Конспект занятия по экспериментированию "Экологические часы"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Представленное занятие является одним из цикла занятий по познавательному развитию по теме: «Опыты с водой и природными материалами». Занятие рассчитано на детей среднего дошкольного возраста. В этом занятии решаются задачи следующих образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_konkurs_ovz.docx | 26.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования «Город Архангельск»
«Детский сад компенсирующего вида № 112 «Гвоздичка»
Конспект
Тема: «Экологический часы» (Экспериментирование)
Возраст: 4-5 лет (средняя группа)
Форма проведения: занятие – игра
Подготовила:
Ковалюк Анна Васильевна,
воспитатель I кв. категории
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально -коммуникативное развитие».
Цель: Учить детей способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с водой.
Задачи:
Образовательные:
- знакомить детей со свойствами воды (вкус, прозрачность) и различных материалов (тонет-не тонет);
- учить правильно выполнять упражнения на развитие артикуляционного и дыхательного аппарата.
- формировать умение использовать в речи прилагательные, обозначающие признак предмета.
Коррекционные:
- совершенствовать движения артикуляционных органов через упражнения на развитие мышц языка и губ;
- способствовать развитию умения вырабатывать диафрагмальное дыхание, продолжительность, силу и правильное распределение выдоха;
- развивать процессы мышления через установление причинно-следственных связей между свойствами материала и способами его использования;
- развивать речевую активность через называние свойств предметов, способность рассуждать, делать выводы;
- развивать мелкую моторику через пальчиковые упражнения;
- развивать любознательность, через интерес к исследовательской деятельности.
Воспитательные:
- стимулировать интерес к играм с использованием воды.
- воспитывать желание помогать в определённых ситуациях.
План:
- Вводная часть (1 минута): установка на предстоящую деятельность, создание эмоционального настроя.
- Основная часть (18 минут):
- 1 деление: «Кран с водой» (артикуляционная гимнастика «Льётся водичка с-с-с-с» – 1 минута)
- 2 деление: «Чашка» (артикуляционная гимнастика «Чашечка» - 1 минута)
- 3 деление: «Кораблик» (дыхательная гимнастика «Пускаем кораблики» - 1 минута)
- 4 деление: «Пузыри» (дыхательная гимнастика «Надуваем пузыри» - 1 минута)
- 5 деление: «Тонет - не тонет» (эксперимент – 6 минут)
- 6 деление: «Мелодия» (пальчиковая гимнастика «Дождик» - 1 минута)
- 7 деление: «Стакан с ложкой» (эксперимент «Прозрачность воды» - 6 минут)
- 8 деление: «Рот» (речевое упражнение «Какой вкус у воды?» - 2 минуты)
- Заключительная часть (1 минута): подведение итога деятельности.
Ход непосредственно-образовательной деятельности
- Вводная часть
Воспитатель: Ребята, слушайте внимательно, я вам прочитаю загадку:
День и ночь они идут
Никогда не устают
Монотонно шепчут в такт:
Тик, так, тик, так.
Стрелки, будто как усы.
Называются ..... ! (Дети: часы)
Воспитатель: Правильно! Посмотрите, я принесла вам часы, они заколдованы. Вместо цифр на них картинки, под каждой картинкой спрятано задание. Чтобы их расколдовать, нам надо все задания выполнить.
Вы готовы? (Дети: да)
- Основная часть:
1 деление «Кран с водой»
Воспитатель: Ребята, что нарисовано на первой картинке? (Дети: кран с водой).
Воспитатель: Давайте с вами покажем, как течёт вода из крана. Показали «заборчик», прижали язык к нижним зубам и подули «сссссссссссс». Пока водичка льётся мы вымоем руки. (3 раза) (под счёт до 10)
(дети выполняют артикуляционное упражнение, одновременно выполняют имитирующие движения ладонями).
2 деление «Чашка»
Воспитатель переводит стрелку на 2 деление.
Воспитатель: А время идёт и стрелка на часах показывает следующее задание. Что нарисовано на картинке? (Дети: чашка)
Воспитатель: Это значит время пить чай. Выполняем упражнение «Чашечка»: рот открыт, губы в улыбке, язык высунут «чашечкой». (Дети выполняют упражнение под счёт до 10) (3 раза).
3 деление «Кораблик» (воспитатель обращает внимание детей на часы, переводит стрелку)
Воспитатель: Ребята, что нарисовано на картинке? (Дети: кораблик)
Значит, что мы отправляемся в плавание по морю.
(Дети подходят к столу с тазом, в тазу плавают кораблики).
Ваше задание подуть на кораблик так, чтобы он доплыл до другого берега. Делаем губы «трубочкой», не поднимая плеч, через нос набираем воздух и плавно дуем. (2 раза) (По 2-3 ребёнка отправляют кораблики с берега на берег).
4 деление «Пузыри» (воспитатель переводит стрелку часов и обращает внимание детей на следующее задание)
Воспитатель: Часы показывают, что на море начался шторм. (дети подходят к столу, где стоят стаканы с водой и трубочками) Ваше задание подуть в трубочку так, чтобы вода забурлила. Готовы? (Дети: да). Набираем через нос воздух и, не надувая щёк, сильно дуем в трубочку.
5 деление «Тонет – не тонет» (воспитатель обращает внимание детей на часы)
Воспитатель: Ребята, мы уже расколдовали половину часов. Готовы дальше выполнять задания? (Дети: да)
Что нарисовано на следующей картинке? (Дети: стрелки вверх и вниз)
Воспитатель: Сейчас мы с вами проведём эксперимент и узнаем, какие предметы тонут в воде, а какие не тонут.
(Дети подходят к столу, на столе в коробке лежат предметы, стоит большой таз с водой)
Воспитатель: Мы будем поочереди называть предмет, говорить из какого материала сделан, затем опускать в воду и определять тонет предмет или не тонет. В таблице около предмета будем приклеивать стрелку: стрелка вниз, значит предмет тонет, вверх – значит не тонет. Готовы?
(Дети выполняют условия эксперимента).
Воспитатель: Предметы закончились, таблица заполнена, какой вывод мы можем сделать? (Дети: тонут железные, металлические предметы, предметы из камня, из пластмассы, бумага тонет, когда намокнет. Не тонут предметы из дерева, из пенопласта, резиновые предметы в которых есть воздух).
6 деление «Мелодия» (воспитатель переводит стрелку часов)
Воспитатель: Вы сделали большую работу, и следующая картинка зовёт вас отдохнуть.
(Звучит музыка, дети выполняют пальчиковую гимнастику «Дождик» - на каждое слово кончиком большого пальца поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца, в конце соединить в замок ладони, поднять над головой)
Капля - раз, капля - два,
Очень медленно сперва,
А потом, потом, потом -
Все бегом, бегом, бегом.
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять.
Кап-кап, кап-кап.
Зонтики скорей раскроем,
От дождя себя укроем.
7 деление «Стакан с ложкой» (воспитатель переводит стрелку часов)
Воспитатель: Ребята, мы уже почти у цели. Скорее смотрите, что нарисовано на следующей картинке? (Дети: стакан с ложкой).
Воспитатель: На столе стоят два стакана, один с водой, второй с молоком. Покажите, в каком из них вода, а в каком молоко? (Дети показывают).
Воспитатель: Сейчас мы опустим в оба стакана ложку! (Воспитатель сам, или просит ребёнка опустить ложку в стакан).
Попробуйте объяснить, почему в одном из стаканов ложка видна полностью, а в другом – нет?
(Дети: ложку видно в стакане с водой, потому что вода прозрачная, а молоко нет; потому что у воды нет цвета, она бесцветная).
8 деление «Рот» (воспитатель переводит стрелку часов)
Воспитатель: Стрелка часов указывает на последнюю картинку. Что здесь нарисовано? (Дети: Рот)
(дети переходят к следующему столу, у каждого ребёнка по 4 разноцветных стакана с водой)
Воспитатель: Я предлагаю вам выпить немного воды из красного стакана, и сказать какая она на вкус? (Дети: сладкая), что в неё может быть добавлено? (Дети: сахар)
Теперь попробуйте воду в синих стаканах. Какая вода на вкус? (Дети: солёная) Почему? (Дети: в воду добавлена соль)
Воспитатель: попробуйте воду в жёлтых стаканах. Какая вода на вкус? (Дети кислая) Почему? (в воду добавлен лимон).
Я предлагаю вам выпить немного воды из зелёного стакана.
Скажите пожалуйста у этой воды есть вкус? (Дети: нет) Почему? (Дети: потому что в неё ничего не добавлено, это простая вода).
Воспитатель: Можно сделать вывод, что вода не имеет вкуса.
Молодцы!
- Заключительная часть:
Воспитатель: Сегодня мы с вами узнали очень много о свойствах воды! Мы выяснили что одни предметы тонут в воде, а другие нет, узнали, что чистая вода всегда прозрачная и не имеет цвета, определили, что у простой воды нет вкуса. И самое главное, мы помогли часам! Мы их расколдовали, и они снова стали настоящими часами с цифрами и стрелками, которые показывают время.
Ребята, а зачем нам нужны часы? (Ответы детей: чтобы знать время, не опаздывать никуда). Чтобы вы так и поступали, никуда не опаздывали, за помощь на занятии я дарю вам красивые детские часики.
Технические средства: магнитофон, запись на флешке «Дождик»
Раздаточный и демонстрационный материал: «Часы» с заданиями (задания в виде картинок-ассоциаций); 2 таза с водой, бумажные кораблики, пластиковые бутылки с водой и трубочкой, 2 стакана с водой и молоком, одна металлическая ложка, разноцветные стаканы с водой (простой, кислой, сладкой, солёной), пластиковая крышка, кусочек бумаги, резиновая игрушка для ванны, камень, пуговица, гвоздь, кусочек ткани, веточка, стекло, кусок пенопласта, монета), стрелки, таблица с предметами.
Комментарий к занятию-игре в средней группе «Экологические часы».
Представленное занятие является одним из цикла занятий по познавательному развитию по теме: «Опыты с водой и природными материалами». Занятие рассчитано на детей среднего дошкольного возраста. В этом занятии решаются задачи следующих образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Каждый ребёнок сам по себе является любознательным исследователем окружающей среды. Одно из важных условий становления знаний о взаимодействиях, происходящих в окружающей природе, у детей – это наличие определенного запаса фактических сведений, которые были получены в процессе самостоятельного знакомства с различными предметами и явлениями. Наблюдая за существующими взаимосвязями в природе, ребёнок обретает способность самостоятельно объяснять изучаемые им явления, и как следствие, понимать их.
Применение простейших опытов в ходе обучения позволяет детям устанавливать причины тех или иных явлений, взаимодействия предметов.
Опытно-экспериментальная деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В этой деятельности ребёнок выступает, как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. В процессе экспериментирования обогащается словарь детей, дети учатся правильно строить свои предположения, делать выводы.
В заключение хочется привести слова Корнея Чуковского: «Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами… Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».
Идею представленного занятия-игры можно варьировать от младшей до подготовительной к школе группы, увеличивать или сокращать количество заданий, упрощать или усложнять задания. В начале представленного занятия при выполнении артикуляционной гимнастики необходим контроль педагога за правильным положением у детей органов речевого аппарата. При выполнении дыхательной гимнастики необходим контроль за положением плеч (не поднимаются) и щёк (не надуваются), об этом детям можно напоминать неоднократно, доводя до автоматизма. При выполнении заданий, которые требуют речевой активности, необходимо добиваться грамматически правильно оформленных ответов детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Знакомство с часами". (подготовительная группа)
Конспект занятия "Знакомство с часами" (подготовительная группа). Предварительно дети были ознакомлены с разными видами часов и обсуждали их назначение. Также, они уже знакомы с Маленьким принцем из п...
Конспект - занятия на тему: "Часы"
Познавательное занятие для старших дошкольников...
Конспект занятия по Клубному часу
Ситуация месяца: «Мальчики и девочки»...
Конспект занятия по Клубному часу
Конспект занятия по Клубному часу Ситу...
Конспект занятия по Клубному часу
Конспект занятия по Клубному Часу: «Мы все жители Земного шара». Ситуация месяца - страна «Испания». Подготовила воспитатель подготовительной группы Ким Р.В....
Конспект занятия по Клубному часу
Конспект занятия по Клубному часу...
Конспект занятия по математике «Часы» для детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет Образовательная область «Познавательное развитие. РЭМП»
Конспект занятия по математике «Часы» для детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет Образовательная область «Познавательное развитие. РЭМП» Цель: Формирование элементарных ма...