Дополнительная общеразвивающая программа "Улыбка"
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
Дополнительная общеразвивающая программа "Улыбка", направленность программы художественная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vokalnoy_studii_ulybka.doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Улыбка»
Направленность программы: художественная
Уровень программы: вводный
Возраст детей: 4-7 лет
Срок реализации программы - 3 года
Автор – составитель программы:
Дадабаева Динара Мухамеджановна
Москва
2014год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность:
дополнительная общеразвивающая программа «Улыбка» реализуется в соответствии с художественной направленностью дополнительного образования, в соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 29.08.2013 №1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по ДОП». Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. В нём заключён большой потенциал эмоционального, музыкального и познавательного развития. Музыкальный образ песни, благодаря словесному тексту, становится понятным и близким детям. Это развивает у них эмоциональную отзывчивость на музыку – главную составляющую музыкальности. В пении, как ни в каком другом виде музыкальной деятельности, очень успешно и быстро развивается интонационный звуковысотный слух – одна из основных музыкальных способностей, без которой музыкальная деятельность невозможна вообще. Развиваются и все другие музыкальные способности – тембровый, динамический и ритмический слух, музыкальное мышление, музыкальная память. Кроме того, в пении происходит и общее развитие ребёнка – формируются его психические функции, развивается речь, происходит накопление знаний об окружающем.
Уровень программы:
уровень освоения программы в соответствии с Приказом ДОгМ от 17.12.2014г. №922 – вводный;
возраст детей 4 - 7 лет;
срок освоения программы – 3 года ;
время обучения – 1 час в неделю.
Актуальность, педагогическая целесообразность:
В пении, как ни в каком другом виде музыкальной деятельности, очень успешно и быстро развивается интонационный звуковысотный слух – одна из основных музыкальных способностей, без которой музыкальная деятельность невозможна вообще. Развиваются и все другие музыкальные способности – тембровый, динамический и ритмический слух, музыкальное мышление, музыкальная память. Кроме того, в пении происходит и общее развитие ребёнка – формируются его психические функции, развивается речь, происходит накопление знаний об окружающем.
Занятия в вокальной студии позволит ребенку: развить певческий голос: освоить технику диафрагмального дыхания; добиться чистоты интонирования; расширить и выровнять диапазон певческого голоса;
Овладеть навыками сценического искусства:
научится красиво и артистично держаться и двигаться на сцене, усовершенствовать дикцию. Преодолеть психологические комплексы: благодаря концертной практике и повышению самооценки в процессе обучения.
Данная программа разработана на основе программы музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» Э.П.Костиной, программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой.
.
Отличительные особенности
скоординированная деятельность всех направлений деятельности в студии (вокал, музыкально - ритмические движения, актёрское мастерство), направленных на достижение единой цели. Учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей, подбираются необходимые развивающие упражнения, и составляется вокальный репертуар.
Цель программы:
Целью данной программы является развитие индивидуальных вокальных способностей.
Задачи программы:
1.Обучающие задачи:
- сформировать у детей основные вокальные навыки;
- обучить детей петь с музыкальным сопровождением (фортепиано) и под фонограмму, используя микрофон;
- вовлечь детей в сферу вокального творчества и раскрывать их творческий потенциал.
2.Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес и любовь к пению;
- воспитывать черты характера (трудолюбие, целеустремленность, аккуратность, собранность, пунктуальность, доброжелательность);
- воспитывать музыкальный вкус, самостоятельность суждений, личностную активность.
3. Развивающие задачи
- развивать основные музыкальные способности (гармонический и мелодический слух, чувство ритма, музыкальную память);
- развивать метроритмическое чувство и речедвигательную координацию.
Организация образовательного процесса
Возраст детей 4 – 7лет.
Количество детей в группе 10 - 15человек.
Форма занятия – групповая.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 30 минут.
Программа рассчитана на три года, учитывая специфику и природу развития голоса дошкольника, особенности возрастной физиологии и психологии ребёнка. Первый год – для детей пятого года жизни, второй год – для детей шестого года жизни, третий год – для детей седьмого года жизни.
Планируемые результаты освоения программы.
В результате изучения курса дошкольник будет знать:
- средства музыкальной выразительности (темп: быстрый, медленный; способы исполнения);
- длительности и паузы;
- названия нот, нотный стан;
- динамические оттенки.
Будет уметь:
- Чисто интонировать выученные песни в удобном диапазоне;
- Петь напевно, легко, не форсируя звук;
- Соблюдать певческую установку (сидеть или стоять во время пения не напряженно, прямо, руки опущены или лежат на коленях при пении сидя);
- передавать «звучащими жестами» простые ритмические эталоны и ритмы выученных песен;
- двигаться под музыку во время пения, не бояться сцены, петь с музыкальным сопровождением (фортепиано) и под фонограмму, используя микрофон;
Уровни освоения программы:
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |||
Ребёнок проявляет повышенный интерес к пению, ярко выраженную эмоциональность, творческую активность, самостоятельность. Точно и выразительно поёт без помощи взрослого. | Ребёнок эмоционально отзывается на занятия пением, проявляет желание и интерес. Нуждается в помощи педагога, дополнительных показах, неоднократных повторах. | Ребёнок ровно, спокойно относится к пению. Не проявляет самостоятельности, активного интереса, равнодушен. | |||
Чувство музыкального ритма | Пятый год жизни | Шестой год жизни. | Седьмой год жизни | ||
Высокий уровень | Ребёнок решает ритмическую задачу по адекватному типу (воспроизводит ритмический рисунок) | Ребёнок решает ритмическую задачу по адекватному типу (более сложная по ритму музыкальная задача) | Ребёнок решает ритмическую задачу по адекватному типу (более сложная по ритму музыкальная задача) | ||
Средний уровень | Ребёнок решает ритмическую задачу по равномерному типу (воспроизводит метрическую пульсацию) | Ребёнок решает ритмическую задачу по адекватному типу (воспроизводит ритмический рисунок) | Ребёнок решает ритмическую задачу по адекватному типу (воспроизводит ритмический рисунок) | ||
Низкий уровень | Ребёнок решает ритмическую задачу по беспорядочному типу (беспорядочные хлопки, вне музыки) | Ребёнок решает ритмическую задачу по равномерному или беспорядочному типу | Ребёнок решает ритмическую задачу по равномерному или беспорядочному типу | ||
Звуковысотный слух | Пятый год жизни | Шестой год жизни | Седьмой год жизни | ||
Высокий уровень | На фоне общего направления движения мелодии чисто поёт и отдельные её отрывки | Чистое пение всей мелодии с аккомпанементом | Чистое пение всей мелодии без аккомпанемента | ||
Средний уровень | Ребёнок интонирует общее направление мелодии | На фоне общего направления движения мелодии чисто поёт отдельные её отрывки | Чистое пение всей мелодии с аккомпанементом | ||
Низкий уровень | Интонирует один-два звука | Ребёнок интонирует общее направление мелодии или один-два звука | На фоне общего направления движения мелодии чисто поёт отдельные её отрывки |
В течение года показателями результативности обучения пению могут быть выступления детей на различных мероприятиях (концертах, праздниках, развлечениях и т.д.)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название темы | 1-й год обучения | 2-й год обучения | 3-й год обучения | |||
Кол-во занятий | Кол-во часов | Кол-во занятий | Кол-во занятий | Кол-во часов | Кол-во часов | ||
Вводное занятие. ». Беседа о правилах поведения и технике безопасности в музыкальном зале. | 1 | 0,5 | 1 | 0,5 | 1 | 0,5 | |
Вокальная работа. Формирование певческих навыков, вокально-интонационная работа, развитие слуха, музыкальной памяти, вокальной артикуляции, дыхания. Работа над репертуаром | 44 | 22 | 44 | 22 | 44 | 22 | |
Метроритмическая работа | 3 | 1,5 | 3 | 1,5 | 3 | 1,5 | |
Основы музыкальной грамоты | 3 | 1,5 | 3 | 1,5 | 3 | 1,5 | |
Музыкальные, музыкально-дидактические игры | 3 | 1,5 | 3 | 1,5 | 3 | 1,5 | |
Жанры в музыке | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | |
Лады музыки, слушание музыки | 3 | 1,5 | 3 | 1,5 | 3 | 1,5 | |
Знакомство c композиторами-классиками | 3 | 1,5 | 3 | 1,5 | 3 | 1,5 | |
Проведение праздников | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | |
Итоговое занятие | 1 | 0,5 | 1 | 0,5 | 1 | 0,5 | |
всего: | 65 | 32,5 | 65 | 32,5 | 65 | 32,5 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Вводное занятие 1-3 года обучения
Знакомство с детьми, правилами поведения в помещении при проведении занятий, с правилами внутреннего распорядка, техникой безопасности.
Тема 2. Вокальная работа.
Формирование певческих навыков, вокально-интонационная работа, развитие слуха, музыкальной памяти, вокальной артикуляции, дыхания. Работа над репертуаром
1-й год обучения: правильное положение корпуса; пение без напряжения, не форсируя звук, пение - не опережая и не вторя, выдерживая паузы, слушая вступление и заключение.
2-й год обучения: правильное положение корпуса; упражнения, распевки для правильного звукообразования, дыхания, дикции; формирование потребности и умения подпевать взрослым, овладение навыками выразительного пения, не форсируя звук; пение - не опережая и не вторя, , точно передавая общее направление движения мелодии; четкое артикулирование согласных и ясное произношение гласных звуков; пение коротких распевок свободно, «без зажимов»; развитие чистоты интонирования мелодии.
3-й год обучения: правильное положение корпуса; упражнения, распевки для правильного звукообразования, дыхания, дикции; овладение навыками музыкального, выразительного пения , не форсируя звук, обращая внимание на интонацию, выделяя важные слова во фразах.
Тема 3. Метроритмическая работа
1-й год обучения: игра на детских музыкальных инструментах - один из важных видов детской исполнительской деятельности, знакомство с внешним видом музыкальных инструментов и характером их звучания; музыкальные доли - пульс музыки; прохлопывание ладошками ритмического рисунка попевок; музыкально - ритмические игры («Тихо - громко», «Веселые ручки», «Игра с бубном», «Картинки, имена»), простейший оркестр.
2-й год обучения: звуки долгие (длинные) и короткие; прохлопывание, протоптывание, проговаривание ритмических рисунков мелодий, распевок; оркестр.
3-й год обучения: музыкальный ритм, прохлопывание, протоптывание, проигрывание на музыкальных инструментах; звуки долгие и короткие; выкладывание ритмического рисунка коротких фраз (дидактическое пособие «Пуговицы»),оркестр.
Тема 4. Основы музыкальной грамоты
1-й год обучения: композитор; многообразие музыкальных звуков; звуки музыкальные и немузыкальные; высота звуков (три регистра).
2-й год обучения: исполнитель, слушатель, дирижер; оркестр, группы музыкальных инструментов; музыкальные звуки и их высота; ноты - музыкальные буквы; названия нот; нотный стан; скрипичный и басовый ключ; пауза.
3-й год обучения: дирижер; состав симфонического оркестра; названия нот; нотный стан; скрипичный и басовый ключ; расположение нот первой октавы на нотном стане и клавиатуре; длительность нот (целые, половинные, четверти и восьмушки); лад, темп, динамика - средства музыкальной выразительности.
Тема 5. Музыкальные, музыкально-дидактические игры
1-й год обучения: музыкально - ритмические игры («Тихо - громко», «Веселые ручки», «Игра с бубном», «Картинки, имена»); «Солнышко и дождик», «Хитрый кот», «Зайцы и лиса» «Лев и дети».
. .
2-й год обучения: музыкально - ритмические игры «Петушок», «Кот Васька», «Ловишки», «Ищи игрушку», «Дети и медведь», «Зайцы и медведь», «Заинька, попляши», «Летчики, на аэродром», «Веселые музыканты», «Веселые гуси», «Черная курица». «Лев и дети».
3-й год обучения: музыкально - ритмические игры : «Плетень», «Горошина», «Чей кружок скорее соберется», «Коза-дереза», «Как у нашего Мороза», «Ловишки», «Кот и мыши», «Как у дяди Трифона»,
« Игра с бубном». «Веселые мышки», «Кино-фото», «Лев и дети».
Тема 6. Жанры в музыке
1-й год обучения: - песня, танец (полька, вальс), марш.
2-й год обучения: - песня ( вступление, запев, припев, заключение), танец (кадриль,чарльстон), марш и его виды ( детский, игрушечный, праздничный, военный, спортивный).
3-й год обучения:соната, сюита, балет,опера.
Тема 7. Лады музыки, слушание музыки.
1-й год обучения: слушать и слышать музыку, её язык и характер.
2-й год обучения: развивать умение слушать и слышать музыку, её язык и характер
3-й год обучения: развитие умения внимательно слушать музыкальное произведение от начала до конца, слышать его общий характер и настроение контрастных частей; учить слышать тембр различных инструментов (контрастных групп - фортепиано, орган, скрипка, флейта, арфа); знакомство с изобразительным аспектом музыки.
Тема 8. Знакомство с композиторами-классиками
1-й и 2 год обучения: Д. Кабалевский,( Песни для детей), П.И. Чайковский («Детский альбом», «Щелкунчик», «Лебединое озеро»)и.т.д.
3-й год обучения: В.А. Моцарт «Колыбельная», «Симфония №40»отрывок; Л. Бетховен « Сурок», «К Элизе»; И.С. Бах «Шутка», Э. Григ «В пещере горного короля», «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт»; и.т.д.
Тема 9. Проведение праздников :
«Проказница осень», «Здравствуй Новый год», праздник «День 8 Марта», праздник «Здравствуй, солнышко» ,и др.
Тема 10. Итоговое занятие
1-й год, 2-й год, 3-й год обучения:
итоги пройденного в течение года.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Структура типового музыкального занятия:
Занятие любого года обучения имеет следующую структуру:
Подготовительная часть:
- вокально-интонационная работа (музыкальное приветствие, распевки, интонационные упражнения )
- Основная часть занятия: Разучивание и пение песен, музыкальная грамота, музыкально – дидактические игры, оркестр, слушание музыки, беседы о композиторах и их творчестве.
Заключительная часть: музыкальные игры.
Методика обучения характеризуется следующими позициями:
- разучивание материала с последовательным усложнением с учетом возраста; повторение выученного материала, закрепление навыков и умений, которые дети смогут применять в самостоятельной деятельности;
- постоянное стимулирование творческой самостоятельности ребенка, предоставление детям возможности выбора творческих заданий различной сложности.
Литература:
1. Горохова Л.С. Вокально-артикуляционные упражнения в детском саду: Учебно-методическое пособие. - Архангельск: Архангельский педагогический колледж, 2010.-46 .
2. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития: Пособие для муз. руководителей и воспитателей дошк. образоват. учреждений / Е.А Дубровская. – М.: Просвещение, 2003. – с.:
3. Картушина М.Ю. Методические рекомендации/Вокально-хоровая работа в детском саду – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
4. Покровский Б. Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой. – М.:ООО ИКТЦ «ЛАДА». ООО «АСС-центр», 2006. – 64с.
5. Тарасова К.В. Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста: Методическое пособие для музыкальных руководителей детских садов. – М.,2002.
6. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет: Кн. Для воспитателя и муз. руководителя дет. сада / Сост. Т.М.Орлова, С.И. Бекина. – М.: Просвещение, 1987. – 144 с.: ил.
7. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 3-5 лет: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада/Сост. Т.М.Орлова, С.И.Бекина. – М.: Просвещение, 1986.-144 с., нот.
8. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет: Кн. Для воспитателя и муз. руководителя дет. сада / Сост. Т.М. Орлова, С.И. Бекина. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.: нот.
9. А.П.Савина-Крайнова. Секреты красивого пения. Система игровых упражнений и игр для развития музыкального слуха и голоса у детей дошкольного возраста с учетом коррекционно-оздоровительной работы.Москва.2011г.
10.Каплунова И., Новоскольцева И. Ладушки. Методическое пособие по развитию певческих навыков, музыкально- ритмических движений и творческих способностей. СП-б, Композитор, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...