Исследовательская работа по теме "Чудесные превращения воды"
проект (подготовительная группа) на тему

Нуруллина Эндже Рафисовна
Исследовательская работа заняла 1место в Республике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota.docx38.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

Большекабанский детский сад «Ладушки» Лаишевского муниципального района РТ

II Региональная научно-практическая конференция

учащихся

«Мы – будущее XXI века»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

на тему:

«Чудесные превращения воды»

Фатыхова Амира Линаровна,

воспитанник подготовительной группы

МБДОУ Большекабанского детского сада «Ладушки»

Лаишевского муниципального района РТ

Руководитель: Нуруллина Эндже Рафисовна,

воспитатель первой квалификационной категории

2017 г.

Cодержание

     Введение …………………………………………………….………..3

      Основная и практическая часть..…………….…………….….……4

1. Значение воды на Земле…  …………………….….……..…4

2. Превращения воды..……………………………..……..……5

                    3.   Круговорот воды в природе …………………………..……8

   Заключение  ………….………………..…………… ………………..9

     Список литературы….……………………………………………..11

Введение

Не  умыться, не  напиться без  воды.

Листику  не  распуститься  без  воды.

Без  воды  прожить не  могут

Птица,  зверь  и  человек!

И поэтому всегда  

ВСЕМ  ВЕЗДЕ  НУЖНА  ВОДА!

Вода – чудо природы. Почему? Благодаря своим волшебным свойствам. Ни одно существо на земле не обходится без воды.  Как вы думаете, сколько может прожить человек без пищи? Без пищи мы можем прожить 49 дней.  А  без воды человек может прожить не больше 2-х суток.

Тема нашей исследовательской работы - «Чудесные превращения воды».

Актуальность темы:  вода главный компонент жизни. Она необходима для жизнедеятельности растений и животных. Поэтому, необходимо ее изучение.

Мы выдвинули гипотезу: вода - это единственное вещество, которое переходит в природе из одного состояния в другое.

Цель нашей работы – доказать, что вода в природе способна переходить из одного состояния в другое.

Для достижения нашей цели мы поставили следующие задачи:

- изучить литературу о состоянии воды в природе, о свойствах воды;
- доказать с помощью экспериментов, что вода переходит из одного состояния в другое, что вода прозрачна, не имеет формы, вкуса, запаха, цвета, вода – хороший растворитель.

II. Основная и практическая часть

II. 1. Значение воды на  Земле

«Нельзя сказать, что вода необходима для жизни: она и есть жизнь»,- так сказал Сент  Экзюпери об этой жидкости, которую мы употребляем, не особенно задумываясь.

Воды на Земле много -2/3 поверхности; плюс вода рек, озер, ледников – получается ¾. Поэтому Землю называют «Голубой планетой». Но мы используем всего 2% от этой огромной массы, т.к. вся вода соленая, а пресной (не соленой), которую мы можем использовать – всего 2%. Поэтому воду надо беречь.

Мы привыкли, что вода –
       Наша спутница всегда!
       Без нее нам не умыться,
       Не наесться, не напиться,
       Смею я вам доложить:
       Без воды нам не прожить!
       Вы слышали о воде?
       Говорят она везде:
       В луже, в море, в океане
       И в водопроводном кране.
       Как сосулька замерзает,
      В лес туманом заполняет,
      Ледником в горах зовется,
      Лентой серебристой вьется.

В природе ею заполнены чаши океанов, моря, озера, реки, болота. Есть и искусственные водоемы – пруды, водохранилища и каналы. Она есть также и в глубине Земли, и в ее атмосфере. Она всюду на нашей планете. Но жизнь есть только там, где есть вода. Необходимые клеткам и тканям питательные вещества поступают в водных растворах. Вода обеспечивает терморегуляцию организма. Вода — великий распределитель тепла на Земле. Нагретая Солнцем вода  океанов переносит тепло в далекие полярные области. Вода  используется в быту, в сельском хозяйстве,  в медицине, в промышленности, - где угодно. Вода «добывает»  электрический ток, работая на гидроэлектростанциях.

Бесконечно много можно говорить о её применении. 

II.2. Превращения воды.

Однажды, в детском саду, наша воспитательница прочитала интересное письмо:

«Здравствуйте! Пишут вам три сестрички капельки. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом грянул мороз, вторая в это время расчесывала волосы, да так и застыла, превратилась в красивую льдинку. А третья успела спрятаться, и осталась капелькой. Льдинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признавать в Капельке и Паринке родных сестер. Ребята, помогите! Докажите, что мы: Паринка, Льдинка и Капелька – родные сестры».

Меня это письмо очень заинтересовало. Мне захотелось быстрее помощь Паринке, Льдинке и Капельке доказать, что они родные сёстры. А это можно доказать в нашей лаборатории «Интересных открытий». Здесь мы с друзьями становимся учёными-исследователями, любим проводить разные опыты. Ученый-исследователь - это много знающий и образованный человек, который проводит опыты, исследования и узнает что-то новое.

Пройдемте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям. Сначала нам надо определить его свойства.

Опыт№1

Берём два стакана. В одну наливаем воду, во вторую молоко. Смотрим, молоко белого цвета, а у воды нет цвета.

Вывод: вода бесцветная.

Опыт №2

А сейчас определим вкус воды. Для этого мы попробуем пить молоко и воду.

Вывод: вода не имеет вкуса.

Опыт №3

Для определения прозрачности воды в стакан с водой опускаем одну горошину красной фасоли, затем вторую горошину красной фасоли опускаем в стакан с молоком. В стакане молока фасоли не заметно, а в стакане с водой видно фасоль.

Вывод: вода - прозрачная.

Опыт №4

Для следующего эксперимента используем мамины любимые духи. Надушим ими ватный диск и понюхаем. Очень вкусно пахнет. Теперь понюхаем воду. Ничего не чувствуем.

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт №5

У нас стакан воды. Стакан в форме цилиндра и вода такой же формы. Сейчас мы перельюм воду из стакана в колбу. Посмотрите, теперь вода приняла  форму колбы.

Вывод: вода принимает ту форму, в которую ее переливают.

Опыт №6

В стакан воды положим ложку сахара. Хорошенько перемешаем. Сахар исчез, растворился в воде.  Мы не видим его.

Вывод: вода – растворитель.

Опыт №7

Для этого опыта мы используем деревянную палочку от мороженного и цветной мел. Если ими постучать, они твёрдые. Мы деревянную палочку ломаем пополам. И деревянных палочек стало 2. А теперь попробуем соединить две палочки в одну. Не получается. Мел тоже твёрдый. Попробуем и с ним сделать то же самое. Сначала  поделим на два, потом из двух попробуем сделать 1. Тоже не получается.

Вывод: Если сломать что-то твёрдое, его уже нельзя снова сделать целым. Если вы сломаете веточку дерева или оторвёте листочек, то дерево уже не будет целым – оторванный листочек обратно не приставишь. Поэтому нельзя ломать деревья и кусты – если твёрдое ломается, то обратно в целое не соединяется.

А что же произойдёт с водой, если с ним сделать то же самое? Для этого возьмём стакан с водой и пустой стакан. «Сломаем» воду в стакане так, чтобы из одного целого получилось два «кусочка» воды. Получилось два стакана воды.  А теперь из двух частей сделаем одну, перельём воду обратно в один стакан. У нас получилось соединить воду.

Вывод: воду мы можем разделить на две части, и потом из двух частей получить одно целое. Значит, воду можно «сломать» и сделать опять целой.  

Опыт №8

Берём два стаканчика, один с водой, другой – пустой.  Аккуратно переливаем воду из одного стакана в другой.  Вода  льётся.  Раз она льётся, она жидкая.

Вывод: поскольку вода жидкая, может течь, её можно назвать жидкостью.

Опыт №9

Для следующего опыта мы налили воду в формочку и поставила в морозильник. Через некоторое время  вода замерзла и превратилась в лёд.

Вывод: при низкой, холодной температуре вода замерзает, превращается в лёд.

Опыт №10

Сейчас эти же кубики льда мы взяли в руки. Они холодные. Но соприкоснувшись теплом наших рук, они начали таять, превратились в воду.

Вывод: при высокой, тёплой температуре лёд тает, превращается в воду.

Опыт №11

Для  проведения следующего опыта нам поможет вот этот прибор. Он называется электрочайник. Мы вскипятили воду. Из чайника выделяется пар. Сейчас мы приложим к чайнику зеркало. А на зеркале  мы видим капельки воды. Почему так получилось? Пар  превратился в воду.

Вывод: сильно нагретая вода при высокой температуре превращается в пар. А пар, остывая, превращается в воду.

Вот и доказали Капельке, Паринке и Льдинке, что они родные сёстры. Теперь они не ссорятся, живут между с собой очень дружно.  

II.3.   Круговорот воды в природе

Как мы убедились в опыте №9, №10, №11 при низкой, холодной температуре вода замерзает, превращается в лёд. А при высокой, тёплой температуре лёд тает, превращается в воду. Сильно нагретая вода при высокой температуре превращается в пар. А, пар, остывая, превращается в воду.

Также происходит и в природе. Мы хотим рассказать вам о путешествии Капельки. Начнём с пробуждения от снежного сна. Затем стекает в реку, оттуда может попасть куда угодно: может в подземные воды, которые питают все остальные водоёмы,   может в озеро, может в море или в океан. Затем, если будет тепло, вода испаряется отовсюду. Сначала побудет паром, потом станет частью облачка. На облаке капелька может облететь весь мир! Наконец из облачка капелька может вылететь как вода, если будет тепло, или снежинкой, если будет холодно. А затем она опять растает и всё продолжится по кругу.

Существует Большой круговорот воды в природе и еще два малых – океанический и континентальный. Большой круговорот воды в природе иначе называют Мировым. Над океаном  собираются осадки, ветры несут их на континенты, там они выпадают и со стоком вновь возвращаются в океан. Так природа превращает соленую воду в пресную. Малый океанический круговорот происходит над океаном – он заключается в непрерывном испарении воды, конденсации, образовании осадков и выпадении их обратно в океан. Континентальный круговорот воды происходит точно так же, только над поверхностью суши. Кстати, океан теряет в процессе круговорота больше воды, нежели получает с осадками. А на суше ситуация обратная – воды выпадает намного больше, чем испаряется. Вся вода, когда-либо выпавшая на сушу в виде осадков, рано или поздно  вернется в океан.

III. Заключение

Проводя опыты, мы достигли своей цели. Раскрыли следующие свойства воды:  она бесцветна, без вкуса, без запаха, прозрачна, не имеет формы, текучая, обладает теплоемкостью, хороший растворитель. Доказали гипотезу: вода - это единственное вещество, которое переходит в природе из одного состояния в другое. Бывает в трёх состояниях – жидком, твёрдом и газообразном. Туман, облака, роса, дождь, град, иней, снег, гололед, изморозь - все это вода в разных состояниях. Без нее не обходятся ни в одном уголке нашей планеты. Ее влияние поистине огромно.

В наши дни водная проблема стала одной из самых важных.

   Благодаря воде, на нашей планете зародилась и до сих пор существует жизнь. Мы привыкли к воде и часто забываем о том, что вода - это самая большая драгоценность на Земле. Но запасы воды не безграничны. Если исчезнет вода – исчезнет и жизнь. Наша планета станет такой же безжизненной, как и другие планеты в солнечной системе. Люди должны сохранить присутствие воды в нашей жизни. Экономия воды – это не жадность. Это бережливость, забота о поколениях людей, которые будут жить после нас.

        Пока ещё не поздно, нам надо сделать всё необходимое для сохранения водоёмов и спасти нашу голубую планету, а значить и нас самих.

        Предлагаю сделать следующее:  

1) не сбрасывать в реку и не складировать в городе и на берегу   бытовой мусор, отходы промышленных, сельскохозяйственных предприятий;

2) запретить вырубку деревьев и кустарников по долинам рек;

3) не мыть автотранспортные средства у реки;

4) проводить регулярные мероприятия по очистке берегов рек и улиц  от бытового мусора;

5) необходимо охранять водные богатства, рационально и бережно их использовать.

 Список использованной литературы:

1.  Горский Н. Вода - чудо природы. - Москва: Наука,1962 г.

2. Габуда С.П. Связанная вода. Факты и гипотезы. - Новосибирск: Наука, 1982 г.

3.Масару Эмото "Тайная жизнь воды".-Попурри, 2006 г.

        4. Ефремова А. Капля, речка, океаны. - Санкт – Петербург: Современная педагогика, 2004г.

         5. Захлебный А.Н. Книга для чтения по охране природы. – Москва: Просвещение, 1986 г.

        6. Интернет ресурсы:

1) https://globallab.org

2) geografya/ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чудесные превращения воды познавательно-исследовательский проект по экологии для старших дошкольников

Проект направлен на развитие познавательной активности дошкольников путем формирования естественнонаучных представлений в процессе опытно - экспериментальной деятельности...

Непосредственная образовательная деятельность в средней группе Познавательно – исследовательская деятельность «Волшебное превращение воды»

Познание: Познакомить детей с качествами и свойствами льда, развивать представление о плавлении льда, о превращении льда в воду и наоборот, о зиме и лете.Коммуникация: Учить четко, проговаривать слова...

Презентация: Исследовательская работа на тему: «Газированная вода: польза или вред».

Исследование вредного влияния газированных напитков на организм человека....

Исследовательская работа «Живая и мертвая вода – миф или реальность?»

Исследовательская работа  «Живая и мертвая вода – миф  или реальность?»в подготовительной к школе группе...

Конкурс исследовательских работ «Я – исследователь!». Исследовательская работа «Яйцо в солёной воде»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18574053","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"341","width":"480"}}]]Исследовательская работа   «Яйцо в солёной вод...

исследовательская работа "Как с гуся вода"

Исследовательская работа "Как с гуся вода" для ребенка дошкольника....