Интеллектуально - психологическая игра с элементами песочной терапии "В гармонии с природой" для родителей воспитанников ДОУ
план-конспект занятия на тему

Прокофьева Елена Ильинична

Игра представлена в формате взаимодействия с родителями в педагогической песочнице, что является одним из актуальных направлений в современном дошкольном образовании. В ходе игры спользуются авторские сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualno-psihologicheskaya_igra.docx26.8 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуально-психологическая игра

с элементами песочной терапии

 «В гармонии с природой»

для родителей воспитанников ДОУ.

Прокофьева Елена Ильинична, педагог – психолог МБДОУ «Детский сад №174»

г.о. Самара

 «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого

в решающей степени зависит, каким человеком

станет сегодняшний малыш». 

(В.А.Сухомлинский)

Цель: оптимизация роли семьи в экологическом воспитании дошкольников средствами песочной терапии.

 Задачи:

1.Способствовать увеличению доли непосредственного участия родителей в организации и проведении экологических мероприятий в детском саду;

2.Содействовать повышению уровня знаний родителей в области экологической психологии, природоохранной деятельности, тем самым способствовать росту и развитию экологического сознания.

Педагог - психолог. Наша сегодняшняя встреча пройдет в виде игры. Игра будет состоять из двух частей: первая – вводная - теоретическая – как в любой игре нужно оговорить определенные правила, и вторая – непосредственно игра.

Чтобы начать продуктивно работать,- давайте ответим на главный вопрос:

Как вы понимаете, - что такое воспитание?

Да, - это питание во всех смыслах этого слова: питание физическое, питание интеллектуальное или ментальное, питание эмоциональное, духовное.

А где же истоки духовного питания?

Основы личности, духовного и культурного облика, вкусы и привычки, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру закладываются именно в семье. Благодаря влиянию норм и устоев семьи происходит формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку семья обеспечивает:

-  физическое благополучие:  еда, жилье, одежда, забота о здоровье;

- эмоциональное  благополучие: любовь, поддержка, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;

- условия развития: удовлетворение потребности в общении, возможность  ползать, ходить, бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления.

Детский сад в свою очередь работает над становлением начал экологической культуры у детей, формированием ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение принципов природопользования, активную деятельность по изучению и охране природы. При этом сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя и познание человеком самого себя, своих чувств и эмоций через непосредственное общение с природой.

Педагог-психолог работает в данном направлении в рамках песочной терапии: с малышами мы знакомимся с песком, его свойствами, с детьми старших группы мы проигрываем экологические сказки на песке, а затем в рисунке отображаем внутреннее состояние, вызванное той или иной сказкой, отображаем свои чувства, передаем эмоции.

Предлагаем и вам сегодня окунуться в детство и оказаться в царстве песка!

Педагог - психолог. На столе – разрезанные части двух открыток. Предлагаю каждому взять по части открытки и составить целое из частей. У нас образовались две команды. Пожалуйста, посовещайтесь, придумайте название команды и выберите капитана.

Зачин  «Песочное государство».

Сегодня мы с вами стоим вначале увлекательного пути, пройдя который, вы откроете для себя  неизведанное и сказочное. Сегодня произойдет ваше знакомство с миром волшебного Песка. И начнем мы это знакомство со сказки (сказка  – зачин, авторская).

За -  Тридевять морей, за -  Тридесятым  царством

Жило – было -  Песочное государство.

Среди сине-голубых небес

Хранит Песок там тайны из тысячи чудес.

Он укрывает дно морское,

Он открывает сердце людское,

Он помогает на себя взглянуть,

Душой здесь можно отдохнуть.

Песок к себе вас приглашает,

Вам много интересного он обещает.

Но правило есть одно:

Песчинкам покидать

Просторы царства не дано.

Их надо чтить и уважать,

Здороваться,

Новое узнавать,

Песочные сказки учиться читать,

Потом прощаться

И царство Песка покидать.

А время спустя вновь возвращаться,

И в песке играть.

Прикоснитесь сейчас к поверхности песка, поздоровайтесь с ним:

- какой он?

- что вы чувствуете, когда прикасаетесь к поверхности песка?

-Переверните ладонь тыльной стороной, как сейчас отзывается песок?

Задание 1  «Песочное зеркало».  Посмотрите внимательно в «Песочное зеркало» вглядитесь в его поверхность, а теперь нарисуйте, какими вы себя увидели, это может быть и ваш собственный образ и образ продиктованный песком: природный объект или явление.  

Участникам предлагаются альбомные листы, цветные карандаши, краски.

Какими вы увидели себя в песочном зеркале, поделитесь, пожалуйста, что вы нарисовали, что вам открыл песок?

Задание 2 «Встреча с мудрецом».

Песок – часть природы, это сила, наделенная мудростью. А вот и сам  мудрец (появление в песочнице фигурки мудреца). Мы прикоснулись к поверхности песка, а чтобы ближе познакомиться с его тайнами мудрец предлагает нам задание, готовы ли вы ответить на его вопросы?

Командам по очереди задаются вопросы из области экологии, природоохранной деятельности, экологической психологии.

Задание 2 «Песочные жители».

Испытание мудреца мы прошли, теперь  песок может нам приоткрыть свои тайны. Поверхность песка словно зеркало – притягивает и завораживает. Но за этим зеркалом, внутри прячется немало интересного и сказочного.

Я предлагаю вашим рукам погрузиться в песок, купаться и нырять в «песочном море», и познакомится со всеми  его  жителями (под песком закопаны фигурки песочных жителей: животных, птиц, насекомых), не показывая соперникам. После знакомства со всеми жителями, необходимо составить рассказ о песочном жителе, не называя его, а команда-соперница должна угадать, о ком идет речь.

Задание 3  «Цветочная полянка».

Жители песочной страны обращаются к вам с просьбой. Есть у них в стране волшебный цветок - Цветик – Семицветик, но он перестал исполнять желания, заколдован был цветок до той поры, пока гости песочной страны не проявят чудеса экологических знаний  и не пропишут свод правил: что хорошо - что плохо, и как себя нельзя вести не природе.

Необходимо написать правила поведения на природе, начинающиеся с частицы НЕ  ( участникам раздаются ромашки, где на каждом лепестке частица  НЕ).

Жители нас благодарят за спасение Семицветика. Теперь все будут помнить правила, а  волшебный цветок вновь может исполнять любые желания.

А нам пора покидать Песочное царстство.

По пескам, по барханам,

По тропам, по ямам,

Не успели обернуться,

 И друг другу улыбнуться,

Как приехали домой,

Все довольные собой!

Задание 4 «Агит-листовка».

Расколдовали мы Цветик – Семицветик для жителей песочного царства, но и у нас не все люди добросовестно относятся к природе, посещая лес, оставляют мусор, жгут костры, ломают деревья. Предлагаю  выпустить рекламную листовку с напоминанием, как нельзя вести себя в природе.

Командам задание нарисовать плакаты экологической направленности, придумать им название и защиту, а так же продумать: как и где можно использовать полученные продукты.

Рефлексия. Спасибо за активную работу, уважаемые родители!  

- Как Вам сегодняшнее путешествие?

- Что привнесло путешествие в Ваши сердца?

- С чем каждый из Вас сегодня выйдете с игры?

- Как Вы думаете, полезна ли такая работа с детьми в рамках формирования начал экологической культуры?

- Какие формы работы были бы интересны Вам в экологическом воспитании детей?

 Поделитесь, пожалуйста! И, конечно же, предлагаю это сделать через песок.

Упражнение «Рука друга»

Капитан делает отпечаток ладони в песке, другие поочередно накладывают свою руку на отпечаток и делятся впечатлениями от игры.

Благодарим за сотрудничество и надеемся на дальнейшее продуктивное взаимодействие!

Литература.

1. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

2. Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2007.

3. Микляева Н.В., Толстикова С.Н., Циликина Н.П. Сказкотерапия в ДОУ и семье.- М.: ТЦ Сфера,2010

4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.

5. Прокофьева Е.И. Комплексная программа развития детско – родительских отношений через педагогическую песочницу: учебно – методическое пособие. – Самара,2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия с элементами песочной терапии педагога-психолога с гиперактивными дошкольниками старшей группы «Песочные фантазии»

Цель: развитие эмоционально-волевой сферы, коррекция дефицита внимания и гиперактивности средствами песочной терапии. Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему ов...

Мастер – класс «Игры с кинетическим песком как средство познавательного и эмоционального развития для детей с ЗПР» (трансляция опыта работы в рамках ГМО для педагогов – психологов «Использование элементов песочной терапии на занятиях психолога ДОУ с деть

Цель:Повышение психолого-педагогической компетентности участников мастер - класса в области использования различных методов работы для детей с ОВЗ в условиях ДОУ. Задачи:1.Знакомство с кинет...

Конспект аттестационного индивидуального занятия с элементами песочной терапии. Тема: " Путешествие в песочную страну к Смешарикам"

Конспект индивидуального занятия с элементами песочной терапии. Тема: " Путешествие  в песочную страну к Смешарикам"...

презентация к конспекту аттестационного индивидуального занятия с элементами песочной терапии. Тема: " Путешествие в песочную страну к Смешарика

презентация к конспекту  аттестационного индивидуального занятия с элементами песочной терапии. Тема: " Путешествие  в песочную страну к Смешарика...

Сценарий педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста в форме коррекционно-развивающей игры с элементами песочной терапии «Загадочные планеты»

Сценарий педагогического мероприятия с детьмиВолошина Татьяна Игоревна,  дефектолог МБДОУ «ДС «Дельфин»,г. МуравленкоТема: «Загадочные планеты»Цель: развития мелкой ...