Интеллектуально - психологическая игра с элементами песочной терапии "В гармонии с природой" для родителей воспитанников ДОУ
план-конспект занятия на тему
Игра представлена в формате взаимодействия с родителями в педагогической песочнице, что является одним из актуальных направлений в современном дошкольном образовании. В ходе игры спользуются авторские сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellektualno-psihologicheskaya_igra.docx | 26.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуально-психологическая игра
с элементами песочной терапии
«В гармонии с природой»
для родителей воспитанников ДОУ.
Прокофьева Елена Ильинична, педагог – психолог МБДОУ «Детский сад №174»
г.о. Самара
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого
в решающей степени зависит, каким человеком
станет сегодняшний малыш».
(В.А.Сухомлинский)
Цель: оптимизация роли семьи в экологическом воспитании дошкольников средствами песочной терапии.
Задачи:
1.Способствовать увеличению доли непосредственного участия родителей в организации и проведении экологических мероприятий в детском саду;
2.Содействовать повышению уровня знаний родителей в области экологической психологии, природоохранной деятельности, тем самым способствовать росту и развитию экологического сознания.
Педагог - психолог. Наша сегодняшняя встреча пройдет в виде игры. Игра будет состоять из двух частей: первая – вводная - теоретическая – как в любой игре нужно оговорить определенные правила, и вторая – непосредственно игра.
Чтобы начать продуктивно работать,- давайте ответим на главный вопрос:
Как вы понимаете, - что такое воспитание?
Да, - это питание во всех смыслах этого слова: питание физическое, питание интеллектуальное или ментальное, питание эмоциональное, духовное.
А где же истоки духовного питания?
Основы личности, духовного и культурного облика, вкусы и привычки, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру закладываются именно в семье. Благодаря влиянию норм и устоев семьи происходит формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку семья обеспечивает:
- физическое благополучие: еда, жилье, одежда, забота о здоровье;
- эмоциональное благополучие: любовь, поддержка, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;
- условия развития: удовлетворение потребности в общении, возможность ползать, ходить, бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления.
Детский сад в свою очередь работает над становлением начал экологической культуры у детей, формированием ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение принципов природопользования, активную деятельность по изучению и охране природы. При этом сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя и познание человеком самого себя, своих чувств и эмоций через непосредственное общение с природой.
Педагог-психолог работает в данном направлении в рамках песочной терапии: с малышами мы знакомимся с песком, его свойствами, с детьми старших группы мы проигрываем экологические сказки на песке, а затем в рисунке отображаем внутреннее состояние, вызванное той или иной сказкой, отображаем свои чувства, передаем эмоции.
Предлагаем и вам сегодня окунуться в детство и оказаться в царстве песка!
Педагог - психолог. На столе – разрезанные части двух открыток. Предлагаю каждому взять по части открытки и составить целое из частей. У нас образовались две команды. Пожалуйста, посовещайтесь, придумайте название команды и выберите капитана.
Зачин «Песочное государство».
Сегодня мы с вами стоим вначале увлекательного пути, пройдя который, вы откроете для себя неизведанное и сказочное. Сегодня произойдет ваше знакомство с миром волшебного Песка. И начнем мы это знакомство со сказки (сказка – зачин, авторская).
За - Тридевять морей, за - Тридесятым царством
Жило – было - Песочное государство.
Среди сине-голубых небес
Хранит Песок там тайны из тысячи чудес.
Он укрывает дно морское,
Он открывает сердце людское,
Он помогает на себя взглянуть,
Душой здесь можно отдохнуть.
Песок к себе вас приглашает,
Вам много интересного он обещает.
Но правило есть одно:
Песчинкам покидать
Просторы царства не дано.
Их надо чтить и уважать,
Здороваться,
Новое узнавать,
Песочные сказки учиться читать,
Потом прощаться
И царство Песка покидать.
А время спустя вновь возвращаться,
И в песке играть.
Прикоснитесь сейчас к поверхности песка, поздоровайтесь с ним:
- какой он?
- что вы чувствуете, когда прикасаетесь к поверхности песка?
-Переверните ладонь тыльной стороной, как сейчас отзывается песок?
Задание 1 «Песочное зеркало». Посмотрите внимательно в «Песочное зеркало» вглядитесь в его поверхность, а теперь нарисуйте, какими вы себя увидели, это может быть и ваш собственный образ и образ продиктованный песком: природный объект или явление.
Участникам предлагаются альбомные листы, цветные карандаши, краски.
Какими вы увидели себя в песочном зеркале, поделитесь, пожалуйста, что вы нарисовали, что вам открыл песок?
Задание 2 «Встреча с мудрецом».
Песок – часть природы, это сила, наделенная мудростью. А вот и сам мудрец (появление в песочнице фигурки мудреца). Мы прикоснулись к поверхности песка, а чтобы ближе познакомиться с его тайнами мудрец предлагает нам задание, готовы ли вы ответить на его вопросы?
Командам по очереди задаются вопросы из области экологии, природоохранной деятельности, экологической психологии.
Задание 2 «Песочные жители».
Испытание мудреца мы прошли, теперь песок может нам приоткрыть свои тайны. Поверхность песка словно зеркало – притягивает и завораживает. Но за этим зеркалом, внутри прячется немало интересного и сказочного.
Я предлагаю вашим рукам погрузиться в песок, купаться и нырять в «песочном море», и познакомится со всеми его жителями (под песком закопаны фигурки песочных жителей: животных, птиц, насекомых), не показывая соперникам. После знакомства со всеми жителями, необходимо составить рассказ о песочном жителе, не называя его, а команда-соперница должна угадать, о ком идет речь.
Задание 3 «Цветочная полянка».
Жители песочной страны обращаются к вам с просьбой. Есть у них в стране волшебный цветок - Цветик – Семицветик, но он перестал исполнять желания, заколдован был цветок до той поры, пока гости песочной страны не проявят чудеса экологических знаний и не пропишут свод правил: что хорошо - что плохо, и как себя нельзя вести не природе.
Необходимо написать правила поведения на природе, начинающиеся с частицы НЕ ( участникам раздаются ромашки, где на каждом лепестке частица НЕ).
Жители нас благодарят за спасение Семицветика. Теперь все будут помнить правила, а волшебный цветок вновь может исполнять любые желания.
А нам пора покидать Песочное царстство.
По пескам, по барханам,
По тропам, по ямам,
Не успели обернуться,
И друг другу улыбнуться,
Как приехали домой,
Все довольные собой!
Задание 4 «Агит-листовка».
Расколдовали мы Цветик – Семицветик для жителей песочного царства, но и у нас не все люди добросовестно относятся к природе, посещая лес, оставляют мусор, жгут костры, ломают деревья. Предлагаю выпустить рекламную листовку с напоминанием, как нельзя вести себя в природе.
Командам задание нарисовать плакаты экологической направленности, придумать им название и защиту, а так же продумать: как и где можно использовать полученные продукты.
Рефлексия. Спасибо за активную работу, уважаемые родители!
- Как Вам сегодняшнее путешествие?
- Что привнесло путешествие в Ваши сердца?
- С чем каждый из Вас сегодня выйдете с игры?
- Как Вы думаете, полезна ли такая работа с детьми в рамках формирования начал экологической культуры?
- Какие формы работы были бы интересны Вам в экологическом воспитании детей?
Поделитесь, пожалуйста! И, конечно же, предлагаю это сделать через песок.
Упражнение «Рука друга»
Капитан делает отпечаток ладони в песке, другие поочередно накладывают свою руку на отпечаток и делятся впечатлениями от игры.
Благодарим за сотрудничество и надеемся на дальнейшее продуктивное взаимодействие!
Литература.
1. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
2. Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2007.
3. Микляева Н.В., Толстикова С.Н., Циликина Н.П. Сказкотерапия в ДОУ и семье.- М.: ТЦ Сфера,2010
4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.
5. Прокофьева Е.И. Комплексная программа развития детско – родительских отношений через педагогическую песочницу: учебно – методическое пособие. – Самара,2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия с элементами песочной терапии педагога-психолога с гиперактивными дошкольниками старшей группы «Песочные фантазии»
Цель: развитие эмоционально-волевой сферы, коррекция дефицита внимания и гиперактивности средствами песочной терапии. Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему ов...
Мастер – класс «Игры с кинетическим песком как средство познавательного и эмоционального развития для детей с ЗПР» (трансляция опыта работы в рамках ГМО для педагогов – психологов «Использование элементов песочной терапии на занятиях психолога ДОУ с деть
Цель:Повышение психолого-педагогической компетентности участников мастер - класса в области использования различных методов работы для детей с ОВЗ в условиях ДОУ. Задачи:1.Знакомство с кинет...
Конспект аттестационного индивидуального занятия с элементами песочной терапии. Тема: " Путешествие в песочную страну к Смешарикам"
Конспект индивидуального занятия с элементами песочной терапии. Тема: " Путешествие в песочную страну к Смешарикам"...
презентация к конспекту аттестационного индивидуального занятия с элементами песочной терапии. Тема: " Путешествие в песочную страну к Смешарика
презентация к конспекту аттестационного индивидуального занятия с элементами песочной терапии. Тема: " Путешествие в песочную страну к Смешарика...
Сценарий педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста в форме коррекционно-развивающей игры с элементами песочной терапии «Загадочные планеты»
Сценарий педагогического мероприятия с детьмиВолошина Татьяна Игоревна, дефектолог МБДОУ «ДС «Дельфин»,г. МуравленкоТема: «Загадочные планеты»Цель: развития мелкой ...
Использование элементов песочной терапии в сочетании с кинезиологическими упражнениями для повышения интеллектуального и речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
В последние годы в системе воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребёнка...