пищалки, детские грабли.
Предварительная работа. Беседа о работе минеров и саперов в годы войны.
Ход игры
Педагог предлагает детям разделиться на две команды и помогает сделать это с помощью любой считалки. Одна из команд получает название «Минеры», а вторая — «Саперы». Педагог выдает членам команды «Минеры» игрушки-пищалки и объясняет, что это «мины». «Минеры» получают задание закопать «мины» в песочнице на небольшой глубине (на два- три пальца) на глазах у «саперов». Когда все игрушки будут закопаны и «минеры» разровняют песок граблями, «саперы» приступают к их поиску. Они должны откопать игрушки так аккуратно, чтобы ни одна из них не издала ни одного звука. Если игрушка запищит — «мина взорвалась». Чем больше игрушек откопают «саперы», тем лучше. Потом команды меняются местами. Побеждает команда, обезвредившая наибольшее количество «мин».
Прятки.
Цель: развитие зрительного внимания.
Оборудование: Совочки, шишки, желуди, ракушки, детские грабли, песочные часы (3 мин).
Предварительная работа. Разучивание стихотворного текста к игре.
Ход игры
Педагог предлагает детям разделиться на две команды и помогает сделать это с помощью любой считалки. Педагог выдает членам одной команды шишки, желуди, ракушки, совочки и грабли и объясняет, что они должны будут закопать шишки, желуди, ракушки в песок на глубину три-четыре пальца, а потом заровнять песок граблями. Причем они должны сделать это, пока будут произносить текст. Члены другой команды в это время будут стоять спиной к песочнице. Члены первой команды занимают места в песочнице, закапывают игрушки и одновременно произносят текст:
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть,
Начинаем мы играть,
Рыть песок, песок копать.
Закопаем мы игрушки —
Шишки, желуди, ракушки.
Раз, два, три, четыре, пять,
Ну а вам пора искать!
На слово «искать» члены второй команды поворачиваются к песочнице лицом и приступают к поискам игрушек. Они должны закончить поиски, пока сыплется песок в песочных часах. Затем команды поменяются местами. Победителем считается та команда, члены которой быстрее выкопают все игрушки.
По порядку разложи.
Цель: развитие тактильной чувствительности.
Оборудование: ведерки разного размера с природным материалом на каждого ребенка.
Предварительная работа. Педагог заготавливает ведерки с природным материалом (камешками, каштанами, желудями, шишками, фасолью) для каждого из детей.
Ход игры
Педагог предлагает детям сесть на полянке в кружок и ставит за спину каждому ребенку ведерко с природным материалом. Дети получают задание разложить у себя за спиной, не оборачиваясь при этом, предметы по порядку — от самого большого до самого маленького или наоборот. Кроме того, дети должны рассказать, какие предметы они разложили в ряд. Когда дети выполнят задание, они ощупывают предметы рукой у себя за спиной и рассказывают, какие предметы и как они разложили. Остальные играющие проверяют отвечающего. Закончив ответ, игрок может повернуться и проверить себя самостоятельно. Если ошибок нет, все аплодируют ответившему игроку.
Колобки
Цель: развитие ловкости, меткости.
Оборудование: изображение Колобка на листе пластика с прикрепленной под ним корзиной, выполненной по типу баскетбольной, но с дном; грецкие орехи по числу детей.
Предварительная работа
Чтение русской народной сказки «Колобок».
Разучивание упражнения «Колобок».
Перед прогулкой педагог вешает на дерево изображение Колобка и корзину, готовит корзинку с грецкими орехами.
Ход игры
Когда дети обнаружат изображение Колобка, педагог предлагает им напомнить ему сказку, в которой действует этот герой, и кратко пересказать ее. Затем педагог предлагает детям самим «испечь колобки». Дети берут в руки орехи и, катая их между ладонями по кругу (на каждые две строки меняют направление движения мяча), произносят текст упражнения:
Из пшеничной, из муки,
Испекли мы колобки —
Очень ароматные,
Вкусные, приятные.
Педагог предлагает детям разбиться на две команды. Каждая команда выстраивается в шеренгу. Дети по очереди забрасывают свои «колобки» в корзину к Колобку. Побеждает та команда, которая забросит в корзину наибольшее количество «колобков».
Перед игрой необходимо напомнить детям, как правильно выполнять броски из-за головы. Расстояние для броска определяет педагог в соответствии с требованиями для каждой возрастной группы.
Мозаика
Цель: развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.
Оборудование: карточка с образцом узора для каждого ребенка, контейнер с разноцветными морскими камешками для каждого ребенка.
Предварительная работа. Изготовление педагогом карточек с образцами мозаики из камешков.
Ход игры
Педагог предлагает детям выложить мозаику из морских камешков. Каждый ребенок выбирает карточку с образцом узора, получает контейнер с камешками и выкладывает подобный узор на песке.
Венок
Игра может проводиться на экскурсии на луг или на опушку леса.
Цель: развитие пальцевой моторики, творческого воображения, конструктивного праксиса.
Оборудование: полевые цветы, карточка со схемой плетения венка.
Предварительная работа. Изготовление педагогом карточки со схемой плетения.
Ход игры
Педагог предлагает детям рассмотреть цветы, которые растут на лугу или опушке, перечислить их названия, рассказать стихи о них или загадать загадки. Дети могут посоревноваться в составлении рассказов-описаний о полевых цветах (по плану, предложенному педагогом или составленному коллективно) и выбрать самого лучшего рассказчика.
Образец рассказа о полевом цветке
Это колокольчик. Колокольчик — полевой цветок. Он цветет летом, в июне—июле. У колокольчика тонкий стебель, узкие длинные заостренные листочки и очень красивый цветок светло-фиолетового, темно-голубого или синего цвета. Цветок по форме напоминает колокол. Если колокольчик потрясти, слышен тихий шорох:
Колокольчики-звоночки
Я вплету в веночек дочке.
Колокольчик — синий цвет,
Шорох есть, а звону нет.
Далее педагог предлагает детям собрать букет полевых цветов, а потом показывает, как можно плести венок из них. Все дети по очереди принимают участие в плетении венка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения с природным материалом.
Игры и упражнения с природным материалом для детей средней группы....
ИГРЫ С ВОДОЙ И ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ
ИГРЫ С ВОДОЙ И ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ...
Методическая разработка дидактических игр с использование природных материалов для детей дошкольного возраста
В работе представлены несколько вариантов игр с природным материалом, которые помогут разнообразить жизнь ребенка....
Консультация для педагогов " Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми младшего дошкольного возраста"
Лето – идеальная пора для игр и прогулок детей на свежем воздухе. Летом сухо и тепло, и игры-занятия придумываются сами собой. Игры на улице летом очень поле...
Развивающие игры с природным материалом для детей младшего дошкольного возраста
Дети младшего возраста - это маленькие исследователи. Интерес к природным объектам формируется у них постепенно, в результате многократных встреч. При знакомстве с окружающим миром малыши хотят всё ра...
Игры с природным материалом для детей старшего дошкольного возраста.
Игры с природным материалом для детей старшего дошкольного возраста....
Игры и упражнения с природным материалом для детей с ОВЗ
Игры и упражнения с природным материалом для детей с ОВЗ (буклет)...