Игры и упражнения с природным материалом.
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме

Подгорная Ирина Николаевна

Игры и упражнения с природным материалом для детей средней группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhneniya_s_prirodnymi_materialami.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

Подгорная Ирина Николаевна                Приложение № 5

Игры и упражнения с природными материалами.

Игры с овощами и фруктами.

"Чудесный мешочек".

Обучающая задача: узнавание и называние предмета по одному признаку.

Содержание игры: В мешочек опускают овощи и фрукты, похожие по форме. Ребенку предлагается найти на ощупь то, что назовут воспитатель и дети.

Правила игры: "Не подсматривай в мешочек. Сначала назови, что взял, а потом доставай из мешочка".

"Узнай по запаху".

Обучающая задача: Узнавание предмета при помощи одного анализатора.

Содержание игры: Овощи и фрукты, имеющие сильный запах (огурец, яблоко, лук и др.), режутся на части, чтобы запах ощущался сильнее. Воспитатель предлагает ребенку закрыть глаза, понюхать и сказать, чем это пахнет.

Правила игры: "Не подсматривай. Скажи, чем пахнет".

"Найди, о чем расскажу".

Обучающая задача: Выделение, называние отдельных признаков и узнавание на их основе растения.

Содержание игры: Овощи и фрукты лежат на краю стола воспитателя так, чтобы дети могли хорошо видеть отличительные признаки каждого предмета. Воспитатель описывает предмет, обращая внимание на его форму, отдельные детали, окраску, поверхность, плотность, вкус. Воспитатель вновь повторяет описание, а ребенок показывает все, о чем он говорит.

Правила игры: "Выслушай описание, потом покажи и скажи, что узнал".

"Загадайте, я отгадаю".

Обучающая задача: Выделение и называние характерных признаков на вопросы воспитателя.

Содержание игры: Овощи и фрукты лежат на столе. Воспитатель сидит так, чтобы ничего не видеть и говорит детям, что они будут загадывать загадки об овощах и фруктах, а воспитатель отгадывать. Но дети должны правильно отвечать на все вопросы воспитателя. Это поможет ему отгадывать. Загадывать вопросы нужно в определенной последовательности: "Какой по форме? Везде, как шарик? Ямки есть? Какой окраски? и т.д." Это научит детей обращать внимание на характерные для каждого предмета признаки.

Правила игры: "Не называй, о чем говоришь. Отвечай на вопрос воспитателя".

"Загадай, мы отгадаем".

Обучающая задача: Описание предмета, нахождение его по описанию.

Содержание игры: 1 вариант:  Ребенок выходит за дверь, остальные дети составляют описание предмета. Один из детей говорит о том, что они задумали, а выходивший ребенок должен отгадать.

2 вариант:  Кто-нибудь из детей загадывает предмет, а остальные дети узнают, что он загадал. Воспитатель говорит ребенку чтобы он не смотрел долго на загаданный предмет, иначе все очень быстро отгадают. Следует также напомнить о последовательности описания предмета (форма, ее детали, плотность, окраска, вкус).

Правила игры: "Загадай правильно загадку. Скажи отгадку".

Игры с комнатными растениями.

"Найди то, о чем я расскажу".

Обучающая задача: Нахождение предметов по описанию воспитателя.

Содержание игры. Воспитатель описывает одно из пяти-шести растений, находящихся в группе. Дети по описанию находят растение или называют его. (При составлении описания воспитателю нужно использовать общепринятую терминалогию "форма места", "окраска цветов" и т.д.). Это поможет детям выделять отличительные и общие признаки растений.

"Где спряталась игрушка?"

Обучающая задача: Нахождение растения по описанию воспитателя.

Содержание игры:  Воспитатель показывает игрушку, дети закрывают глаза, он ставит ее за горшок с растением, затем воспитатель описывает (наличие ствола и его строение - прямостоящий или свисающий, форма, окраска и плотность листьев: наличие, окраска, количество цветов), а ребята называют растение, за которым спрятана игрушка.

"Цветочный магазин".

Обучающая задача: Нахождение растения по названию.

Содержание игры: Для игры можно взять комнатные растения, полевые и садовые цветы. Один ребенок выполняет роль продавца, а все остальные дети - покупатели. Покупатели называют растения, а продавец выдает им покупку. В случае затруднения "покупатель" называет признаки растения.

Правила игры: "Покупатель называет растение, которое хочет купить, продавец показывает названное растение".

"Игры с деревьями и кустарниками" "Найди пару".

Обучающая задача: Нахождение предмета по сходству.

Содержание игры. Воспитатель раздает детям листья трех-четырех деревьев (каждому ребенку по листку). После слов воспитателя: "Подул ветер, все листочки полетели", дети бегают по площадке с листьями в руках. Потом воспитатель предлагает детям найти такой же листочек у других: "Раз, два, три - пару найди".

Правила игры: "Ищи пару только по сигналу. Найди такой же листочек".

"Найди свой дом".

Обучающая задача: Нахождение целого по части.

Содержание игры: 1 вариант: Воспитатель раздает детям ветки с листьями от трех-четырех деревьев и объясняет, как надо играть  "Школьники пошли в поход.

У каждого отряда палатки стоят под определенным деревом (у вас ветка от этого дерева). Все гуляют, а по сигналу бегут к себе в палатку". Чтобы проверить правильность выполнения задания, ребенок сравнивает листья на своей ветке с листьями на дереве, к которому подбежал.

2. вариант: Детям раздают ветки с листьями, плодами, семенами.

  1. 3. вариант. Детям раздают только плоды и семена.

Правила игры: "Беги к своей палатке только по сигналу воспитателя. Проверь, правильно ли ты нашел свою палатку".

"Найди то, о чем я расскажу".

Обучающая задача: Нахождение предмета по описанию

Содержание игры: Воспитатель описывает знакомые деревья, а дети ищут их. Чтобы ребятам интереснее было искать, можно около дерева (или на дереве) спрятать какой-нибудь предмет.

Правила игры: "Сначала послушай, что расскажет воспитатель, потом ищи дерево".

Игры с цветами.

"Узнай цветок по запаху".

Обучающая задача: Различие растений по одному признаку.

Содержание игры: Отбирается несколько (четыре-пять) цветов с сильным запахом. Ребенку предлагается закрыть глаза, понюхать цветок и назвать его.

Правила игры: "Не подсматривай. Узнай цветок по запаху".

"Найди цветок по листу".

Обучающая задача:  Составление целого из частей.

Содержание игры:  Дети делятся на две группы. Одна получает цветы, другая - листья этих цветов. Листья должны иметь характерные отличительные признаки. Это могут быть листья клевера, одуванчика и т.д. По сигналу ("Раз, два, три - пару свою найди!") дети строятся парами (цветок и лист).

"Что изменилось?".

Обучающая задача: Узнавание предметов по их внешнему виду и по представлению.

Содержание игры:  На столе воспитателя несколько букетов цветов, знакомых детям. Воспитатель предлагает всем закрыть глаза и убирает один букет, дети должны сказать, каких цветов не стало. Можно букеты поменять местами и спросить, что изменилось.

Правила игры: «Не подсматривать, скажи, что изменилось».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ С ВОДОЙ И ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ

ИГРЫ   С  ВОДОЙ  И  ПРИРОДНЫМ  МАТЕРИАЛОМ...

Упражнения с природным материалом для развития мелкой моторики.

Упражнения с природным  материалом  для развития мелкой моторики.  С давних времен дети любят играть с камушками, желудями, шишками, орехами и другими природными материалами. Дети...

Упражнения с природным материалом в коррекционной работе с дошкольниками

С древних времен на русской зем­ле детей забавляли шишками, чурочками, желудями, орехами, косточками, камушками и прочим при­родным материалом. Из него строили, делали игрушки, выкладыва...

КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ

КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ  С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМИгры и поделки с семенами и листьямиЦели игр: расширять знания детей о мире животных и растений, их жизни; развивать мелкую моторику, зрите...

Пальчиковые игры и упражнения с природным материалом

Пальчиковые игры и упражнения с природным материалом – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи....

Игры и упражнения с природным материалом для детей с ОВЗ

Игры и упражнения с природным материалом для детей с ОВЗ (буклет)...