Конспект занятия по экспериментированию "Экологические часы"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

  Представленное занятие является одним из цикла занятий по познавательному развитию по теме: «Опыты с водой и природными материалами». Занятие рассчитано на детей среднего дошкольного возраста. В этом занятии решаются задачи следующих образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_konkurs_ovz.docx26.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «Город Архангельск»

«Детский сад компенсирующего вида № 112 «Гвоздичка»

Конспект

Тема: «Экологический часы» (Экспериментирование)

Возраст: 4-5 лет (средняя группа)

Форма проведения: занятие – игра

Подготовила:

Ковалюк Анна Васильевна,

воспитатель I кв. категории

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально -коммуникативное развитие».

Цель: Учить детей способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с водой.

Задачи:

Образовательные: 

  • знакомить детей со свойствами воды (вкус, прозрачность) и различных материалов (тонет-не тонет);
  • учить правильно выполнять упражнения на развитие артикуляционного и дыхательного аппарата.
  • формировать умение использовать в речи прилагательные, обозначающие признак предмета.

Коррекционные: 

  • совершенствовать движения артикуляционных органов через упражнения на развитие мышц языка и губ;
  • способствовать развитию умения вырабатывать диафрагмальное дыхание, продолжительность, силу и правильное распределение выдоха;  
  • развивать процессы мышления через установление причинно-следственных связей между свойствами материала и способами его использования;
  • развивать речевую активность через называние свойств предметов, способность рассуждать, делать выводы;
  • развивать мелкую моторику через пальчиковые упражнения;
  • развивать любознательность, через интерес к исследовательской деятельности.

Воспитательные: 

  • стимулировать интерес к играм с использованием воды.
  • воспитывать желание помогать в определённых ситуациях.

План:

  1. Вводная часть (1 минута): установка на предстоящую деятельность, создание эмоционального настроя.
  2. Основная часть (18 минут):
  • 1 деление: «Кран с водой» (артикуляционная гимнастика «Льётся водичка с-с-с-с» – 1 минута)
  • 2 деление: «Чашка» (артикуляционная гимнастика «Чашечка» - 1 минута)
  • 3 деление: «Кораблик» (дыхательная гимнастика «Пускаем кораблики» - 1 минута)
  • 4 деление: «Пузыри» (дыхательная гимнастика «Надуваем пузыри» - 1 минута)
  • 5 деление: «Тонет - не тонет» (эксперимент – 6 минут)
  • 6 деление: «Мелодия» (пальчиковая гимнастика «Дождик» - 1 минута)
  • 7 деление: «Стакан с ложкой» (эксперимент «Прозрачность воды» - 6 минут)
  • 8 деление: «Рот» (речевое упражнение «Какой вкус у воды?» - 2 минуты)
  1. Заключительная часть (1 минута): подведение итога деятельности.

Ход непосредственно-образовательной деятельности

  1. Вводная часть

Воспитатель: Ребята, слушайте внимательно, я вам прочитаю загадку:

День и ночь они идут

Никогда не устают

Монотонно шепчут в такт:

Тик, так, тик, так.

Стрелки, будто как усы.

Называются ..... ! (Дети: часы)

Воспитатель: Правильно! Посмотрите, я принесла вам часы, они заколдованы. Вместо цифр на них картинки, под каждой картинкой спрятано задание. Чтобы их расколдовать, нам надо все задания выполнить.

Вы готовы? (Дети: да)

  1. Основная часть:

1 деление «Кран с водой»

Воспитатель: Ребята, что нарисовано на первой картинке? (Дети: кран с водой).

Воспитатель: Давайте с вами покажем, как течёт вода из крана. Показали «заборчик», прижали язык к нижним зубам и подули «сссссссссссс». Пока водичка льётся мы вымоем руки. (3 раза) (под счёт до 10)

(дети выполняют артикуляционное упражнение, одновременно выполняют имитирующие движения ладонями).

2 деление «Чашка»

Воспитатель переводит стрелку на 2 деление.

Воспитатель: А время идёт и стрелка на часах показывает следующее задание. Что нарисовано на картинке? (Дети: чашка)

Воспитатель: Это значит время пить чай. Выполняем упражнение «Чашечка»: рот открыт, губы в улыбке, язык высунут «чашечкой». (Дети выполняют упражнение под счёт до 10) (3 раза).

3 деление «Кораблик» (воспитатель обращает внимание детей на часы, переводит стрелку)

Воспитатель: Ребята, что нарисовано на картинке? (Дети: кораблик)

Значит, что мы отправляемся в плавание по морю.

(Дети подходят к столу с тазом, в тазу плавают кораблики).

Ваше задание подуть на кораблик так, чтобы он доплыл до другого берега. Делаем губы «трубочкой», не поднимая плеч, через нос набираем воздух и плавно дуем. (2 раза) (По 2-3 ребёнка отправляют кораблики с берега на берег).

4 деление «Пузыри» (воспитатель переводит стрелку часов и обращает внимание детей на следующее задание)

Воспитатель: Часы показывают, что на море начался шторм. (дети подходят к столу, где стоят стаканы с водой и трубочками) Ваше задание подуть в трубочку так, чтобы вода забурлила. Готовы? (Дети: да). Набираем через нос воздух и, не надувая щёк, сильно дуем в трубочку.

5 деление «Тонет – не тонет» (воспитатель обращает внимание детей на часы)

Воспитатель: Ребята, мы уже расколдовали половину часов. Готовы дальше выполнять задания? (Дети: да)

Что нарисовано на следующей картинке? (Дети: стрелки вверх и вниз)

Воспитатель: Сейчас мы с вами проведём эксперимент и узнаем, какие предметы тонут в воде, а какие не тонут.

(Дети подходят к столу, на столе в коробке лежат предметы, стоит большой таз с водой)

Воспитатель: Мы будем поочереди называть предмет, говорить из какого материала сделан, затем опускать в воду и определять тонет предмет или не тонет. В таблице около предмета будем приклеивать стрелку: стрелка вниз, значит предмет тонет, вверх – значит не тонет. Готовы?

(Дети выполняют условия эксперимента).

Воспитатель: Предметы закончились, таблица заполнена, какой вывод мы можем сделать? (Дети: тонут железные, металлические предметы, предметы из камня, из пластмассы, бумага тонет, когда намокнет. Не тонут предметы из дерева, из пенопласта, резиновые предметы в которых есть воздух).

6 деление «Мелодия» (воспитатель переводит стрелку часов)

Воспитатель: Вы сделали большую работу, и следующая картинка зовёт вас отдохнуть.

(Звучит музыка, дети выполняют пальчиковую гимнастику «Дождик» - на каждое слово кончиком большого пальца поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца, в конце соединить в замок ладони, поднять над головой)

Капля - раз, капля - два,

Очень медленно сперва,                        

А потом, потом, потом -

Все бегом, бегом, бегом.                        

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять.                          

Кап-кап, кап-кап.                                    

Зонтики скорей раскроем,

От дождя себя укроем.

7 деление «Стакан с ложкой» (воспитатель переводит стрелку часов)

Воспитатель: Ребята, мы уже почти у цели. Скорее смотрите, что нарисовано на следующей картинке? (Дети: стакан с ложкой).

Воспитатель: На столе стоят два стакана, один с водой, второй с молоком. Покажите, в каком из них вода, а в каком молоко? (Дети показывают).

Воспитатель: Сейчас мы опустим в оба стакана ложку! (Воспитатель сам, или просит ребёнка опустить ложку в стакан).

Попробуйте объяснить, почему в одном из стаканов ложка видна полностью, а в другом – нет?

(Дети: ложку видно в стакане с водой, потому что вода прозрачная, а молоко нет; потому что у воды нет цвета, она бесцветная).

8 деление «Рот» (воспитатель переводит стрелку часов)

Воспитатель: Стрелка часов указывает на последнюю картинку. Что здесь нарисовано? (Дети: Рот)

(дети переходят к следующему столу, у каждого ребёнка по 4 разноцветных стакана с водой)

Воспитатель: Я предлагаю вам выпить немного воды из красного стакана, и сказать какая она на вкус? (Дети: сладкая), что в неё может быть добавлено? (Дети: сахар)

Теперь попробуйте воду в синих стаканах. Какая вода на вкус? (Дети: солёная) Почему? (Дети: в воду добавлена соль)

Воспитатель: попробуйте воду в жёлтых стаканах. Какая вода на вкус? (Дети кислая) Почему? (в воду добавлен лимон).

Я предлагаю вам выпить немного воды из зелёного стакана.

Скажите пожалуйста у этой воды есть вкус? (Дети: нет) Почему? (Дети: потому что в неё ничего не добавлено, это простая вода).

Воспитатель: Можно сделать вывод, что вода не имеет вкуса.

Молодцы!

  1. Заключительная часть:

Воспитатель: Сегодня мы с вами узнали очень много о свойствах воды! Мы выяснили что одни предметы тонут в воде, а другие нет, узнали, что чистая вода всегда прозрачная и не имеет цвета, определили, что у простой воды нет вкуса. И самое главное, мы помогли часам! Мы их расколдовали, и они снова стали настоящими часами с цифрами и стрелками, которые показывают время.

Ребята, а зачем нам нужны часы? (Ответы детей: чтобы знать время, не опаздывать никуда). Чтобы вы так и поступали, никуда не опаздывали, за помощь на занятии я дарю вам красивые детские часики.

Технические средства: магнитофон, запись на флешке «Дождик»

Раздаточный и демонстрационный материал: «Часы» с заданиями (задания в виде картинок-ассоциаций); 2 таза с водой, бумажные кораблики, пластиковые бутылки с водой и трубочкой, 2 стакана с водой и молоком, одна металлическая ложка, разноцветные стаканы с водой (простой, кислой, сладкой, солёной), пластиковая крышка, кусочек бумаги, резиновая игрушка для ванны, камень, пуговица, гвоздь, кусочек ткани, веточка, стекло, кусок пенопласта, монета), стрелки, таблица с предметами.

        

Комментарий к занятию-игре в средней группе «Экологические часы».

  Представленное занятие является одним из цикла занятий по познавательному развитию по теме: «Опыты с водой и природными материалами». Занятие рассчитано на детей среднего дошкольного возраста. В этом занятии решаются задачи следующих образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Каждый ребёнок сам по себе является любознательным исследователем окружающей среды. Одно из важных условий становления знаний о взаимодействиях, происходящих в окружающей природе, у детей – это наличие определенного запаса фактических сведений, которые были получены в процессе самостоятельного знакомства с различными предметами и явлениями. Наблюдая за существующими взаимосвязями в природе, ребёнок обретает способность самостоятельно объяснять изучаемые им явления, и как следствие, понимать их.

Применение простейших опытов в ходе обучения позволяет детям устанавливать причины тех или иных явлений, взаимодействия предметов.

Опытно-экспериментальная деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В этой деятельности ребёнок выступает, как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. В процессе экспериментирования обогащается словарь детей, дети учатся правильно строить свои предположения, делать выводы.

В заключение хочется привести слова Корнея Чуковского: «Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами… Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».

Идею представленного занятия-игры можно варьировать от младшей до подготовительной к школе группы, увеличивать или сокращать количество заданий, упрощать или усложнять задания. В начале представленного занятия при выполнении артикуляционной гимнастики необходим контроль педагога за правильным положением у детей органов речевого аппарата. При выполнении дыхательной гимнастики необходим контроль за положением плеч (не поднимаются) и щёк (не надуваются), об этом детям можно напоминать неоднократно, доводя до автоматизма. При выполнении заданий, которые требуют речевой активности, необходимо добиваться грамматически правильно оформленных ответов детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Знакомство с часами". (подготовительная группа)

Конспект занятия "Знакомство с часами" (подготовительная группа). Предварительно дети были ознакомлены с разными видами часов и обсуждали их назначение. Также, они уже знакомы с Маленьким принцем из п...

Конспект - занятия на тему: "Часы"

Познавательное занятие для старших дошкольников...

Конспект занятия по Клубному часу

                               Ситуация месяца: «Мальчики и девочки»...

Конспект занятия по Клубному часу

Конспект занятия по Клубному часу                            Ситу...

Конспект занятия по Клубному часу

Конспект занятия по Клубному Часу: «Мы все жители Земного шара». Ситуация месяца - страна «Испания». Подготовила воспитатель подготовительной группы Ким Р.В....

Конспект занятия по Клубному часу

                                     Конспект занятия по Клубному часу...

Конспект занятия по математике «Часы» для детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет Образовательная область «Познавательное развитие. РЭМП»

Конспект занятия по математике «Часы»  для детей старшего дошкольного возраста  6 – 7 лет Образовательная область «Познавательное развитие. РЭМП» Цель: Формирование элементарных ма...