Картотека проблемных ситуаций для детей 1 и 2 года обучения с нарушениями интеллекта
картотека на тему
Картотека проблемных ситуаций для детей 1 и 2 года обучения с нарушениями интеллекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека проблемных ситуаций для детей 1 и 2 года обучения с нарушениями интеллекта | 84.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема недели «Урожай. Овощи» Проблемная ситуация «Поймай воздушный шарик» Задачи: Создавать условия для возникновения у детей предпосылок к решению проблемно-практических ситуаций. Формировать у детей целенаправленные, предметно-игровые действия с предметами. Образовательная ситуация: Педагог показывает детям красивую коробочку, стучит по ней и спрашивает: «Что там?» Один ребенок открывает коробочку и достает оттуда воздушный шарик. Педагог эмоционально реагирует на появление шарика, радуется и говорит: «Будем играть с шариком. Его надо надуть, а потом можно бросать и ловить». После чего на глазах у детей надувает шарик и обращает внимание детей на то, что он быстро сдувается. Так повторяется 2-3 раза. Затем педагог спрашивает у детей: «Что же делать? Как же мы будем играть с этим шариком? » Показывает детям другую коробочку и приглашает ребенка постучать по коробочке и спросить: «Что там?» Он открывает коробочку и достает оттуда ленточку. Педагог восклицает: «Вот она, ленточка! Мы ее привяжем к шарику и будем играть» - и привязывает ленточку к шарику, обращая внимание на то, что шарик не сдувается. Затем дети приглашаются в круг играть с шариком. Педагог называет имя каждого ребенка и говорит ему: «Лови шарик!». Тема недели «Урожай. Фрукты» Проблемная ситуация «Кати шарик» Задачи: Продолжать знакомить детей с проблемно-практическими ситуациями; формировать умение использовать для их решения различные вспомогательные средства. Образовательная ситуация: Проводится на ковре. Педагог показывает детям желобок и говорит, что они сегодня будут катать шарики по желобку. А шарики - в банке, их надо достать. Педагог дает ребенку сачок и просит его достать шарик. Потом дети по очереди достают сачком шарики. Педагог уточняет, как удобно доставать сачком шарики из банки. Затем раздает детям желобки, и они катают свои шарики. |
Тема недели «Мой город. Мой дом» Проблемная ситуация «Достань ключик» Задачи: Создавать условия для возникновения у детей предпосылок к решению проблемно-практических ситуаций. Формировать у детей умение использовать вспомогательные средства для достижения цели. Образовательная ситуация: Педагог показывает ребенку новую заводную игрушку. Ключик от игрушки висит так высоко, что, стоя на полу, ребенок не может его достать. Задача заключается в том, чтобы использовать стул в качестве вспомогательного средства для достижения цели (для доставания ключика). Стул находится в поле зрения ребенка. Педагог просит ребенка достать ключик. Он дает возможность ребенку пробовать различные методы: подпрыгивать, становиться на носки, тянуться рукой - и помогает ребенку сделать вывод, что таким образом ключик не достать, потому что он висит высоко. Затем педагог предлагает ребенку подумать и поискать, что может помочь ему достать ключик, т.е. направляет ребенка на активный поиск вспомогательного средства. Если ребенок сам не догадывается взять стул, педагог подсказывает ему. Педагог помогает ребенку завести игрушку и дает возможность поиграть с ней. |
Тема недели «Игрушки» Проблемная ситуация «Перевези игрушки» Задачи: Продолжать формировать умение детей для решения проблемно-практических ситуаций использовать предметы фиксированного назначения (веревку). Образовательная ситуация: Педагог приглашает детей в игровой уголок и говорит, что им сегодня принесли новые игрушки (кирпичики и котят). Игрушки лежат у двери на салфетке. Эти игрушки надо перевезти в игровой уголок, и дети будут с ними играть. Педагог говорит детям, что перевезти их удобно на машине, показывая ее (машина без веревки). Предлагает ребенку нагрузить несколько кирпичиков и привезти их. Если ребенок не обращает внимание на то, что у машины нет веревки, педагог не останавливает его, а дает убедиться, что без веревки возить машину неудобно. Затем фиксирует внимание всех детей на веревку и привязывает ее к машине. Дети по очереди перевозят игрушки, а затем строят из кирпичиков дорожку для котят. Тема недели «Краски осени» Проблемная ситуация «Достань мяч» Задачи: Продолжать знакомить детей с проблемно-практическими ситуациями, практическими способами их решения; использовать сачок с длинной палочкой. Образовательная ситуация: Игра проводится в зале. Играя с детьми в мяч, педагог «случайно» закатывает его под шкаф. Чтобы достать мяч, дети должны использовать сачок с длинной палочкой, который нужно принести из групповой комнаты. При затруднении педагог напоминает детям, что в групповой комнате лежит предмет, который поможет им достать мяч. После выполнения задания педагог обобщает: «Если рукой достать нельзя, надо всегда искать, что поможет». Тема недели «Я – человек. Здоровей-ка» Проблемная ситуация «Покорми куклу» Задачи: Формировать умение детей для решения проблемно-практических ситуаций использовать предметы фиксированного назначения (предметы детской посуды). Образовательная ситуация: Педагог обыгрывает приход куклы к детям. Кто-то стучится в дверь, педагог спрашивает: «Кто это к нам в гости идет?» Открывает дверь и восклицает: «Это кукла Катя к нам пришла поиграть!» Затем сажает куклу за стол и ставит перед ней обеденный прибор, в котором не хватает ложки и чашки. Педагог предлагает детям покормить куклу. Если дети не догадываются, что для кормления нужна ложка, он достает ее из буфета и дает ребенку. Затем педагог говорит, что кукла просит пить. Предлагает детям кувшин с водой и спрашивает детей: « Куда налить воду? » При затруднении просит детей достать чашку из буфета и напоить куклу. После выполнения игровых действий педагог фиксирует в слове способ действия: «Кормить надо ложкой; поить надо из чашки». Тема недели «Домашние животные» Проблемная ситуация «Достань камешки из банки» Задачи: Продолжать формировать умение детей решать проблемно-практиеские задачи: доставать предметы из сосуда (в который нельзя засунуть руку), используя в качестве орудия ложку с длинной палочкой. Образовательная ситуация: Педагог обращает внимание детей на аквариум и говорит: «В аквариуме рыбки живут. А в банке есть камешки. Надо достать из банки камешки и опустить их в аквариум». Недалеко от банки лежит ложка. Если дети тянутся рукой достать камешки, педагог говорит: «Нет, рукой неудобно, рукав можно замочить. Надо подумать, чем удобно доставать камешки. Попробуем достать их ложкой». Педагог показывает способ действия. Дети по очереди достают камешки и опускают в аквариум. Педагог сообщает: «Ложкой удобно доставать камешки из банки». Тема недели «Дикие животные» Проблемная ситуация «Покатай зайчиков» Задачи: Продолжать формировать умение детей для решения проблемно-практических ситуаций использовать предметы фиксированного назначения (веревку). Образовательная ситуация: На расстоянии, недоступном для вытянутой руки ребенка, находится тележка со стержнем. В тележке находится игрушка-зайка. На краю стола, справа, вблизи от ребенка, лежат палочка с колечком, палочка с крючком, лопатка. Педагог просит ребенка достать тележку и покатать зайку. Ребенок должен догадаться использовать палочку с колечком для доставания тележки со стержнем. Детям дается возможность решить задачу методом проб. Затем педагог просит объяснить, почему ребенок использовал именно палочку с колечком. После этого ребенок играет с зайкой (катает, выкладывает дорожку для зайки из кирпичиков). Тема недели «Дикие и домашние животные» Проблемная ситуация «Покорми мишку» Задачи: Продолжать формировать предпосылки к умению решать проблемно-практические ситуации, использовать предметы фиксированного назначения (предметы детской посуды). Образовательная ситуация: Педагог обыгрывает приход мишки к детям. Кто-то стучится в дверь, педагог спрашивает: «Кто это к нам в гости идет?» Открывает дверь и восклицает: «Это мишка к нам пришел поиграть!» Затем сажает мишку за стол и ставит перед ним обеденный прибор, в котором не хватает ложки и чашки. Педагог предлагает детям покормить мишку. Если дети не догадываются, что для кормления нужна ложка, он достает ее из буфета и дает ребенку. Затем педагог говорит, что мишка просит пить. Предлагает детям кувшин с водой и спрашивает детей: « Куда налить воду? » При затруднении просит детей достать чашку из буфета и напоить мишку. После выполнения игровых действий педагог фиксирует в слове способ действия: «Кормить надо ложкой; поить надо из чашки». |
Тема недели «Здравствуй, Зимушка-зима!» Проблемная ситуация «Куклы пришли в гости» Задачи: Продолжать формировать предпосылки к умению решать проблемно-практические ситуации, использовать в быту вспомогательные средства и предметы-орудия фиксированного назначения, учить ими пользоваться: чашка, ложка. Образовательная ситуация: Проводится в игровом уголке «Дом». Педагог обыгрывает неожиданный приход двух кукол к детям в гости. Затем говорит, что гостей надо угощать чаем. Педагог сажает кукол за стол и спрашивает детей: «Что надо поставить на стол, чтобы угостить кукол чаем?». Если дети не отвечают, педагог спрашивает: «Из чего пьют чай?» Затем просит детей достать из буфета чашки, блюдца, ложки, вазу и расставить все на стол. Один ребенок разливает чай (из чайника), другой - мешает его в чашках, третий - угощает кукол конфетами. В конце игры педагог уточняет, что люди пьют чай из чашек, и кукол тоже надо поить из чашек. Тема недели «Транспорт» Проблемная ситуация «Достань машинку» Задачи: Продолжать знакомить детей с проблемно-практическими ситуациями, практическими способами их решения; использовать предметы-заместители. Образовательная ситуация: Педагог заводит машинку, которая «случайно» заезжает под шкаф. Ребенок не может достать игрушку рукой. Педагог просит его достать машинку, а затем с ней поиграть. Для этого ребенок должен использовать лопатку, которая лежит вне поля зрения его, на подоконнике. Если ребенок пытается доставать игрушку рукой, надо дать ему убедиться, что рукой достать игрушку нельзя. Педагог направляет ребенка на поиск орудия и говорит: «Давай поищем, что тебе поможет достать машинку». При необходимости указывает жестом на лопатку: «Посмотри, может там есть что-то, что тебе поможет». При затруднении педагог говорит: «Возьми эту лопатку, попробуй этой лопаткой достать машинку». Затем организуется игра с заводной машинкой. В конце игры педагог напоминает: «Надо всегда искать, что поможет достать игрушку». |
Тема недели «Наш быт (посуда)» Проблемная ситуация «Угости куклу чаем» Задачи: Продолжать формировать предпосылки к умению решать проблемно-практические задачи, используя предметы фиксированного назначения (кукольную посуду). Образовательная ситуация: Педагог предлагает ребенку угостить куклу чаем. Кукла сидит на стульчике за столом. Он уточняет, что для этого надо на стол поставить посуду. Ребенок берет по одному предмету и ставит на стол. Когда стол падает, педагог спрашивает: «Что случилось? Почему упал стол?» При затруднении он помогает ребенку найти причину падения стола - нет одной ножки. Вместе ищут ножку, вставляют ее на место, а затем ребенок угощает куклу чаем. Затем педагог спрашивает: «Что случилось со столом? Почему он упал? Что ты сделал, чтобы стол не падал?» Тема недели «Новогодний калейдоскоп» Проблемная ситуация «Помоги детям украсить зал» Задачи: Продолжать знакомить детей с проблемно-практическими ситуациями, практическими способами их решения; использовать предметы-заместители. Образовательная ситуация: Педагог сообщает детям, что скоро будет праздник - Новый год, старшие дети украшают зал и надо помочь им украсить зал, повесить мишуру и снежинки. Он говорит, что украшения надо повесить в разные места зала: на высокую планку около доски, на гвоздик около картины, на гвоздик около книжной полки и т.д. Затем детям раздают снежинки и предлагают их повесить. Дети должны использовать различные вспомогательные средства - стулья, скамейку, банкетку, которые находятся вне поля их зрения. При затруднении педагог помогает найти эти средства и выполнить задание каждому ребенку. Все радуются украшениям. |
Тема недели «Зимующие птицы» Проблемная ситуация «Покорми птичек» Задачи: Продолжать знакомить детей с проблемно-практическими ситуациями, практическими способами их решения; использовать предметы-заместители (пластилин). Образовательная ситуация: Педагог приглашает ребенка поиграть и сажает его за стол, показывает птичку. Сначала предлагает слепить из пластилина зернышки для птички. Затем перед ребенком на столе ставится птичка, к ноге которой привязана тесьма. Рядом, несколько наискось от прикрепленной тесьмы, располагаются «ложные» тесемки. Концы тесемок находятся в зоне досягаемости руки ребенка, птичка - нет. Ребенок должен догадаться использовать прикрепленную тесьму для достижения цели (птички). Педагог предлагает ребенку достать птичку и накормить ее из тарелочки. Предварительно он объясняет, что вставать со стула нельзя. В случае затруднения педагог указывает на тесемки и просит потянуть за одну из них. Если ребенок тянет за «ложную» тесьму, педагог говорит: «Попробуй, потяни за другую». Тема недели «Маленькие исследователи» Проблемная ситуация «Поймай рыбку» Задачи: Продолжать формировать у детей предпосылки к умению решать проблемно-практические ситуации; использовать в быту вспомогательные средства и предметы-орудия фиксированного назначения, учить ими пользоваться (сачки). Образовательная ситуация: Педагог приглашает детей к бассейну и говорит, что там — рыбки, показывает и говорит, что рыбки плавают быстро, когда на них дуешь. Дети дуют на рыбок. Затем педагог предлагает им поймать рыбку, обращая внимание детей на сачок, показывает действие с ним: «Вот, рыбка пойма-лась!» Каждый ребенок ловит рыбку. При затруднении педагог помогает. Затем педагог обобщает: «Рыбку удобно ловить сачком». В конце игры дети спрячут рыбок в свои ладошки и выполняют действия по подражанию - «рыбка плывет». Тема недели «Наш быт (одежда, обувь)» Проблемная ситуация «Как достать колпачок» Задачи: Продолжать знакомить детей с практическими проблемными ситуациями и задачами; использовать предметы-заместители в тех случаях, когда предметы-орудия специально не изготавливаются и способ действия с ними не предусматривается (игрушка-цель находится далеко или высоко от ребенка). Образовательная ситуация: Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинку и рассказать, как девочка должна достать колпачок от пирамидки. В случае затруднения он помогает ребенку понять ситуацию, изображенную на картинке: «Кто здесь нарисован? Что делают девочки? Что хочет достать девочка из-под шкафа? Чем она достанет колпачок?» Если ребенок не может ответить на вопросы и понять ситуацию, изображенную на картинке, организуется ситуация наблюдения за действиями сверстников. Затем ребенку снова предлагают выполнить задание в наглядно-образном плане. Приемы наблюдения и припоминания, а также уточняющие вопросы педагога помогают ребенку как в восприятии и понимании целостной ситуации, изображенной на картинке. Тема недели «Профессии» Проблемная ситуация «Построй заборчик» Задачи: Продолжать формировать у детей предпосылки к умению решать проблемно-практические ситуации; использовать в быту вспомогательные средства и предметы-орудия фиксированного назначения, учить ими пользоваться (палочки). Образовательная ситуация: На столе стоит пластмассовый домик. Педагог просит ребенка построить забор вокруг этого домика. Рядом лежит набор пластмассовых кирпичиков (кубиков) с отверстиями. В отверстия нужно вставить пластмассовые палочки. Рукой палочки вставить трудно, нужно забить их в каждое отверстие с помощью игрушечного молотка. Молоток, гаечный ключ, отвертка лежат на столе. Ребенок должен выбрать нужное орудие, молоток, и использовать его для забивания палочек. Педагог предоставляет ребенку возможность пробовать, чем лучше забивать гвозди. Затем он просит ребенка объяснить, почему он выбрал молоток. Тема недели «Домашние птицы» Проблемная ситуация «Напои птичку» Задачи: Продолжать знакомить детей с проблемно-практическими ситуациями, практическими способами их решения; использованием предметов-заместителей. Решать проблемно-практиеские задачи методом проб: приближать к себе предметы с помощью веревки, тесьмы. Образовательная ситуация: Педагог приглашает ребенка поиграть и сажает его за стол. Перед ним на столе ставится птичка, к ноге которой привязана тесьма. Рядом, несколько наискось от прикрепленной тесьмы, располагаются «ложные» тесемки. Концы тесемок находятся в зоне досягаемости руки ребенка, птичка -нет. Ребенок должен догадаться использовать прикрепленную тесьму для достижения цели (птички). Педагог предлагает ребенку достать птичку и напоить ее из тарелочки. Предварительно он объясняет, что вставать со стула нельзя. В случае затруднения педагог указывает на тесемки и просит потянуть за одну из них. Если ребенок тянет за «ложную» тесьму, педагог говорит: «Попробуй, потяни за другую». После того как ребенок потянет за прикрепленную тесьму, он помогает ребенку обобщить его действия: «Видишь, эта привязанная тесьма, а эти не привязанные. За какую тесьму можно достать птичку?» Игра повторяется. Тема недели «Наш быт (мебель)» Проблемная ситуация «На чем мы сидим?» Задачи: Продолжать формировать у детей предпосылки к умению решать проблемно-практические задачи; использовать в быту вспомогательные средства и предметы-орудия фиксированного назначения, учить ими пользоваться (стул). Образовательная ситуация: Педагог приглашает детей в учебную комнату, в которой все стульчики спрятаны. На столах на подносах лежат игрушки. Педагог садится на свой стул и приглашает детей тоже сесть, не обращая внимание на то, что дети стоят. Затем он спрашивает: «Дети, а почему вы стоите? Садитесь!» Если дети не говорят, что у них нет стульчиков, педагог сообщает: «Вот я сижу - мне удобно. А на чем я сижу? А где же ваши стульчики? Давайте, поищем их». После того как дети найдут и поставят свои стульчики, педагог говорит: «Как удобно всем детям сидеть на стульчиках». В конце педагог спрашивает детей: «На чем удобно сидеть?» - и делает вывод, что людям удобно сидеть на стульях. |
Тема недели «Профессии» Проблемная ситуация «Построй забор» Задачи: Продолжать формировать у детей предпосылки к умению решать проблемно-практические ситуации; использовать в быту вспомогательные средства и предметы-орудия фиксированного назначения, учить ими пользоваться (палочки). Образовательная ситуация: На столе стоит пластмассовый домик. Педагог просит ребенка построить забор вокруг этого домика. Рядом лежит набор пластмассовых кирпичиков (кубиков) с отверстиями. В отверстия нужно вставить пластмассовые палочки. Рукой палочки вставить трудно, нужно забить их в каждое отверстие с помощью игрушечного молотка. Молоток, гаечный ключ, отвертка лежат на столе. Ребенок должен выбрать нужное орудие, молоток, и использовать его для забивания палочек. Педагог предоставляет ребенку возможность пробовать, чем лучше забивать гвозди. Затем он просит ребенка объяснить, почему он выбрал молоток. Тема недели «Транспорт» Проблемная ситуация «Покатаем матрешку» Задачи: Продолжать формировать умение детей для решения проблемно-практических ситуаций использовать предметы фиксированного назначения (веревку). Образовательная ситуация: На расстоянии, недоступном для вытянутой руки ребенка, находится тележка со стержнем. В тележке находится игрушка-кошка. На краю стола, справа, вблизи от ребенка, лежат палочка с колечком, палочка с крючком, лопатка. Педагог просит ребенка достать тележку и покатать матрешку. Ребенок должен догадаться использовать палочку с колечком для доставания тележки со стержнем. Детям дается возможность решить задачу методом проб. Затем педагог просит объяснить, почему ребенок использовал именно палочку с колечком. После этого ребенок играет с матрешкой (катает, разбирает и складывает). Тема недели «Женский день. Моя семья» Проблемная ситуация «Угостим куклу чаем» Задачи: Продолжать формировать предпосылки к умению решать проблемно-практические задачи, используя предметы фиксированного назначения (кукольную посуду). Образовательная ситуация: Педагог предлагает ребенку угостить куклу чаем. Кукла сидит на стульчике за столом. Он уточняет, что для этого надо на стол поставить посуду. Ребенок берет по одному предмету и ставит на стол. Когда стол падает, педагог спрашивает: «Что случилось? Почему упал стол?» При затруднении он помогает ребенку найти причину падения стола - нет одной ножки. Вместе ищут ножку, вставляют ее на место, а затем ребенок угощает куклу чаем. Затем педагог спрашивает: «Что случилось со столом? Почему он упал? Что ты сделал, чтобы стол не падал?» Тема недели «Весна шагает по планете» Проблемная ситуация «Поиграем с воздушными шарами» Задачи: Продолжать создавать условия для возникновения у детей предпосылок к решению проблемно-практических ситуаций. Формировать у детей представление об использовании в быту вспомогательных средств, пользоваться ими (веревка). Образовательная ситуация: Педагог показывает детям красивую коробочку, стучит по ней и спрашивает: «Что там?» Один ребенок открывает коробочку и достает оттуда воздушный шарик. Педагог эмоционально реагирует на появление шарика, радуется и говорит: «Будем играть с шариком. Его надо надуть, а потом можно бросать и ловить». После чего на глазах у детей надувает шарик и обращает внимание детей на то, что он быстро сдувается. Так повторяется 2-3 раза. Затем педагог спрашивает у детей: «Что же делать? Как же мы будем играть с этим шариком? » Показывает детям другую коробочку и приглашает ребенка постучать по коробочке и спросить: «Что там?» Он открывает коробочку и достает оттуда ленточку. Педагог восклицает: «Вот она, ленточка! Мы ее привяжем к шарику и будем играть» - и привязывает ленточку к шарику. Затем дети приглашаются в круг играть с шариком. Педагог называет ребенка и говорит ему: «Лови шарик!». |
Тема недели «Встречаем птиц» Проблемная ситуация «Напои птичку» Задачи: Продолжать знакомить детей с проблемно-практическими ситуациями; использовать предметы-заместители. Решать проблемно-практиеские задачи методом проб: приближать к себе предметы с помощью веревки, тесьмы. Образовательная ситуация: Педагог приглашает ребенка поиграть и сажает его за стол. Перед ним на столе ставится птичка, к ноге которой привязана тесьма. Рядом, несколько наискось от прикрепленной тесьмы, располагаются «ложные» тесемки. Концы тесемок находятся в зоне досягаемости руки ребенка, птичка -нет. Ребенок должен догадаться использовать прикрепленную тесьму для достижения цели (птички). Педагог предлагает ребенку достать птичку и напоить ее из тарелочки. Предварительно он объясняет, что вставать со стула нельзя. В случае затруднения педагог указывает на тесемки и просит потянуть за одну из них. Если ребенок тянет за «ложную» тесьму, педагог говорит: «Попробуй, потяни за другую». После того как ребенок потянет за прикрепленную тесьму, он помогает ребенку обобщить его действия: «Видишь, эта привязанная тесьма, а эти не привязанные. За какую тесьму можно достать птичку?» Игра повторяется. Тема недели «Наш быт (электроприборы)» Проблемная ситуация «Достань шарик» Задачи: Продолжать знакомить детей с проблемно-практическими ситуациями; формировать умение использовать предметы-заместители в тех случаях, когда игрушка-цель находится высоко от ребенка. Образовательная ситуация: Педагог приносит в учебную комнату несколько воздушных шаров. К шарам заранее прикреплены длинные ленточки. Дети бросают шары вверх и пытаются их поймать. Несколько шаров падает на шкаф. Педагог предлагает детям достать шары со шкафа. Дети тянут шары за ленточки, если могут достать, если же нет, должны догадаться использовать вспомогательное средство: скамейку, стул, банкетку и т.д. Если дети не используют эти вспомогательные средства, на помощь приходит педагог. В конце игры педагог обобщает действия детей: « Если ленточка свисает, шарик удобно достать за ленточку, а если ленточки не видно, надо искать стул, скамейку». Тема недели «В гостях у сказки» Проблемная ситуация «Покатай зайчиков» Задачи: Продолжать формировать умение детей для решения проблемно-практических ситуаций использовать предметы фиксированного назначения (веревку). Образовательная ситуация: На расстоянии, недоступном для вытянутой руки ребенка, находится тележка со стержнем. В тележке находится игрушка-зайка. На краю стола, справа, вблизи от ребенка, лежат палочка с колечком, палочка с крючком, лопатка. Педагог просит ребенка достать тележку и покатать зайку. Ребенок должен догадаться использовать палочку с колечком для доставания тележки со стержнем. Детям дается возможность решить задачу методом проб. Затем педагог просит объяснить, почему ребенок использовал именно палочку с колечком. После этого ребенок играет с зайкой (катает, выкладывает дорожку для зайки из кирпичиков). |
Тема недели «Животный мир весной» Проблемная ситуация «Покорми мишку» Задачи: Продолжать формировать умение детей для решения проблемно-практических ситуаций использовать предметы фиксированного назначения (предметы детской посуды). Образовательная ситуация: Педагог обыгрывает приход мишки к детям. Кто-то стучится в дверь, педагог спрашивает: «Кто это к нам в гости идет?» Открывает дверь и восклицает: «Это мишка к нам пришел поиграть!» Затем сажает мишку за стол и ставит перед ним обеденный прибор, в котором не хватает ложки и чашки. Педагог предлагает детям покормить мишку. Если дети не догадываются, что для кормления нужна ложка, он достает ее из буфета и дает ребенку. Затем педагог говорит, что мишка просит пить. Предлагает детям кувшин с водой и спрашивает детей: « Куда налить воду? » При затруднении просит детей достать чашку из буфета и напоить мишку. После выполнения игровых действий педагог фиксирует в слове способ действия: «Кормить надо ложкой; поить надо из чашки». Тема недели «Труд весной» Проблемная ситуация «Полей цветок» Задачи: Продолжать формировать умение детей для решения проблемно-практических ситуаций использовать предметы фиксированного назначения (лейку). Образовательная ситуация: Дети сидят за столами, перед ними на стол ' ставят комнатное растение. В дальнем углу комнаты стоит ведро с водой. В стороне, на другом столе стоят чашка, лейка, банка. Педагог просит детей полить цветок. В случае затруднения педагог просит ребенка (или двух детей) набрать из ведра воду в руки, обращает внимание детей на то, что вода из рук выливается. Затем говорит о том, что есть разные предметы - в них удобно набирать воду. Педагог просит детей по очереди принести воду в разных предметах. После действия детей, он обобщает в слове полученный детьми практический опыт: «Воду надо брать чашкой, лейкой, банкой. Поливать цветок удобнее всего из лейки». Тема недели «Мир растений» Проблемная ситуация «Полей цветок» Задачи: Продолжать формировать умение детей для решения проблемно-практических ситуаций использовать предметы фиксированного назначения (лейку). Образовательная ситуация: Дети сидят за столами, перед ними на стол ' ставят комнатное растение. В дальнем углу комнаты стоит ведро с водой. В стороне, на другом столе стоят чашка, лейка, банка. Педагог просит детей полить цветок. В случае затруднения педагог просит ребенка (или двух детей) набрать из ведра воду в руки, обращает внимание детей на то, что вода из рук выливается. Затем говорит о том, что есть разные предметы - в них удобно набирать воду. Педагог просит детей по очереди принести воду в разных предметах. После действия детей, он обобщает в слове полученный детьми практический опыт: «Воду надо брать чашкой, лейкой, банкой. Поливать цветок удобнее всего из лейки». |
Тема недели «Игрушки» Проблемная ситуация «Помоги достать игрушку» Задачи: Продолжать знакомить детей с проблемно-практическими ситуациями; формировать умение использовать предметы-заместители в тех случаях, когда игрушка-цель находится высоко от ребенка. Образовательная ситуация: Педагог приглашает ребенка и дает ему ключик от заводной игрушки. Заводная игрушка в прозрачном пакете висит высоко. Ребенок должен достать ее, использовав в качестве вспомогательного средства банкетку. Педагог предлагает достать заводную игрушку и поиграть с ней. В случае затруднения педагог помогает ребенку проанализировать ситуацию: «Ты можешь достать рукой игрушку? Почему? Ты маленький, а игрушка высоко. Давай поищем, на что можно встать, чтобы достать игрушку. Вот, давай возьмем эту банкетку, ты на нее встанешь и попробуешь достать». После того, как ребенок достанет игрушку, педагог помогает завести ее ключиком. Ребенок заводит игрушку несколько раз, они вместе радуются. Затем педагог уточняет действия: «Если игрушка находится высоко, надо искать, на что можно встать, чтобы стать выше и достать игрушку». Тема недели «Насекомые» Проблемная ситуация «Сделай куличики» Задачи: Продолжать знакомить детей с проблемно-практическими ситуациями; формировать умение детей для решения проблемно-практических ситуаций использовать предметы фиксированного назначения (формочки для песка, совочки). Образовательная ситуация: Игра проводится на улице. В теплую погоду педагог организует детей около песочницы и предлагает им испечь куличики для кукол. Педагог раздает детям формочки. Если они начинают брать песок руками, педагог останавливает их и говорит: «Руками песок брать нельзя. Чем можно брать песок?» Раздает детям совочки, показывает, как надо набирать песок, насыпать его в формочки и «печь куличики». Педагог уточняет, что песок надо набирать совочком. Тема недели «Цветы» Проблемная ситуация «Полей цветок» Задачи: Продолжать формировать умение детей для решения проблемно-практических ситуаций использовать предметы фиксированного назначения (лейку). Образовательная ситуация: Дети сидят за столами, перед ними на стол ' ставят комнатное растение. В дальнем углу комнаты стоит ведро с водой. В стороне, на другом столе стоят чашка, лейка, банка. Педагог просит детей полить цветок. В случае затруднения педагог просит ребенка (или двух детей) набрать из ведра воду в руки, обращает внимание детей на то, что вода из рук выливается. Затем говорит о том, что есть разные предметы - в них удобно набирать воду. Педагог просит детей по очереди принести воду в разных предметах. После действия детей, он обобщает в слове полученный детьми практический опыт: «Воду надо брать чашкой, лейкой, банкой. Поливать цветок удобнее всего из лейки». Тема недели «Вот какие мы стали большие» Проблемная ситуация «Достань камешки» Задачи: Продолжать формировать умение детей решать проблемно-практиеские задачи: доставать предметы из сосуда (в который нельзя засунуть руку), используя в качестве орудия палку с крючком, сачок для аквариума, ложку, вилку. Образовательная ситуация: В банке с водой лежат камешки. Недалеко от банки разложены на столе палочки - с крючком, сачком, колечком, вилкой. Ребенка просят достать камешки из банки и переложить в аквариум, не замочив при этом руки. Если ребенок пытается опустить руки в банку, но не достает до камешков, педагог предлагает ему подумать, чем можно достать камешки. Ребенку дается возможность перепробовать все лежащие на столе предметы-орудия, пока он сам не убедится, что камешки можно достать только сачком. При этом педагог обязательно фиксирует результат действия с каждым предметом-орудием: «Видишь, этой палочкой с крючком камешек достать нельзя. Попробуй достать сачком». После того как ребенок возьмет сачок и достанет первый камешек, педагог закрепляет достигнутый успех: «Вот хорошо, сачком можно достать все камешки». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста.
Проблемное обучение - такая организация деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя прблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению. В ре...
КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Учить решать проблемные ситуации, используя возможные варианты решения, развивать речь детей, логическое мышление, воображение, память, культуру общения....
Картотека по обучению игре для детей 1 и 2 года обучения с нарушениями интеллекта
Картотека по обучению игре для детей 1 и 2 года обучения с нарушениями интеллекта...
Конспект занятия по математике для детей второго года обучения с нарушениями интеллекта "Преобразование дискретных множеств"
Конспект занятия по математике для детей второго года обучения с нарушениями интеллекта "Преобразование дискретных множеств"...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Угостим зайку морковкой" для детей первого года обучения с нарушениями интеллекта
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Угостим зайку морковкой" для детей первого года обучения с нарушениями интеллекта...
Конспект открытого индивидуального занятия с ребенком первого года обучения с нарушением интеллекта
Конспект открытого индивидуального занятия с ребенком первого года обучения с нарушением интеллекта...
Конспект ООД (конструирование) Для детей 2 года обучения С нарушением интеллекта «Строим гараж»
Конспект ООДДля детей 2 года обученияС нарушением интеллекта Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» (конструирование). Интеграция образовательных областей...