Дополнительная общеразвивающая программа "Улыбка"
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Дадабаева Динара Мухамеджановна

Дополнительная общеразвивающая программа  "Улыбка",  направленность программы художественная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vokalnoy_studii_ulybka.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Улыбка»

Направленность программы: художественная

Уровень программы: вводный

Возраст детей:  4-7 лет

Срок реализации программы - 3 года

                                                               

 

                                                                       Автор – составитель программы:

                                                                      Дадабаева Динара Мухамеджановна

                                                                 

Москва

2014год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность: 

дополнительная общеразвивающая программа  «Улыбка»  реализуется в соответствии с художественной  направленностью дополнительного образования,   в соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 29.08.2013 №1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по ДОП». Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. В нём заключён большой потенциал эмоционального, музыкального и познавательного развития. Музыкальный образ песни, благодаря словесному тексту, становится понятным и близким детям. Это развивает у них эмоциональную отзывчивость на музыку – главную составляющую музыкальности. В пении, как ни в каком другом виде музыкальной деятельности, очень успешно и быстро развивается интонационный звуковысотный слух – одна из основных музыкальных способностей, без которой музыкальная деятельность невозможна вообще. Развиваются и все другие музыкальные способности – тембровый, динамический и ритмический слух, музыкальное мышление, музыкальная память. Кроме того, в пении происходит и общее развитие ребёнка – формируются его психические функции, развивается речь, происходит накопление знаний об окружающем.

Уровень программы:

 уровень освоения программы в соответствии с Приказом ДОгМ от 17.12.2014г. №922  – вводный;

 возраст детей 4 - 7 лет;

срок освоения программы – 3 года ;

время обучения – 1 час в неделю.

Актуальность, педагогическая целесообразность:

В пении, как ни в каком другом виде музыкальной деятельности, очень успешно и быстро развивается интонационный звуковысотный слух – одна из основных музыкальных способностей, без которой музыкальная деятельность невозможна вообще. Развиваются и все другие музыкальные способности – тембровый, динамический и ритмический слух, музыкальное мышление, музыкальная память. Кроме того, в пении происходит и общее развитие ребёнка – формируются его психические функции, развивается речь, происходит накопление знаний об окружающем.

Занятия в вокальной студии позволит ребенку: развить певческий голос: освоить технику диафрагмального дыхания; добиться чистоты интонирования; расширить и  выровнять диапазон певческого голоса;

Овладеть навыками сценического искусства:

научится  красиво и  артистично держаться и двигаться  на сцене, усовершенствовать дикцию. Преодолеть психологические комплексы: благодаря концертной практике и повышению самооценки в процессе  обучения.

   Данная  программа разработана на основе программы музыкального  образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» Э.П.Костиной, программы  по  музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки»  И. Каплуновой,  И. Новоскольцевой.

.

Отличительные особенности

скоординированная деятельность всех направлений деятельности в студии (вокал, музыкально - ритмические движения, актёрское мастерство), направленных на достижение единой цели. Учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей, подбираются необходимые развивающие упражнения, и составляется вокальный репертуар.

Цель  программы:

 Целью данной программы является развитие индивидуальных вокальных способностей.

Задачи программы: 

1.Обучающие задачи: 

- сформировать у детей основные вокальные навыки;

- обучить детей петь с музыкальным сопровождением (фортепиано) и под фонограмму, используя микрофон;

- вовлечь детей в сферу вокального творчества и раскрывать их творческий потенциал.

2.Воспитательные задачи: 

-  воспитывать интерес и любовь к пению;

- воспитывать черты характера (трудолюбие, целеустремленность,  аккуратность, собранность, пунктуальность, доброжелательность);  

 - воспитывать музыкальный вкус, самостоятельность суждений, личностную активность.

3. Развивающие задачи

- развивать основные музыкальные способности (гармонический и мелодический слух, чувство ритма, музыкальную память);

- развивать метроритмическое чувство и речедвигательную координацию.

Организация образовательного процесса

Возраст детей 4 – 7лет.

Количество детей в группе 10 - 15человек.

Форма занятия – групповая.

Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 30 минут.  

Программа  рассчитана  на три  года, учитывая специфику и природу развития  голоса дошкольника, особенности возрастной физиологии и психологии ребёнка.  Первый год – для детей пятого года жизни, второй год – для детей шестого года жизни, третий год – для детей седьмого года жизни.

Планируемые результаты  освоения программы.

 В результате изучения курса дошкольник будет знать:

- средства музыкальной выразительности (темп: быстрый, медленный; способы исполнения);

- длительности  и паузы;

- названия нот, нотный стан;

- динамические оттенки.

Будет уметь:

- Чисто интонировать выученные песни в удобном диапазоне;

      - Петь напевно, легко,  не форсируя звук;

       - Соблюдать певческую установку (сидеть или стоять во время пения не напряженно, прямо, руки опущены или лежат на коленях при пении сидя);

      - передавать «звучащими жестами» простые ритмические эталоны и ритмы выученных песен;

       - двигаться под музыку во время пения, не бояться сцены, петь с музыкальным сопровождением (фортепиано) и под фонограмму, используя микрофон;                          

Уровни освоения программы:

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Ребёнок проявляет повышенный интерес к пению, ярко выраженную эмоциональность, творческую активность, самостоятельность. Точно и выразительно поёт без помощи взрослого.

Ребёнок эмоционально отзывается на занятия пением, проявляет желание и интерес. Нуждается в помощи педагога, дополнительных показах, неоднократных повторах.

Ребёнок  ровно, спокойно относится к пению. Не проявляет самостоятельности, активного интереса, равнодушен.

 Чувство музыкального ритма

Пятый год жизни

Шестой год жизни.

Седьмой год жизни

Высокий уровень

Ребёнок решает ритмическую задачу по адекватному  типу (воспроизводит ритмический рисунок)

Ребёнок решает ритмическую задачу по адекватному  типу (более сложная по ритму музыкальная задача)

Ребёнок решает ритмическую задачу по адекватному  типу (более сложная по ритму музыкальная задача)

Средний уровень

Ребёнок решает ритмическую задачу по равномерному типу (воспроизводит метрическую пульсацию)

Ребёнок решает ритмическую задачу по адекватному  типу (воспроизводит ритмический рисунок)

Ребёнок решает ритмическую задачу по адекватному  типу (воспроизводит ритмический рисунок)

Низкий уровень

Ребёнок решает ритмическую задачу по беспорядочному типу (беспорядочные хлопки, вне музыки)

Ребёнок решает ритмическую задачу по равномерному или беспорядочному типу

Ребёнок решает ритмическую задачу по равномерному или беспорядочному типу

Звуковысотный слух

Пятый год жизни

Шестой год жизни

Седьмой год жизни

Высокий уровень

На фоне общего направления движения мелодии чисто поёт и отдельные её отрывки

Чистое пение всей мелодии с аккомпанементом

Чистое пение всей мелодии без аккомпанемента

Средний уровень

Ребёнок интонирует общее направление мелодии

На фоне общего направления движения мелодии чисто поёт  отдельные её отрывки

Чистое пение всей мелодии с аккомпанементом

Низкий уровень

Интонирует один-два звука

Ребёнок интонирует общее направление мелодии или один-два звука

На фоне общего направления движения мелодии чисто поёт  отдельные её отрывки

В течение года показателями результативности обучения пению могут быть выступления детей на различных мероприятиях (концертах, праздниках, развлечениях и т.д.)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЛАН

Название темы

1-й год обучения

2-й год обучения

3-й год обучения

Кол-во занятий

Кол-во часов

Кол-во занятий

Кол-во занятий

Кол-во часов

Кол-во часов

Вводное занятие. ». Беседа о правилах поведения и технике безопасности в музыкальном  зале.

1

0,5

1

0,5

1

0,5

 Вокальная работа.

Формирование певческих навыков, вокально-интонационная   работа, развитие слуха, музыкальной памяти, вокальной артикуляции, дыхания.

Работа над репертуаром

44

22

44

22

44

22

Метроритмическая работа

3

1,5

3

1,5

3

1,5

Основы   музыкальной грамоты

3

1,5

3

1,5

3

1,5

Музыкальные, музыкально-дидактические игры

3

1,5

3

1,5

3

1,5

Жанры в музыке

2

1

2

1

2

  1

Лады музыки, слушание музыки

3

1,5

3

1,5

3

1,5

Знакомство c композиторами-классиками

3

1,5

3

1,5

3

1,5

Проведение праздников

2

1

2

1

2

1

Итоговое занятие

1

0,5

1

0,5

1

0,5

всего:

65

32,5

65

32,5

65

32,5

СОДЕРЖАНИЕ   ПРОГРАММЫ

Тема 1.   Вводное занятие 1-3 года обучения

 Знакомство с детьми,  правилами поведения   в помещении при проведении занятий, с правилами внутреннего распорядка, техникой безопасности.  

Тема 2.  Вокальная работа.

Формирование певческих навыков, вокально-интонационная   работа, развитие слуха, музыкальной памяти, вокальной артикуляции, дыхания. Работа над репертуаром

1-й год обучения: правильное    положение    корпуса; пение без напряжения, не форсируя звук,  пение - не опережая и не вторя, выдерживая паузы, слушая вступление и заключение.

2-й год обучения: правильное  положение  корпуса;  упражнения,  распевки для  правильного звукообразования, дыхания, дикции; формирование потребности и умения подпевать взрослым, овладение навыками выразительного пения,  не форсируя звук; пение - не опережая и не вторя, ,   точно   передавая   общее   направление   движения мелодии; четкое артикулирование согласных и ясное произношение гласных звуков;  пение   коротких   распевок свободно, «без зажимов»;   развитие чистоты интонирования мелодии.

3-й год обучения: правильное  положение  корпуса;  упражнения,  распевки для  правильного звукообразования, дыхания, дикции; овладение навыками музыкального, выразительного пения ,  не  форсируя  звук,  обращая внимание на интонацию, выделяя важные слова во фразах.

 Тема 3.   Метроритмическая работа

1-й год обучения: игра   на   детских   музыкальных инструментах   -   один   из   важных   видов   детской    исполнительской деятельности, знакомство с внешним видом музыкальных инструментов и характером их звучания; музыкальные  доли -    пульс музыки; прохлопывание ладошками ритмического рисунка попевок; музыкально - ритмические игры («Тихо - громко», «Веселые ручки», «Игра с бубном», «Картинки, имена»), простейший оркестр.

2-й год обучения: звуки   долгие   (длинные)   и   короткие;   прохлопывание,      протоптывание, проговаривание ритмических рисунков мелодий, распевок; оркестр.

3-й год обучения: музыкальный   ритм, прохлопывание, протоптывание, проигрывание на музыкальных инструментах; звуки  долгие  и  короткие;  выкладывание ритмического рисунка коротких фраз (дидактическое пособие «Пуговицы»),оркестр.

Тема 4.   Основы   музыкальной грамоты

1-й год обучения: композитор;  многообразие  музыкальных звуков;  звуки музыкальные  и немузыкальные; высота звуков (три регистра).

2-й год обучения:  исполнитель, слушатель, дирижер; оркестр, группы музыкальных инструментов; музыкальные звуки и их высота; ноты - музыкальные буквы; названия нот; нотный стан; скрипичный и басовый ключ; пауза.

3-й год обучения: дирижер; состав симфонического оркестра; названия нот; нотный  стан; скрипичный и басовый  ключ; расположение нот  первой    октавы  на нотном стане и клавиатуре;  длительность нот  (целые, половинные, четверти  и восьмушки);  лад,      темп,   динамика -   средства   музыкальной выразительности.

Тема 5.   Музыкальные, музыкально-дидактические игры

1-й год обучения: музыкально - ритмические игры («Тихо - громко»,   «Веселые ручки», «Игра с бубном», «Картинки, имена»); «Солнышко и дождик», «Хитрый кот», «Зайцы и лиса» «Лев и дети».

. .

2-й год обучения: музыкально - ритмические игры «Петушок», «Кот Васька»,  «Ловишки», «Ищи игрушку», «Дети и медведь»,  «Зайцы и медведь», «Заинька, попляши»,  «Летчики, на аэродром», «Веселые музыканты», «Веселые гуси», «Черная курица». «Лев и дети».

3-й год обучения: музыкально - ритмические игры : «Плетень», «Горошина», «Чей кружок скорее соберется», «Коза-дереза», «Как у нашего Мороза», «Ловишки», «Кот и мыши», «Как у дяди Трифона»,

 « Игра с бубном». «Веселые мышки», «Кино-фото», «Лев и дети».

Тема 6.   Жанры в музыке

1-й год обучения: - песня, танец (полька, вальс), марш.

2-й год обучения: - песня ( вступление, запев, припев, заключение), танец (кадриль,чарльстон), марш и его  виды ( детский, игрушечный, праздничный,  военный, спортивный).

3-й год обучения:соната,  сюита, балет,опера.

Тема 7.   Лады музыки,  слушание музыки.

1-й год обучения: слушать и слышать музыку, её язык и характер.

2-й год обучения: развивать умение слушать и слышать музыку, её язык и характер

3-й год обучения:  развитие умения     внимательно   слушать   музыкальное произведение   от   начала   до   конца,   слышать   его   общий    характер   и настроение    контрастных    частей;   учить    слышать    тембр    различных инструментов (контрастных групп - фортепиано, орган, скрипка, флейта, арфа); знакомство с изобразительным аспектом музыки.

Тема 8.  Знакомство с композиторами-классиками

1-й и 2 год обучения: Д. Кабалевский,( Песни для детей),  П.И. Чайковский («Детский альбом», «Щелкунчик», «Лебединое озеро»)и.т.д.

3-й год обучения: В.А. Моцарт «Колыбельная», «Симфония №40»отрывок; Л. Бетховен « Сурок», «К Элизе»; И.С. Бах  «Шутка»,   Э. Григ «В пещере горного короля», «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт»; и.т.д.

Тема 9. Проведение праздников : 

 «Проказница осень», «Здравствуй Новый год»,  праздник «День 8 Марта», праздник «Здравствуй, солнышко» ,и др.

Тема 10.  Итоговое занятие

1-й год, 2-й год, 3-й год обучения:

 итоги пройденного в течение года.

 МЕТОДИЧЕСКОЕ   ОБЕСПЕЧЕНИЕ   ПРОГРАММЫ

Структура типового музыкального занятия:

Занятие     любого     года     обучения   имеет следующую структуру:        

  Подготовительная часть:

  • вокально-интонационная работа (музыкальное приветствие, распевки,  интонационные упражнения )
  • Основная часть занятия:  Разучивание и пение песен, музыкальная грамота, музыкально – дидактические игры, оркестр, слушание музыки, беседы о  композиторах и их творчестве.

Заключительная часть:  музыкальные  игры.        

        Методика обучения  характеризуется следующими позициями:

  • разучивание материала с последовательным усложнением  с учетом возраста; повторение выученного материала, закрепление навыков и умений, которые дети смогут применять в самостоятельной деятельности;
  • постоянное стимулирование творческой самостоятельности ребенка, предоставление детям возможности выбора творческих  заданий  различной сложности.

        Литература:

1.   Горохова Л.С. Вокально-артикуляционные упражнения в детском саду: Учебно-методическое пособие. - Архангельск: Архангельский педагогический колледж, 2010.-46 .

2.       Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития: Пособие для муз. руководителей и воспитателей дошк. образоват. учреждений / Е.А Дубровская. – М.: Просвещение, 2003. – с.:

3.       Картушина М.Ю. Методические рекомендации/Вокально-хоровая работа в детском саду – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.

4.       Покровский Б. Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой. – М.:ООО ИКТЦ «ЛАДА». ООО «АСС-центр», 2006. – 64с.

5.       Тарасова К.В. Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста: Методическое пособие для музыкальных руководителей детских садов. – М.,2002.

6.       Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет: Кн. Для воспитателя и муз. руководителя дет. сада / Сост. Т.М.Орлова, С.И. Бекина. – М.: Просвещение, 1987. – 144 с.: ил.

7.       Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 3-5 лет: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада/Сост. Т.М.Орлова, С.И.Бекина. – М.: Просвещение, 1986.-144 с., нот.

8.       Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у    детей 6-7 лет: Кн. Для воспитателя и муз. руководителя дет. сада /  Сост. Т.М. Орлова, С.И. Бекина. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.: нот.

9.  А.П.Савина-Крайнова.  Секреты красивого пения. Система игровых упражнений и игр для развития музыкального слуха и голоса у детей дошкольного возраста с учетом коррекционно-оздоровительной работы.Москва.2011г. 

10.Каплунова И., Новоскольцева И. Ладушки. Методическое пособие по развитию певческих навыков, музыкально- ритмических движений и  творческих способностей. СП-б, Композитор, 2007

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...